Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митякинская средняя общеобразовательная школа
Тарасовского района
Ростовской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Митякинской СОШ Приказ от 27.08.2021 г. № 188 _____________________И.А. Петраченкова |
Рабочая программа по русскому языку
Начальное общее образование
3 «А» класс
Количество часов – 132ч
Учитель: Торгашова Галина Владимировна
Категория: первая
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Русскому языку» в 3 классе составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. (Одобрена – пр. от 28.06.2016 г. № 2/16 – з).
4. Приказ министерства образования и науки РФ от 20.05.2020 г № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Минпросвещения России №766 от 23.12.2020, зарегистрирован 2.03.2021 № 62645 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 ".
6. Авторская программа по «Русскому языку» для 3 класса авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
7. Основная образовательная программа МБОУ Митякинской СОШ на 2020-2024 учебный год приказ от 28.08.2020г. № 169
8. Положение о рабочей программе МБОУ Митякинской СОШ приказ от 23.06.2021 г. №140.
9. Учебный план МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 23.06.2021 г. № 136/1.
10. Годовой календарный график МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 27.08.2021 г. № 189.
11.СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Цель программы:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане МБОУ Митякинской СОШ, реализующем ООП НОО, предмет "Русский язык" 3 класс представлен в рамках обязательной части. В соответствии с учебным планом школы на преподавание русского языка в 3 классе отводится 4 ч в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 132 ч. В течение учебного года предусмотрено 7 контрольных работ.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть);
понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль;
определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса);
использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;
сохранять основные особенности текста-образца;
грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка: Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, и др.).
Лексика
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;
спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах;
приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов);
приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные;
находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж);
изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные;
определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;
находить начальную форму имени прилагательного;
определять грамматические признаки (род, число, падеж);
изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;
определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род
(в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление);
распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
(в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения,
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу, ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные; разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Язык и речь. (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая, внутренняя.
Текст. Предложение. Словосочетание. (11 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания
Слово в языке и речи. (15 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гл после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.
Слог. Ударение. Перенос слов.
Состав слова.(16 ч)
Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем.
Правописание частей слова. (20 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи. (59 ч)
Повторение и углубление представлений о частях речи. Число имен существительных. Падеж имен существительных. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. Лицо, число, род личных местоимений. Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение. (9 ч)
Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении.
Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов.
Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слова. Текст.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы урока | Дата | Кол-во часов |
