Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Ивантеевка
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №2»
___________ Шершнева С.В.
___________________
М.П.
Рабочая программа
по родной (русской) литературе
на 2019- 2020 учебный год
10 класс
базовый уровень
Составитель:
Дегтярева Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2019 г.
Пояснительная записка
Курс «Родная (русская) литература» является подготовительно-тренировочным и адресован учащимся 10 - 11 классов, сдающих обязательный письменный экзамен (итоговое сочинение), а также планирующих сдавать экзамен по литературе.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов и расширения знаний по предмету
Рабочая программа соответствует виду, миссии, целям и особенностям МБОУ СОШ №2.
2. Планируемые результаты освоения предмета "Родная литература"
2.1. Личностные результаты:
Выпускник научится: проявлять готовность к самообразованию.
Выпускник получит возможность научиться: развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера.
2.2. Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи; основам прогнозирования;
отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться: произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
2.3. Предметные результаты:
Выпускник научится
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
владеть основными способами обработки информации и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат).
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий о литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста сочинений – с другой.
Данный курс достигает цели, сформулированной в Стандарте образования по предмету «Литература».
Задачи:
систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т.е. преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета - 17 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые предметные результаты | Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др. |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Древнерусская литература | 1 | Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью | Определять основные темы и проблемы древнерусской литературы Выявлять основные закономерности историко-литературного процесса. Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества | Составлять тезисный план или конспект лекции. Совершенствовать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | |
2. | Литература русского Просвещения XVIII века | 1 | М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии | Выявлять художественные открытия авторов текстов. Анализировать стихотворения и прозу, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в произведении. Осмысливать тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах. Находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её | доклады по проблемным вопросам литературы |
3. | Литература первой половины XIX века | 6 | Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека». М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности | Выявлять художественные открытия авторов текстов. Анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера | зачёт |
4. | Литература второй половины XIX века | 7 | И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев | Составлять тезисный план или конспект лекции. Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | Совершенствовать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач | Зачет Творческая работа |
5 | Резерв | 2 | Обобщение по теме | Проявлять готовность к самообразованию. Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества | Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера | доклады по проблемным вопросам литературы |
ИТОГО | 17 | | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (1) |
1. | Древнерусская литература и фольклор как источник художественных принципов русской литературы | 1 | | |
2. | Литература русского Просвещения XVIII века. М. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (принципы классической комедии). Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев (особенности русского сентиментализма) | 1 | | |
3. | Литература первой половины XIX века. Творчество В. А. Жуковского – начало романтизма. Жанры элегии и баллады | 1 | | |
4. | «Горе от ума» А. С. Грибоедова – социально-политическая комедия. Драматургическое новаторство автора: обилие персонажей, двуединство конфликта и образы главных героев, расширение художественного пространства. Язык и стих комедии | 1 | | |
5. | А. С. Пушкин. Понятие исторического романа. Жанровые особенности первого русского романа. Зарождения реализма как направления | 1 | | |
6. | Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю. Лермонтова как традиция в русской литературе XIX века | 1 | | |
7. | Понятие поэтической преемственности в творчестве М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике поэта | 1 | | |
8. | «Смех сквозь слезы» в сатире Н. В. Гоголя. Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе | 1 | | |
9. | Литература второй половины XIX века. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в рамках творчества И. Гончарова | 1 | | |
10. | Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый тип героя в русской литературе | | | |
11 | «Герой времени» в романах И. С. Тургенева. Автор и его герои. Художественный прием «психологической пары» | 1 | | |
12. | Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика | 1 | | |
13. | Традиции и новаторство гражданской лирики в русской поэзии. Образ народа в творчестве Н. А. Некрасова | 1 | | |
14. | М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры как творческого принципа в литературе | 1 | | |
15. | Ф. М. Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе. Диалог и монолог как средство художественной выразительности прозы. Деталь как символ, деталь как лейтмотив | 1 | | |
16-17 | Итоговое повторение | 2 | | |
| | | | |
| | | | |
Согласовано: на ШМО учителей русского языка и литературы пр. № ___ от _________2019 г. __________/Миронова М.Е./ | Согласовано: Зам. директора по УВР ___________/Козырицкая С.В./ _______________ 2019г. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |