Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф.К. Салманова
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО Приказ №_____ Зам. директора по УВР
от «___»_________ 20___г. А.В.Ходунова
(подпись, ФИО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
для 11 в класса
на 2019– 2020 учебный год
Учитель -
Сафарова М.Л.
Рассмотрено на заседании ПЦК ____________________________________ Протокол от _________ № _____ руководитель ПЦК ___________________ |
(подпись, ФИО)
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для обучающихся 11 Б класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (приказ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"» от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации , от 3 июня 2008 г. N 164, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643 и от 24 января 2012 г. N 39);
с учётом:
2.Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень);
3.Программы к завершённой предметной линии учебников по истории для 10-11 классов общеобразовательной школы, авторы-составители А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, П.А.Баранов. (опубликована в сборнике Программа История России.10 – 11 классы Москва «Просвещение», 2012
4. Надпредметной программы «Основы исследовательской деятельности».
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Главная цель изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение :
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне :
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этносоциальной культурной самоидентификации в современном мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Таким образом, данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции исторически сложившееся многонациональное и много конфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складываются представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 10 классе в объеме 70 часов (по 2 часа в неделю). Поэтому рабочая программа рассчитана на реализацию в объёме 70 часов двумя содержательными блоками:
Всеобщая история | охватывает период XX-начала XXI вв | 29 часов |
История России | охватывает период отечественной истории XX-начала XXI вв | 41 час |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями.
Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур, принятие неодинаковости людей как условия существования человеческого сообщества, стремление к поиску согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей.
Историзм, отражающийся в логическо-последовательном изучении событий и процессов.
Гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и инфантилизма.
Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости, противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его проявлениях.
Легитимность власти, формирующая взаимодействие институтов управления с гражданами, общественную стабильность и видение мирных способов отстаивания своих интересов.
Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений; а также проявляющаяся в умении противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты:
познавательные | формулировать поисковый запрос, планировать и осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы и интернет-источников; структурировать информацию с использованием простых таблиц, схем; выделять информацию, нужную для решения учебной задачи, формулировать выводы из изложенных фактов, строить речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме; владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов научно-популярного стиля речи; сворачивать текстовую информацию (ключевые слова, план, сжатый пересказ); выдвигать и проверять предположения; использовать для сообщения различные формы: текст, рисунок, таблица, схема, мультимедийная презентация. |
регулятивные | осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный и полученный продукт, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; воспринимать и использовать критику и рекомендации других (учителя, одноклассников), |
коммуникативные | выступать перед аудиторией сверстников; формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его, договариваться, работая в группе; участвовать в дискуссии, диалоге, учитывая позиции других участников, уметь контролировать действия партнёра в группе. |
Предметные результаты:
базовый уровень | повышенный уровень |
ученик научится | ученик получит возможность |
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.; осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.; сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события; | используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ— начале XXI в.; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); анализировать информацию из исторических источников текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи; систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в. систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в. |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Метапредметные | проектные работы; участие в конкурсах, олимпиадах гимназического и городского уровней |
Предметные | Предметные диагностические работы (контрольные работы, тесты), самостоятельные работы |
Содержание учебного предмета
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (не менее 16 ч)
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (не менее 8 ч)
