СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа нового курса "Родной язык"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык" 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Ивантеевка





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №2»

___________ Шершнева С.В.

___________________

М.П.





Рабочая программа
по родному (русскому) языку

10 класс



Базовый уровень




Составитель:

Дегтярева Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории










на 2019 / 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ «СОШ №2», на основе авторской рабочей программы по русскому языку к учебнику для средней (полной) школы по русскому (родному) языку для 10-11 классов

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык и литература. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина – 4-е издание. - Москва «Просвещение» 2017 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана 34 часа - 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 11 классе.


2. Планируемые результаты освоения предмета "Родной (русский) язык" (базовый уровень)

2.1. Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


2.2. Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


2.3. Предметные результаты:

  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

  • расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность


Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.


Целями изучения родного (русского) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;

• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.


Основные задачи курса родного (русского) языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов;

  • дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.



3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета– 17 ч. (1ч. в неделю)

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Элементы

содержания

Планируемые предметные результаты

Практические и лабораторные работы,

творческие и проектные работы,

экскурсии

и др.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Общие сведения о языке

2

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и речь. Язык и художественная литература. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков

работать с учебными словарями.

Соотносить стили текстов и жанры.

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка



Лингвистический анализ текстов

А. Пушкин «Скупой рыцарь»).

2.

Фонетика, орфоэпия, орфография

3

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.


отработать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста


Практическая работа -

Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова.

3.

Лексика и фразеология

2

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка. Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология.

Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества»

владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими)

расширения круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения


Тест -1


Практическая работа - Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.


4.

Морфемика и словообразование

2

Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова. Способы словообразования. Словообразовательный разбор. Выразительные средства словообразования. Михаил Пришвин «Кладовая солнца». Размышление над вопросом: как образовались слова?

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Использовать средства выразительности художественной речи.

Анализировать текст, определяя его типовую принадлежность

соблюдать в практике письма словообразовательные и орфографические нормы современного русского литературного языка

Пользоваться разными видами словарей;

повысить культуру речи.

Создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой


Практическая работа- Анализ эпизода

5.

Морфология и орфография

3

Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

обогащению активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения

соблюдать в практике письма словообразовательные и орфографические нормы современного русского литературного языка

Применять в речевой практике нормы формообразования имен существительных


Р/Р-1

сочинение


6.

Речь, функциональные стили речи

3

Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир». Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети». Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Функциональные стили речи, их общая характеристика

систематизировать научные знания о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Практическая работа:

Тезисы

конспект

выписки реферат

7.

Научный стиль речи

2

Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи. Лексика научного стиля речи. Статья академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов». Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

Практическая работа

Анализ статьи академика С. Вавилова

ИТОГО

17

Практические работы-6

Тест -1

Р/Р -1

Календарно-тематическое планирование

(17часов, 1 час в неделю)


п/п

ТЕМА

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1



2

Язык и речь. Язык и художественная литература. Понятие о системе языка, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Лингвистический анализ А. Пушкин «Скупой рыцарь»

1



3

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

1



4

Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

Практическая работа «Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова»

1



5

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор

1



6

Повторение о лексике русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Словари русского языка. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества. Тест

1



7

Практическая работа. «Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателе»

1



8.

Повторение о морфемике и словообразовании. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова

1



9.

Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Практическая работа. Анализ эпизода в повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца»

1



10.

Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание

1



11.

Р/Р Сочинение на лингвистическую тему: «Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина»

1



12.

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи

1



13.

Что такое текст. Средства связи между частями текста

1



14.

Практическая работа: «Виды преобразования текста Тезисы, конспект, выписки, реферат»

1



15.

Функциональные стили речи, их общая характеристика

1



16.

Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи. Лексика научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

1



17.

Практическая работа. Статья академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов».















Согласовано:

на ШМО учителей

русского языка и

литературы

пр. № ___ от _________2019 г.

__________/Миронова М.Е./


Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________/Козырицкая С.В./

_______________ 2019г.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!