СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Митякинская средняя общеобразовательная школа

Тарасовского района
Ростовской области




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Митякинской СОШ

Приказ от 27.08.2021 г. № 188

_____________________И.А. Петраченкова














Рабочая программа по русскому языку


Начальное общее образование


3 «А» класс

Количество часов – 132ч





Учитель: Торгашова Галина Владимировна

Категория: первая











2021 г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Русскому языку» в 3 классе составлена на основе следующих документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования. (Одобрена – пр. от 28.06.2016 г. № 2/16 – з).

4. Приказ министерства образования и науки РФ от 20.05.2020 г № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5. Приказ Минпросвещения России №766 от 23.12.2020, зарегистрирован 2.03.2021 № 62645 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 ".

6. Авторская программа по «Русскому языку» для 3 класса авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

7. Основная образовательная программа МБОУ Митякинской СОШ на 2020-2024 учебный год приказ от 28.08.2020г. № 169

8. Положение о рабочей программе МБОУ Митякинской СОШ приказ от 23.06.2021 г. №140.

9. Учебный план МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 23.06.2021 г. № 136/1.

10. Годовой календарный график МБОУ Митякинской СОШ на 2021 – 2022 учебный год приказ от 27.08.2021 г. № 189.

11.СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»


Цель программы:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.




Место предмета в учебном плане.

В учебном плане МБОУ Митякинской СОШ, реализующем ООП НОО, предмет "Русский язык" 3 класс представлен в рамках обязательной части. В соответствии с учебным планом школы на преподавание русского языка в 3 классе отводится 4 ч в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 132 ч. В течение учебного года предусмотрено 7 контрольных работ.



2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть);

  • понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль;

  • определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

  • проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;

  • осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса);

  • использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • знакомиться с жанрами объявления, письма;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;

  • сохранять основные особенности текста-образца;

  • грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка: Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, и др.).

Лексика

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;

  • спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах;

  • приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов);

  • приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;

  • находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные;

  • находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж);

  • изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные;

  • определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;

  • находить начальную форму имени прилагательного;

  • определять грамматические признаки (род, число, падеж);

  • изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;

  • определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род

(в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица);

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление);

  • распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи

(в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать за словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения,

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу, ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные; разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.




    1. Содержание учебного предмета


Язык и речь. (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая, внутренняя.

Текст. Предложение. Словосочетание. (11 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания

Слово в языке и речи. (15 ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гл после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.

Слог. Ударение. Перенос слов.

Состав слова.(16 ч)

Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога — дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем.

Правописание частей слова. (20 ч)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Части речи. (59 ч)

Повторение и углубление представлений о частях речи. Число имен существительных. Падеж имен существительных. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. Лицо, число, род личных местоимений. Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение. (9 ч)

Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении.

Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов.

Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слова. Текст.










4. Календарно – тематическое планирование



№ п/п

Название раздела, темы урока

Дата

Кол-во часов

План.

Факт.

Язык и речь. (2ч)

1.

Виды речи и их назначение.

02.09


1 ч.

2.

Для чего нужен язык?

03.09


1 ч.

Текст. Предложение. Словосочетание. (11ч)

3.

Текст. Типы текстов.

06.09


1 ч.

4.

Предложение.

07.09


1 ч.

5.

Виды предложений по цели высказывания.

09.09


1 ч.

6.

Виды предложений по интонации.

10.09


1 ч.

7.

Что такое обращение?

13.09


1 ч.

8.

Главные и второстепенные члены предложения.

14.09


1 ч.

9.

Анализ предложений.

16.09


1 ч.

10.

Простое и сложное предложения.

17.09


1 ч.

11.

Словосочетание.

20.09


1 ч.

12.

Входная контрольная работа.

21.09


1 ч.

13.

Работа над ошибками. Словосочетание.

23.09


1 ч.

Слово в языке и речи (15 часов)

14.

Слово и его лексическое значение

24.09


1 ч.

15.

Синонимы и антонимы.

27.09


1 ч.

16.