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (не менее 6 ч)
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России (не менее 4 ч)
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922-1941 гг. (не менее 4 ч)
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (не менее 6 ч)
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
СССР в первые послевоенные десятилетия (не менее 4 ч)
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (не менее 3 ч)
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
Советское общество в 1985-1991 гг. (не менее 4 ч)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Российская Федерация (1991-2003 гг.) (не менее 5 ч)
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
В содержание примерной программы по истории для 11 класса в соответствии с целями и задачами гимназического образования, регионального компонента внесены следующие дополнения и изменения, общий объём которых составляет не превышает 15%:
Учебный раздел | Дидактическая единица | Объём учебного времени | Обоснование корректировки |
Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914 гг.) | Сибирь на рубеже XX-XXI вв. Экономика и хозяйственное положение жителей Обь-Иртышского Севера. | 0.25 0.25 | Реализация регионального компонента учебного плана |
Первая мировая Война и ее последствия. Общенациональный кризис в россии (1914-начало 1920-х гг.) | Край во время гражданской войны. Советская власть в округе. Культурные преобразования. | 0.25 0.25 | Реализация регионального компонента учебного плана |
Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е гг. | Основные тенденции развития ХМАО в 20-30-е гг. ХХ в. | 0.5 | Реализация регионального компонента учебного плана |
Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Великая отечественная война советского народа (1941-1945 гг.) | Роль округа в годы войны. Участие северян в боевых действиях. Помощь фронту. | 0.5 | Реализация регионального компонента учебного плана |
Мир во второй половине хх – начале XXI в. От индустриального общества к информационному | Административное устройство. Экономическое развитие. Общественно-политические и национальные отношения. Социальная структура послевоенного общества. Основные тенденции развития ХМАО на современном этапе | 0.5 0.5 1 | Реализация регионального компонента учебного плана |
| Итого | 5 | |
Тематический план
№ | Основные разделы | кол-во часов | Количество контрольных работ |
устных | письменных | практических |
1 | Индустриальная Модернизация традиционного общества (1900-1914 гг.) | 18 | 1 | 2 | 1 |
2 | Первая мироваяя война и ее последствия. Общенациональный кризис в россии (1914-начало 1920-х гг.) | 11 | 1 | 2 | 1 |
3 | Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е гг. | 8 | | 1 | 2 |
4 | Вторая мировая война (1939-1945 гг.) Великая отечественная война советского народа (1941-1945 гг.) | 8 | 1 | 1 | 3 |
5 | Мир во второй половине хх – начале XXI в. От индустриального общества к информационному | 21 | 1 | 2 | 1 |
6 | Россия и глобальные проблемы современного мира | 4 | | 1 | 3 |
| Итого | 70 | 4 | 9 | 11 |
| I полугодие | 32 | 2 | 4 | 2 |
| 1 семестр | 18 | 1 | 2 | 1 |
| 2 семестр | 14 | 1 | 2 | 1 |
| II полугодие | 38 | 2 | 5 | 9 |
| 3 семестр | 16 | | 2 | 2 |
| 4 семестр | 10 | 1 | 2 | 2 |
| 5 семестр | 12 | 1 | 1 | 5 |
Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт, П.А.Баранов. Программа История России.10 – 11 классы Москва «Просвещение», 2012 |
Учебник, учебное пособие | Л.Н. Алексашкина, Данилов, А. А. Л. Г. Косулина. Россия и мир в XX - начале XXI века». 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень. - М. : Просвещение, 2011. |
Электронное приложение к УМК | Электронное учебное пособие (CD-проект «Всемирная история»), CD-проект «Энциклопедия истории России»; |
Дидактический материал | Исторические карты, контурные карты, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, графики, дидактический материал |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | тесты, самостоятельные работы, проверочные работы, практические работы, игры |
Список используемой литературы | История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В.В. Каргалова. – М., 1997. Колесниченко, Н. Ю. История России. / Н. Ю. Колесниченко. – М., 2006. Короткова, М.В. История, дидактические материалы / М.В. Короткова. – М., 2002. Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: учеб. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. – М., 1995. Шестаков, А.В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца ХХ в..: хрестоматия / А.В. Шестаков, 1999. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 1. Ресурсы сайта ФЦИОР 2. Ресурсы сайта ЕКЦОР 3. http://www.edu.ru http://www.humanities.edu.ru http://www.auditorium.ru http://www.tuad.nsk.ru/history http://www.historymill.com http://www.praviteli.narod.ru http://www.magister.msk.ru/libraru/revolt/revolt/htm http://www.whiteforce.newmail.ru http://www.klio.webservis.ru http://www.school.edu.ru http://www.profile-edu.ru/ http://his. I September.ru/ http://www.magister.msk.ru/library/history/historyl.htm - сайт содержит следующие тексты: Н.М. Карамзин. История государства Российского; В.О. Ключевский. Курс русской истории; Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; СМ. Соловьев. История России с древнейших времен; В.