Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова. М. Просвещение;
Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО.
Реализация рабочей программы рассчитана на 210 часов (из расчета 6 учебных часов в неделю, 35 недель).
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Определение схемы ситуации общения.
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Итоговый тест.
№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока | Количество часов |
| | | Язык. Речь. Общение (2ч+1ч) | |
1 | | | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 |
2 | | | Язык, речь, общение. Ситуация общения | 1 |
3 | | | Вводная контрольная работа (диктант) | 1 |
| | | Повторение изученного в 5 классе (9 ч) | |
4 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. Фонетика. Орфоэпия | 1 |
5 | | | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 |
6 | | | Части речи | 1 |
7 | | | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 |
8 | | | Словосочетание | 1 |
9 | | | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | 1 |
10 | | | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений | 1 |
11 | | | Прямая речь. Диалог. | 1 |
12 | | | Контрольный диктант по теме «Повторение». | 1 |
| | | Текст (3ч+2ч) | |
13РР | | | Текст, его особенности | 1 |
14 | | | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 |
15 | | | Начальные и конечные предложения текста | 1 |
16 | | | Ключевые слова. Основные признаки текста | 1 |
17РР | | | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 |
| | | Лексика. Культура речи (10ч+2ч) | |
18 | | | Слово и его лексическое значение | 1 |
19РР | | | Собирание материала к сочинению. Устное сочинение по картине А. Герасимова «После дождя» | 1 |
20 | | | Общеупотребительные слова. | 1 |
21 | | | Профессионализмы | 1 |
22 | | | Диалектные слова. | 1 |
23РР | | | Сжатое изложение | 1 |
24 | | | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 |
25 | | | Неологизмы | 1 |
26 | | | Устаревшие слова | 1 |
27 | | | Словари | 1 |
28 | | | Повторение по теме «Лексика» | 1 |
29 | | | Контрольная работа по теме «Лексика» | 1 |
| | | Фразеология. Культура речи (3ч+1ч) | |
30 | | | Фразеологизмы. | 1 |
31 | | | Источники фразеологизмов | 1 |
32РР | | | Работа с фразеологическим словарем | 1 |
33 | | | Повторение | 1 |
| | | Словообразование. Орфография. Культура речи (31ч+4ч) | |
34 | | | Морфемика и словообразование | 1 |
35РР | | | Описание помещения | 1 |
36 | | | Основные способы образования слов в русском языке | 1 |
37 | | | Основные способы образования слов в русском языке | 1 |
38 | | | Практикум по словообразованию | 1 |
39 | | | Этимология слова | 1 |
40 | | | Контрольная работа по теме «Словообразование» | 1 |
41РР | | | Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план | 1 |
42РР | | | Написание сочинения (описание помещения) Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». | 1 |
43 | | | Анализ сочинения | 1 |
44 | | | Буквы о-а в корне -кос- -кас- | 1 |
45 | | | Буквы о-а в корне -кос- -кас- | 1 |
46 | | | Буквы о-а в корне -гор- -гар- | 1 |
47 | | | Буквы о-а в корне -гор- -гар- | 1 |
48 | | | Буквы о-а в корне -зор- -зар- | 1 |
49 | | | Буквы о-а в корне -зор- -зар- | 1 |
50 | | | Повторение по теме «Правописание корней с чередующейся гласной» | 1 |
51 | | | Повторение по теме «Правописание корней с чередующейся гласной» | 1 |
52 | | | Контрольный диктант по теме «Корни с чередованием». | 1 |
53 | | | Анализ к/д | 1 |
54 | | | Буквы ы и и после приставок. | 1 |
55 | | | Буквы ы и и после приставок. | 1 |
56 | | | Гласные в приставках пре-при | 1 |
57 | | | Гласные в приставках пре-при | 1 |
58 | | | Гласные в приставках пре-при | 1 |
59 | | | Гласные в приставках пре-при. | 1 |
60РР | | | Выборочное изложение | 1 |
61 | | | Соединительные О и Е. | 1 |
62 | | | Соединительные О и Е. | 1 |
63 | | | Сложносокращенные слова. | 1 |
64 | | | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 |
65 | | | Повторение и обобщение по теме «Словообразование». | 1 |
66 | | | Повторение и обобщение по теме «Словообразование». | 1 |
67 | | | Контрольный диктант по теме «Словообразование» | 1 |
68 | | | Анализ к/д | 1 |
| | | Морфология. Орфография. Культура речи | |
| | | Имя существительное (22ч+3ч) | |
69 | | | Имя существительное как часть речи. | 1 |
70 | | | Имя существительное как часть речи | 1 |
71 | | | Разносклоняемые имена существительные. | 1 |
72 | | | Разносклоняемые имена существительные. | 1 |
73 | | | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 |
74 | | | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 |
75 | | | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
76 | | | Род несклоняемых имен существительных. | 1 |
77 | | | Имена существительные общего рода. | 1 |
78 | | | Имена существительные общего рода. | 1 |
79 | | | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
80РР | | | Письмо | 1 |
81 | | | НЕ с существительными. | 1 |
82 | | | НЕ с существительными. | 1 |
83РР | | | Сочинение – описание впечатлений | 1 |
84 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
85 | | | Буквы ч и щ в суффиксе -чик- -щик-. | 1 |
86 | | | Буквы е и и в суффиксах существительных -ек- -ик-. | 1 |
87 | | | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 |
88 | | | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 |
89 | | | Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-. | 1 |
90РР | | | Изложение | 1 |
91 | | | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». | 1 |
92 | | | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». | 1 |
93 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
| | | Имя прилагательное (22ч+3ч) | |
94 | | | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
95РР | | | Описание природы | 1 |
