СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык" 8 класс ФГОС ФАООП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык" 8 класс ФГОС ФАООП»









Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

8 класс

на 2023-2024 учебный год



































Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 8 класса составлена на основе:

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) КГБОУ «……….»;

- сборника «Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Под редакцией Якубовской Э.В.– М. «Просвещение», 2023. Раздел «Русский язык»;

- учебного плана КГБОУ «………».

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания КГБОУ «……..».

Содержание учебного предмета «Русский язык» способствует реализации рабочей программы воспитания КГБОУ «……….» через использование воспитательного потенциала каждого урока (инвариантный модуль «Школьный урок»).

Учитель может:

- устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

- побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

- организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.


Цели и задачи обучения и коррекции

Цель: создавать условия для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к развитию коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной деятельности.

Задачи:

-расширять представление о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

-ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматические знания и умения;

-использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

-развивать положительные качества и свойства личности.


Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода

  • здоровьесберегающие;

  • личностно-ориентированные;

  • информационно-коммуникативные;

  • Дифференцированное обучение

Методы обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

-словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, иллюстрацией;

-практический метод (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии);

-наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

-методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

-методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

-устные или письменные методы контроля;

-фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Формы обучения:

1. По охвату детей в процессе обучения (индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа).

2. По месту организации (школьные).

3. Традиционные (урок, экскурсия, домашняя учебная работа, фронтальная работа, словарная работа, контрольная работа, творческая работа).

4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки- конкурсы; уроки-игры и т.д.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Процесс обучения русскому языку неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у учащихся формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания обучающихся в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. На изучение предмета в 8 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю, за год 136 часов.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- осознавать роль речи в жизни людей;

- знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

- оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

- соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

-делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные:

Минимальный уровень:

знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;

образование слов с новым значением с опорой на образец;

представления о грамматических разрядах слов;

различение изученных частей речи по вопросу и значению;

использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;

нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагога);

нахождение в тексте однородных членов предложения;

различение предложений, разных по интонации;

нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагога);

участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.


Достаточный уровень:

знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

разбор слова по составу с использованием опорных схем;

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагога);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;

нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

различение предложений (с помощью педагога) различных по цели высказывания;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагога);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

оформление всех видов изученных деловых бумаг;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).


Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 8 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами формирования и развития БУД являются:

-формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:

-определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

-определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

На уроках «Русского языка» формируются следующие БУДы:

Личностные базовые учебные действия

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

оказывать помощь сверстникам и взрослым;

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

проявлять бережное отношение к культурно-

историческому наследию родного края и страны

Регулятивные базовые учебные действия

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Познавательные базовые учебные действия

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;

использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач

Коммуникативные базовые учебные действия

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и

познавательных задач

В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Содержание тем учебного предмета



№ п/п урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Контрольные

работы

Самостоятель

ные

Практические

1

Повторение. Предложение

8

-



2

Состав слова. Текст

16

-



3

Части речи. Текст

1

-



4

Имя существительное

18

1



5

Имя прилагательное

18

1



6

Глагол

19

1



7

Местоимение

21

-



8

Наречие

16

-



9

Предложение. Текст

12

1



10

Повторение

7

-




Итого

136

4





Содержание учебного предмета «Русский язык» в 8 классе


Раздел 1. Повторение. Предложение

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном

предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с

союзами и, а, но и без союзов.

Раздел 2. Состав слова. Текст

Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к

различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих

согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью

приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-,в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Раздел 3. Части речи. Текст

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного.

Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных

единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным

в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в

единственном и множественном числах. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье.

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.

Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение

глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и

будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II

спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Наречие. Наречие – неизменяемая часть речи. Наречия места, времени, образа действия

Раздел 4. Предложение. Текст

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные

и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам

русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями). Сочинение

по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе

имеющихся знаний. Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему»).

Деловое письмо: объяснительная записка, автобиография, объявление (выбор профессии

по объявлению, заявление (о приеме на работу), телеграмма, автобиография, доверенность,

расписка.

