СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Россия - мои горизонты" 6 класс на 2023 - 2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты" (профориентационное направление) 6 класс на 2023-2024 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Россия - мои горизонты" 6 класс на 2023 - 2024 учебный год»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края‌‌

Управление Администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района‌

МБОУ "Орлеанская ООШ"





РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

________________________

протокол № 9 от «30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________________

Крюкова А.Н. от «30» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУОООШ



________________________ Козырко О.В.

приказ №198

от «30» августа 2023 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Россия – мои горизонты»

(профориентационное направление)

6 класс

2023-2024 учебный год





Автор разработчик:

Балюх Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Категория -1







с. Орлеан

2023 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации

«Россия – мои горизонты» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО),

  • Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №370 (далее – ФОП ООО),

  • методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта «Билет в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г.

  • Положением об организации внеурочной деятельности в МБОУ «Орлеанская ООШ»

  • Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 29 сентября 2022г. №7/22).


Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-9 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее — проект).

Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей средой.

Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация обучающихся 6 классов, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального образования.

Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса.



Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности

Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6 класса МБОУ «Орлеанская ООШ».

Задачи:
  • построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;

  • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к

профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;

  • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;

  • формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

  • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматривается в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» Личностные результаты

В сфере гражданского воспитания:

    • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать;

    • готовность к разнообразной совместной деятельности;

    • выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания:

    • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

    • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.

В сфере духовно-нравственного воспитания:

    • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

    • готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

    • осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.

В сфере эстетического воспитания:

    • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;

    • стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;

    • стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

    • осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

    • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

    • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;

    • умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять

    • собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;

    • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания:

    • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

    • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,

    • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

    • готовность адаптироваться в профессиональной среде;

    • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

    • осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:

    • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;

    • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;

    • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:

    • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;

    • овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и

стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

    • освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку;

    • способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;

    • навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;

    • умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

    • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

    • умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

    • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.


Метапредметные результаты

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

    • выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;

    • использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;

    • аргументировать свою позицию, мнение;

    • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками;

    • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;

    • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;

    • выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях;

    • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;

    • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

    • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

    • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»;

    • выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;

    • понимать намерения других участников, проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;

    • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;

    • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

    • публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;

    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

    • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

    • выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;

    • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

    • делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;

    • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

    • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;

    • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;

    • уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

    • различать, называть и управлять собственными эмоциями;

    • уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним.


Предметные результаты

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.

Русский язык:

    • формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно- научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование;

    • участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;

    • обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;

    • извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;

    • создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность;

    • последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи);

    • правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, логичность.

Литература:

    • овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно- справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи;

    • применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык:

    • овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий;

    • приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете;

    • использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.

Информатика:

    • овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения учебных и практических задач;

    • умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;

    • сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета.

География:

    • освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта;

    • умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами;

    • умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;

    • сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Обществознание:

освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики);

    • умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

    • умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;

    • овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

    • приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.

Биология:

    • владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности;

    • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;

    • интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.

Изобразительное искусство:

    • сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.

Основы безопасности жизнедеятельности:

    • сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;

    • овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).


Формы проведения занятий:


1. Беседы, экскурсии, наблюдения.

2. Практикумы, игры.

3. Разработка проектов.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности по профориентации

«Россия – мои горизонты»


  1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь»

Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического .

Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает возможности обучающихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор профессионального пути – одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным?

Тематические профориентационные уроки по классам (рекомендуется проводить после стартового урока):

6 класс: тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе:

  • «ХОЧУ» — ваши интересы;

  • «МОГУ» — ваши способности;

  • «БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущее .

Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности (например, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях).Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим.Поиск дополнительных занятий и увлечений.

  1. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя»

Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформеhttps://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.

Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:

  • методика онлайн-диагностики обучающихся «Моя готовность»:

версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров;

  • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 2 версии – для 6-7, 8-9 классов.

Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн- диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7.классов.

Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта

«Билет в будущее» на интернет-платформеhttps://bvbinfo.ru/).

  1. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок»

Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего»–специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия – моя история» (очно, в онлайн-формате доступно на интернет-платформеhttps://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9-ю ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.

  1. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»

Профессиональные пробы.Данный формат реализуется очно (на базе образовательной организации и/ или в учебных профессиональных заведениях, организациях дополнительного образования, на предприятиях, организациях региона) или в онлайн-формате (профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п.).

Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы.

Виды профессиональных проб: базовая и ознакомительная.

  1. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»

Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах.

Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:

  • методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность»:

версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных ориентиров;

  • методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 2 версии – для 6-7, 8-9 классов.

Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн- диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7классов.

Развернутая консультации по результатам повторной онлайн-диагностики.

Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформеhttps://bvbinfo.ru/).

  1. Профориентационный видеопроект «Один день в профессии» (https://bvbinfo.ru/)

Онлайн-знакомство в формате видео-обзоров и интервью с носителями профессий, которые поделятся актуальной информацией об отраслях и покажут, как можно добиться успеха. В рамках урока ученикам будут предложены задания и упражнения, позволяющие лучше понять интересующие их сферы.

  1. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»

Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических).Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).





Тема, раздел курса

Кол-во часов

Основное содержание

Формы организации деятельности обучающихся

с указанием электронного образовательного ресурса

1.

Профориентационные

Проведение профориентационных

Актуализация процессов


уроки «Увлекаюсь»

уроков – вводного и тематического

профессионального


(4 часа)

(по классам).

самоопределения на основе



Вводный профориентационный

знакомства с



урок «Моя Россия – мои

познавательными фактами о



горизонты» (открывает

достижениях из различных



программу курса, 2 часа):

отраслей экономического



раскрывает возможности учащихся

развития страны.



в выборе персонального

Формирование



профессионального пути. Выбор

представлений о



профессионального пути – одно из

современных универсальных



важнейших решений, которое

компетенциях,



предстоит принять школьникам.

предъявляемых к



Рынок труда в условиях

специалистам из различных



неопределенности всегда пугает и

отраслей. Повышение



вызывает много вопросов: куда

познавательного интереса и



пойти учиться, чтобы завтра не

компетентности



остаться без работы? Найдётся ли

обучающихся в построении



для меня место на этом рынке

своей карьерной траектории



труда? Чему нужно учиться уже

развития (1 час).

сегодня, чтобы завтра быть

Просмотр видеороликов,

востребованным?

дискуссии, обсуждения, игры

Урок направлен на то, чтобы в

и практические задания на

интерактивной игровой форме

уроке.

познакомить учеников с тем, какие

В рамках самостоятельной

отрасли и профессии востребованы

работы (1 час) анализ

в России сегодня, какие

полученного опыта, работа с

открываются перспективы

памятками и материалами

развития, какие навыки

уроков, знакомство с онлайн-

потребуются для эффективной

инструментом «Примерочная

реализации себя в

профессий», заполнение

профессиональной сфере, что

анкеты саморефлексии на

важно сейчас и будет нужно, когда

интернет-платформе проекта

ребята окажутся на рынке труда.

https://bvbinfo.ru/.

Сегодня Россия добивается

Материалы для проведения

больших успехов и рекордных

урока представлены на

значений во многих отраслях

интернет-платформе

экономики. Самым важным во всех

https://bvbinfo.ru/ (для

этих цифрах являемся мы – жители

зарегистрированных

страны. Россия – это более 145

педагогов-навигаторов

миллионов жителей, и

проекта).

возможности, которые перед нами


открываются. Эти данные очень


тесно связаны с различными


отраслями экономики и


профессиональной деятельностью,


а значит, и с возможностью себя


реализовать.



