СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 5-9 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 5-9 кл»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Поначёвская основная общеобразовательная школа № 28


Рассмотрено Утверждаю:

на педагогическом совете директор МКОУ

протокол № 5 Поначёвская ООШ№28

от «30»08. 2019г. ________Т.Н.Прокопьева

приказ № 65 от «30» 08.2019 г.








Рабочая программа

по русскому языку

5-9 класс










Разработчик:

Третьякова Светлана Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория






с. Поначёво- 2019г.


Планируемые результаты


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мыслив устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюде-

ние основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

Выпускник 5 класса научится:


  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, использовать ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования( с пониманием основного содержания);

  • адекватно понимать, и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка (разговорный, научный, художественный стили);

  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы ; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов ( сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;

  • проводить морфологический анализ слова (имени существительного, имени прилагательного,глагола);

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные;

  • использовать орфографические словари.





Выпускник 5 класса получит возможность научиться:


  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, рефераты;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Выпускник 6 класса научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования( с пониманием основного содержания)

  • адекватно понимать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка (разговорный, художественный, научный, официально-деловой стили);

  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и служебные части речи ;

  • проводить морфологический анализ слова ((имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, имени числительного);

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные;

  • использовать орфографические словари.


Выпускник 6 класса получит возможность научиться:


  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, рефераты;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Выпускник 7 класса научится:


  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования( с пониманием основного содержания)

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка (разговорный,художественный, научный,официально-деловой, публицистический стили);

  • участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • распознавать предложения простые и сложные;

  • использовать орфографические словари.


Выпускник 7 класса получит возможность научиться:


  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, рефераты;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Выпускник 8 – 9 класса научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов и фигур (синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, анафора, эпифора, инверсия, парцелляция, градация, многосоюзие );

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.


Выпускник 8-9 класса получит возможность научиться:


  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.




Тематическое планирование.


№п/п

Раздел

Количество часов по классам

Итого

5

6

7

8

9



1

Речь и речевая деятельность.

(Включает в себя разделы: «Текст», «Функциональные разновидности языка»

33

30

23

17

15

118

2

Речь и речевое общение.

2

2




4

3

Культура речи

Включается во все разделы и изучается во всех темах русского языка

4

Общие сведения о языке


1

1

1

1

4

5

Фонетика, орфоэпия и графика

11





11

6

Морфемика и словообразование

17

24




41

7

Лексикология и фразеология

7

13




20

8

Морфология

54

113

96



263

9

Синтаксис. Пунктуация.

25



77

72

174

10

Правописание. Орфография и пунктуация.

(повторение).

21

21

16

7

14


79


Итого

170

204

136

102

102

714













Содержание учебного предмета

5 КЛАСС (170 ч)

Речь и речевое общение (2ч + 1ч.Р.Р)

Речь и речевое общение.Язык и человек. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.

Виды речевой деятельности : чтение,аудирование.говорение, письмо.

Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.

Функциональные разновидности языка. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года) (16ч + 3ч. Р.Р)

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Предлоги и приставки. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: склонение, род, падеж, число. Правописание окончаний существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род ; орфограммы в окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Текст. Понятие текста, основные признаки текста. Тема текста, его основная мысль. Изложение текста от третьего лица.(Подробное, по плану. )Сочинение-повествование по личным впечатлениям.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (25ч + 6ч. Р.Р)

Синтаксис как раздел грамматики. Основные понятия синтаксиса.(единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции.

Словосочетание как синтаксическая единица. Главное и зависимое слова в словосочетании. Типы словосочетаний. Разбор словосочетания.

Простое предложение. Знаки препинания: выделения, разделения .Знаки препинания в конце предложения.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Виды предложений по интонации и эмоциональной окраске.. Восклицательные и невосклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения.(Грамматическая основа предложения. )

Тире между подлежащим и сказуемым.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания.

Обобщающие слова перед однородными членами. Знаки препинания..

Предложения с обращениями, знаки препинания при обращении. Вводные слова . Знаки препинания.

Синтаксический разбор простого предложения.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами .Знаки препинания в сложном предложении с союзами.

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Речь диалогическая и монологическая.

Диалог. Виды диалога.Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. . Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Сочинение –описание по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (11 ч + 3ч.Р.Р)

Фонетика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. Система гласных звуков.Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формообразовании и словообразовании. Согласные звуки. Система согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Изменение звуков в речевом потоке. Позиционные чередования гласных и согласных..

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов. Орфоэпические словари.

Графика как раздел лингвистики. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Состав алфавита. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Способы обозначения Й на письме. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (7ч + 2 ч. Р.Р)

Лексикология как раздел лингвистики.. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Изложение с элементами описания. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (17 ч + 4 ч.Р.Р)

Морфемика как раздел лингвистики.. Морфема как минимальная значимая часть слов. Словообразующие и формообразующие морфемы. Изменение и образование слов. Корень слова.Однокоренные слова. Окончание как формообразовательная морфема. . Нулевая морфема. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Суффикс, приставка как словообразовательные морфемы. Чередование гласных и согласных звуков.. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипослец.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (16 ч + 4ч.Р.Р)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные . Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род имён существительных. Три склонения имен существительных.Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Пакдеж имён существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Множественное число имён существительных. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Сочинение-описание по картине.

Имя прилагательное (9 ч + 4 ч.Р.Р)

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол (29ч + 6ч.Р.Р) Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Употребление времени.

Морфологический разбор глагола.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного лица.

Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа.

Правописание. Орфография и пунктуация (в конце уч.года)(5ч.)





















6 КЛАСС (204ч)

 Общие сведения о языке. (1ч.)

 Русский язык - один из развитых языков мира.

Речевое общение (2+1р.р.)

Язык, речь. Общение.

Ситуация общения.

