СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 11 класс»


























.





























Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля

(102 + 102 = 204 ч)

(Автор программы В. В. Бабайцева)

Пояснительная записка


В предлагаемой программе учитываются основы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (М., 2004) и «Примерная программа среднего образования по русскому языку. Профильный уровень». Программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой 3-е издание, 2010 г.

Содержание курса русского языка в 10—11 классах, изучающих русский язык на профильном (филологическом) уровне обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. «Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения» .

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.

Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединенных Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.

Цели занятий по русскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, изучающих русский язык на профильном уровне: 1) обобщение и систематизация изученного; 2) расширение теоретических сведений на основе обобщения ранее изученного; 3) совершенствование устной и письменной речи; 4) патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.

При построении программы для достижения этих целей учитывались следующие идеи (принцип ы):

1.Формирование и развитие лингвистической концепции служит надежной основой для совершенство­вания коммуникативной и культуроведческой компе­тенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической час­ти курса.

2.Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логиче­ской последовательности) способствует формирова­нию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.

Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоре­тических сведений, установить между ними систем­ные связи, что имеет большое методическое значение.

3. Изучение языка способствует развитию мышле­ния.

4. Изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотиче­ского, духовного и эстетического воспитания учащихся.

5. Функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи

6. Большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории

7. Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.

8. Совершенствование языкового чутья учащихся – важнейшее условие совершенствования их речи.

  1. Учащиеся 10-11 классов профильного уровня должны сформировать некоторые навыки научно-исследовательской работы, умение пользоваться словарями и справочниками.

  1. Обращение к словарям и справочникам сопровождает изучение русского языка на протяжении всех школьных лет, и в частности на завершающем этапе обучения русскому языку – в 10-11 классах.

Программа курса «Русский язык» 10 класс

Программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса и требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с указанными целями для реализа­ции отмеченных идей (принципов) в программе выде­ляются следующие разделы:

I. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.

П. Русский язык – один из богатейших языков мира.

  1. Принципы русского правописания.

  2. Повторение изученного.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному профильному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 10 классе 102 часа.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка уче­ник должен знать /понимать:

  • функции языка;

  • строение текста, соотношение языка, речи и сло­ва;

  • основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русско­го языка, формах существования русского наци­онального языка, литературном языке и его призна­ках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уров­ней и единиц;

  • строение текста, средства, создающие его цель­ность и связность;

  • понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам раз­личных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

  • правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;

  • анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;

  • уместно употреблять синонимы и фразеологиз­мы;

  • производить все виды разбора (фонетический, лек­сический, морфемный, морфологический, синтакси­ческий); производить анализ текста;

  • пользоваться разными типами словарей и справоч­ников;

  • принимать участие в дискуссиях на различные ак­туальные темы, в том числе лингвистические; аргу­ментировать свою точку зрения;

  • редактировать тексты;

  • составлять конспекты (подробные и сжатые), со­ставлять планы разного характера (краткие, подроб­ные, цитатные, тезисные).



Тематическое планирование курса « Русский язык»

11 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Зачетные и лабораторные работы

Контрольная работа, ч.

Уроки развития речи

1

Введение

1




2

Источники расширения словарного состава современного русского языка

12



3

Принципы русского правописания

8


1

2

4

Повторение изученного.

27


4

2

5

Повторение синтаксиса и пунктуации

39


2

4

6

Обобщающее повторение орфографии.

15


1

2


Итого

102


8

10


Основное содержание курса русского языка за 10 класс (102 ч)

Вспомним изученное. Повторение (12 ч)

I. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (13 ч)

Функции языка.

Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и комму­никативная функции языка.

Язык и речь.

Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.

Русский язык — государственный язык Россий­ской Федерации.

Русский язык как национальный язык русского народа.

Русский язык как средство межнационального об­щения в Российской Федерации.

Русский язык среди других языков мира.

Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.

II. Русский язык – один из богатейших языков мира (77 ч)

Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современ­ного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.

Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Един­ство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребле­ние однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.

Типы речи: повествование, описание и рассужде­ние. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для постро­ения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.

Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.

Русский язык как развивающееся явление. Стили литературного языка – разговорный и книж­ные: научный, деловой, публицистический, художе­ственный. Их признаки. Сфера употребления. Ис­пользование средств одного стиля в произведениях другого стиля.

Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, мор­фемные, морфологические и синтаксические синони­мы. Источники пополнения синонимов. Роль синони­мов в речи.

Культура речи. Содержательность речи соблюдение норм русского литературного языка точной словоупотребления, ясность, чистота ясность, эмоциональность речи и др.

Роль А. С. Пушкина в истории русского языка. Предшественники А.С. Пушкина. А. С. Пушкин – создатель современного русского литературно­го языка.

Источники расширения словарного состава сов­ременного русского языка: словообразование, книж­ная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.


11 класс (102 ч)

1.Источники расширения словарного состава современного русского языка.(12 ч)

Словообразование. Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов. Термины науки. Религиозная лексика. Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Заимствования. Источники и причины появления заимствованных слов в русском языке

II. Принципы русского правописания (8 ч)

Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и дру­гие написания.

Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препина­ния и интонация. Авторские знаки.

III.. Повторение изученного (82ч)

Систематизация знаний по русскому языку.

Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфоло­гия. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.

Систематизация орфограмм в соответствии с прин­ципами орфографии. Блоковый характер орфогра­фических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).

Совершенствование устной речи.

















Материально-техническое обеспечение

Тренинг по орфографии

Тренинг по пунктуации

Дидактические материалы по каждому разделу курса

Диски «Кирилл и Мефодий» Русский язык.10-11 кл

Мультимедийный комплекс 14 каб.


Учебно-методическое обеспечение


Методические рекомендации к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В. В. Ба­байцева, Л. Д. Беднарская, О. А. Сальникова. – М.: Дрофа, 2007. – 234, [6] с.

Учебник: Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб­ник для общеобразовательных учреждений филологическо­го профиля. – М., 2004.

  1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке.

  2. Бабайцева В.В. Явления переходности в граммати­ке русского языка. – М., 2000.

  3. Бабайцева В.В. Тайна орфографической зоркости // Русская словесность. – 2000. – № I.

  4. Бабайцева В.В. Система односоставных предложе­ний в современном русском языке. – М., 2004.

  5. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2003.

  6. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пункту­ация. – М., 1999.

  7. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

  8. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. – М., 1963.

  9. Иванов В.В., Потиха 3.А. Исторический ком­ментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. – М., 1982.

  10. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

  11. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 2002.

  12. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

  13. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2002.

  14. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфо­графии и пунктуации. – М., 2004.

  15. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.

  16. Московские областные олимпиады школьников по русскому языку / сост. Н.Г. Гольцова, Л.Ф. Колосов, И.В. Шамшин. – М., 2004.