Что такое омонимы? Словарный диктант.

28.09


1 ч.

17.

Слово и словосочетание

30.09


1 ч.

18.

Фразеологизмы.

01.10


1 ч.

19.

Части речи.

04.10


1 ч.

20.

Части речи и их значение.

05.10


1 ч.

21.

Имя числительное.

07.10


1 ч.

22.

Проверочная работа по теме «Части речи»

08.10


1 ч.

23.

Однокоренные слова.

11.10


1 ч.

24.

Слово и слог. Гласные звуки. Перенос.

12.10


1 ч.

25.

Перенос слов.

14.10


1 ч.

26.

Согласные звуки.

15.10


1 ч.

27.

Разделительный мягкий знак (ь). Словарный диктант.

18.10


1 ч.

28.

Обучающее изложение текста.

19.10


1 ч.

Состав слова (16 часов)

29.

Корень слова. Что такое корень слова?

21.10


1 ч.

30.

Как найти корень в слове?

22.10


1 ч.

31.

Контрольная работа за 1 четверть.

25.10


1 ч.

32.

Работа над ошибками. Что такое окончание?

26.10


1 ч.

33.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

28.10


1 ч.

34.

Формы слова и однокоренные слова.

29.10


1 ч.

35.

Что такое приставка?

08.11


1 ч.

36.

Значения приставок.

09.11


1 ч.

37

Что такое суффикс?

11.11


1 ч.

38

Как найти в слове суффикс?

12.11


1 ч.

39.

Значения суффиксов.

15.11


1 ч.

40.

Что такое основа слова?

16.11


1 ч.

41.

Разбор слова по составу. Словарный диктант.

18.11


1 ч.

42.

Обобщение знаний о составе слова.

19.11


1 ч.

43

Проверочная работа по теме «Состав слова»

22.11


1 ч.

44

Работа над ошибками. Разбор слова по составу.

23.11


1 ч.

Правописание частей слова (20 ч)

45.

Орфограммы в значимых частях слова.

25.11


1 ч.

46.

Правописание гласных и согласных в частях слова.

26.11


1 ч.

47.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

29.11


1 ч.

48.

Слова с двумя безударными гласными в корне.

30.11


1 ч.

49.

Слова с парными по глухости, звонкости согласными в корне.

02.12


1 ч.

50.

Проверка слов с парными согласными в корне

03.12


1 ч.

51.

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

06.12


1 ч.

52.

Проверка слов с непроизносимыми согласными.

07.12


1 ч.

53.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

09.12


1 ч.

54.

Слова с удвоенными согласными.

10.12


1 ч.

55.

Обобщение знаний о правописании корней слов.

13.12


1 ч.

56.

Правописание суффиксов.

14.12


1 ч.

57.

Суффиксы -ек, -ик в словах.

16.12


1 ч.

58.

Правописание суффикса -ок . Словарный диктант.

17.12


1 ч.

59.

Правописание суффиксов.

20.12


1 ч.

60.

Правописание приставок и предлогов.

21.12


1 ч.

61.

Контрольная работа за 2 четверть.

23.12


1 ч.

62.

Работа над ошибками. Разделительный твёрдый знак.

24.12


1 ч.

63.

Слова с разделительным твёрдым знаком.

27.12


1 ч.

64

Правописание изученных орфограмм.

28.12


1 ч.

Части речи 59ч.

65.

Части речи.

10.01


1 ч.

66.

Имя существительное.

11.01


1 ч.

67.

Начальная форма имени существительного.

13.01


1 ч.

68.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

14.01


1 ч.

69

Собственные и нарицательные имена существительные.

17.01


1 ч.

70.

Число имён существительных.

18.01


1 ч.

71.

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

20.01


1 ч.

72.

Род имён существительных.

21.01


1 ч.

73.

Определение рода имён существительных.

24.01


1 ч.

74.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

25.01


1 ч.

75.

Мягкий знак на конце имён существительных.

27.01


1 ч.

76.

Проверочная работа: «Род и число имен существительных»

28.01


1 ч.

77.

Падеж имён существительных.

31.01


1 ч.