Н. Татищев. История Российская; Митрополит Макарий. История Русской церкви; С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. http://lants.tellur.ru/history/ - Генеалогическое древо русских князей IX - XI вв., краткие биографии князей Рюриковичей, хронологическая таблица (IX - XVII вв.), карты Древней Руси. http://lib.userline.ru/689?secid=8324&num=l - электронная версия «Повести временных лет». http://www.hrono.ru/libris/lib_p/index.html - электронная версия курса лекций по русской истории С.Ф. Платонова. http://www.hrono.ru/dokum/pravda72.html - на сайте приведены два текста: «Русская правда» в краткой и пространной редакции. http://his. 1 september.ru/2001/42/по42_01 .htm - отечественные историки об эпохе Ивана Грозного. http://ou.tsu.ru/hischool/his_JuF7 - основные этапы истории формирования русского государства в XIV - XVII вв. Таблицы, схемы, словарь. http://klio.webservis.ru/lec7_l .htm - конспект лекции по истории правления Ивана Грозного. http://sscadm.nsu.ru/deps/hum/readerhistlO/smuta.html - электронная версия хрестоматии по истории России (10 класс). http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html - виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. http://grandwar.kulichki.net/books/dubov01.html - война России с Францией, поход Суворова в Италию, политика России в Европе. Карта Европы в 1799 г. http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/ml/9801/hist-l.htm - Екатерина II: Жалованная грамота городам 1785 г.http://lichm.narod.ru/Part4/411 .htm - эпоха петровских преобразований. http://syw-cwg.narod.ru/ - Семилетняя война. http://his. Iseptember.ru/2000/no09.htm - рассказы из русской истории XVIII в. http://www.fictionbook.ru/author/lyashenko_leonid_mihayilovich/aleksandr_ii_ili_istoriya_trehodinoche stv/lyashenko_aleksandr_ii_ili_istoriya_treh_odinochestv.html - книга Л.М. Ляшенко «Александр II» http://old-map.narod.ru/all-l 7.html - карта России и племена, ее населяющие (1866). http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ. http://www.nsu.ru/vk/info/d_205.htm#Heading - на сайте в лекционной форме представлен материал «Военная реформа 60 - 70-х гг. XIX в.». http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/febl861.htm - Манифест 19 февраля 1861 г. http .7/hronos. km. ru/biograf7alexand3. html - проект «Хронос», где представлена биография Александра III. |
Технические средства обучения | Интерактивная доска, телевизор, DVD-плеер, компьтер. |
Психолого-педагогическая характеристика класса 11 А
На базовом уровне историю в 11 А клдассе изучают 16 человек В основом то высокомотивированные учащиеся. Их отличает высокий уровень обобщения и абстрагирования, произвольность и устойчивость внимания, долговременная и логическая память.
Класс разнороден по способностям, имеет ярко выраженное избирательное отношение к учебным предметам (упор на физику, математику, информатику), что учтено при подборе учебного материала и заданий. Предмет преподается на базовом уровне.
Психолого-педагогическая характеристика класса 11 Б
В классе 28 учащихся.
Класс физико - математического профиля и химико-биологического, с углубленным изучением математики, физики, информатики, химии и биологии.
Основная масса обучающихся класса – это ученики со средним уровнем способностей и познавательной активности.
Обучающиеся 11Б класса разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, мотивированности к обучению в старшей школе. Оценивая уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 11Б класса, следует отметить, что большинство владеют приемами, позволяющими устанавливать целевые приоритеты; выделять проблемы; устанавливать причинно – следственные связи; подбирать и использовать аргументы, формулировать выводы; оценивать деятельность товарищей с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; коммуникабельны.
Ведущей деятельностью старших подростков является учебно – профессиональная деятельность. Их отличает высокий уровень обобщения и абстрагирования, произвольность и устойчивость внимания, долговременная и логическая память.
Класс разнороден по способностям, имеет ярко выраженное избирательное отношение к учебным предметам (упор на физику, математику, информатику), что учтено при подборе учебного материала и заданий. Предмет обществознание преподается на базовом уровне.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 Б класса и специфики данного классного коллектива.
Используемые в работе образовательные технологии, формы и приёмы работы
При реализации программы в соответствии индивидуальными особенностями обучающихся используются следующие технологии:
Методы интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.
Методы проблемно-поисковой деятельности предполагает создание в учебном процессе таких речевых ситуаций, в которых учащемуся самому необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью интерпретации содержания текстов и создания собственных речевых произведений проблемного, творческого характера, что позволяет максимально реализовать личностный потенциал учащегося.
Методы проектной деятельности основана на индивидуальном или совместном выполнении учащимися проектных заданий различного характера, связанных с изучением истории и культуры.
Основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях
Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть ГИА.
Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
Уроки-презентации, уроки-проекты и др.
Уроки с использованием мультимедиа.