СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса разработана мною в соответствии с ФГОС второго поколения. Её содержание: пояснительная записка, содержание,тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 1 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана

  • на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Архангельская средняя школа имени А.А.Кудрявцева»;

  • с учётом Примерной программы основного общего образования по математике;

  • авторской рабочей программы предметная линия учебников Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Рабочие программы 1-4классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011г.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

  • «Прописи» №1, №», №3, №4 Н.А.Федосова, В.Г.Горецкий (обучение письму);

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. Москва «Просвещение» 2016г

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. Москва «Просвещение»

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. Москва «Просвещение»

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. Москва «Просвещение»

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.Ч.2. Москва «Просвещение»

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1. Москва «Просвещение»

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.2. Москва «Просвещение»



Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч

(5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам

обучения письму в период обучения грамоте 1 и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского

языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34

учебные недели в каждом классе).

Срок реализации программы – 4 года.



Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • е. осуществлять генерализацию и выведение обобщать, т. общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических д.), сохранять полученную т. средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;

  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;

  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;

  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».


Предметные

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.


Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.


Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.














Тематическое планирование


Обучение грамоте

(207ч)

Обучение чтению

Обучение письму

№ урока

Раздел (количество часов).

Тема урока

Количество часов


№ урока


Раздел (количество часов).

Тема урока

Количество часов


Добукварный период (31 ч)


Обучение чтению (14 ч) + 3ч (резерв)



Обучение письму (17 ч) +3 ч (резерв)


1




«Азбука» — первая учебная книга. 


1

1



Пропись — первая учебная тетрадь. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

1


2






Речь устная и письменная.

Предложение. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Работа с предложением


1




2




Рабочая строка.

Верхняя и нижняя линии рабочей

строки. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.


1




3





Слово и предложение. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.


1



3



Письмо овалов и полуовалов. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.

1


4







Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.


1


4

Рисование бордюров. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.


1




5

Письмо длинных прямых наклонных линий. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.

1


5






Слог. Ударение. 

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

1


6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.

1




6





Звуки в окружающем мире и в речи. 

Звуки речи.

1



7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением

вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением

внизу (вправо). Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.

1




7









Звуки в словах. 

Звуки речи.

1


8


Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Усвоение гигиенических требований

при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1




8






Слог-слияние. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.


1


9


 Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.


1









10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху

и внизу. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.


1









9



Повторение и обобщение пройденного материала.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов. Выделять ударный слог.

1



11


Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1




10

Повторение и обобщение пройденного материала.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов. Выделять ударный слог.

1

12

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

11



Гласный звук [а], буквы А, а. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.


1



13

Строчная и заглавная буквы А, а.

Усвоение гигиенических требований

при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.

1



12

Гласный звук [а], буквы А, а. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок.


1

14

Строчная и заглавная буквы А, а.

Усвоение гигиенических требований

при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.

1

13





Гласный звук [о], буквы О, о.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости со- гласных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

1



15



Строчная и заглавная буквы О, о. Усвоение гигиенических требований

при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.


1



14

Гласный звук [о], буквы О, о.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости со- гласных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

1

16

Строчная и заглавная буквы О, о. Усвоение гигиенических требований

при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.


1

15





Гласный звук [и], буквы И, и. 

 Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.


11

17

Строчная буква и.

Овладение начертанием письменных строчных букв.

1





18

(с. 8). Заглавная буква И.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) букв.



16

Гласный звук [ы], буква ыРазличение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и со- гласных звуков, гласных ударных и безударных.


1



19


Строчная буква ы. Овладение начертанием письменных строчных букв.

1

17



Гласный звук [у], буквы У, у. Различение звука и буквы: буква как знак звука.


1



20



Строчная и заглавная буквы У, у. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.







1



№ урока

Обучение чтению (53 ч)+6ч (резерв)



Обучение письму (67 ч)+4ч (резерв)


Букварный период (120 ч)


18


Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).




1

21


Строчная и заглавная буквы Н, н. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

19

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).



1

22

Строчная и заглавная буквы Н, н. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

20


Согласные звуки[с], [с’], буквы С, с.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение.



1

23


Строчная и заглавная буквы С, с. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1




24

Заглавная буква С. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) букв.

1

21

Согласные звуки[к], [к’],

буквы К, к. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, слово- сочетаний, предложений и коротких текстов.


1

25

Строчная и заглавная буквы К, к. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.


1

22

Согласные звуки[к], [к’],

буквы К, к. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, слово- сочетаний, предложений и коротких текстов.




1



26



Строчная и заглавная буквы К, к. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.


1

23-24



Согласные звуки [т],[т], буквы 

Т, т. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.



2

27-28

Строчная и заглавная буквы Т, т. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2

25



Согласные звуки [л],[л], буквы Л, л. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).




1

29


Строчная и заглавная буквы Л, л. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

26

Согласные звуки [л],[л], буквы Л, л. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).




