СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родной язык" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Родной язык" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык" 9 класс»

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Родной язык»

9 класс. 8 вид



Личностные результаты:

-Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества, государства в

современном мире;

- осознание роли русского родного языка в жизни человека;

- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического

развития языка с историей общества;

- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского

родного языка;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным

компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей

употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного

народного творчества и произведениях художественной литературы разных

исторических эпох;

- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-

характеризующим значением; осознание национального своеобразия

общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-

символов, обладающих традиционной метафорической образностью,

распознавание, характеристика;

- понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с

национально-культурным компонентом; комментирование истории

происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление

их в современных ситуациях речевого общения;

- понимание и истолкование значения пословиц, поговорок, крылатых слов

и выражений в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно

русская и заимствованная; понимание процесса заимствования,

характеристика заимствованных слов по языку-источнику, времени

вхождения, понимание роли старославянского языка в развитии русского

литературного языка, стилистическая характеристика старославянизмов;

- понимание роли заимствованной лексики целесообразное её употребление;

- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределение

пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение

значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

- определение различий между литературным языком и диалектами;

- осознание изменений в языке как объективного процесса;

- соблюдение норм русского речевого этикета, понимание специфики

русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других

народов;

- использование словарей в том числе мультимедийных, учитывая

сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях

строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших

слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, словарей

пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных

этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей

эпитетов, метафор и сравнений.



Метапредметные результаты:



овладение основными нормами русского литературного языка, нормами

речевого этикета, приобретения опыта использования языковых норм в речевой

практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к

речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими

ресурсами лексики и фразеологии языка:

- осознание важности соблюдения норм современного русского языка для

культурного человека;

- анализ и оценивание чужой и собственной речи;

- соблюдение на письме и в речи норм современного русского литературного

языка и правил речевого этикета;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую

- осознанное расширение своей речевой практики;

- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм

современного русского языка;

- соблюдение основных лексических норм современного русского

литературного языка;

- соблюдение основных грамматических норм русского языка;

- соблюдение основных норм русского речевого этикета;

- соблюдение основных орфографических норм русского языка;

- соблюдение основных пунктуационных норм русского языка



Предметные результаты:



совершенствование различных видов устной и письменной речевой

деятельности:

- владение различными видами слушания монологической речи, учебно-

научных, художественных, публицистических текстов различных

функционально-смысловых типов речи;

- владение различными видами чтения различных типов речи;

- умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного

и прослушанного текста, отделять главные факты от второстепенных;

- умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста,

устанавливать причинно-следственные отношения ,выявлять логический

план текста;

- проведение анализа прочитанного или прослушанного текста;

- владение умениями информационной переработки прослушанного или

прочитанного текста;

- владение правилами информационной безопасности при общении в

социальных сетях;

- уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного

общения;

- участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого

поведения в споре;

- умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов,

рецензию на проектную работу одноклассника, доклад, принимать

участие в учебно- научной дискуссии;

- владение умениями учебно-делового общения;

- создание устных и письменных текстов описательного и аргументативного

типа, создание текста как результата проектной деятельности;

- чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров

- создание объявлений , деловых писем;

- оценивание устных и письменных речевых высказываний;

- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их

содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного

текстов.





Выпускник научится:

- разнообразить представляемую информацию;

- работать над составлением сообщений и докладов и выступать с ними перед

Одноклассниками;

- использовать в речи фразеологизмы, крылатые слова и выражения;

- преобразовывать тексты.



Выпускник получит возможность научиться:

- устранять типичные ошибки, связанные с нарушением лексической

сочетаемости;

- устранять типичные грамматические ошибки;

- нормам употребления причастных и деепричастных оборотов,

предложений с косвенной речью;

- правилам информационной безопасности в социальных сетях.

2. Содержание учебного предмета «Родной язык» 9 класс.

«Родной язык» (34 часа.)

Раздел 1 .Язык и культура.(10ч).

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа(обобщение). Примеры ключевых слов(концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внутренних и внешних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке( основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.



Раздел 2. Культура речи (10ч).

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением( по пять груш- по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления( отзывы о книге- рецензия на книгу, обидеться на слово- обижен словами). Правильное употребление предлогов по, из, с в составе словосочетания(приехать из Москвы- приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов( но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы, введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет.

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.



Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч).

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.



Резерв учебного времени – 4ч.











































3.Тематическое планирование «Родной язык»

9 класс.

1 час в неделю. Всего 34 часа.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

1

03.09.2018.


2.

Концепты русской культуры, их национально-историческая значимость.

1

10.09.2018.


3.

Крылатые слова и выражения в художественных произведениях.

1

17.09.2018.


4.

Крылатые слова и выражения в кинофильмах, песнях, рекламных текстах.

1

24.09.2018.


5.

Развитие языка как объективный процесс.

1

01.10.2018.


6.

Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений.

1

08.10.2018.


7.

Основные тенденции в изменении русского языка.

1

15.10.2018.


8.

Особенности словарного состава русского языка.

1

22.10.2018.


9.

Новая фразеология в русском языке.

1

05.11.2018.


10.

Процесс заимствования иноязычных слов.

1

12.11.2018.


11.

Основные орфоэпические нормы русского языка. Произношение и ударение.

1

19.11.2018.


12.

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

1

26.11.2018.


13.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.

1

03.12.2018.


14.

Современные толковые словари. Словарные пометы.

1

10.12.2018.


15.

Управление предлогов благодаря, согласно, вопреки.

1

17.12.2018.


16.

Употребление предлогов по,из, с.. в составе словосочетания.

1

24.12.2018.


17.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью.

1



18.

Особенность употребления в предложениях однозначных союзов.

1



19.

Этика и этикет в электронной среде общения. Правила этикета в Интернет-дискуссии.

1



20.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1



21.

Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

1



22.

Виды преобразования текстов. Аннотация. Конспект.

1



23.

Разговорная речь. Анекдот. Шутка.

1



24.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

1



25.

Учебно-научный стиль. Доклад. Сообщение.

1



26.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1



27-28.

Язык художественной литературы. Особенность художественных произведений.

2



29.

Текст и интертекст. Прецендентные тексты.

1



30.

Место и роль афоризмов в русском языке.

1



31-34.

Резерв учебного времени.

4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!