Раздел 5. Повторение пройденного за год

Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Наречие. Местоимение


Основные виды деятельности:

-анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;

-звуко - буквенный анализ слова;

- овладение правописанием слов, предложений, текстов;

- различение разрядов слов - названия предметов, действий, признаков;

- работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении,

нахождение главных и второстепенных членов предложения;

- ответы на последовательно - поставленные вопросы;

- совершенствование графического навыка;

- списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитании самостоятельности и самоконтролю;

-работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания;

-работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

Тематическое планирование в 8 классе

(4 часа в неделю, 136 часов за год)


п/п

уро-ка

п/п

урока по теме

Наименование разделов, тем урока

Кол-во часов


1

Повторение. Предложение

8

1

1.1

Простые и сложные предложения

1

2

1.2

Составление сложных предложений

1

3

1.3

Выделение однородных членов из предложения

1

4

1.4

Использование однородных членов предложения

1

5

1.5

Обращение. Знаки препинания при обращении

1

6

1.6

Использование обращений в предложениях

1

7

1.7

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

8

1.8

Деловое письмо. Адрес

1


2

Состав слова. Текст

16

9

2.1

Корень. Однокоренные слова

1

10

2.2

Приставка. Суффикс. Окончание

1

11

2.3

Разбор слова по составу

1

12

2.4

Проверка орфограмм в корне

1

13

2.5

Нахождение орфограмм в корне и приставке

1

14

2.6

Правописание приставок

1

15

2.7

Орфограммы в корне и приставках

1

16

2.8

Текст. Составление плана текста

1

17

2.9

Сложные слова с соединительными гласными о, е

1

18

2.10

Сложные слова без соединительной гласной

1

19

2.11

Сложные слова с соединительной гласной и без нее

1

20

2.12

Состав слова. Закрепление знаний.

1

21

2.13

контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

22

2.14

Контрольные вопросы и задания

1

23-24

2.15

Сочинение по данному началу частей

2


3

Части речи. Текст

1

25

3.1

Различение частей речи

1


4

Имя существительное

18

26

4.1

Значение существительных в речи

1

27

4.2

Существительные, близкие по значению

1

28

4.3

Род, число и падеж существительных

1

29

4.4

Контрольный диктант за 1 четверть

1

30

4.5

Определение склонения существительных

1

31

4.6

Ударные и безударные окончания существительных

1

32

4.7

Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения

1

33

4.8

Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения

1

34

4.9

Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения

1

35

4.10

Правописание падежных окончаний существительных в ед.ч.

1

36

4.11

Изменение по падежам существительных во мн.ч.

1

37

4.12

Постановка падежных вопросов к существительным во мн.ч.

1

38

4.13

Падежные окончания существительных во мн.ч.

1

39

4.14

Ударные и безударные падежные окончания существительных во мн.ч.

1

40

4.15

Правописание падежных окончаний существительных во мн.ч.

1

41

4.16

Окончания Р.п. существительных во мн.ч.

1

42

4.17

Склонение существительных. Закрепление знаний

1

43

4.18

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1


5

Имя прилагательное

18

44

5.1

Значение прилагательных в речи

1

45

5.2

Прилагательные, близкие по значению

1

46

5.3

Словосочетания с прилагательными

1

47

5.4

Род и число прилагательных

1

48

5.5

Изменение окончаний прилагательных по вопросам

1

49

5.6

Постановка вопросов к прилагательным

1

50

5.7

Правописание падежных окончаний прилагательных в ед.ч.

1

51

5.8

Текст. Подбор примеров для подкрепления примеров основной мысли текста

1

52

5.9

Выделение словосочетаний с прилагательными во мн.ч.

1

53

5.10

Изменение прилагательных во мн.ч.

1

54

5.11

Постановка вопросов к прилагательным во мн.ч.

1

55

5.12

Правописание падежных окончаний прилагательных во мн.ч.

1

56

5.13

Склонение прилагательных. Закрепление знаний

1

57

5.14

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

58

5.15

Контрольный диктант за 2 четверть

1

59

5.16

Деловое письмо. Записка

1

60-61

5.17

Характеристика литературного героя

2


6

Местоимение

19

62

6.1

Значение местоимений в речи

1

63

6.2

Различие местоимений по лицам и числам

1

64

6.3

Наблюдение за склонением местоимения 1-го л. ед.ч.