План. | Факт. |
Язык и речь. (2ч) |
1. | Виды речи и их назначение. | 02.09 | | 1 ч. |
2. | Для чего нужен язык? | 03.09 | | 1 ч. |
Текст. Предложение. Словосочетание. (11ч) |
3. | Текст. Типы текстов. | 06.09 | | 1 ч. |
4. | Предложение. | 07.09 | | 1 ч. |
5. | Виды предложений по цели высказывания. | 09.09 | | 1 ч. |
6. | Виды предложений по интонации. | 10.09 | | 1 ч. |
7. | Что такое обращение? | 13.09 | | 1 ч. |
8. | Главные и второстепенные члены предложения. | 14.09 | | 1 ч. |
9. | Анализ предложений. | 16.09 | | 1 ч. |
10. | Простое и сложное предложения. | 17.09 | | 1 ч. |
11. | Словосочетание. | 20.09 | | 1 ч. |
12. | Входная контрольная работа. | 21.09 | | 1 ч. |
13. | Работа над ошибками. Словосочетание. | 23.09 | | 1 ч. |
Слово в языке и речи (15 часов) |
14. | Слово и его лексическое значение | 24.09 | | 1 ч. |
15. | Синонимы и антонимы. | 27.09 | | 1 ч. |
16. | Что такое омонимы? Словарный диктант. | 28.09 | | 1 ч. |
17. | Слово и словосочетание | 30.09 | | 1 ч. |
18. | Фразеологизмы. | 01.10 | | 1 ч. |
19. | Части речи. | 04.10 | | 1 ч. |
20. | Части речи и их значение. | 05.10 | | 1 ч. |
21. | Имя числительное. | 07.10 | | 1 ч. |
22. | Проверочная работа по теме «Части речи» | 08.10 | | 1 ч. |
23. | Однокоренные слова. | 11.10 | | 1 ч. |
24. | Слово и слог. Гласные звуки. Перенос. | 12.10 | | 1 ч. |
25. | Перенос слов. | 14.10 | | 1 ч. |
26. | Согласные звуки. | 15.10 | | 1 ч. |
27. | Разделительный мягкий знак (ь). Словарный диктант. | 18.10 | | 1 ч. |
28. | Обучающее изложение текста. | 19.10 | | 1 ч. |
Состав слова (16 часов) |
29. | Корень слова. Что такое корень слова? | 21.10 | | 1 ч. |
30. | Как найти корень в слове? | 22.10 | | 1 ч. |
31. | Контрольная работа за 1 четверть. | 25.10 | | 1 ч. |
32. | Работа над ошибками. Что такое окончание? | 26.10 | | 1 ч. |
33. | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 28.10 | | 1 ч. |
34. | Формы слова и однокоренные слова. | 29.10 | | 1 ч. |
35. | Что такое приставка? | 08.11 | | 1 ч. |
36. | Значения приставок. | 09.11 | | 1 ч. |
37 | Что такое суффикс? | 11.11 | | 1 ч. |
38 | Как найти в слове суффикс? | 12.11 | | 1 ч. |
39. | Значения суффиксов. | 15.11 | | 1 ч. |
40. | Что такое основа слова? | 16.11 | | 1 ч. |
41. | Разбор слова по составу. Словарный диктант. | 18.11 | | 1 ч. |
42. | Обобщение знаний о составе слова. | 19.11 | | 1 ч. |
43 | Проверочная работа по теме «Состав слова» | 22.11 | | 1 ч. |
44 | Работа над ошибками. Разбор слова по составу. | 23.11 | | 1 ч. |
Правописание частей слова (20 ч) |
45. | Орфограммы в значимых частях слова. | 25.11 | | 1 ч. |
46. | Правописание гласных и согласных в частях слова. | 26.11 | | 1 ч. |
47. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 29.11 | | 1 ч. |
48. | Слова с двумя безударными гласными в корне. | 30.11 | | 1 ч. |
49. | Слова с парными по глухости, звонкости согласными в корне. | 02.12 | | 1 ч. |
50. | Проверка слов с парными согласными в корне | 03.12 | | 1 ч. |
51. | Слова с непроизносимыми согласными в корне. | 06.12 | | 1 ч. |
52. | Проверка слов с непроизносимыми согласными. | 07.12 | | 1 ч. |
53. | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 09.12 | | 1 ч. |
54. | Слова с удвоенными согласными. | 10.12 | | 1 ч. |
55. | Обобщение знаний о правописании корней слов. | 13.12 | | 1 ч. |
56. | Правописание суффиксов. | 14.12 | | 1 ч. |
57. | Суффиксы -ек, -ик в словах. | 16.12 | | 1 ч. |
58. | Правописание суффикса -ок . Словарный диктант. | 17.12 | | 1 ч. |
59. | Правописание суффиксов. | 20.12 | | 1 ч. |
60. | Правописание приставок и предлогов. | 21.12 | | 1 ч. |
61. | Контрольная работа за 2 четверть. | 23.12 | | 1 ч. |
62. | Работа над ошибками. Разделительный твёрдый знак. | 24.12 | | 1 ч. |
63. | Слова с разделительным твёрдым знаком. | 27.12 | | 1 ч. |
64 | Правописание изученных орфограмм. | 28.12 | | 1 ч. |
Части речи 59ч. |
65. | Части речи. | 10.01 | | 1 ч. |
66. | Имя существительное. | 11.01 | | 1 ч. |
67. | Начальная форма имени существительного. | 13.01 | | 1 ч. |
68. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 14.01 | | 1 ч. |
69 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 17.01 | | 1 ч. |
70. | Число имён существительных. | 18.01 | | 1 ч. |
71. | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 20.01 | | 1 ч. |
