СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12. 2014 г. №1643,от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованиию (протокол заседания от 08 апреля 2015 №1/15);
Письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 1 июня 2015 г. № 5528 «О направлении ПООП».
Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 г. №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»;
Инструктивно-методическое письмо Департамента образования Администрации г.Ханты-Мансийска «Об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры в 2019 – 2020 учебном году» от 02.08.2019 № 24-Исх/2326/19;
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5».
+ ОРКСЭ
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2011г. № МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
Предмет «Русский язык» реализует три основные цели:
1) социокультурную (коммуникативную) - формирование письменной речи, развитие монологической и диалогической речи, повышение общей речевой культуры учащихся и формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
2) познавательную: первоначальное знакомство детей с системой языка (всех его уровней); формирование на этой основе навыков грамотного, безошибочного письма; развитие логического (понятийного) и образного мышления учащихся, а также освоение приемов организации своей познавательной и учебной деятельности.
3) воспитательную: развитие нравственно-этических представлений, формирование основ гражданской общности (идентичности) и мировоззрения, развитие эстетических чувств, чувства любви к своей Родине и отечественному языку; уважение, доброжелательность и миролюбивое отношение к другим людям.
Поставленные цели реализуются благодаря использованию системно-деятельностного подхода, который помогает объединить первоначальное изучение системы языка, формирование речевых умений и навыков (на коммуникативно-познавательной основе) с нравственным воспитанием учащихся, формированием у них умения организовать свою учебную деятельность, проявив в ней свои творческие способности.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
В число основных содержательных линий Программы входят:
● основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
● орфография и пунктуация;
● развитие речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
● формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
● развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
● развитие коммуникативных умений;
● развитие нравственных и эстетических чувств;
● развитие способностей к творческой деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенностью курса «Русский язык» является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.
Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
• формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
• развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
• освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Обучение родному языку проводится на текстовой основе и в коммуникативно-речевых ситуациях, что дает возможность ребенку проследить, как «работает» и «живет» слово в тексте, почувствовать многозначность слова, ощутить информативность его звуковой формы.
От наблюдения за лексическим значением слова и работы с ним дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям.
Изучение фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль).
Чтобы четвероклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, ученого (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру.
Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучение языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов.
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
• развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
• обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
• пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
• формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
• обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
• развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
• развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
• коммуникативного;
• познавательного;
• принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
• осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
• развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
• знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
• формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
• развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
• организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета, имеющего духовно-нравственную направленность и основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
• усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
• развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: абстрактно-логическое (понятийное) и образное мышление, развитие воображения и интуиции;
• поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
• осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
• освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
• осмысление языка как знаковой системы особого рода и его замести-тельной функции, которая помогает детям осознать, что слово только представляет, замещает предмет, но не гарантирует его знание и понимание;
• рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи, которая имеет план содержания (значение, смысл) и план выражения (звукобуквенную форму);
• формирование смыслового чтения, при котором объектом внимания учащихся становятся и смысл, значение слова, и его звукобуквенная сторона;
• поэтапное усвоение языка от лексики к грамматике, от понимания устройства единичного слова (его значения, лексико-семантической стороны и звукобуквенной формы) к выявлению общих формально-грамматических (абстрактных) признаков целой группы слов, от тематической классификации слов (на лексической основе) к объединению слов в группы по обобщенным, формально-грамматическим признакам (части речи).
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
• пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
• формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
• развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных только для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
• знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно - нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
• развитие коммуникативного стиля мышления, который не только направляет внимание ребенка на осмысление собственных высказываний, но информирует умение понимать других людей, сравнивать разные точки зрения и стремиться к получению общих результатов;
• творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации системно-деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Система оценивания
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение курса « Русский язык » в 4 классе отводится 153 часа в год. Программа рассчитана на 153 часа. (34 учебные недели)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные:
соблюдать нормы орфоэпии, культуру устной и письменной речи;
формирование ценностного отношения к языку, на котором говоришь;
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом;
контролировать и корректировать свою деятельность в зависимости от ситуации общения;
использовать алгоритм проверки орфограмм.
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил
Познавательные:
выполнять поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
образовывать новые слова по заданным моделям;
группировать слова по заданному принципу
Коммуникативные:
слушать речь собеседника, понимать ее основную мысль, задавать вопросы.
говорить выразительно, понятно, четко формулировать мысли. Общение с партнером на основе взаимопонимания, уважения, доброжелательности.
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Учащиеся должны уметь:
проводить синтаксический разбор предложений;
определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
отличать текст от набора предложений;
определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
устанавливать связи между предложениями в тексте;
делить текст на части, устанавливать связи между ними;
писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);
правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);
писать слова с непроверяемыми буквами;
распознавать в тексте синонимы и антонимы;
различать в слове его лексическое значение и звукобуквенную форму; проводить звукобуквенный анализ слов;
самостоятельно ставить ударение в словах.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст.
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу). Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Язык в речевом общении.
Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.
Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.
Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).
Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является
подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
Разделы программы
«Мир общения. Повторяем – узнаем новое»
«Язык – главный помощник в общении»
«Состав слова»
«Части речи»
«Имя существительное»
«Местоимение»
«Глагол»
«Имя прилагательное»
«Повторение»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения темы | |
Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч) | ||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение | 1 | 2.09 |
|
2 | Речь устная и письменная | 1 | 3.09 |
|
Цель речевого общения (3 ч.) | ||||
3 | Цель речевого общения | 1 | 4.09 |
|
4 | Правила общения | 1 | 5.09 |
|
5 | Правила общения. Закрепление | 1 | 6.09 |
|
Речевая культура. Обращение (6 ч) | ||||
6 | Речевая культура. Обращение. | 1 | 9.09 |
|
7 | Обращение. Знаки препинания при обращении, | 1 | 10.09 |
|
8 | Деловая речь. Составление планов | 1 | 11.09 |
|
9 | Научная речь и художественная речь. Словарный диктант | 1 | 12.09 |
|
10 | Метафора и сравнение | 1 | 13.09 |
|
11 | Входной административный контрольный диктант. | 1 | 16.09 |
|
12 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 17.09 |
|
Текст как речевое произведение (7ч) | ||||
13 | Текст. Признаки текста, | 1 | 18.09 |
|
14 | План текста простой и развернутый. Типы текстов | 1 | 19.09 |
|
15 | Обучающее изложение | 1 | 20.09 |
|
16 | Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование | 1 | 23.09 |
|
17 | Составление текстов разных типов. | 1 | 24.09 |
|
18 | Составление собственного текста | 1 | 25.09 |
|
19 | Контрольный диктант по теме «Текст» | 1 | 26.09 |
|
Средства общения (7 ч) | ||||
20 | Анализ контрольного диктанта. Средства общения. Роль языка в общении | 1 | 27.09 |
|
21 | Способы передачи сообщения | 1 | 30.09 |
|
22 | Повторение. Звуки и буквы русского языку | 1 | 1.10 |
|
23 | Основные правила орфографии | 1 | 2.10 |
|
24 | Словесное творчество. Основные правила орфографии. | 1 | 3.10 |
|
25 | Повторение изученных орфограмм. Ударение | 1 | 4.10 |
|
26 | Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» | 1 | 7.10 |
|
Предложение (3 ч) | ||||
27 | Анализ контрольного диктанта. Различение предложений и словосочетаний | 1 | 8.10 |
|
28 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. | 1 | 9.10 |
|
29 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему | 1 | 10.10 |
|
Главные и второстепенные члены предложения (5 ч) | ||||
30 | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 1 | 11.10 |
|
31 | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | 1 | 14.10 |
|
32 | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | 1 | 15.10 |
|
33 | Способы выражения подлежащего и сказуемого | 1 | 16.10 |
|
34 | Связь слов в предложении | 1 | 17.10 |
|
Предложение с однородными членами (4 ч) | ||||
35 | Однородные члены предложения | 1 | 18.10 |
|
36 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | 1 | 21.10 |
|
37 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 22.10 |
|
38 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 23.10 |
|
Простые и сложные предложения (2 ч) | ||||
39 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | 1 | 24.10 |
|
40 | Обучающее изложение | 1 | 25.10 |
|
Словосочетание (3 ч) | ||||
41 | Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением | 1 | 6.11 |
|
42 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 7.11 |
|
43 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании | 1 | 8.11 |
|
Слово и его значение (7 ч) | ||||
44 | Обобщение знаний о значении слова | 1 | 11.11 |
|
45 | Различные виды лингвистических словарей | 1 | 12.11 |
|
46 | Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение | 1 | 13.11 |
|
47 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | 14.11 |
|
48 | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | 15.11 |
|
49 | Многозначные слова | 1 | 18.11 |
|
50 | Прямое и переносное значение слова | 1 | 19.11 |
|
Состав слова. Однокоренные слова (21 ч) | ||||
51 | Состав слова. Разбор слова по составу | 1 | 20.11 |
|
52 | Образование новых слов с помощью приставок | 1 | 21.11 |
|
53 | Образование слов с помощью приставок | 1 | 22.11 |
|
54 | Разделительный твердый знак | 1 | 25.11 |
|
55 | Разделительный мягкий знак | 1 | 26.11 |
|
56 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 | 27.11 |
|
57 | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | 1 | 28.11 |
|
58 | Анализ контрольного диктанта. Образование новых слов с помощью суффиксов | 1 | 29.11 |
|
59 | Правописание суффиксов –ик-, -ек-, | 1 | 2.12 |
|
60 | Однокоренные слова | 1 | 3.12 |
|
61 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | 4.12 |
|
62 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | 5.12 |
|
63 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | 6.12 |
|
64 | Удвоенные согласные в корне слова | 1 | 9.12 |
|
65 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | 1 | 10.12 |
|
66 | Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня | 1 | 11.12 |
|
67 | Однокоренные слова и формы слова, | 1 | 12.12 |
|
68 | Правописание соединительных гласных в сложных словах, | 1 | 13.12 |
|
69 | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» | 1 | 16.12 |
|
70 | Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова. | 1 | 17.12 |
|
71 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 18.12 |
|
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (6 ч) | ||||
72 | Анализ контрольного диктанта. Различие и общность частей речи | 1 | 19.12 |
|
73 | Грамматические значения частей речи | 1 | 20.12 |
|
74 | Распределение слов по частям речи | 1 | 23.12 |
|
75 | Роль частей речи в предложении | 1 | 24.12 |
|
76 | Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи | 1 | 25.12 |
|
77 | Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | 26.12 |
|
Имя существительное (21 ч) |
| |||
78 | Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 27.12 |
|
79 | Число и род имен существительных | 1 |
|
|
80 | Алгоритм определения падежа имен существительных | 1 |
|
|
81 | Упражнение в распознавании падежа имен существительных. Словарный диктант | 1 |
|
|
82 | Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные | 1
|
|
|
83 | Три склонения имен существительных (общее представление) | 1 |
|
|
84 | Обучающее изложение | 1 |
|
|
85 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 |
|
|
86 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 |
|
|
87 | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | 1 |
|
|
88 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1 |
|
|
89 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1 |
|
|
90 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | 1 |
|
|
91 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 |
|
|
92 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 |
|
|
93 | Падежные окончания имен существительных в единственном числе. | 1 |
|
|
94 | Падежные окончания имен существительных в единственном числе | 1 |
|
|
95 | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
|
|
96 | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
|
|
97 | Склонение имен существительных во множественном числе | 1 |
|
|
98 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
|
|
Имя прилагательное (11 ч) | ||||
99 | Анализ контрольного диктанта. Повторяем, что знаем | 1 |
|
|
100 | Безударные окончания имен прилагательных | 1 |
|
|
101 | Безударные окончания имен прилагательных | 1 |
|
|
102 | Склонение имен прилагательных | 1 |
|
|
103 | Склонение имен прилагательных | 1 |
|
|
104 | Склонение имен прилагательных | 1 |
|
|
105 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 |
|
|
106 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 |
|
|
107 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 |
|
|
108 | Разбор имени прилагательного как части речи | 1 |
|
|
109 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
Местоимение (5 ч) | ||||
110 | Анализ контрольного диктанта. Местоимение как часть речи | 1 |
|
|
111 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица | 1 |
|
|
112 | Склонение личных местоимений 3-го лица | 1 |
|
|
113 | Изменение личных местоимений по падежам. Творческая переменка | 1 |
|
|
114 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
|
|
Глагол (19 ч) | ||||
115 | Анализ контрольного диктанта. Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке | 1 |
|
|
116 | Прошедшее время глагола | 1 |
|
|
117 | Неопределенная форма глагола | 1 |
|
|
118 | Неопределенная форма глагола | 1 |
|
|
119 | Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 |
|
|
120 | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 |
|
|
121 | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени | 1 |
|
|
122 | I и II спряжение глаголов | 1 |
|
|
123 | Способы определения спряжения глаголов | 1 |
|
|
124 | Способы определения спряжения глаголов | 1 |
|
|
125 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
126 | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 |
|
|
127 | Правописание глаголов на –тся и –ться | 1 |
|
|
128 | Правописание глаголов на –тся и –ться | 1 |
|
|
129 | Глаголы-исключения | 1 |
|
|
130 | Написание безударных окончаний глаголов | 1 |
|
|
131 | Разбор глагола как части речи. | 1 |
|
|
132 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
|
|
133 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
Имя числительное (3 ч) | ||||
134 | Имя числительное | 1 |
|
|
135 | Имя числительное | 1 |
|
|
136 | Имя числительное | 1 |
|
|
Наречие (5 ч) | ||||
137 | Наречие | 1 |
|
|
138 | Наречие |
|
|
|
139 | Наречие |
|
|
|
140 | Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие» | 1 |
|
|
141 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
|
Повторение (12 ч) | ||||
142 | Повторение. Слово | 1 |
|
|
143 | Повторение. Части речи | 1 |
|
|
144 | Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану | 1 |
|
|
145 | Повторение. Части речи | 1 |
|
|
146 | Повторение. Части речи | 1 |
|
|
147 | Повторение. Контрольное списывание | 1 |
|
|
148 | Повторение. Правила правописания | 1 |
|
|
149 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
|
150 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. Правила правописания | 1 |
|
|
151 | Повторение. Правила правописания | 1 |
|
|
152 | Контрольное изложение | 1 |
|
|
153 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи» | 1 |
|
|
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебные пособия:
Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. – М.: Просвещение, 2016.
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература:
Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Л.Г.Петерсон, О.А. Железникова, М.В. Бойкина, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. М.: Просвещение, 2014
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. Предметная линия учебников системы. «ПЕРСПЕКТИВА». 1—4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е издание. М.:«Просвещение», 2011.
Климанова Л.Ф. Уроки русского языка: 3 кл., пособие для учителя/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.:Просвещение, 2008.
Другие источники:
Мультимедиа пособие: Русский язык. 3 класс.
Сайт «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Раздел «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru/
Методическая помощь http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=7036
ФГОС: Начальное общее образование http://standart.edu.ru