1

65

6.4

Склонение местоимения 1-го лица ед.ч.

1

66

6.5

Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица мн.ч.

1

67

6.6

Склонение местоимения 1-го лица мн.ч.

1

68

6.7

Склонение местоимений 1-го лица ед. и мн. числа

1

69

6.8

Наблюдение за склонением местоимения 2-го л. ед.ч.

1

70

6.9

Склонение местоимения 2-го лица ед.ч.

1

71

6.10

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица мн.ч.

1

72

6.11

Склонение местоимения 2-го лица мн.ч.

1

73

6.12

Склонение местоимений 2-го лица ед. и мн. числа

1

74

6.13

Наблюдение за склонением местоимения 3-го л. ед.ч.

1

75

6.14

Склонение местоимения 3-го лица ед.ч.

1

76

6.15

Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица мн.ч.

1

77

6.16

Склонение местоимения 3-го лица мн.ч.

1

78

6.17

Склонение местоимений 3-го лица ед. и мн. числа

1

79

6.18

Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

80

6.19

Деловое письмо. Письмо

1


7

Глагол

21

81

7.1

Значение глаголов в речи

1

82

7.2

Глаголы, близкие по значению

1

83

7.3

Частица не с глаголами

1

84

7.4

Неопределенная форма глагола

1

85

7.5

Изменение глаголов по временам и числам

1

86

7.6

Знакомство с глаголами1-го лица

1

87

7.7

Постановка вопросов к глаголам 1-го лица

1

88

7.8

Употребление глаголов в 1-м лице ед. и мн. числа

1

89

7.9

Знакомство с глаголами 2-го лица

1

90

7.10

Постановка вопросов к глаголам 2-го лица

1

91

7.11

Правописание глаголов 2-го лица ед.ч.

1

92

7.12

Употребление глаголов в 2-м лице ед. и мн. числа

1

93

7.13

Знакомство с глаголами 3-го лица

1

94

7.14

Постановка вопросов к глаголам 3-го лица

1

95

7.15

Употребление глаголов в 3-м лице ед. и мн. числа

1

96

7.16

Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся, -ться

1

97

7.17

Различение глаголов по лицам и числам

1

98

7.18

Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

99

7.19

Контрольный диктант за 3 четверть

1

100

7.20

Деловое письмо. Объявление

1

101

7.21

Изложение отрывка из повести

1


8

Наречие

16

102

8.1

Наречие как часть речи

1

103

8.2

Наречие – неизменяемая часть речи

1

104

8.3

Значение наречий в речи

1

105

8.4

Образование наречий от прилагательных

1

106

8.5

Наречия, противоположные и близкие по значению

1

107

8.6

Наречия, отвечающие на вопросы как?

1

108

8.7

Наречия, отвечающие на вопросы где?

1

109

8.8

Наречия, отвечающие на вопросы когда?

1

110

8.9

Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда?

1

111

8.10

Постановка вопросов к наречиям

1

112

8.11

Подбор наречий с опорой на вопросы

1

113

8.12

Наречие. Закрепление знаний

1

114

8.13

Контрольные вопросы и задания

1

115

8.14

Деловое письмо. Объяснительная

1

116-117

8.15

Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям

2


9

Предложение. Текст

12

118

9.1

Простое предложение с однородными членами

1

119

9.2

Распространение предложений однородными членами

1

120

9.3

Сложное предложение без союзов

1

121

9.4

Сложное предложение с союзами и, а, но

1

122

9.5

Составление сложных предложений с союзами и, а, но

1

123

9.6

Сравнение простых и сложных предложений

1

124

9.7

Распространение простых и сложных предложений

1

125

9.8

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

126

9.9

Деловое письмо. Заявление

1

127-128

9.10

Сочинение по личным наблюдениям

2

129

9.11

Контрольный диктант за год

1


10

Повторение

7

130

10.1

Состав слова

1

131

10.2

Существительное. Прилагательное

1

132

10.3

Местоимение

1

133

10.4

Глагол. Наречие

1

134

10.5

Предложение

1

135

10.6

Деловое письмо. Расписка

1

136

10.7

Повторение изученного в конце года

1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Основная литература

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Под редакцией Якубовской Э.В.– М. «Просвещение», 2023. Раздел «Русский язык»;

  2. Н. Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник 7-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М. «Просвещение», 2021 г.