72. | Род имён существительных. | 21.01 | | 1 ч. |
73. | Определение рода имён существительных. | 24.01 | | 1 ч. |
74. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 25.01 | | 1 ч. |
75. | Мягкий знак на конце имён существительных. | 27.01 | | 1 ч. |
76. | Проверочная работа: «Род и число имен существительных» | 28.01 | | 1 ч. |
77. | Падеж имён существительных. | 31.01 | | 1 ч. |
78. | Склонение имён существительных. | 01.02 | | 1 ч. |
79 | Изменение имён существительных по падежам. | 03.02 | | 1 ч. |
80. | Именительный падеж. | 04.02 | | 1 ч. |
81. | Родительный падеж. | 07.02 | | 1 ч. |
82. | Дательный падеж. | 08.02 | | 1 ч. |
83. | Винительный падеж. | 10.02 | | 1 ч. |
84. | Падеж имён существительных. Винительный падеж. | 11.02 | | 1 ч. |
85. | Творительный падеж. Словарный диктант. | 14.02 | | 1 ч. |
86. | Предложный падеж. | 15.02 | | 1 ч. |
87. | Падежи имен существительных. | 17.02 | | 1 ч. |
88. | Определение падежей у имён существительных. | 18.02 | | 1 ч. |
89 | Морфологический разбор имен существительных. | 21.02 | | 1 ч. |
90. | Контрольная работа по теме: «Имя существительное» | 22.02 | | 1 ч. |
91 | Работа над ошибками. Имя существительное. | 24.02 | | 1 ч. |
92. | Имя прилагательное. | 25.02 | | 1 ч. |
93. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 28.02 | | 1 ч. |
94. | Род имён прилагательных. | 01.03 | | 1 ч. |
95. | Изменение имён прилагательных по родам. | 03.03 | | 1 ч. |
96. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 04.03 | | 1 ч. |
97. | Правописание окончаний имён прилагательных | 05.03 | | 1 ч. |
98. | Число имён прилагательных. Словарный диктант. | 10.03 | | 1 ч. |
99 | Число и род имён прилагательных. | 11.03 | | 1 ч. |
100. | Контрольная работа за 3 четверть. | 14.03 | | 1 ч. |
101 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по падежам. | 15.03 | | 1 ч. |
102 | Склонение имён прилагательных. Начальная форма. | 17.03 | | 1 ч. |
103 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 18.03 | | 1 ч. |
104. | Личные местоимения. | 21.03 | | 1 ч. |
105 | Местоимения 3-го лица. | 22.03 | | 1 ч. |
106 | Употребление личных местоимений в речи. | 01.04 | | 1 ч. |
107. | Глагол как часть речи. | 04.04 | | 1 ч. |
108. | Значение и употребление глаголов в речи. | 05.04 | | 1 ч. |
109. | Неопределённая форма глагола. | 07.04 | | 1 ч. |
110. | Число глаголов. Словарный диктант. | 08.04 | | 1 ч. |
111. | Времена глаголов. | 11.04 | | 1 ч. |
112. | Настоящее, прошедшее и будущее время. | 12.04 | | 1 ч. |
113. | Времена глаголов. Настоящее, прошедшее и будущее время. | 14.04 | | 1 ч. |
114. | Изменение глаголов по временам. | 15.04 | | 1 ч. |
115. | Время и число глаголов. | 18.04 | | 1 ч. |
116. | Глаголы в прошедшем времени | 19.04 | | 1 ч. |
117. | Род глаголов в прошедшем времени | 21.04 | | 1 ч. |
118. | Правописание частицы не с глаголами. | 22.04 | | 1 ч. |
119. | Правописание глаголов «тся», «ться» | 25.04 | | 1 ч. |
120. | Правописание глаголов. | 26.04 | | 1 ч. |
121. | Морфологический разбор глагола. | 28.04 | | 1 ч. |
122. | Контрольная работа по теме «Части речи» | 29.04 | | 1 ч. |
123 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | 05.05 | | 1 ч. |
Повторение 9 ч. |
124. | Повторение изученного о слове, предложении. | 06.05 | | 1 ч. |
125 | Повторение о звуках и буквах. | 12.05 | | 1 ч. |
126 | Повторение состава слова. Словарный диктант. | 13.05 | | 1 ч. |
127 | Правописание слов с изученными орфограммами. | 16.05 | | 1 ч. |
128 | Правописание слов с изученными орфограммами. Части речи. | 17.05 | | 1 ч. |
129 | Промежуточная аттестация. | 19.05 | | 1 ч. |
130 | Работа над ошибками. Текст. | 20.05 | | 1 ч. |
131 | Повторение изученного о слове, предложении. | 23.05 | | 1 ч. |
132 | КВН «Знатоки русского языка» | 24.05 | | 1 ч. |
Всего: 132 ч. |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. «Просвещение» , 2014
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. «Просвещение» , 2018
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. «Просвещение» , 2018
5. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 класс.
Интернет ресурсы: http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ Митякинской СОШ от 26.08. 2021 г. № 1 __________ Руководитель МО Торгашова Г.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Диденко В.В. ______________________ 2021г. |