78.

Склонение имён существительных.

01.02


1 ч.

79

Изменение имён существительных по падежам.

03.02


1 ч.

80.

Именительный падеж.

04.02


1 ч.

81.

Родительный падеж.

07.02


1 ч.

82.

Дательный падеж.

08.02


1 ч.

83.

Винительный падеж.

10.02


1 ч.

84.

Падеж имён существительных. Винительный падеж.

11.02


1 ч.

85.

Творительный падеж. Словарный диктант.

14.02


1 ч.

86.

Предложный падеж.

15.02


1 ч.

87.

Падежи имен существительных.

17.02


1 ч.

88.

Определение падежей у имён существительных.

18.02


1 ч.

89

Морфологический разбор имен существительных.

21.02


1 ч.

90.

Контрольная работа по теме: «Имя существительное»

22.02


1 ч.

91

Работа над ошибками. Имя существительное.


24.02


1 ч.

92.

Имя прилагательное.

25.02


1 ч.

93.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

28.02


1 ч.

94.

Род имён прилагательных.

01.03


1 ч.

95.

Изменение имён прилагательных по родам.

03.03


1 ч.

96.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

04.03


1 ч.

97.

Правописание окончаний имён прилагательных

05.03


1 ч.

98.

Число имён прилагательных. Словарный диктант.

10.03


1 ч.

99

Число и род имён прилагательных.

11.03


1 ч.

100.

Контрольная работа за 3 четверть.

14.03


1 ч.

101

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по падежам.

15.03


1 ч.

102

Склонение имён прилагательных. Начальная форма.

17.03


1 ч.

103

Морфологический разбор имени прилагательного.


18.03


1 ч.

104.

Личные местоимения.

21.03


1 ч.

105

Местоимения 3-го лица.

22.03


1 ч.

106

Употребление личных местоимений в речи.


01.04


1 ч.

107.

Глагол как часть речи.

04.04


1 ч.

108.

Значение и употребление глаголов в речи.

05.04


1 ч.

109.

Неопределённая форма глагола.

07.04


1 ч.

110.

Число глаголов. Словарный диктант.

08.04


1 ч.

111.

Времена глаголов.

11.04


1 ч.

112.

Настоящее, прошедшее и будущее время.

12.04


1 ч.

113.

Времена глаголов. Настоящее, прошедшее и будущее время.

14.04


1 ч.

114.

Изменение глаголов по временам.

15.04


1 ч.

115.

Время и число глаголов.

18.04


1 ч.

116.

Глаголы в прошедшем времени

19.04


1 ч.

117.

Род глаголов в прошедшем времени

21.04


1 ч.

118.

Правописание частицы не с глаголами.

22.04


1 ч.

119.

Правописание глаголов «тся», «ться»

25.04


1 ч.

120.

Правописание глаголов.

26.04


1 ч.

121.

Морфологический разбор глагола.

28.04


1 ч.

122.

Контрольная работа по теме «Части речи»

29.04


1 ч.

123

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.

05.05


1 ч.

Повторение 9 ч.

124.

Повторение изученного о слове, предложении.

06.05


1 ч.

125

Повторение о звуках и буквах.

12.05


1 ч.

126

Повторение состава слова. Словарный диктант.

13.05


1 ч.

127

Правописание слов с изученными орфограммами.

16.05


1 ч.

128

Правописание слов с изученными орфограммами. Части речи.

17.05


1 ч.

129

Промежуточная аттестация.

19.05


1 ч.

130

Работа над ошибками. Текст.

20.05


1 ч.

131

Повторение изученного о слове, предложении.

23.05


1 ч.

132

КВН «Знатоки русского языка»

24.05


1 ч.

Всего: 132 ч.



5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы. «Просвещение» , 2014

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. «Просвещение» , 2018

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс. «Просвещение» , 2018

5. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 класс.

Интернет ресурсы: http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»


http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала


http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

МБОУ Митякинской СОШ

от 26.08. 2021 г. № 1


__________

Руководитель МО Торгашова Г.В.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


______________ Диденко В.В.


______________________ 2021г.