Тематический профориентационный урок (2 часа):

для 6 класса

Тематическое содержание урока построено на трех базовых компонентах, которые необходимо учитывать при выборе:

  • «ХОЧУ» — ваши интересы;

  • «МОГУ» — ваши способности;

  • «БУДУ» — востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.

Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда вообще (формирование системного представления о мире профессий, например, как различные качества или навыки могут по-разному воплощаться в разных

профессиях). Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать

Каждому компоненту посвящен отдельный блок урока, в рамках которого обучающиеся дискутируют, смотрят видеоролики, выполняют практические задания (1 час).

В конце каждого блока обучающимся предлагается раздаточный материал (чек- лист) с рекомендациями (его можно использовать в качестве задания на самостоятельную работу).

Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:

  • Как распознать свои интересы?

  • Какие способности могут пригодиться при освоении профессии, и как их развивать?



свои интересы и развивать

  • Какие бывают личностные

возможности. Поиск

качества, и почему они

дополнительных занятий и

важны для выбора

увлечений.

карьерного пути?


  • Как стать в будущем


востребованным


специалистом?


В рамках самостоятельной


работы (1 час) заполнение


чек-листа, заполнение


анкеты саморефлексии,


знакомство с онлайн-


инструментом «Примерочная


профессий» на интернет-


платформе проекта


https://bvbinfo.ru/.


Материалы для проведения


урока представлены на


интернет-платформе


https://bvbinfo.ru/ (для


зарегистрированных


педагогов-навигаторов


проекта).

2.

Профориентационная

Профориентационная диагностика

Первая

часть


онлайн-диагностика.

обучающихся на интернет-

профориентационной



Первая часть

платформе https://bvbinfo.ru/ (для

онлайн-диагностики



«Понимаю себя»

зарегистрированных участников

обучающихся в

новом


(3 часа)

проекта) помогает сформировать

учебном году (1

час).



индивидуальную траекторию

Осуществляется для

обучающегося в мероприятиях проекта с учетом его

навигации по активностям

проекта «Билет в будущее».

профессиональных склонностей.

Обучающемуся будут

Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:

  • методика онлайн-диагностики

учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов.

предложены варианты диагностических методик на основании опыта предварительного участия в

проекте, данный уровень определяется на платформе


автоматически. Диагностика


осуществляется в онлайн-


формате, предоставляется


возможность проведения как

Версия 6-7 классов включает только диагностику

в образовательной

организации, так и в

готовности к профессиональному самоопределению и не включает

домашних условиях.

Варианты:

диагностику ценностных ориентиров.

  • методика онлайн-диагностики на

определение профессиональных склонностей и направленности

  1. Онлайн диагностика «Мой выбор».

  2. Онлайн диагностика «Моя готовность».

  3. Онлайн диагностика «Мои



обучающихся («Мой выбор»).

Методика предусматривает 3

таланты».

После диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (1 час), а также анализ интерпретаций в рамках самостоятельной работы (1 час).

Результаты:

  • рекомендация по маршруту проекта «Билет в будущее»;

  • просмотр видеозаписи консультации по результатам профориентационной

диагностики;

  • рекомендации по обсуждению результатов тестирования с родственниками и специалистами.

версии – для 6-7, 8-9 и 10-11 классов.

Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн- диагностики на определение

профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с

выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего

развития. Методика предусматривает версии для 6-7 классов.

Консультации по результатам

онлайн-диагностики.

Сопровождение обучающихся по

итогам диагностики (в индивидуальном или групповом

формате). Возможно проведение консультации с помощью

видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта

«Билет в будущее» на интернет- платформе https://bvbinfo.ru/.

3.

Профориентационная выставка

Посещение выставки

мультимедийной

«Лаборатория

  • Экскурсия

исторических

на

площадку

парков



«Лаборатория будущего. Узнаю рынок»

(4 часа)

будущего» - специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия – Моя история» (очно в 24 субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.