1

30

Строчная и заглавная буквы Л, л. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1






31


Повторение и закрепление изученного.

1

27


Согласные звуки[р], [р’], буквы

 Р, р.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, со- гласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Формирование навыка слогового чтения


1


32

Строчная буква р. Заглавная буква Р. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

28

Согласные звуки[р], [р’],

буквы Р, р.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, со- гласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Формирование навыка слогового чтения


1

33

Строчная

буква р. Заглавная буква Р. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

29


Согласные звуки[в], [в’],

буквы В, в. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).



1

34


Строчная и

заглавная буквы В, в. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

30

Согласные звуки[в], [в’],

буквы В, в. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).



1

35

Строчная и

заглавная буквы В, в. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

31

Гласные буквы Е, е. Буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).



1

36


Строчная и

заглавная буквы Е, е. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

32

Гласные буквы Е, е. Буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


1

37

Строчная и

заглавная буквы Е, е. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

33

Согласные звуки[п], [п’],

буквы П, п. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, со- гласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Формирование навыка слогового чтения.





1


38



Строчная и заглавная буквы П,

п. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1








39



Строчная и заглавная буквы П, п. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.


1

34-35


Согласные звуки [м],[м’], буквы М, м. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, со- гласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости со- гласных звуков. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, слово- сочетаний, предложений и коротких текстов



2


40-41


Строчная и заглавная буквы М, м. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2

36-37


Согласные звуки [з],[з’], буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).




2


42-43


Строчная

и заглавная буквы З, з. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2






44


Строчная и

заглавная буквы З, з. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

38-40





Согласные звуки [б],[б’],

буквы Б, б.

Сопоставление слогов и слов с

буквами б и п.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


3

45-47

Строчная и заглавная буквы Б, б.  Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

3

41


 Согласные

звуки[д], [д’], буквы Д, д. 

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами.

1

48

Строчная и заглавная буквы Д, д. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1




49

Строчная и заглавная буквы Д, д. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

42





Согласные звуки [д],[д’],

буквы Д, д.

Сопоставление

слогов и слов с буквами д и т.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) 

1

50

Заглавная буква Д.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) букв.

1

43-45


Гласные буквы Я, я.

Буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.

3

51-53

Строчная и заглавная буквы Я, я. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

3




54

Урок 45 Строчная и заглавная буквы Я, я. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1

46-47





Согласные звуки[г], [г’],

буквы Г, г.

Сопоставление

слогов и слов с буквами г и к.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

2

55-56

Строчная и заглавная буквы Г, г. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2

48-49


Мягкий согласный звук[ч’],

буквы Ч, ч.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих

2

57-58

Строчная буква чОвладение начертанием письменных строчных букв.

2



 

59

Заглавная буква Ч. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) букв. 

1

50-51





Буква ь — показатель мягкости

предшествующих согласных

звуков.


2

60-61

Буква ьОвладение начертанием письменных строчных букв.

2

52-53



Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, со- гласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).


2

62-63

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2







64

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Обозначение гласных после шипящих.

1


54-55




Твёрдый согласный звук [ж],

буквы Ж, ж. Сопоставление

звуков[ж] и [ш]. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).


2

65-66

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.  Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2



56-57


Гласные буквы Ё, ё. Буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.


2

67-68

Строчная буква ёОвладение начертанием письменных строчных букв.

2






69

Заглавная буква Ё. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) букв.


2


58


Звук[й’], буквы Й, й. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


1

70

Строчная и заглавная буквы Й, й. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.


1



59

Звук[й’], буквы Й, й. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


1

71

Строчная и заглавная буквы Й, й. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.


1

60-62



Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


3

72-74

Строчная и заглавная буквы Х, х. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

3





75

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. 


1



63-64


Гласные буквы Ю, ю. Буквы гласных как показатель твёрдости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.


2

76-77

Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2


65-66



Твёрдый согласный звук [ц],

буквы Ц, ц. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


2

78-79

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.  Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

2





80

Письмо слогов и слов с

Буквами Ц, ц  и другими изученными буквами. 

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

1


67-68


Гласный звук [э], буквы Э, э. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


2

81-82

Строчная и заглавная буквы Э, э. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.

2


69-70

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. . Различение звука и буквы: буква как знак звука.



2

83-84

Строчная буква щ. Овладение начертанием письменных строчных букв.

2




85

Заглавная буква Щ. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) букв.





1

71

Согласные звуки [ф],[ф’], буквы Ф, ф. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами.


1

86

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.

1

72

Согласные звуки [ф],[ф’], буквы Ф, ф. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами.


1

87

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Овладение начертанием письменных прописных(заглавных) и строчных букв.

1

73

 Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


1

88

Строчные буквы ь, ъ. Овладение начертанием письменных строчных букв.

1

74

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


1

89

Строчные буквы ь, ъ. Овладение начертанием письменных строчных букв.

1

75

Русский алфавит. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, слово- сочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.


