Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Поначёвская основная общеобразовательная школа № 28
Рассмотрено Утверждаю:
на педагогическом совете директор МКОУ
протокол № 5 Поначёвская ООШ№28
от «30»08. 2019г. ________Т.Н.Прокопьева
приказ № 65 от «30» 08.2019 г.
Рабочая программа
по русскому языку
5-9 класс
Разработчик:
Третьякова Светлана Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория
с. Поначёво- 2019г.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мыслив устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюде-
ние основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Выпускник 5 класса научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, использовать ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования( с пониманием основного содержания);
адекватно понимать, и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка (разговорный, научный, художественный стили);
участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы ; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов ( сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;
проводить морфологический анализ слова (имени существительного, имени прилагательного,глагола);
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные;
использовать орфографические словари.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, рефераты;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Выпускник 6 класса научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования( с пониманием основного содержания)
адекватно понимать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка (разговорный, художественный, научный, официально-деловой стили);
участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и служебные части речи ;
проводить морфологический анализ слова ((имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, имени числительного);
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные;
использовать орфографические словари.
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, рефераты;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Выпускник 7 класса научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования( с пониманием основного содержания)
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка (разговорный,художественный, научный,официально-деловой, публицистический стили);
участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
распознавать предложения простые и сложные;
использовать орфографические словари.
Выпускник 7 класса получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, рефераты;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Выпускник 8 – 9 класса научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов и фигур (синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, анафора, эпифора, инверсия, парцелляция, градация, многосоюзие );
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник 8-9 класса получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Тематическое планирование.
№п/п | Раздел | Количество часов по классам | Итого |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | |
1 | Речь и речевая деятельность. (Включает в себя разделы: «Текст», «Функциональные разновидности языка» | 33 | 30 | 23 | 17 | 15 | 118 |
2 | Речь и речевое общение. | 2 | 2 | | | | 4 |
3 | Культура речи | Включается во все разделы и изучается во всех темах русского языка |
4 | Общие сведения о языке | | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
5 | Фонетика, орфоэпия и графика | 11 | | | | | 11 |
6 | Морфемика и словообразование | 17 | 24 | | | | 41 |
7 | Лексикология и фразеология | 7 | 13 | | | | 20 |
8 | Морфология | 54 | 113 | 96 | | | 263 |
9 | Синтаксис. Пунктуация. | 25 | | | 77 | 72 | 174 |
10 | Правописание. Орфография и пунктуация. (повторение). | 21 | 21 | 16 | 7 | 14 | 79 |
| Итого | 170 | 204 | 136 | 102 | 102 | 714 |
Содержание учебного предмета
5 КЛАСС (170 ч)
Речь и речевое общение (2ч + 1ч.Р.Р)
Речь и речевое общение.Язык и человек. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.
Виды речевой деятельности : чтение,аудирование.говорение, письмо.
Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.
Функциональные разновидности языка. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года) (16ч + 3ч. Р.Р)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Предлоги и приставки. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: склонение, род, падеж, число. Правописание окончаний существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род ; орфограммы в окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Текст. Понятие текста, основные признаки текста. Тема текста, его основная мысль. Изложение текста от третьего лица.(Подробное, по плану. )Сочинение-повествование по личным впечатлениям.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (25ч + 6ч. Р.Р)
Синтаксис как раздел грамматики. Основные понятия синтаксиса.(единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции.
Словосочетание как синтаксическая единица. Главное и зависимое слова в словосочетании. Типы словосочетаний. Разбор словосочетания.
Простое предложение. Знаки препинания: выделения, разделения .Знаки препинания в конце предложения.
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Виды предложений по интонации и эмоциональной окраске.. Восклицательные и невосклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения.(Грамматическая основа предложения. )
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания.
Обобщающие слова перед однородными членами. Знаки препинания..
Предложения с обращениями, знаки препинания при обращении. Вводные слова . Знаки препинания.
Синтаксический разбор простого предложения.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами .Знаки препинания в сложном предложении с союзами.
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Речь диалогическая и монологическая.
Диалог. Виды диалога.Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. . Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Сочинение –описание по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (11 ч + 3ч.Р.Р)
Фонетика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. Система гласных звуков.Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формообразовании и словообразовании. Согласные звуки. Система согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Изменение звуков в речевом потоке. Позиционные чередования гласных и согласных..
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов. Орфоэпические словари.
Графика как раздел лингвистики. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Состав алфавита. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Способы обозначения Й на письме. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (7ч + 2 ч. Р.Р)
Лексикология как раздел лингвистики.. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Изложение с элементами описания. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (17 ч + 4 ч.Р.Р)
Морфемика как раздел лингвистики.. Морфема как минимальная значимая часть слов. Словообразующие и формообразующие морфемы. Изменение и образование слов. Корень слова.Однокоренные слова. Окончание как формообразовательная морфема. . Нулевая морфема. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Суффикс, приставка как словообразовательные морфемы. Чередование гласных и согласных звуков.. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипослец.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (16 ч + 4ч.Р.Р)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные . Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род имён существительных. Три склонения имен существительных.Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Пакдеж имён существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Множественное число имён существительных. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Сочинение-описание по картине.
Имя прилагательное (9 ч + 4 ч.Р.Р)
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (29ч + 6ч.Р.Р) Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Буквы е-и в корнях с чередованием.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Употребление времени.
Морфологический разбор глагола.
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного лица.
Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа.
Правописание. Орфография и пунктуация (в конце уч.года)(5ч.)
