Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа имени Героя Советского Союза В.А. Маркелова села Старая Сахча
муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО Заместитель директора Директор МБОУ СШ
_________________ по УВР им. В.А. Маркелова
_______(Ильдимиркина Т.В.) села Старая Сахча
Протокол № ____ «____» ____________2018 г. ______ (Шагвалиева А.Ш.)
От __________2018 г. Приказ № _____
от ___________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета:
родной язык (русский) и
родная литература
Класс: 9
Уровень: основное общее
Учитель: Панфилова Е. П.
Срок реализации программы: 2018 - 2019 учебный год
Количество часов по учебному плану:
всего по 17,5 часов в год, по 0,5 часа в неделю
по каждому предмету
Аннотация
«Родной язык (русский) и
родная литература» в 9 классе
Рабочая программа для 5 – 9 классов по родному языку предназначена для учащихся, выбравших в качестве родного языка русский язык.
Задачи изучения родного языка и родной литературы:
Воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку как родному языку и родной литературе как величайшим духовным, нравственным и культурным ценностям русского народа.
Освоение знаний о законах функционирования родного языка, о разновидностях употребления языка и стилистической окраске слов и выражений, о стилистических возможностях различных языковых средств — лексических, фонетических, грамматических — и форм словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств художественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях.
Овладение на основе этих знаний родным русским языком как средством общения и материалом словесности, культурой устной и письменной речи, различными видами речевой деятельности. Освоение умений творческого употребления литературного русского языка для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и ситуацией общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих нормам литературного языка, но и обладающих такими качествами, как убедительность и выразительность.
Осознание эстетической ценности родного языка, развитие потребности в речевом самосовершенствовании на основе изучения языка выдающихся произведений словесности.
Понимание специфики языка художественной литературы, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях разных родов и видов. Восприятие произведения как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как целостного явления искусства слова. Овладение умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и видовой специфике через его языковую ткань.
Осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в систематическом чтении. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Аннотацию составила учитель Панфилова Е.П.
к рабочей программе «Родной язык (русский) и родная литература»
в 9 классе на 2018-19 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с последующими изменениями;
Основной образовательной программы МБОУ «Средняя школа имени Героя Советского Союза В.А. Маркелова села Старая Сахча муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» на 2018-2019 учебный год.
Программы по предмету «Русский язык» 5-9 классы: авторы-составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова.
Рабочая программа для 5 – 9 классов по родному языку предназначена для учащихся, выбравших в качестве родного языка русский язык.
Задачи изучения родного языка и родной литературы в воспитании уважительного и бережного отношения к русскому языку как родному языку и родной литературе как величайшим духовным, нравственным и культурным ценностям русского народа.
Освоение знаний о законах функционирования родного языка, о разновидностях употребления языка и стилистической окраске слов и выражений, о стилистических возможностях различных языковых средств — лексических, фонетических, грамматических — и форм словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств художественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях.
Овладение на основе этих знаний родным русским языком как средством общения и материалом словесности, культурой устной и письменной речи, различными видами речевой деятельности. Освоение умений творческого употребления литературного русского языка для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и ситуацией общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих нормам литературного языка, но и обладающих такими качествами, как убедительность и выразительность.
Осознание эстетической ценности родного языка, развитие потребности в речевом самосовершенствовании на основе изучения языка выдающихся произведений словесности.
Понимание специфики языка художественной литературы, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях разных родов и видов. Восприятие произведения как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как целостного явления искусства слова. Овладение умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и видовой специфике через его языковую ткань.
Осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в систематическом чтении. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 9 классе в разделе «Повторение изученного в 5 – 8 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 9 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное). Изучение родного (русского) языка и литературы – это изучение русской словесности. Словесность – искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках родного языка и родной литературы. Предлагаемая программа представляет необходимые сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а литература как явление искусства слова. 2 Программа курса в 9 классе представляет собой изучение основ словесности, базовых категорий искусства слова; вслед за этим программа Власенкова для 10-11 кл. определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета. Программа носит теоретико-практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые виды работы над языком произведений
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на изучение предмета в 9 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного предметного курса
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию;
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций);
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2)понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3)использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5)использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
7)воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8)осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Ученик получит возможность научиться
1)систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2)использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5)понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6)овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание программы
Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (8 часов)
Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Анализ афоризмов о богатстве и выразительности русского языка. Изобразительные ресурсы графики в крылатых словах. Обзор литературных источников афоризмов. Влияние пунктуации на смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы. Исследование художественного текста (произведения поэтов – футуристов: В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова)
Синтаксические изобразительные возможности языка (7 часов)
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Анализ отрывка из рассказа А. Солженицына «Матренин двор. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Анализ синтаксических конструкций в лирике С. Есенина Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Отражение структурного параллелизма в стихотворении И.С. Тургенева «Ах, давно ли гулял я с тобой»
Начальные сведения русского стихосложения (15 часов)
Русский народный стих. Былинный стих. Песенный стих. Раешный стих. Русский народный стих в сказке А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде», поэме А. Блока «Двенадцать. Силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение. Особый способ организации стихотворений М. Ломоносова и А. Тредиаковского. Вольный стих. Цезура. Анакруза. Клаузула. Ритмический рисунок стихотворений поэтов Серебряного века (А. Белый, М. Цветаева). Внутренняя рифма. Составная рифма. Особенности рифмы в произведениях поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М. Цветаева). Дактилическая и гипердактилическая рифма. Монорим. Белый стих. Анализ поэтических текстов. Анализ поэтических текстов: А. Блок «Возмездие». Проба пера.
Видоизменения авторского повествования (4 часа)
Субъективация авторского повествования. Словесные и композиционные приемы субъективации авторского повествования. «Объективация» повествования рассказчика. Стилизация. Пародия. Бурлеск. Травести. Анализ художественного текста.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности | 8 |
2 | Синтаксические изобразительные возможности языка | 7 |
3 | Начальные сведения русского стихосложения | 15 |
4 | Видоизменения авторского повествования | 5 |
Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование по родному языку (русскому) и родной литературе 9 класс
1 | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности | 8 |
1-2 | Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. | 2 | | |
3 | Анализ афоризмов о богатстве и выразительности русского языка | 1 | Анализ текста | |
4 | Отражение изобразительных ресурсов графики в крылатых словах. Обзор литературных источников афоризмов | 1 | | |
5-6 | Влияние пунктуации на смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы. | 2 | | |
7-8 | Исследование художественного текста (произведения поэтов – футуристов: В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова) | 2 | Анализ текста | |
2 | КУЛЬТУРА РЕЧИ Синтаксические изобразительные возможности языка | 7 |
9 | Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. | 1 | | |
10 | Анализ рассказа А. Солженицына «Матренин двор» | 1 | Анализ текста | |
11 | Семантико-стилистические функции однородных членов предложения | 1 | | |
12 | Анализ синтаксических конструкций в лирике С. Есенина | 1 | Анализ текста | |
13-14 | Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. | 2 | | |
15 | Отражение структурного параллелизма в стихотворении И.С. Тургенева «Ах, давно ли гулял я с тобой» | 1 | Анализ текста | |
3 | Начальные сведения русского стихосложения | 15 |
16-17 | Русский народный стих: былинный стих, песенный стих, раешный стих | 2 | | |
18-19 | Русский народный стих в сказке А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде», поэме А. Блока «Двенадцать» | 2 | Анализ текста | |
20 | Силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение | 1 | | |
21 | Особый способ организации стихотворений М. Ломоносова и А. Тредиаковского. Практическая работа | 1 | Анализ текста | |
22 | Вольный стих. Цезура. Анакруза. Клаузула. | 1 | | |
23 | Ритмический рисунок стихотворений поэтов Серебряного века (А. Белый, М. Цветаева). Практическая работа | 1 | Анализ текста | |
24-25 | Внутренняя рифма. Составная рифма. Дактилическая и гипердактилическая рифма. Монорим. Белый стих | 2 | | |
26 | Особенности рифмы в произведениях поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М. Цветаева). Практическая работа | 1 | Анализ текста | |
27-28 | Астрофические стихи. Акцентный стих и свободный стих. | 2 | | |
29 | Анализ поэтических текстов: А. Блок «Возмездие» | 1 | Анализ текста | |
30 | Проба пера | 1 | | |
4 | Видоизменения авторского повествования | 5 |
31 | Субъективация авторского повествования. Словесные и композиционные приемы субъективации авторского повествования | 1 | | |
32 | «Объективация» повествования рассказчика | 1 | | |
33 | Стилизация. Пародия. Бурлеск. Травести | 1 | | |
34 | Анализ художественного текста (Зощенко «Аристократка», «Часы») | 1 | Анализ текста | |
35 | Анализ текста | 1 | Анализ текста | |
| Итого – 35 |