Поздравление.

Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года) (8+3ч.Р.Р)

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфограммы в  приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Пунктуация. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. Сложное предложение. Запятые  в сложном предложении.

Текст его особенности. (3+2ч. Р.Р)

Деление текста на части. Тема текста, основная мысль . Ключевые слова.

Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности. Сочинение-описание картины.

Лексика и фразеология. Культура речи (13+3ч.Р.Р)

Слово и его лексическое значение.

Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Архаизмы. Словари.

Фразеологизмы. Их виды.

Источники фразеологизмов. Использование в речи. Словари.

Сжатое изложение текста. Приемы сжатия текста.

Составление словарной статьи по образцу.

Собирание материалов к сочинению.

Словообразование. Орфография. Культура речи (26+4ч.Р.Р)

Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов.

Правописание чередующихся гласных  а и о в корне –кас - кос- , –гар - гор-, зар-зор.

Буквы ы, и  после приставок.

Гласные в приставках пре- и при-. 

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Сложносокращенные слова.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Сложный план сочинения. Систематизация материалов к сочинению. Описание помещения. Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (22+4ч.Р.Р)

Имя существительное как часть речи.

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного. 

Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). 

Гласные в суффиксах существительных ик-ек.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Письмо другу.

Устное публичное выступление о происхождении имён.

Сочинение-описание по личным впечатлениям.


Имя прилагательное (20+4ч.Р.Р)

Имя прилагательное как часть речи.

Степени сравнения имен прилагательных.

Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных  -к, ск-/

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

Сочинение-описание природы.

Устное публичное выступление о произведениях народного промысла.

Имя числительное(16+2ч.Р.Р)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Морфологический разбор имени числительного.

Выборочное изложение. Устное выступление на тему «Берегите природу!»

Местоимение(23+4ч.Р.Р)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения.

Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения.

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения.

Рассказ по сюжетным картинкам от 1 лица.

Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Сочинение по картине.

Глагол (30+6ч.Р.Р)

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Сочинение-рассказ на основе услышанного. Сжатое изложение. Рассказ по сюжетным рисункам.

Правописание. Орфография и пунктуация (в конце уч.года)(13ч.)

Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Лексика. Фразеология. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.Простое предложение. Сложное предложение.


7 КЛАСС (136ч)

Русский язык как развивающееся явление (1ч.)

       Группы славянских языков;  русский язык входит в группу

восточнославянских языков, совпадает с другими славянскими языками в фонетике,

лексике, грамматике. Русский язык – государственный язык России, один из мировых языков.Язык представляет собой исторически развивающееся явление.

 Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года) (10+1ч.Р.Р)

Синтаксис и пунктуация.Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания). Разделы лингвистики – основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография.Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм – букв.Морфемика и словообразование.

  Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология. Текст. Стили литературного языка.

Морфология. Орфография. Культура речи

 Причастие. (25+7ч.Р.Р) Причастие как часть речи.Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Нв кратких причастиях. Описание внешности человека. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям.

Деепричастие. (10+1ч.Р.Р)

Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.НЕ с деепричастиями.

Рассказ по картине.

Наречие. (27+5ч.Р.Р)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Правописание НЕ с наречиями на -о и -е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -О и -А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Сочинение-описание действий как вид текста.

Категория состояния. (2+2ч.Р.Р.)Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

 Предлог. (9 ч.)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Союз.(11+1ч.Р.Р.)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Устное рассуждение на дискуссионную тему.

 Частица. (10+2ч.Р.Р)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. (1ч.)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Правописание. Орфография и пунктуация (в концеуч.года)(6 + 1ч.Р.Р)

Разделы науки о языке. Орфография. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

8 КЛАСС (102ч)

Общие сведения о языке (1ч.)

Функции русского языка в современном мире

Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года)(3ч.)

Единицы языка.

Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология и орфография. Морфологический разбор частей речи. Текст. Стили и типы речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (7+1ч.Р.Р)Словосочетание. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды сло­восочетаний по морфологическим свойствам глав­ного слова (глагольные, именные, наречные).

Простое предложение (2+1ч.Р.Р)

Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложений Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Синтаксический разбор предложения. Описание архитектурных памятников как вид текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения (14+5ч.Р.Р,)

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

Простые односоставные предложения (9+2ч.Р.Р.)

Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым Назывные предложения.

Неполные предложения.

Однородные члены предложения (10+2ч.Р.Р,)Однород­ные члены предложения. Однородные члены пред­ложения, связанные союзами и интонаци­ей. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двое­точие и тире при обобщающих словах в предложе­ниях.

Обособленные члены предложения (18+2ч.Р.Р.)

Понятие об обособлении. Обособленные опре­деления и обособленные приложения. Обособлен­ные обстоятельства. Уточнение как вид обособлен­ного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. (9 +2ч.Р.Р.)

Обраще­ние.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки пре­пинания.

Прямая и косвенная речь. (6+1ч.Р.Р. )

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.Слова автора внутри прямой речи. Разделитель­ные и выделительные знаки препинания в предло­жениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Правописание. Орфография и пунктуация (в концеуч.года)(4+2ч.Р.Р.)

Синтаксис и морфология. Знаки препинания в предложениях. Синтаксис и культура речи.

9 КЛАСС (102ч)

Международное значение русского языка.  (1ч)

Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года)(5 + 1ч.Р.Р)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.(11+2ч.Р.Р.)

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения. (5 ч + 2 ч.Р.Р.)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений.

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.( 33+4ч.Р.Р.)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.(11 ч + 2 ч.Р.Р.)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.(10 ч + 2 ч.Р.Р.)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Правописание. Орфография и пунктуация (11+2ч.Р.Р.)

Фонетика и графика. Орфография.Лексикология и фразеология. Словообразование. Морфология.

Пунктуация.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).