«Россия – Моя история» (очно в 24 субъектах РФ, по предварительной записи на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/, 3 часа).

  • Знакомство с выставкой на базе образовательной организации (виртуальная выставка) в рамках отдельного урока с использованием специализированного мультимедийного контента выставки на интернет- платформе https://bvbinfo.ru. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной

деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов.

В рамках самостоятельной работы (1 час) анализ полученного опыта,

заполнение анкеты саморекфлексии на

интернет-платформе https://bvbinfo.ru/

4.

Профессиональные пробы «Пробую.

Получаю опыт» (6 ч.)

Профессиональные пробы. Данный формат реализуется на базе образовательных организаций в регионе, в том числе осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации высшего

образования), организаций дополнительного образования. Определение профессиональных проб. Особенности проведения профессиональных проб в очном и онлайн- форматах: организация выездной площадки (очный формат) в организациях профессионального и дополнительного образования,

Запись на участие в профессиональной пробе (3 часа).

  • Участие в очных профессиональных пробах на региональном уровне по согласованию с региональным оператором. Реализуется на базе организаций-партнеров.

  • Участие в

профессиональных пробах в онлайн-формате на региональном уровне по согласованию с региональным оператором. Реализуется на вебинар-

площадках, сервисах видеоконференций и т.п.



центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п., онлайн-формат, реализуемый через сеть Интернет для совместной работы. Профессиональные пробы на основе платформы, вебинар- площадки, сервисов видеоконференций, чата и т.п. Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды: базовая и ознакомительная.

  • Участие в

профессиональных пробах на платформе проекта (проба на платформе, проводится в случае, если обучающиеся не посещают очные мероприятия проекта, или дополнительно к очным мероприятиям).

В рамках самостоятельной работы (3 часа) оценка обучающимися своего опыта участия в профессиональных пробах, заполнение анкеты саморефлексии, решение профессиональных проб на платформе проекта.

Активность проводится на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных пользователей).

Результаты:

  • Формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии,

группе родственных профессий, сферы, их включающей.

  • Развитие интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности обучающегося.

  • Готовность обучающегося к выбору профессии.

5.

Профориентационная

онлайн-диагностика. Вторая часть

«Осознаю» (3 часа)

Проведение повторной

диагностики для рефлексии опыта, полученного по итогам профессиональных проб. Рекомендации по дальнейшим вариантам получения образования, а также перспективным отраслям и профессиям.

Развернутая консультация по результатам повторной онлайн- диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам

диагностики (в индивидуальном

Вторая часть

профориентационной онлайн диагностики.

Осуществляется для подведения промежуточных итогов (рефлексии) с учетом участия обучающегося в мероприятиях профессионального выбора. Обучающемуся будет

предложен набор диагностических методик на

основании опыта



или групповом формате).

предварительного участия в

Возможно проведение консультации с помощью

проекте, данный уровень определяется на платформе

видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта

автоматически. Диагностика осуществляется в онлайн

«Билет в будущее» на интернет- платформе https://bvbinfo.ru/.

формате, предоставляется возможность проведения как


в образовательной организации, так и в


домашних условиях. Варианты:


1. Онлайн диагностика «Мой выбор».


2. Онлайн диагностика «Моя готовность».


3. Онлайн диагностика «Мои таланты».


После диагностики рекомендуется проведение


консультаций по полученным результатам (1


час), а также анализ интерпретаций в рамках


самостоятельной работы (1 час).


Результаты:

  • рекомендация по построению образовательно-


профессионального маршрута;

  • рекомендации по развитию;

  • видеозапись консультации


по результатам


профориентационной диагностики;

  • рекомендации по обсуждению результатов


тестирования с

родственниками и


специалистами.

6.

Профориентационный

Профориентационный

Групповое обсуждение,


рефлексивный урок

рефлексивный урок (проводится в

рефлексия, разбор


«Планирую»

конце курса, по итогам всех

персональных рекомендаций


(4 часа)

профориентационных

по результатам участия в



мероприятий): разбор и

проекте, практические



обсуждение персональных

задания и упражнения,



рекомендаций (по возрастам).

