Планируемые результаты освоения учебного курса «Родной язык»
9 класс. 8 вид
Личностные результаты:
-Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества, государства в
современном мире;
- осознание роли русского родного языка в жизни человека;
- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического
развития языка с историей общества;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей
употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного
народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-
характеризующим значением; осознание национального своеобразия
общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-
символов, обладающих традиционной метафорической образностью,
распознавание, характеристика;
- понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом; комментирование истории
происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление
их в современных ситуациях речевого общения;
- понимание и истолкование значения пословиц, поговорок, крылатых слов
и выражений в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно
русская и заимствованная; понимание процесса заимствования,
характеристика заимствованных слов по языку-источнику, времени
вхождения, понимание роли старославянского языка в развитии русского
литературного языка, стилистическая характеристика старославянизмов;
- понимание роли заимствованной лексики целесообразное её употребление;
- понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределение
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение
значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;
- определение различий между литературным языком и диалектами;
- осознание изменений в языке как объективного процесса;
- соблюдение норм русского речевого этикета, понимание специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других
народов;
- использование словарей в том числе мультимедийных, учитывая
сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших
слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, словарей
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных
этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей
эпитетов, метафор и сравнений.
Метапредметные результаты:
овладение основными нормами русского литературного языка, нормами
речевого этикета, приобретения опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии языка:
- осознание важности соблюдения норм современного русского языка для
культурного человека;
- анализ и оценивание чужой и собственной речи;
- соблюдение на письме и в речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
- осознанное расширение своей речевой практики;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм
современного русского языка;
- соблюдение основных лексических норм современного русского
литературного языка;
- соблюдение основных грамматических норм русского языка;
- соблюдение основных норм русского речевого этикета;
- соблюдение основных орфографических норм русского языка;
- соблюдение основных пунктуационных норм русского языка
Предметные результаты:
совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности:
- владение различными видами слушания монологической речи, учебно-
научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
- владение различными видами чтения различных типов речи;
- умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного
и прослушанного текста, отделять главные факты от второстепенных;
- умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста,
устанавливать причинно-следственные отношения ,выявлять логический
план текста;
- проведение анализа прочитанного или прослушанного текста;
- владение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста;
- владение правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях;
- уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного
общения;
- участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого
поведения в споре;
- умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов,
рецензию на проектную работу одноклассника, доклад, принимать
участие в учебно- научной дискуссии;
- владение умениями учебно-делового общения;
- создание устных и письменных текстов описательного и аргументативного
типа, создание текста как результата проектной деятельности;
- чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров
- создание объявлений , деловых писем;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.
Выпускник научится:
- разнообразить представляемую информацию;
- работать над составлением сообщений и докладов и выступать с ними перед
Одноклассниками;
- использовать в речи фразеологизмы, крылатые слова и выражения;
- преобразовывать тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- устранять типичные ошибки, связанные с нарушением лексической
сочетаемости;
- устранять типичные грамматические ошибки;
- нормам употребления причастных и деепричастных оборотов,
предложений с косвенной речью;
- правилам информационной безопасности в социальных сетях.
2. Содержание учебного предмета «Родной язык» 9 класс.
«Родной язык» (34 часа.)
Раздел 1 .Язык и культура.(10ч).
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа(обобщение). Примеры ключевых слов(концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внутренних и внешних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке( основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10ч).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением( по пять груш- по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления( отзывы о книге- рецензия на книгу, обидеться на слово- обижен словами). Правильное употребление предлогов по, из, с в составе словосочетания(приехать из Москвы- приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов( но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы, введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10ч).
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени – 4ч.
3.Тематическое планирование «Родной язык»
9 класс.
1 час в неделю. Всего 34 часа.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1. | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 1 | 03.09.2018. | |
2. | Концепты русской культуры, их национально-историческая значимость. | 1 | 10.09.2018. | |
3. | Крылатые слова и выражения в художественных произведениях. | 1 | 17.09.2018. | |
4. | Крылатые слова и выражения в кинофильмах, песнях, рекламных текстах. | 1 | 24.09.2018. | |
5. | Развитие языка как объективный процесс. | 1 | 01.10.2018. | |
6. | Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. | 1 | 08.10.2018. | |
7. | Основные тенденции в изменении русского языка. | 1 | 15.10.2018. | |
8. | Особенности словарного состава русского языка. | 1 | 22.10.2018. | |
9. | Новая фразеология в русском языке. | 1 | 05.11.2018. | |
10. | Процесс заимствования иноязычных слов. | 1 | 12.11.2018. | |
11. | Основные орфоэпические нормы русского языка. Произношение и ударение. | 1 | 19.11.2018. | |
12. | Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. | 1 | 26.11.2018. | |
13. | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. | 1 | 03.12.2018. | |
14. | Современные толковые словари. Словарные пометы. | 1 | 10.12.2018. | |
15. | Управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. | 1 | 17.12.2018. | |
16. | Употребление предлогов по,из, с.. в составе словосочетания. | 1 | 24.12.2018. | |
17. | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью. | 1 | | |
18. | Особенность употребления в предложениях однозначных союзов. | 1 | | |
19. | Этика и этикет в электронной среде общения. Правила этикета в Интернет-дискуссии. | 1 | | |
20. | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | | |
21. | Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | 1 | | |
22. | Виды преобразования текстов. Аннотация. Конспект. | 1 | | |
23. | Разговорная речь. Анекдот. Шутка. | 1 | | |
24. | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. | 1 | | |
25. | Учебно-научный стиль. Доклад. Сообщение. | 1 | | |
26. | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 | | |
27-28. | Язык художественной литературы. Особенность художественных произведений. | 2 | | |
29. | Текст и интертекст. Прецендентные тексты. | 1 | | |
30. | Место и роль афоризмов в русском языке. | 1 | | |
31-34. | Резерв учебного времени. | 4 | | |