СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для СПО, специальность "Банковское дело"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык и культура речи"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж экономики и информатики







.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи

по специальности 38.02.07 Банковское дело


















Разработчик:


Образцова В. В., преподаватель КЭИ УлГТУ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • устранять орфоэпические ошибки, связанные с нарушением нормы в произношении слов и постановки ударений;

  • исправлять лексические и фразеологические ошибки;

  • правильно употреблять грамматические формы всех частей речи;

  • находить стилистические ошибки в текстах и устранять их;

  • владеть навыками построения стилистически корректных письменных и устных текстов, использовать изобразительно-выразительные средства языка в различных сферах общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;



знать/понимать:

  • смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • основные типы словарей.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося: 54 часа,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 36 часов,

самостоятельной работы обучающегося: 18 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

6

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Работа с учебной литературой

Работа со справочниками, таблицами, схемами

Составление опорных конспектов

Подготовка, изучение литературы, компоновка материала для подготовки докладов

Работа с интернет-ресурсами

Подготовка презентаций по темам

4

4

2

3


1

4

Итоговая аттестация в форме экзамена в 1-ом семестре








2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Язык и речь.


2


Тема 1.1.

Язык и речь

Содержание учебного материала.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Классификация языковых норм.

2

2

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия,


8


Тема 2.1.
Фонетические единицы языка


Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Доклад по теме «Фонетические единицы языка».

2

3

Тема 2.2.
Орфоэпические нормы


Содержание учебного материала

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2



3


Практическая работа

«
Орфоэпические нормы русского литературного языка».

2


Раздел 3. Графика, орфография


6


Тема 3.1.
Орфографические нормы

Содержание учебного материала

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - Правописание И – Ы после приставок

2

3

Тема 3.2.
Орфографические нормы.

Содержание учебного материала

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -. Правописание сложных слов.

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение тренировочных упражнений по орфографии.

2

2

Раздел 4. Лексика и фразеология



6


Тема 4.1.
Лексика с точки зрения происхождения и употребления

Содержание учебного материала
Общеупотребительная, активная и пассивная лексика. Историзмы, архаизмы, неологизмы.

2


2

Самостоятельная работа обучающихся
Доклад по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

2


Тема 4.2.
Слово как единица языка.

Содержание учебного материала
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Использование изобразительно- выразительных средств языка.

2

2

Раздел 5. Морфемика, словообразование


8


Тема 5.1.
Морфема как значимая часть слова

Содержание учебного материала
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

3

Тема 5.2.
Способы словообразования

Содержание учебного материала
Способы словообразования Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

3

Практические занятия
«
Морфемный разбор слова».

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад по теме «Морфологические категории современного русского языка».

2


Раздел 6. Морфология и орфография


8


Тема 6.1.
Грамматические категории и способы их выражения.

Содержание учебного материала
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Основные выразительные средства морфологии.

2

3

Практические занятия
«
Морфологические нормы».

2


Самостоятельная работа обучающихся:
Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы по теме «Грамматические признаки слова»

2


Тема 6.2.
Морфологические нормы.


Содержание учебного материала
Нормы употребления существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола, причастия, деепричастия.

2

3

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация




8


Тема 7.1.
Основные единицы синтаксиса.

Содержание учебного материала
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:
Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы по теме.

2


Тема 7.2.
Синтаксические нормы.

Содержание учебного материала
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Интонационное богатство русской речи

2

3

Тема 7.3.
Логическое ударение.

Содержание учебного материала
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

2

3

Раздел 8. Стилистика русского языка.


8


Тема 8.1.
Функциональные стили речи

Содержание учебного материала
Функциональные стили речи: художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный.

2

3


Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад по теме «Функциональные стили литературного языка».

6

3


Всего:

54


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный

3 условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНой дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Математики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным, или свободным программным обеспечением, соответствующим разделом программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации.

Учебные наглядные пособия:

- сборник практических работ;

- сборник заданий для самостоятельной работы студентов;

- альбомы с раздаточным материалом;

- комплект учебно-методической литературы.

Технические средства обучения:

- компьютер с программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- акустическая система.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО / Н.Б. Самсонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 383 с. – Серия: Профессиональное образование.

Дополнительные источники:

1. Бортников, В.И. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие для СПО / В.И. Бортников, Ю.Б. Пикулева. – М.: Издательство Юрайт, 2018; Екатеринбург: Издательство Урал. Ун-та. – 95 с.

2. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие для СПО / А.В. Голубева, З.Н. Пономарева, Л.П. Стычкина; под. ред. А.В. Голубевой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 250 с.

3. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для СПО / под общ. ред. В.Д. Черняк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 525 с.


Интернет-ресурсы:

www.biblio-online.ru Юрайт. Электронная библиотека;

www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека;

www.edu.ru – федеральный портал российского образования;

www.elibrary.ru – научная электронная библиотека;

www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов.

3.3 Использование активных и интерактивных форм проведения занятий:

Проблемное построение изложения учебного материала, эвристическая беседа, решение качественных и расчетных задач, различные виды самостоятельных работ, обобщающие задания, уроки-лекции, семинары, конференции, ролевые игры, консультации, дискуссии, компьютерное тестирование.


4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Устранять орфоэпические ошибки, связанные с нарушением нормы в произношении слов и ударений.

Письменный, устный и тестовый опрос.

Исправлять лексические и фразеологические ошибки

Письменный, устный и тестовый опрос.

Проводить лингвистический анализ тестов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


Устный опрос по схеме лингвистического анализа текстов, экспертная оценка устных и письменных высказываний.

Правильно употреблять грамматические формы всех частей речи.

Письменный, устный и тестовый опрос.

Находить стилистические ошибки в текстах и устранять их.

Письменный, устный и тестовый опрос.

Владеть навыками построения стилистически корректных письменных и устных текстов.

Письменный, устный и тестовый опрос.


Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Экспертная оценка диктанта, тестирования

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Экспертное наблюдение речевого поведения обучающихся

Экзамен

Разработчики:

КЭИ УлГТУ преподаватель В. В. Образцова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу


№ ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ

БЫЛО

СТАЛО

ОСНОВАНИЕ

Подпись лица, внесшего изменения

№ ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ

БЫЛО

СТАЛО

ОСНОВАНИЕ

Подпись лица, внесшего изменения