Карачаевский язык. 4 класс. Авторы Суюнчев Х.И., Эльканов М. К., Эльканова С.М., Майкоп-2015. Методическое пособие к учебнику «Карачаевский язык. 4 класс.», авт: Эльканова С.М., Айбазова З.С., Майкоп-2016, Пояснительная записка Программа начальных классов по карачаевскому языку построена как органическая часть общего курса карачаевского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Младшие школьники должны открыть для себя родной язык как предмет изучения, анализа различных его сторон: словарного, фразеологического и звукового состава, соотношения между звуками и буквами. Цель программы - познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка - устной и письменной. Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям. Необходимо формировать у школьников потребность и способность чувствовать и понимать выразительность, емкость карачаевского языка, его лексическое и интонационное богатство. 4 класс (68 часов) ПОВТОРЕНИЕ, изученного в 1 – 3 классах. (4 часа) СЛОВО. (9 часов). Морфемы Корень слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Однокоренные слова. Близкие и противоположные по значению слова. ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (12часов) Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Отсутствие рода у имён существительных. Изменение по числам и падежам. Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Составление предложений (текстов) с использованием существительных в определенном падеже и на различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (3 часа) Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Не склонение имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. (6 часов) Значение имени числительного. Количественные и порядковые числительные. Правописание имён числительных. Употребление имен числительных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием числительных. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (5часов) Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное. Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений. ГЛАГОЛ (6 часов) Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Время глагола, изменение по лицам и числам. Изменение глаголов по временам и числам. Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях, прозе). Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи. Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах. НАРЕЧИЕ (3 часа) Общие сведения о наречиях. Наречия, обозначающие время, место, образ действия. Употребление наречий в речи СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (11 часов) Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные. Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или на основании наблюдений за природой, впечатлений от экскурсий, посещения театра и т. д.), с однородными членами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами да, эмда, не, неда, бир да. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами. Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением. ПОВТОРЕНИЕ (ОБОБЩЕНИЕ) ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (4 часа) Звуки. Слог. Ударение. Словообразование. Части речи. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу IV класса Обучающиеся должны знать: признаки простого и сложного предложений; признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных; признаки однородных членов предложения; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия; Обучающиеся должны различать и сравнивать: простое и сложное предложения; главные и второстепенные члены предложения; лексико-грамматические признаки изученных частей речи; Обучающиеся должны уметь: производить синтаксический разбор предложения; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами; устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление; разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы; безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I-IV классах (падежные окончания существительных и прилагательных, личные окончания глаголов по временам.); |