СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родная литература" 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю рабочую программу по курсу "Родная (русская) литература"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родная литература" 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Ивантеевка





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №2»

___________ Шершнева С.В.

___________________

М.П.





Рабочая программа

по родной (русской) литературе

на 2019- 2020 учебный год

10 класс

базовый уровень




Составитель:

Дегтярева Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории










2019 г.

Пояснительная записка

Курс «Родная (русская) литература» является подготовительно-тренировочным и адресован учащимся 10 - 11 классов, сдающих обязательный письменный экзамен (итоговое сочинение), а также планирующих сдавать экзамен по литературе.

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов и расширения знаний по предмету

Рабочая программа соответствует виду, миссии, целям и особенностям МБОУ СОШ №2.


2. Планируемые результаты освоения предмета "Родная литература"

2.1. Личностные результаты:

  • Выпускник научится: проявлять готовность к самообразованию.

  • Выпускник получит возможность научиться: развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера.

2.2. Метапредметные результаты:

Выпускник научится:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

  • определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи; основам прогнозирования;

  • отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.


Выпускник получит возможность научиться: произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


2.3. Предметные результаты:

Выпускник научится

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • владеть основными способами обработки информации и презентации.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат).


Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста сочинений – с другой.

Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».

Задачи:

  • систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

  • формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

  • дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

  • обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

  • содействие в области профессионального самоопределения.


Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.


Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.










3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета - 17 ч. (1 ч. в неделю)

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Элементы

содержания

Планируемые предметные результаты

Практические и лабораторные работы,

творческие и проектные работы,

экскурсии

и др.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Древнерусская литература

1

Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью

Определять основные темы и проблемы древнерусской литературы

Выявлять основные закономерности историко-литературного процесса.

Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества

Составлять тезисный план или конспект лекции.

Совершенствовать навыки познавательной, учебно-исследовательской и

проектной деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет


2.

Литература русского Просвещения XVIII века

1

М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии

Выявлять художественные открытия авторов текстов.

Анализировать стихотворения и прозу, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в произведении.

Осмысливать тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.

Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера.

Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её

доклады по проблемным вопросам литературы

3.

Литература первой половины XIX века

6

Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека». М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности

Выявлять художественные открытия авторов текстов.

Анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста.

В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера

зачёт

4.

Литература второй половины XIX века

7

И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин

Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев

Составлять тезисный план или конспект лекции.

Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Совершенствовать навыки познавательной, учебно-исследовательской и

проектной деятельности.

Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач

Зачет


Творческая работа

5

Резерв

2

Обобщение по теме

Проявлять готовность к самообразованию.

Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера

доклады по проблемным вопросам литературы

ИТОГО

17


5




Календарно-тематическое планирование


п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение (1)

1.

Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы

1




2.

Литература русского Просвещения XVIII века. М. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев (особенности русского сентиментализма)

1



3.

Литература первой половины XIX века. Творчество В. А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады

1



4.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного пространства. Язык и стих комедии

1



5.

А. С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа. Зарождения реализма как направления

1



6.

Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века

1



7.

Понятие поэтической преемственности в творчестве М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта

1



8.

«Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе

1



9.

Литература второй половины XIX века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в рамках творчества И. Гончарова

1



10.

Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе




11

«Герой времени» в романах И. С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары»

1



12.

Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика

1



13.

Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н. А. Некрасова

1



14.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе

1



15.

Ф. М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив

1



16-17

Итоговое повторение

2


















Согласовано:

на ШМО учителей

русского языка и

литературы

пр. № ___ от _________2019 г.

__________/Миронова М.Е./

Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________/Козырицкая С.В./

_______________ 2019г.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!