просмотр видеороликов. По



Разбор и обсуждение полученного

итогам урока каждый ученик



опыта по итогам

должен отметить наиболее



профессиональных проб и

подходящие ему варианты из



мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических). Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей). Стратегические цели - долгосрочная перспектива (профессии и отрасли, которые интересуют учеников,).

Сценарий урока построен вокруг обсуждения опыта, полученного в ходе участия в проекте, рекомендаций по диагностикам и внедрения рекомендаций в образовательные планы обучающихся.

Задачи:

  • Разбор и обсуждение рекомендаций диагностики - рефлексии 5 этапа (по возрастам).

  • Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий.

  • Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических).

  • Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей).

предложенных

рекомендаций, в том числе с использованием

функционала платформы.

В рамках самостоятельной работы (2 часа) анализ полученных рекомендаций, обсуждение результатов с родителями, посещение рекомендуемых ресурсов партнеров проекта.

Материалы для проведения урока представлены на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных

педагогов-навигаторов проекта).


Тематическое планирование




Тема (для участников Профминимума

не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее»)

Кол.ч

Дата

Примечание

1

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ — счастье в труде)

1

7 сентября

2023 г.


2

Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»

(введение в профориентацию)

1

14

сентября 2023 г.


3

Тема 3. Профориентационная диагностика № 1

«Мой профиль» и разбор результатов

1

21

сентября 2023 г.


4

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России»

(дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления)

1

28

сентября 2023 г.


5

Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)

1

5 октября

2023 г.


6

Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1)

(на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная

промышленность)

1

12 октября

2023 г.


7

Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства»

(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)

1

19 октября

2023 г.


8

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.)

1

26 октября

2023 г.


9

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий»

(информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)

1

2 ноября

2023 г


10

Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)

1

9 ноября

2023 г.



11

Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2)

(на выбор: медицина, реабилитация, генетика)

1

16 ноября






2023 г


12

Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела»

(машиностроение, транспорт, строительство)

1

23 ноября

2023 г.


13

Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую

профессию в инженерной сфере»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор, электромонтер и др.)

1

30 ноября

2023 г.


14

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность»

(федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в

этих службах)

1

7 декабря

2023 г.


15

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.)

1

14 декабря

2023 г.


16

Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»

1

21 декабря

2023 г.


17

Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны»

(агропромышленный комплекс)

1

11 января

2024 г.


18

Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.)

1

18 января

2024 г.


19

Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и

здравоохранения»

(сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

1

25 января

2024 г.


20

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.)

1

1 февраля

2024 г.


21

Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества»

(сфера социального развития, туризма и гостеприимства)

1

8 февраля

2024 г.


22

Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и

др.)

1

15 февраля

2024 г.


23

Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии»

(сфера культуры и искусства)

1

22 февраля

2024 г.


24

Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)

1

29 февраля

2024 г.


25

Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)

(учитель, актер, эколог)

1

7 марта

2024 г.


26

Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)

(пожарный, ветеринар, повар)

1

14 марта

2024 г.


27

Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)

1

21 марта

2024 г.


28

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)

1

28 марта

2024 г.


29

Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее»)

1

4 апреля

2024 г.


30

Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее»)

1

11 апреля

2024 г.


31

Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее»)

1

18 апреля

2024 г.


32

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее»)

1

25 апреля

2024 г.


33

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта

«Билет в будущее») Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»

1

2 мая

2024 г.


34

Промежуточная аттестационная работа. Творческий проект.

1

16 мая

2024 г.




Лист дополнений и изменений


Курс внеурочной деятельности: «Россия – мои горизонты»

Класс: 6

Учитель: Балюх Н.В.


2023-2024 учебный год


№ урока

Дата

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

в рабочей программе

фактически

по плану

дано

























































Средства контроля


1. Фото мероприятий