.
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля
(102 + 102 = 204 ч)
(Автор программы В. В. Бабайцева)
Пояснительная записка
В предлагаемой программе учитываются основы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (М., 2004) и «Примерная программа среднего образования по русскому языку. Профильный уровень». Программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой 3-е издание, 2010 г.
Содержание курса русского языка в 10—11 классах, изучающих русский язык на профильном (филологическом) уровне обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. «Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения» .
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединенных Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
Цели занятий по русскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, изучающих русский язык на профильном уровне: 1) обобщение и систематизация изученного; 2) расширение теоретических сведений на основе обобщения ранее изученного; 3) совершенствование устной и письменной речи; 4) патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
При построении программы для достижения этих целей учитывались следующие идеи (принцип ы):
1.Формирование и развитие лингвистической концепции служит надежной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.
2.Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение.
3. Изучение языка способствует развитию мышления.
4. Изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся.
5. Функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи
6. Большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории
7. Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.
8. Совершенствование языкового чутья учащихся – важнейшее условие совершенствования их речи.
Учащиеся 10-11 классов профильного уровня должны сформировать некоторые навыки научно-исследовательской работы, умение пользоваться словарями и справочниками.
Обращение к словарям и справочникам сопровождает изучение русского языка на протяжении всех школьных лет, и в частности на завершающем этапе обучения русскому языку – в 10-11 классах.
Программа курса «Русский язык» 10 класс
Программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса и требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с указанными целями для реализации отмеченных идей (принципов) в программе выделяются следующие разделы:
I. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.
П. Русский язык – один из богатейших языков мира.
Принципы русского правописания.
Повторение изученного.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному профильному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в 10 классе 102 часа.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен знать /понимать:
функции языка;
строение текста, соотношение языка, речи и слова;
основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
строение текста, средства, создающие его цельность и связность;
понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;
анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;
уместно употреблять синонимы и фразеологизмы;
производить все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический); производить анализ текста;
пользоваться разными типами словарей и справочников;
принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические; аргументировать свою точку зрения;
редактировать тексты;
составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные).
Тематическое планирование курса « Русский язык»
11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Зачетные и лабораторные работы | Контрольная работа, ч. | Уроки развития речи |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 12 | | | |
3 | Принципы русского правописания | 8 | | 1 | 2 |
4 | Повторение изученного. | 27 | | 4 | 2 |
5 | Повторение синтаксиса и пунктуации | 39 | | 2 | 4 |
6 | Обобщающее повторение орфографии. | 15 | | 1 | 2 |
| Итого | 102 | | 8 | 10 |
Основное содержание курса русского языка за 10 класс (102 ч)
Вспомним изученное. Повторение (12 ч)
I. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (13 ч)
Функции языка.
Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.
II. Русский язык – один из богатейших языков мира (77 ч)
Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление. Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи соблюдение норм русского литературного языка точной словоупотребления, ясность, чистота ясность, эмоциональность речи и др.
Роль А. С. Пушкина в истории русского языка. Предшественники А.С. Пушкина. А. С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
11 класс (102 ч)
1.Источники расширения словарного состава современного русского языка.(12 ч)
Словообразование. Появление у слов новых лексических значений. Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов. Термины науки. Религиозная лексика. Периферийная лексика. Просторечие. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Заимствования. Источники и причины появления заимствованных слов в русском языке
II. Принципы русского правописания (8 ч)
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
III.. Повторение изученного (82ч)
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
Материально-техническое обеспечение
Тренинг по орфографии
Тренинг по пунктуации
Дидактические материалы по каждому разделу курса
Диски «Кирилл и Мефодий» Русский язык.10-11 кл
Мультимедийный комплекс 14 каб.
Учебно-методическое обеспечение
Методические рекомендации к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразоват. учреждений филол. профиля / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, О. А. Сальникова. – М.: Дрофа, 2007. – 234, [6] с.
Учебник: Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М., 2004.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке.
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000.
Бабайцева В.В. Тайна орфографической зоркости // Русская словесность. – 2000. – № I.
Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М., 2004.
Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2003.
Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 1999.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. – М., 1963.
Иванов В.В., Потиха 3.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. – М., 1982.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 2002.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2002.
Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации. – М., 2004.
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.
Московские областные олимпиады школьников по русскому языку / сост. Н.Г. Гольцова, Л.Ф. Колосов, И.В. Шамшин. – М., 2004.