  3. Н. Г. Галунчикова, Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.«Просвещение» 2005.

Оборудование и приборы:

компьютер, медиапроектор, экран.

Дидактический материал:

  1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных образовательных учреждений VIII вида Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение 2002 г;

  2. Аксёнова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;

  3. Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992;

  4. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.: Просвещение 2005;

  5. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Состав слова: Учебное пособие для 5-9 классов.- М. Просвещение, 2002;

  6. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Глагол. - М.: Просвещение, 2003;

  7. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Имя прилагательное.- М.: Просвещение, 2003;

Цифровые образовательные ресурсы: презентации по изучаемым темам курса.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.proshkolu.ru

2. http://nsportal.ru

3. http://pedsovet.su

4. http://www.zavuch.ru











Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 8 класс.

Входной срез

Цель работы: проверить умения:

– писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения и с изученными орфограммами (правописание безударных гласных в корне слова; глухих и звонких согласных в корне и на конце слова; правописание -тся, -ться в глаголах; правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных);

– определять предложения с однородными членами;

– определять изученные части речи.

Диктант

Одуванчики

У больших дорог, у лесных тропинок всё лето цветут одуванчики. Они похожи на маленькие солнца с зелёными лучами.

Семена одуванчика быстро созревают и делаются пушистыми шариками. Дунь на шарик, и поплывут в воздухе белые пушинки. Вот поэтому народ назвал этот цветок одуванчиком.

Ранним утром цветы просыпаются, радостно улыбаются и раскрывают свои золотые корзинки. Вечером одуванчики закрывают лепестки и всю летнюю короткую ночь крепко спят. В солнечный погожий день лесная поляна цветущих шариков выглядит золотой. (76 слов)

Грамматическое задание:

I вариант:

1) Выписать из текста предложение с однородными членами.

2) Подобрать к существительному 5 слов: одуванчики (какие?).

II вариант: 1) Выписать из текста предложение с однородными членами.

2) Подобрать к существительному 3 слова: одуванчики (что делают?).

III вариант:

1) Списать текст.

2) Подобрать проверочные слова к следующим словам: у лесных, цветок, поляна.


8 класс. Контрольная работа по русскому языку за I четверть

Цель работы: проверить умения:

– писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова; глухие и звонкие согласные в корне и на конце слова; правописание разделительного ь; правописание падежных окончаний имён существительных);

– находить простые предложения с однородными членами, сложные предложения;

– разбирать слова по составу.

Диктант

Русская изба

Русские люди всегда жили в избах. Особенно красивы избы, которые стоят по живописным берегам реки Волги.

Мастера-плотники рубили избу из еловых, сосновых бревен. Крышу готовили из тёсаных досок. Настоящие умельцы делали изделия редкой красоты. Столбики крыльца украшались аккуратной резьбой. Особенно красивыми были калитки, наличники окон. На самую верхушку крыши ставился резной деревянный конёк. Пышный растительный узор бежит по всему дому. Он заплетает в свои побеги крупные цветы, удивительные плоды, огромные шишки. Дома в Древней Руси выглядели небогато, но нарядно и празднично. Увидишь такой дом и понимаешь, широкая душа у его хозяев. (94 слова)

Грамматическое задание:

I вариант:

1) Разобрать по составу слова вырезали, резной, резьба.

2) Выделить корни в сложном слове живописных.

3) Найти и подписать разные части речи.

II вариант:

1) Разобрать по составу слова сады, садовый, посадки.

2) Выделить корни в сложном слове лесоруб.

3) Определить части речи слов цветы, цветёт, цветной.

III вариант:

1) Списать текст.

2) Разобрать по составу слова дом, дома, домики.


8 класс. Контрольная работа по русскому языку за II четверть

Цель работы: проверить умения:

– писать текст под диктовку с изученными орфограммами (правописание безударных гласных; глухих и звонких согласных; правописание ь для обозначения мягкости согласных; правописание падежных окончаний изученных частей речи);

– разбирать слова по составу;

– выделять главные и второстепенные члены предложения;

– указывать части речи.

