Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Колледж экономики и информатики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи
по специальности 38.02.07 Банковское дело
Разработчик:
Образцова В. В., преподаватель КЭИ УлГТУ
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
устранять орфоэпические ошибки, связанные с нарушением нормы в произношении слов и постановки ударений;
исправлять лексические и фразеологические ошибки;
правильно употреблять грамматические формы всех частей речи;
находить стилистические ошибки в текстах и устранять их;
владеть навыками построения стилистически корректных письменных и устных текстов, использовать изобразительно-выразительные средства языка в различных сферах общения;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
знать/понимать:
смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
основные типы словарей.
Содержание дисциплины ориентировано на формирование общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 54 часа,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 36 часов,
самостоятельной работы обучающегося: 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Работа с учебной литературой Работа со справочниками, таблицами, схемами Составление опорных конспектов Подготовка, изучение литературы, компоновка материала для подготовки докладов Работа с интернет-ресурсами Подготовка презентаций по темам | 4 4 2 3 1 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена в 1-ом семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Язык и речь. | | 2 | |
Тема 1.1. Язык и речь | Содержание учебного материала. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Классификация языковых норм. | 2 | 2 |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, | | 8 | |
Тема 2.1. Фонетические единицы языка | Содержание учебного материала Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Доклад по теме «Фонетические единицы языка». | 2 | 3 |
Тема 2.2. Орфоэпические нормы | Содержание учебного материала Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 2 | 3 |
Практическая работа «Орфоэпические нормы русского литературного языка». | 2 | |
Раздел 3. Графика, орфография | | 6 | |
Тема 3.1. Орфографические нормы | Содержание учебного материала Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - Правописание И – Ы после приставок | 2 | 3 |
Тема 3.2. Орфографические нормы. | Содержание учебного материала Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -. Правописание сложных слов. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных упражнений по орфографии. | 2 | 2 |
Раздел 4. Лексика и фразеология | | 6 | |
Тема 4.1. Лексика с точки зрения происхождения и употребления | Содержание учебного материала Общеупотребительная, активная и пассивная лексика. Историзмы, архаизмы, неологизмы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Доклад по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка». | 2 | |
Тема 4.2. Слово как единица языка. | Содержание учебного материала Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Использование изобразительно- выразительных средств языка. | 2 | 2 |
Раздел 5. Морфемика, словообразование | | 8 | |
Тема 5.1. Морфема как значимая часть слова | Содержание учебного материала Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 2 | 3 |
Тема 5.2. Способы словообразования | Содержание учебного материала Способы словообразования Словообразовательный анализ. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 2 | 3 |
Практические занятия «Морфемный разбор слова». | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад по теме «Морфологические категории современного русского языка». | 2 | |
Раздел 6. Морфология и орфография | | 8 | |
Тема 6.1. Грамматические категории и способы их выражения. | Содержание учебного материала Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Основные выразительные средства морфологии. | 2 | 3 |
Практические занятия «Морфологические нормы». | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы по теме «Грамматические признаки слова» | 2 | |
Тема 6.2. Морфологические нормы. | Содержание учебного материала Нормы употребления существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола, причастия, деепричастия. | 2 | 3 |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | | 8 | |
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы по теме. | 2 | |
Тема 7.2. Синтаксические нормы. | Содержание учебного материала Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. Интонационное богатство русской речи | 2 | 3 |
Тема 7.3. Логическое ударение. | Содержание учебного материала Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | 2 | 3 |
Раздел 8. Стилистика русского языка. | | 8 | |
Тема 8.1. Функциональные стили речи | Содержание учебного материала Функциональные стили речи: художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад по теме «Функциональные стили литературного языка». | 6 | 3 |
| Всего: | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный
3 условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНой дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Математики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным, или свободным программным обеспечением, соответствующим разделом программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации.
Учебные наглядные пособия:
- сборник практических работ;
- сборник заданий для самостоятельной работы студентов;
- альбомы с раздаточным материалом;
- комплект учебно-методической литературы.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- акустическая система.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО / Н.Б. Самсонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 383 с. – Серия: Профессиональное образование.
Дополнительные источники:
1. Бортников, В.И. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие для СПО / В.И. Бортников, Ю.Б. Пикулева. – М.: Издательство Юрайт, 2018; Екатеринбург: Издательство Урал. Ун-та. – 95 с.
2. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие для СПО / А.В. Голубева, З.Н. Пономарева, Л.П. Стычкина; под. ред. А.В. Голубевой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 250 с.
3. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для СПО / под общ. ред. В.Д. Черняк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 525 с.
Интернет-ресурсы:
www.biblio-online.ru Юрайт. Электронная библиотека;
www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека;
www.edu.ru – федеральный портал российского образования;
www.elibrary.ru – научная электронная библиотека;
www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов.
3.3 Использование активных и интерактивных форм проведения занятий:
Проблемное построение изложения учебного материала, эвристическая беседа, решение качественных и расчетных задач, различные виды самостоятельных работ, обобщающие задания, уроки-лекции, семинары, конференции, ролевые игры, консультации, дискуссии, компьютерное тестирование.
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Устранять орфоэпические ошибки, связанные с нарушением нормы в произношении слов и ударений. | Письменный, устный и тестовый опрос. |
Исправлять лексические и фразеологические ошибки | Письменный, устный и тестовый опрос. |
Проводить лингвистический анализ тестов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | Устный опрос по схеме лингвистического анализа текстов, экспертная оценка устных и письменных высказываний. |
Правильно употреблять грамматические формы всех частей речи. | Письменный, устный и тестовый опрос. |
Находить стилистические ошибки в текстах и устранять их. | Письменный, устный и тестовый опрос. |
Владеть навыками построения стилистически корректных письменных и устных текстов. | Письменный, устный и тестовый опрос. |
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | Экспертная оценка диктанта, тестирования |
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. | Экспертное наблюдение речевого поведения обучающихся Экзамен |
Разработчики:
КЭИ УлГТУ преподаватель В. В. Образцова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
№ ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ |
БЫЛО | СТАЛО |
ОСНОВАНИЕ |
Подпись лица, внесшего изменения |
№ ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ |
БЫЛО | СТАЛО |
ОСНОВАНИЕ |
Подпись лица, внесшего изменения |