СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Родной язык (русский)» для 10-11классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «Родной язык (русский)» для 10-11классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку, созданной на основе ФГОС, с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А.Николиной Программа по русскому языку 10 – 11 классы для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2019, учебного плана основного общего образования МБОУ «Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска и федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Родной язык (русский)» для 10-11классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа «Родной язык (русский)» для 10-11классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку, созданной на основе ФГОС, с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А.Николиной Программа по русскому языку 10 – 11 классы для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2019, учебного плана основного общего образования МБОУ «Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска и федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебно-методический комплекс Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений базового уровня, М.: Просвещение.

             Словесность как школьный предмет вводится на этапе обучения в 10 -11 классах, т.к. этот курс имеет обобщающий и систематизирующий характер, объединяя знания о функциональной  стороне языка с усвоением теории литературы.

В 10-11-ом классах необходимо изучать конкретные произведения словесности как художественные тексты в их родовой, видовой, композиционно-стилистической и идейно - образной специфике.

Планируемые результаты освоения курса «Родной язык (русский)»

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь.

Метапредметные результаты

1)   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1) сформированность понятий о нормах родного (русского) языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение видами речевой деятельности на родном (русском) языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного (русского) языка;

4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном (русском) языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном (русском) языке;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном (русском) языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного ( русского) языка, основными нормами родного (русского) языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном (русском) языке и изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

9) сформированность понимания родной (русской) литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Выпускники научатся:

  • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;

  • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

  • понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

  • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;


Выпускники получат возможность научиться:

  • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

  • определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

  • правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

  • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.

Реализация воспитательного потенциала:

1.Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

2.Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

3.Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

4.Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

5.Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

6.Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

7.Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

8.Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

9.Выявление наиболее способных обучающихся и привлечение их для проведения предметных недель, участия в предметных олимпиадах и конкурсах, с целью стимулирования углубленного изучения предмета.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

10 класс

Раздел 1. Язык и культура

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.


Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная

лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи. Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций

спора.

11 класс

Раздел 1. Русский язык и разновидности его употребления

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях

русского синтаксиса.


Раздел 2. Речь. Речевая деятельность. Текст

Текст как единица языка и речи. Строение текста. Тема и идея. Структура словесного произведения. Понятие сюжета. Композиция произведения. Фабула. Словесный ряд, детали.

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность. Образность, диалогичность, риторичность. Антропоцентризм художественного текста. Смысловая структура художественного текста. Жанровая характеристика художественного текста. Эпические жанры. Драматические жанры. Лирические жанры. Выразительное чтение текста как этап его интерпритации. Методы и приемы анализа художественного текста. Стилистический эксперимент. Семантический, сопоставительно-стилистический метод описания. Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях. Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы. Аспекты анализа художественного текста. Идейно-художественный уровень текста и его анализ. Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция. Структурно-композиционный уровень текста и его анализ.











Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

10 класс

Тема

Количество часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания (воспитательный потенциал урока)

1

Язык и культура

3

1,2,3,9

2

Культура речи

6

4,6,8

3

Речь. Речевая деятельность. Текст.

8

1,2,3,4,5,6,7,8,9


Итого

17


















Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания


11 класс

Тема

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания (воспитательный потенциал урока)

1

Русский язык и разновидности его употребления

5

1,2,3,4,5

2

Речь. Речевая деятельность. Текст

12

1,2,3,4,5,6,7,8,9


Итого

17




































Календарно-тематическое планирование

«Родной язык (русский)» 10 класс


п/п


Название темы

Дата


Домашнее задание

Язык и культура -3

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Система русского языка, его единицы и уровни



2

Русский язык как развивающееся явление. Основные тенденции активных процессов в современном русском языке.



3

«Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины



Культура речи -6

4

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи



5

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.



6

Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.



7

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка



8

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.



9

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.




Речь. Речевая деятельность. Текст. - 8



10

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.



11

Оратория: мастерство публичного выступления.

Принципы подготовки к публичной речи.



12

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия».

Риторика остроумия



13

Категория монолога и диалога как формы речевого общения



14

Риторика делового общения. Спор, дискуссия,

Полемика



15

Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стиль речи.



16

Язык художественной литературы. Разговорная речь



17

Итоговая работа промежуточной аттестации















































Календарно-тематическое планирование

«Родной язык (русский)» 11 класс



Название темы

Дата

Домашнее задание

Русский язык  и разновидности его употребления -5 ч.

1

Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.



2

Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле.



3

Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Устные выступления. Дискуссия. Дискуссия на тему (о выбору)«Почему нужно быть ответственным и трудолюбивым человеком.»



4

Официально- деловой стиль.

Заявление, автобиография, доверенность.



5

Разговорный стиль речи.

Составление микротекста  (в основе лексика, характерная для разговорного стиля.) Художественный стиль.

Анализ художественного текста



Речь. Речевая деятельность. Текст -12 ч.

6

Текст и его строение. Тема и идея.

Работа над определением темы и идеи.



7

Структура словесного произведения. Понятие сюжета. Композиция произведения. Фабула.

Словесный ряд, детали.



8

Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность. Образность, диалогичность,  риторичность. Антропоцентризм художественного текста.



9

Смысловая структура художественного текста.



10

Жанровая характеристика художественного текста. Эпические жанры. Драматические жанры



11

Лирические жанры. Обобщение по теме «Жанровая характеристика художественного текста»



12

Выразительное чтение художественного текста, как этап его интерпретации

Выразительное произношение художественного текста



13

Методы и приемы анализа художественного текста. Стилистический эксперимент. Семантический, сопоставительно- стилистический метод описания.



14

Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях. Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы



15

Идейно– художественный уровень текста и его анализ. Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция.



16

Структурно-композиционный уровень текста и его анализ. Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста».



17

Итоговая работа промежуточной аттестации