96РР | | | Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер». | 1 |
97 | | | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
98 | | | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
99 | | | Разряды прилагательных. Качественные имена прилагательные | 1 |
100 | | | Качественные имена прилагательные | 1 |
101 | | | Относительные имена прилагательные. | 1 |
102 | | | Относительные имена прилагательные. | 1 |
103 | | | Притяжательные имена прилагательные. | 1 |
104 | | | Притяжательные имена прилагательные. | 1 |
105 | | | Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» | 1 |
106 | | | Анализ к/д | 1 |
107 | | | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
108 | | | НЕ с прилагательными | 1 |
109 | | | НЕ с прилагательными и существительными | 1 |
110 | | | Буквы о и е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 |
111 | | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 |
112 | | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 |
113РР | | | Выборочное изложение | 1 |
114 | | | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- -ск- | 1 |
115 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 |
116 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 |
117 | | | Повторение темы «Имя прилагательное». | 1 |
118 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 |
| | | Имя числительное (16ч+2ч) | |
119 | | | Имя числительное как часть речи. | 1 |
120 | | | Простые и составные числительные. | 1 |
121 | | | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
122 | | | Порядковые числительные. | 1 |
123 | | | Разряды количественных числительных. | 1 |
124-125 | | | Числительные, обозначающие целые числа. | 2 |
126 | | | Дробные числительные. | 1 |
127 | | | Собирательные числительные. | 1 |
128 | | | Употребление числительных в речи | 1 |
129 | | | Морфологический разбор числительного. | 1 |
130 | | | Обобщающий урок по теме «Имя числительное» | 1 |
131РР | | | Составление текста объявления | 1 |
132РР | | | Публичное выступление | 1 |
133 | | | Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» | 1 |
134 | | | Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» | 1 |
135 | | | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | 1 |
136 | | | Анализ к/д | 1 |
| | | Местоимение (23ч+3ч) | |
137 | | | Местоимение как часть речи. | 1 |
138 | | | Личные местоимения. | 1 |
139 | | | Личные местоимения. | 1 |
140РР | | | Составление рассказа от первого лица по сюжетным рисункам | 1 |
141 | | | Возвратное местоимение себя. | 1 |
142 | | | Вопросительные местоимения. | 1 |
143 | | | Относительные местоимения. | 1 |
144 | | | Неопределенные местоимения. | 1 |
145 | | | Неопределенные местоимения. | 1 |
146 | | | Отрицательные местоимения. | 1 |
147 | | | Отрицательные местоимения. | 1 |
148 | | | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
149 | | | Анализ к/д | 1 |
150 | | | Притяжательные местоимения. | 1 |
151РР | | | Подготовка к сочинению - рассуждению | 1 |
152 РР | | | Написание сочинения – рассуждения | 1 |
153 | | | Указательные местоимения. | 1 |
154 | | | Указательные местоимения. | 1 |
155 | | | Определительные местоимения. | 1 |
156 | | | Местоимения и другие части речи | 1 |
157 | | | Морфологический разбор местоимения. | 1 |
158 | | | Повторение темы «Местоимение». | 1 |
159 | | | Повторение темы «Местоимение». | 1 |
160 | | | Повторение темы «Местоимение». | 1 |
161 | | | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | 1 |
162 | | | Анализ к/д | 1 |
| | | Глагол (30ч+6ч) | |
163 | | | Глагол как часть речи | 1 |
164 | | | Глагол как часть речи | 1 |
165 РР | | | Сочинение по рисункам и данному началу | 1 |
166 | | | Анализ сочинения | 1 |
167 | | | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
168 | | | Глаголы переходные и непереходные. | 1 |
169 | | | Глаголы переходные и непереходные. | 1 |
170 | | | Наклонение глагола | 1 |
171 | | | Изъявительное наклонение. | 1 |
172 | | | Изъявительное наклонение. | 1 |
173РР | | | Изложение | 1 |
174 | | | Условное наклонение. | 1 |
175 | | | Условное наклонение. | 1 |
176 | | | Повелительное наклонение. | 1 |
177 | | | Повелительное наклонение. | 1 |
178 | | | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 |
179 РР | | | Сочинение по рисункам | 1 |
180 | | | Употребление наклонений. | 1 |
181 | | | Безличные глаголы. | 1 |
182 | | | Безличные глаголы. | 1 |
183 | | | Морфологический разбор глагола. | 1 |
184 РР | | | Рассказ на основе услышанного. | 1 |
185 | | | Повторение по теме «Наклонение глагола» | 1 |
186 | | | Повторение по теме «Наклонение глагола» | 1 |
187 | | | Контрольная работа по теме «Наклонение глагола» | 1 |
188 | | | Анализ к/р | 1 |
189 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 |
190 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 |
191 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 |
192 | | | Повторение и обобщение по теме «Глагол». | 1 |
193 | | | Повторение и обобщение по теме «Глагол». | 1 |
194 | | | Повторение и обобщение по теме «Глагол». | 1 |
195 | | | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
196 | | | Анализ к/д. Работа над ошибками | 1 |
197РР | | | Рассказ по рисункам. | 1 |
198 РР | | | Рассказ с включением части готового текста | 1 |
| | | Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи (10ч+2ч) | |
199РР | | | Разделы науки о языке | 1 |
200 | | | Орфография | 1 |
201 | | | Орфография | 1 |
202 | | | Пунктуация | 1 |
203 | | | Пунктуация | 1 |
204РР | | | Лексика и фразеология. | 1 |
205 | | | Словообразование | 1 |
206 | | | Морфология | 1 |
207 | | | Синтаксис | 1 |
208 | | | Итоговая контрольная работа | 1 |
209 | | | Анализ к/р | 1 |
210 | | | Повторение. Подведение итогов года | 1 |