Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Ивантеевка
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №2»
___________ Шершнева С.В.
___________________
М.П.
Рабочая программа
по родному (русскому) языку
10 класс
Базовый уровень
Составитель:
Дегтярева Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
на 2019 / 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10 класса составлена на основе образовательной программы МБОУ «СОШ №2», на основе авторской рабочей программы по русскому языку к учебнику для средней (полной) школы по русскому (родному) языку для 10-11 классов
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык и литература. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина – 4-е издание. - Москва «Просвещение» 2017 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана 34 часа - 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 11 классе.
2. Планируемые результаты освоения предмета "Родной (русский) язык" (базовый уровень)
2.1. Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.2. Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
2.3. Предметные результаты:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Целями изучения родного (русского) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Основные задачи курса родного (русского) языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
3. Тематическое планирование с содержанием учебного предмета– 17 ч. (1ч. в неделю)
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые предметные результаты | Практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др. |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
1 | Общие сведения о языке | 2 | Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и речь. Язык и художественная литература. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков | работать с учебными словарями. Соотносить стили текстов и жанры. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | Лингвистический анализ текстов А. Пушкин «Скупой рыцарь»). |
2. | Фонетика, орфоэпия, орфография | 3 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор | анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | отработать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста | Практическая работа - Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова. |
3. | Лексика и фразеология | 2 | Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка. Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» | владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими) | расширения круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения | Тест -1 Практическая работа - Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. |
4. | Морфемика и словообразование | 2 | Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова. Способы словообразования. Словообразовательный разбор. Выразительные средства словообразования. Михаил Пришвин «Кладовая солнца». Размышление над вопросом: как образовались слова? | применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Использовать средства выразительности художественной речи. Анализировать текст, определяя его типовую принадлежность | соблюдать в практике письма словообразовательные и орфографические нормы современного русского литературного языка Пользоваться разными видами словарей; повысить культуру речи. Создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой | Практическая работа- Анализ эпизода |
5. | Морфология и орфография | 3 | Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи | обогащению активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения | соблюдать в практике письма словообразовательные и орфографические нормы современного русского литературного языка Применять в речевой практике нормы формообразования имен существительных | Р/Р-1 сочинение |
6. | Речь, функциональные стили речи | 3 | Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир». Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети». Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Функциональные стили речи, их общая характеристика | систематизировать научные знания о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка | владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Практическая работа: Тезисы конспект выписки реферат |
7. | Научный стиль речи | 2 | Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи. Лексика научного стиля речи. Статья академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов». Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники | совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности | Практическая работа Анализ статьи академика С. Вавилова |
ИТОГО | 17 | Практические работы-6 Тест -1 Р/Р -1 |
Календарно-тематическое планирование
(17часов, 1 час в неделю)
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире | 1 | | |
2 | Язык и речь. Язык и художественная литература. Понятие о системе языка, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Лингвистический анализ А. Пушкин «Скупой рыцарь» | 1 | | |
3 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | 1 | | |
4 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Практическая работа «Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова» | 1 | | |
5 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор | 1 | | |
6 | Повторение о лексике русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Словари русского языка. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества. Тест | 1 | | |
7 | Практическая работа. «Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателе» | 1 | | |
8. | Повторение о морфемике и словообразовании. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова | 1 | | |
9. | Способы словообразования. Словообразовательный разбор. Практическая работа. Анализ эпизода в повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | | |
10. | Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание | 1 | | |
11. | Р/Р Сочинение на лингвистическую тему: «Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина» | 1 | | |
12. | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи | 1 | | |
13. | Что такое текст. Средства связи между частями текста | 1 | | |
14. | Практическая работа: «Виды преобразования текста Тезисы, конспект, выписки, реферат» | 1 | | |
15. | Функциональные стили речи, их общая характеристика | 1 | | |
16. | Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи. Лексика научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. | 1 | | |
17. | Практическая работа. Статья академика С. Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов». | | | |
| | | | |
| | | | |
Согласовано: на ШМО учителей русского языка и литературы пр. № ___ от _________2019 г. __________/Миронова М.Е./ | Согласовано: Зам. директора по УВР ___________/Козырицкая С.В./ _______________ 2019г. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |