МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования _________области
Департамент образования________
МБОУ "СОШ № "
УТВЕРЖЕНО
Директор школы
.
Приказ №1
от "31" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3771070)
учебного предмета
«Русский язык»
для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: ____________________
учитель начальных классов
г.___________________ 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐ теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐ нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐ мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Как устроен наш язык»
Фонетика и графика
Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой)1;
разделительные твёрдый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-;
правописание суффиксов имён существительных:
-онок-, -ёнок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ость-;
правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-,
-ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи»
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов, предложенных текс- тов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать: парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки; изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 45–60 слов2;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой);
разделительные твёрдый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ость-;
применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить её в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | | | | | | |
всего | контрольные работы | практические работы | | | | | | |
Раздел 1. Фонетика и графика | | | | | | |
1.1. | Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. | 7 | | | | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему;» | устный опрос | Учи.ру | | | | | | |
1.2. | Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. | 2 | | | | Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике»; | письменный контроль | Учи.ру | | | | | | |
1.3. | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. | 1 | | | | Игра-соревнование «Приведи пример звука» | самооценка с использованием «Оценочного листа» | Учи.ру | | | | | | |
1.4. | Деление слов на слоги. | 1 | | | | Игра-соревнование «Приведи пример звука» | устный опрос | Учи.ру | | | | | | |
Итого по разделу: | 11 | | | | | | | |
Раздел 2. Слово и предложение. Пунктуация. | | | | | | |
2.1. | Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы. | 3 | | | | Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов; | устный опрос | Учи.ру | | | | | | |
2.2. | Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. | 3 | | | | Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значениям) | практическая работа | Учи.ру | | | | | | |
Итого по разделу: | 6 | | | | | Учи.ру | | |
Раздел 3. Состав слова (морфемика) | | | | | Учи.ру |
3.1. | Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. | 3 | | | | работа в группах | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
3.2. | Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. | 3 | | | | составление алгоритма | тестирование | Учи.ру | | | | | | | | |
3.3. | Суффикс как часть слова; значения суффиксов. | 4 | | | | наблюдение | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
3.4. | Приставка как часть слова; значения приставок. | 2 | | | | наблюдение | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
3.5. | Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. | 5 | | 2 | | работа в группах | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
3.6. | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. | 3 | 1 | | | дидактическая игра | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
Итого по разделу: | 20 | | | | | | | Учи.ру | | |
Раздел 4. Лексика | | | | | | | | Учи.ру |
4.1. | Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | 5 | | 2 | | творческое задание | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
4.2. | Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. | 3 | | | | практическая работа | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
4.3. | Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. | 7 | | 1 | | наблюдение | зачет | Учи.ру | | | | | | | | |
4.4. | Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. | 3 | | | | наблюдение | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
4.5. | Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. | 2 | | | | наблюдение | Устный опрос | | | | | | | | | |
Итого по разделу: | 20 | | | | | | | | | |
Раздел 5. Правописание | | | | | | | | |
5.1. | Повторение правил правописания, изученных в 1 классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | 13 | 5 | 2 | | учебный диалог | самооценка с использованием «Оценочного листа» | Учи.ру | | | | | | | | |
5.2. | Перенос слов. | 2 | | | | работа с таблицей | тестирование | Учи.ру | | | | | | | | |
5.3. | Проверяемые безударные гласные в корнях слов. | 10 | 1 | | | комментированное письмо | письменный контроль | Учи.ру | | | | | | | | |
5.4. | Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов. | 10 | 1 | | | комментированное письмо | письменный контроль | Учи.ру | | | | | | | | |
5.5. | Непроизносимые согласные. | 3 | | | | комментированное письмо | письменный контроль | Учи.ру | | | | | | | | |
5.6. | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 3 | | | | работа в парах | контрольная работа | Учи.ру | | | | | | | | |
5.7. | Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. | 4 | | | | работа с таблицей | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
5.8. | Правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ость-. | 4 | 1 | | | работа с таблицей | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
5.9. | Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив. | 2 | | | | наблюдение | устный опрос | Учи.ру | | | | | | | | |
5.10. | Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определённые программой), использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. | в течение года | | | | упражнения на закрепления | контрольная работа | Учи.ру | | | | | | | | |
5.11. | Повторение правописание частей слова. | 25 | | | | | | Учи.ру | | | | | | | | |
Итого по разделу: | 76 | | | | | | | Учи.ру | | |
Раздел 6. Развитие речи | | | | | | | | |
6.1. | Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. | 2 | | | | учебный диалог | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
6.2. | Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. | 3 | | 3 | | творческое задание | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
6.3. | Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. | 4 | | 3 | | творческое задание | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
6.4. | Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. | 8 | 1 | 5 | | обобщение результатов | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
6.5. | Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. | 3 | | 4 | | самонаблюдение | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
6.6. | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. | 1 | 1 | | | обобщение результатов | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
6.7. | План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. | 4 | 1 | 4 | | творческое задание | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
6.8. | Типы текста: описание, повествование, рассуждение, их особенности. | 12 | 1 | 4 | | обобщение результатов | практическая работа | Учи.ру | | | | | | | | |
Итого по разделу: | | | | | | | | | |
Резервное время | | | | | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 13 | 30 | | | | | | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Фонетика. Звуки речи и буквы. | 1 | | | 01.09 | Устный опрос |
2. | Гласные и согласные звуки и их буквы. | 1 | | | 02.09 | Устный опрос |
3. | Обозначение звуков речи на письме. | 1 | | | 05.09 | Устный опрос |
4. | Ударные и безударные гласные звуки в слове. | 1 | | | 06.09 | Устный опрос |
5. | Согласные звуки. | 1 | | | 07.09 | Устный опрос |
6. | Согласные звуки – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. | 1 | | | 08.09 | Устный опрос |
7. | Звонкие согласные звуки в конце слова. | 1 | | | 09.09 | Устный опрос |
8. | Слова с сочетаниями жи-ши. Различие в произношении и написании слов с изученной орфограммой. | 1 | | | 12.09 | Письменный контроль |
9. | Учимся писать сочетания ча-ща, | 1 | | | 13.09 | Письменный контроль |
10. | Учимся писать сочетания чу-щу. | 1 | | | 14.09 | Письменный контроль |
11. | Разделительный мягкий знак. | 1 | | | 15.09 | Письменный контроль |
12. | Входной контрольный диктант | 1 | 1 | | 16.09 | Диктант |
13. | Работа над ошибками. | 1 | | | 19.09 | Письменный контроль |
14. | Слог. Деление слов на слоги. Учимся переносить слова. | 1 | | | 20.09 | Устный опрос |
15. | Учимся переносить слова. | 1 | | | 21.09 | Письменный контроль |
16. | Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | 1 | | | 22.09 | Устный опрос |
17. | Слово. Словарный диктант | 1 | | | 23.09 | Письменный контроль |
18. | Слова, называющие предметы. | 1 | | | 26.09 | Устный опрос |
19. | Слова, называющие признаки и действия предметов. | 1 | | | 27.09 | Тестирование |
20. | Слово и предложение. Списывание. | 1 | | | 28.09 | Письменный контроль |
21. | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | | | 29.09 | Устный опрос |
22. | Слова в предложении. | 1 | | | 30.09 | Устный опрос |
23. | Окончание как часть слова. | 1 | | | 03.10 | Устный опрос |
24. | Изменение формы слова с помощью окончания. | 1 | | | 04.10 | Письменный контроль |
25. | Неизменяемые слова. | 1 | | | 05.10 | Устный опрос |
26. | Вспоминаем правило написания прописной (заглавной) буквы. | 1 | | | 06.10 | Письменный контроль |
27. | Вспоминаем правило написания прописной (заглавной) буквы. Тест | 1 | | | 07.10 | Тестирование |
28. | Корень как часть слова. | 1 | | | 10.10 | Устный опрос |
29. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | | | 11.10 | Устный опрос |
30. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | | | 12.10 | Письменный контроль |
31. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | | | 13.10 | Письменный контроль |
32. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | | | 14.10 | Письменный контроль |
33. | Корень как общая часть родственных слов. | 1 | | | 17.10 | Устный опрос |
34. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Словарный диктант | 1 | | | 18.10 | Письменный контроль |
35. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | | | 19.10 | Зачет |
36. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | | | 20.10 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
37. | Диктант «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударных гласных в корне слова» | 1 | 1 | | 21.10 | Диктант |
38. | Работа над ошибками. | 1 | | | 31.10 | Письменный контроль |
39. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | | | 01.11 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
40. | Однокоренные слова. | 1 | | | 02.11 | Устный опрос |
41. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 1 | | | 03.11 | Устный опрос |
42. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 1 | | | 07.11 | Письменный контроль |
43. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 1 | | | 08.11 | Письменный контроль |
44. | Корень слова с чередованием согласных. | 1 | | | 09.11 | Устный опрос |
45. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 | | | 10.11 | Письменный контроль |
46. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 | | | 11.11 | Письменный контроль |
47. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 | | | 14.11 | Письменный контроль |
48. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 1 | | | 15.11 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
49. | Контрольная работа «Правописание согласных в корне слова» | 1 | 1 | | 16.11 | Контрольная работа |
50. | Работа над ошибками. | 1 | | | 17.11 | Письменный контроль |
51. | Суффикс как часть слова. | 1 | | | 18.11 | Устный опрос |
52. | Значение суффиксов. | 1 | | | 21.11 | Устный опрос |
53. | Диктант «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» | 1 | 1 | | 22.11 | Диктант |
54. | Работа над ошибками. | 1 | | | 23.11 | Письменный контроль |
55. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | | 24.11 | Устный опрос |
56. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | | 25.11 | Письменный контроль |
57. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | | 28.11 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
58. | Значение суффиксов. Словарный диктант. | 1 | | | 29.11 | Письменный контроль |
59. | Учимся писать слова с суффиксами –онок-, -ёнок- | 1 | | | 30.11 | Устный опрос |
60. | Учимся писать слова с суффиксами –ик-, -ек-. | 1 | | | 01.12 | Устный опрос |
61. | Правописание слов с суффиксом – ость -. | 1 | | | 02.12 | Устный опрос |
62. | Образование слов при помощи суффиксов. | 1 | | 1 | 05.12 | Практическая работа |
63. | Учимся писать суффиксы имён прилагательных. | 1 | | | 06.12 | Письменный контроль |
64. | Образование слов при помощи суффиксов. | 1 | | 1 | 07.12 | Практическая работа |
65. | Учимся писать корни и суффиксы в словах. | 1 | | | 08.12 | Письменный контроль |
66. | Приставка – часть слова. | 1 | | | 09.12 | Устный опрос |
67. | Значение приставок. | 1 | | | 12.12 | Устный опрос |
68. | Учимся писать приставки. | 1 | | | 13.12 | Письменный контроль |
69. | Учимся писать приставки. | 1 | | | 14.12 | Письменный контроль |
70. | Различаем приставки с буквами о и а. | 1 | | | 15.12 | Устный опрос |
71. | Образование слов с помощью приставок | 1 | | 1 | 16.12 | Практическая работа |
72. | Учимся писать и различать слова с разделительным твёрдым знаком. | 1 | | | 19.12 | Устный опрос |
73. | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 1 | | 20.12 | Диктант |
74. | Работа над ошибками. | 1 | | | 21.12 | Письменный контроль |
75. | Различаем разделительные ь и ъ. | | | | 22.12 | Письменный контроль |
76. | Как образуются слова. | 1 | | 1 | 23.12 | Практическая работа |
77. | Различаем разделительные ъ и ь знаки. | 1 | | | 26.12 | Зачет |
78. | Основа слова. Словарный диктант | 1 | | | 27.12 | Письменный контроль |
79. | Учимся различать предлоги и приставки. | 1 | | | 28.12 | Устный опрос |
80. | Учимся различать предлоги и приставки. | 1 | | | 29.12 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
81. | Повторяем состав слова. | 1 | | | 09.01 | Устный опрос |
82. | Повторяем правописание частей слова. | 1 | | | 10.01 | Письменный контроль |
83. | Слово и его значение. | 1 | | | 11.01 | Устный опрос |
84. | Значение слова. | 1 | | | 12.01 | Устный опрос |
85. | Повторяем правописание частей слова. | 1 | | | 13.01 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
86. | Текст. | 1 | | | 16.01 | Устный опрос |
87. | Заголовок текста. | 1 | | 1 | 17.01 | Практическая работа |
88. | Как сочетаются слова. | 1 | | | 18.01 | Устный опрос |
89. | Значение слова в словаре и тексте. | 1 | | 1 | 19.01 | Практическая работа |
90. | Повторяем правописание частей слова. | 1 | | | 20.01 | Зачет |
91. | Один текст – разные заголовки. | 1 | | 1 | 23.01 | Практическая работа |
92. | Учимся озаглавливать текст. | 1 | | 1 | 24.01 | Практическая работа |
93. | Диктант «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов». | 1 | 1 | | 25.01 | Диктант |
94. | Работа над ошибками. | 1 | | | 26.01 | Письменный контроль |
95. | Слово в толковом словаре и тексте. | 1 | | 1 | 27.01 | Практическая работа |
96. | Слова однозначные и многозначные. | 1 | | | 30.01 | Устный опрос |
97. | Учимся находить и проверять орфограмму в слове. Словарный диктант. | 1 | | | 31.01 | Письменный контроль |
98. | Учимся озаглавливать текст. | 1 | | | 01.02 | Практическая работа |
99. | Как строится текст. Окончание текста. | 1 | | 1 | 02.02 | Практическая работа |
100. | Как появляются многозначные слова. | 1 | | | 03.02 | Устный опрос |
101. | Как определить значение многозначного слова. | 1 | | | 06.02 | Устный опрос |
102. | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | 1 | | | 07.02 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
103. | Учимся заканчивать текст. | 1 | | 1 | 08.02 | Практическая работа |
104. | Слова - синонимы. | 1 | | | 09.02 | Устный опрос |
105. | Сочетание синонимов с другими словами. | 1 | | 1 | 10.02 | Практическая работа |
106. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 13.02 | Письменный контроль |
107. | Контрольная работа «Приставки, состав слова; образование слов». | 1 | 1 | | 14.02 | Контрольная работа |
108. | Работа над ошибками. | 1 | | | 15.02 | Письменный контроль |
109. | Как строится текст. Начало текста. | 1 | | | 16.02 | Практическая работа |
110. | Сочиняем начало текста. | 1 | | 1 | 17.02 | Практическая работа |
111. | Как используются синонимы. | 1 | | | 20.02 | Устный опрос |
112. | Синонимы в тексте. Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 21.02 | Письменный контроль |
113. | Учимся составлять текст. | 1 | | 1 | 22.02 | Практическая работа |
114. | Последовательность предложений в тексте. | 1 | | 1 | 27.02 | Практическая работа |
115. | Слова – антонимы. | 1 | | | 28.02 | Устный опрос |
116. | Сочетание антонимов с другими словами. Словарный диктант. | 1 | | | 01.03 | Устный опрос |
117. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 02.03 | Зачет |
118. | Диктант «Правописание изученных орфограмм». | 1 | 1 | | 03.03 | Диктант |
119. | Работа над ошибками. | 1 | | | 06.03 | Письменный контроль |
120. | Связь предложений в тексте. | 1 | | | 07.03 | Устный опрос |
121. | Слова – омонимы. | 1 | | | 09.03 | Устный опрос |
122. | Слова исконные и заимствованные. | 1 | | | 10.03 | Устный опрос |
123. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 13.03 | Письменный контроль |
124. | Абзац. | 1 | | 1 | 14.03 | Практическая работа |
125. | Учимся выделять абзацы. | 1 | | 1 | 15.03 | Практическая работа |
126. | Значение заимствованных слов. | 1 | | | 16.03 | Устный опрос |
127. | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант. | 1 | | | 17.03 | Письменный контроль |
128. | Последовательность абзацев. | 1 | | 1 | 20.03 | Практическая работа |
129. | Учимся составлять текст из абзацев. | 1 | | 1 | 21.03 | Практическая работа |
130. | Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова. | 1 | | | 22.03 | Устный опрос |
131. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 23.03 | Письменный контроль |
132. | Учимся составлять текст. | 1 | | 1 | 03.04 | Практическая работа |
133. | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | 1 | | 1 | 04.04 | Практическая работа |
134. | Учимся применять орфографические правила. Повторение: лексическое значение слова и состав слова. | 1 | | | 05.04 | Зачет |
135. | Диктант «Правописание изученных орфограмм». | 1 | 1 | | 06.04 | Диктант |
136. | Работа над ошибками. | 1 | | 1 | 07.04 | Практическая работа |
137. | План текста. Учимся составлять план текста. | 1 | | 1 | 10.04 | Практическая работа |
138. | Фразеологизмы. | 1 | | | 11.04 | Устный опрос |
139. | Составляем текст по плану. Учимся писать письма по плану. | 1 | | 1 | 12.04 | Практическая работа |
140. | Значения фразеологизмов. | 1 | | | 13.04 | Устный опрос |
141. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 14.04 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
142. | Контрольная работа «Правописание изученных орфограмм» | 1 | 1 | | 17.04 | Контрольная работа |
143. | Работа над ошибками. | 1 | | | 18.04 | Письменный контроль |
144. | Текст – описание. | 1 | | 1 | 19.04 | Практическая работа |
145. | Особенности текста – описания. | 1 | | | 20.04 | Устный опрос |
146. | Учимся сочинять текст – описание. | 1 | | 1 | 21.04 | Практическая работа |
147. | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант. | 1 | | | 24.04 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
148. | Учимся сочинять яркий текст – описание. | 1 | | 1 | 26.04 | Практическая работа |
149. | Текст - повествование. | 1 | | | 27.04 | Устный опрос |
150. | Особенности текста – повествования. | 1 | | | 28.04 | Устный опрос |
151. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 02.05 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
152. | Итоговая контрольная работа за 2 полугодие | 1 | 1 | | 03.05 | Контрольная работа |
153. | Работа над ошибками. | 1 | | | 04.05 | Письменный контроль |
154. | Учимся сочинять текст – повествование. | 1 | | 1 | 05.05 | Практическая работа |
155. | Контрольное списывание. | 1 | 1 | | 10.05 | Контрольная работа |
156. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 11.05 | Самооценка с использованием «Оценочного листа» |
157. | Описание и повествование в тексте. | 1 | | | 12.05 | Устный опрос |
158. | Текст – рассуждение. | 1 | | | 15.05 | Устный опрос |
159. | Диктант «Правописание изученных орфограмм». | 1 | | | 16.05 | Диктант |
160. | Работа над ошибками. | 1 | 1 | | 17.05 | Письменный контроль |
161. | Повторение. Фонетика. Звуки согласные и гласные. Тест | 1 | | | 18.05 | Тестирование |
162. | Особенности текста – рассуждения. | 1 | | | 19.05 | Устный опрос |
163. | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант. | 1 | | | 22.05 | Тестирование |
164. | Описание. Повествование. Рассуждение. | 1 | | | 23.05 | Устный опрос |
165. | Учимся применять орфографические правила. | 1 | | | 24.05 | Письменный контроль |
166. | Повторение. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | 1 | | | 25.05 | Письменный контроль |
167. | Повторение. Правописание ь и ъ разделительных знаков. | 1 | | | 26.05 | Письменный контроль |
168. | Повторение. Части речи. | 1 | | | 29.05 | Устный опрос |
169. | Повторение. Тексты. Виды текстов. | 1 | | 1 | 30.05 | Практическая работа |
170 | Повторение и обобщение полученных знаний. Создание текста по заданной теме. | 1 | | 1 | 31.05 | Практическая работа |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 13 | 30 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник 2 класс Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и другие; под редакцией Иванова С.В., Русский язык (в 2 частях).
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» Кузнецова М.И. ( в 2 частях)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И .«Программа,планирование, контроль» Москва Издательсий центр «Вентана-Граф» 2015
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕ
Учи.ру
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