Диктант

Признаки ноября

Наступил ноябрь. Небо стало холодным и хмурым. Вдруг появились и низко над землёй проплывают мрачные облака. Тянет холодом. Сильный порыв ветра пригнул к земле тонкие стебли травы и сорвал с деревьев последние листья. Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю. Ночью среди деревьев слышится шорох. Это идёт мелкий неторопливый дождь.

Идёт полоса ненастья. Не слышатся песни птиц. Спрятались ящерицы, лягушки и жабы. Уснул колючий ёж. Готовит себе на зиму берлогу медведь. Все приготовились к приходу зимы. (80 слов)

Грамматическое задание:

I вариант:

1) Разобрать по составу слова пожелтела, перелётные.

2) Разобрать по членам предложения, указать части речи: Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю.

II вариант:

1) Разобрать по составу слова побелка, приносит.

2) Разобрать по членам предложения, указать части речи: Сильный порыв ветра пригнул к земле тонкие стебли травы и сорвал с деревьев последние листья.

III вариант:

1) Списать текст.

2) В первом абзаце подчеркнуть изученные орфограммы.


8 класс. Контрольная работа по русскому языку за III четверть

Цель работы: проверить умения:

– писать под диктовку текст с изученными орфограммами (правописание безударных гласных; глухих и звонких согласных; правописание ь для обозначения мягкости согласных; правописание падежных окончаний изученных частей речи); – находить и указывать изученные части речи;

– разбирать по членам предложение с указанием главных и второстепенных членов.

Диктант

Как белка зимует

Зимой белки не боятся морозов. Закружила в лесу метель, и белка к своему гнезду спешит. Гнездо у неё круглое. Оно похоже на большой шар с лазейкой. В гнезде лежит сухая, мягкая подстилка. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком вход закроет. Ледяной ветер несёт мелкий, колючий снег. А зверьку тепло спать в гнёздышке.

Утихнет пурга. Белочка вылезет и поскачет по веткам. Найдёт она еловую шишку или сухой гриб. На зиму запасов хватит. (73 слова)

Грамматическое задание:

I вариант:

1) Найти и подчеркнуть местоимение с предлогом, без предлога.

2) К данным глаголам поставить вопрос, указать время: закружила, спешит, найдёт.

3) Разобрать по членам предложение: Белочка вылезет и поскачет по веткам.

II вариант:

1) Найти и подчеркнуть местоимения.

2) К данным глаголам поставить вопрос: закружила, спешит, найдёт.

3) Разобрать по членам предложение: Белочка вылезет и поскачет по веткам.

III вариант:

1) Подчеркнуть в тексте слова с безударными гласными.

8 класс. Контрольная работа по русскому языку за год

Цель работы: проверить умения:

– писать под диктовку текст с соблюдением изученных орфограмм (правописание безударных гласных; глухих и звонких согласных; правописание ь для обозначения мягкости согласных; правописание падежных окончаний изученных частей речи) и знаков препинания в предложениях;

– находить и указывать изученные части речи;

– разбирать по членам предложение с указанием главных и второстепенных членов;

– разбирать слова по составу;

– различать простые и сложные предложения.


Диктант

Песня жаворонка

Жаворонок поёт нехитро, но в его песне есть свежесть летнего утра. Радостное солнце освещает верхушка деревьев.

Становишься счастливым, когда услышишь песню жаворонка.

С песней каждой птицы у человека пробуждаются воспоминания. Влажный голосок кукушки напоминает о юности, о родничке под мостиком. Вот защёлкал соловей в тенистом холодке.

Остановится на ходу человек, забьётся вдруг его сердце с молодой силой.

Но жаворонок простодушен. Он просто поёт потому, что всюду зреет рожь. Над ним высокое небо, а мир такой светлый и прекрасный. (80 слов)

Грамматическое задание:

I вариант:

1) Найти в тексте и выписать простое и сложное предложения, разобрать их по членам предложения.

2) Разобрать по составу слова подоконник, подарок, находка.

II вариант:

1) Найти в тексте простое предложение и подчеркнуть главные члены.

III вариант:

1) Разобрать по членам предложение: Радостное солнце освещает верхушки деревьев.