1

90

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

 Начиная с этого урока используется рабочая тетрадь в узкую линейку. Работа планируется учителем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся в букварный период


1

76

Русский алфавит. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, слово- сочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

1

91

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

 Начиная с этого урока используется рабочая тетрадь в узкую линейку. Работа планируется учителем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся в букварный период


1


Послебукварный период (22 ч)

92

Р.р. Работа с деформированным текстом (испол. тетрадь в узкую линейку). Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

1

93

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

94

Слова, отвечающие на вопросы  Кто? Что? Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

1

95

Слова, отвечающие на вопросы  Кто? Что? Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

1

96

Слова, отвечающие на вопросы  Что делать? Что сделать? Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

1

97

Слова, отвечающие на вопросы  Что делать? Что сделать? Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

1

98

Слова, отвечающие на вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие? Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

1

99

Слова, отвечающие на вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие? Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

1

100

Безударные гласные в корне слов. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1

101

Безударные гласные в корне слова. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1

102

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

103

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

104

Заглавная буква в словах. Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных.

1

105

Проверочный диктант.

1

106

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

107

Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

1

108

Правописание  ЖИ-ШИ. Обозначение гласных после шипящих.

1

109

Правописание  ЧА-ЩА. Обозначение гласных после шипящих.

1

110

Правописание  ЧУ-ЩУ. Обозначение гласных после шипящих.

1

111

Правописание  ЧК, ЧН, ЩН. Обозначение гласных после шипящих.

1

112

Контрольное списывание.

1

113

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1



Тематическое планирование по русскому языку (50 ч)


урока

Раздел (количество часов).

Тема урока

Количество часов, отводимых на изучение темы


Наша речь (2 ч)


114

Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

115

Русский язык — родной язык русского народа.

1


Текст, предложение, диалог (3 ч)


116

Текст (общее представление). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.

1

117

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между

словами в словосочетании и предложении. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

1

118

Диалог. Практическое овладение диалогической формой речи.

Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)

1


Слова, слова, слова…(4 ч)


119

Слово. Роль слов в речи.  Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова.

1

120

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

121

Тематические группы слов. Понимание слова как единства

звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Вежливые слова. 

1

122

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных

и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.



Слово и слог. Ударение (6 ч)


123

Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.

1

125

Деление слов на слоги.

1

126

Перенос слов. Применение правила правописания – перенос слов.

1

127

Перенос слов. Применение правила правописания – перенос слов.

1

128

Ударение (общее представление). Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Определение места ударения.

1

129

Ударение (общее представление). Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Определение места ударения.

1


Звуки и буквы (35 ч)


130

Звуки и буквы. Различение звуков и букв: буква как знак звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.

1


131

Звуки и буквы. Различение звуков и букв: буква как знак звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.

1

132

Русский алфавит, или Азбука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

1

133

Русский алфавит, или Азбука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

1

134

Гласные звуки. Звуки речи. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение качественной характеристики

звука: гласный-согласный; гласный ударный – безударный. Функция букв е, ё, ю, я.

1

135

Гласные звуки. Звуки речи. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение качественной характеристики

звука: гласный-согласный; гласный ударный – безударный. Функция букв е, ё, ю, я.

1

136

Ударные и безударные гласные звуки. Нахождение в слове ударных и

безударных гласных звуков. Формирование орфографической зоркости.

1

137

Ударные и безударные гласные звуки. Нахождение в слове ударных и

безударных гласных звуков. Формирование орфографической зоркости.

1

138

Ударные и безударные гласные звуки. Применение правил

правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Использование

орфографического словаря.

1

139

Ударные и безударные гласные звуки. Применение правил

правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Использование

орфографического словаря.

1

140

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки».

1

141

Согласные звуки. Различение гласных и согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

1

142

Согласные звуки. Различение гласных и согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

1

143

Согласные звуки Буквы Й и И.

1

144

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы гласных как показатель

твёрдости-мягкости согласных звуков на письме. Функция букв е, ё, ю, я.

1

145

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы гласных как показатель

твёрдости-мягкости согласных звуков на письме. Функция букв е, ё, ю, я.

1

146

Твёрдые и мягкие согласные звуки 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

147

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Мягкий знак

( ь ) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1

148

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Мягкий знак

( ь ) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1

149

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Мягкий знак

( ь ) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1

150

Согласные звонкие и глухие. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

1

151

Согласные звонкие и глухи. Определение качественной характеристики

звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный —непарный.

1

152

Согласные звонкие и глухие. Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

1

153

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».

1

154

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

1

155

Шипящие согласные звуки. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков.

1

156

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Применение правил правописания: сочетания чк, чн, чт.

1

157

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под уда-

рением.

1


158

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под уда-

рением.

1


159

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под уда-

рением.

1

160

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

1

161

Шипящие согласные звуки Развитие речи.

1

162

Заглавная буква в словах. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

1

163

Заглавная буква в словах. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

1

164

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

1


165

Закрепление изученного материала.

1



Итого: 165 часов



1 Изучается во всех разделах курса.

2

44