6 КЛАСС (204ч)
Общие сведения о языке. (1ч.)
Русский язык - один из развитых языков мира.
Речевое общение (2+1р.р.)
Язык, речь. Общение.
Ситуация общения.
Поздравление.
Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года) (8+3ч.Р.Р)
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Пунктуация. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Текст его особенности. (3+2ч. Р.Р)
Деление текста на части. Тема текста, основная мысль . Ключевые слова.
Официально-деловой стиль речи. Языковые особенности. Сочинение-описание картины.
Лексика и фразеология. Культура речи (13+3ч.Р.Р)
Слово и его лексическое значение.
Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Архаизмы. Словари.
Фразеологизмы. Их виды.
Источники фразеологизмов. Использование в речи. Словари.
Сжатое изложение текста. Приемы сжатия текста.
Составление словарной статьи по образцу.
Собирание материалов к сочинению.
Словообразование. Орфография. Культура речи (26+4ч.Р.Р)
Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов.
Правописание чередующихся гласных а и о в корне –кас - кос- , –гар - гор-, зар-зор.
Буквы ы, и после приставок.
Гласные в приставках пре- и при-.
Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Сложносокращенные слова.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Сложный план сочинения. Систематизация материалов к сочинению. Описание помещения. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (22+4ч.Р.Р)
Имя существительное как часть речи.
Разносклоняемые имена существительные.
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.
Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.
Имена существительные общего рода.
Морфологический разбор имени существительного.
Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик).
Гласные в суффиксах существительных ик-ек.
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Письмо другу.
Устное публичное выступление о происхождении имён.
Сочинение-описание по личным впечатлениям.
Имя прилагательное (20+4ч.Р.Р)
Имя прилагательное как часть речи.
Степени сравнения имен прилагательных.
Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные.
Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных.
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-/
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Сочинение-описание природы.
Устное публичное выступление о произведениях народного промысла.
Имя числительное(16+2ч.Р.Р)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Морфологический разбор имени числительного.
Выборочное изложение. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Местоимение(23+4ч.Р.Р)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения.
Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения.
Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения.
Рассказ по сюжетным картинкам от 1 лица.
Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Сочинение по картине.
Глагол (30+6ч.Р.Р)
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Сочинение-рассказ на основе услышанного. Сжатое изложение. Рассказ по сюжетным рисункам.
Правописание. Орфография и пунктуация (в конце уч.года)(13ч.)
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Лексика. Фразеология. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.Простое предложение. Сложное предложение.
7 КЛАСС (136ч)
Русский язык как развивающееся явление (1ч.)
Группы славянских языков; русский язык входит в группу
восточнославянских языков, совпадает с другими славянскими языками в фонетике,
лексике, грамматике. Русский язык – государственный язык России, один из мировых языков.Язык представляет собой исторически развивающееся явление.
Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года) (10+1ч.Р.Р)
Синтаксис и пунктуация.Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания). Разделы лингвистики – основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография.Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм – букв.Морфемика и словообразование.
Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология. Текст. Стили литературного языка.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие. (25+7ч.Р.Р) Причастие как часть речи.Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Нв кратких причастиях. Описание внешности человека. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям.
Деепричастие. (10+1ч.Р.Р)
Деепричастие как часть речи. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.НЕ с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. (27+5ч.Р.Р)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Правописание НЕ с наречиями на -о и -е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -О и -А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Сочинение-описание действий как вид текста.
Категория состояния. (2+2ч.Р.Р.)Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
Предлог. (9 ч.)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Союз.(11+1ч.Р.Р.)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Устное рассуждение на дискуссионную тему.
Частица. (10+2ч.Р.Р)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. (1ч.)
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Правописание. Орфография и пунктуация (в концеуч.года)(6 + 1ч.Р.Р)
Разделы науки о языке. Орфография. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
8 КЛАСС (102ч)
Общие сведения о языке (1ч.)
Функции русского языка в современном мире
Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года)(3ч.)
Единицы языка.
Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология и орфография. Морфологический разбор частей речи. Текст. Стили и типы речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (7+1ч.Р.Р)Словосочетание. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Простое предложение (2+1ч.Р.Р)
Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложений Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Синтаксический разбор предложения. Описание архитектурных памятников как вид текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения (14+5ч.Р.Р,)
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.
Простые односоставные предложения (9+2ч.Р.Р.)
Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым Назывные предложения.
Неполные предложения.
Однородные члены предложения (10+2ч.Р.Р,)Однородные члены предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Обособленные члены предложения (18+2ч.Р.Р.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. (9 +2ч.Р.Р.)
Обращение.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Прямая и косвенная речь. (6+1ч.Р.Р. )
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Правописание. Орфография и пунктуация (в концеуч.года)(4+2ч.Р.Р.)
Синтаксис и морфология. Знаки препинания в предложениях. Синтаксис и культура речи.
9 КЛАСС (102ч)
Международное значение русского языка. (1ч)
Правописание. Орфография и пунктуация (в начале уч.года)(5 + 1ч.Р.Р)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи.(11+2ч.Р.Р.)
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения. (5 ч + 2 ч.Р.Р.)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений.
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения.( 33+4ч.Р.Р.)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения.(11 ч + 2 ч.Р.Р.)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи.(10 ч + 2 ч.Р.Р.)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Правописание. Орфография и пунктуация (11+2ч.Р.Р.)
Фонетика и графика. Орфография.Лексикология и фразеология. Словообразование. Морфология.
Пунктуация.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).