СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Русский язык1-4 классы (для обучающихся с ЗПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Русский язык 1-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Русский язык1-4 классы (для обучающихся с ЗПР)»

Приложение 1.3.










РУССКИЙ ЯЗЫК

1-4 КЛАССЫ

(для обучающихся с ЗПР. Вариант 7.1)

Рабочая программа




























Мыски 2019

Программа разработана учителями начальных классов: Зубаревой Л.Н., Буткеевой Л.Г., Кузнецовой А.Ю.
































Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 1-4 классов разработана на основе требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития. Вариант 7.1) МБОУ «СОШ №4», с учетом программ, включенных в ее структуру.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 1-4 классов разработана на основе требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития. Вариант 7.1) МБОУ «СОШ №4», с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения.

Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по тоношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология».

Курс русского языка в начальной школе представлен двумя этапами:

  • обучением грамоте, нацеленным на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;

  • систематическим курсом изучения родного языка, нацеленным на дальнейшее формирование грамотного письма (орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системой и развитие речи.

Систематический курс изучения родного языка начинается в конце 1 класса, с послебукварного периода, в рамках которого обобщаются знания и умения, сформированные у первоклассников в течение букварного периода.

Обучение грамоте – составная часть непрерывного курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определённые направления (линии) развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:

- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности), развитие умений слушания и говорения;

- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей, овладение грамматическим строем речи;

- овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

- приобретение и систематизация знаний о русском языке;

- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;

- формирование у детей чувства языка.

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слов на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью е, ё. и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слог-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-тоозначает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.


В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

  1. приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

  2. дальнейшее овладение родным языком;

  3. овладение орфографией и пунктуацией;

  4. раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

  5. развитие чувства языка.

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний (фонетика и орфоэпия,, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация, развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

Важную роль в обучении русскому языку играет целена­правленная работа по развитию у младших школьников общеучебных, умёний, навыков и способов деятельности:

- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравни­вать и др.);

- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыра­жении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

- организационных (организовывать сотрудничество и пла­нировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контро­ля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, свя­занные с информационной культурой: читать, писать, эффек­тивно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистичес­кими словаря ми и справочниками.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Согласно учебному плану школы всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как среде обитания человека, переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране; её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА


Личностные

    1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные отражают:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий

Предметные результаты отражают:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Для реализации программы используется УМК по системе развивающего обучения Д.Б Эльконина - В.В.Давыдова


содержание учебного предмета, КУРСА


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике ( на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания их применение:

  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • раздельное написание слов;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


1 класс

Фонетика и орфоэпия. (22 часа)

Звуки речи как «строительный материал» слов в языке.

Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласный звуки. Ударение и способ его определения в слове.

Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й] на письме в разных позициях. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Деление на слоги. Ударение.

Письмо. (68 часов)

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради с разной разлиновкой. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Освоение приемов правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

Слово и предложение (10 часов)

Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предло­жение). Служебные слова (слова-«помощники» — на примере предлогов союзов).

Графика (8 часов)

Различение звуков и букв.

Способы обозначения твердости-мягкости согласных звуков буквами. Использование на письме разделительных знаков ь и ъ.

Алфавит (повторение). Обобщение сведений о «работе» букв. Использование небуквенных графических средств при письме: пробелы между словами, знак переноса.

Орфография и пунктуация (48 часов)

Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Гласные после шипящих в ударных слогах ( жи-ши, ча-ща, чу-щу). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.).

Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости (шипящих и ц): правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проблематичность употребления букв и-ы после ц, букв о-ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн (наблюдения). (наблюдения). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте. Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи (9 часов)

Последовательность предложений в тексте, работа с деформированным текстом. Правила оформления текста при письме под диктовку. Правила списывания текстов. Смысловые части высказываний. Построение высказываний. Последовательность высказываний для составления связного текста.


2 класс

Фонетика и орфоэпия (5 часов)

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных.

Определение качественной характеристики звука.

Состав слова (морфемика) (39часов)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Орфография и пунктуация (90 часов)

Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, проверка орфограмм слабых позиций в корне слова изменением слова или родственными словами.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Разделительные Ъ и Ь.

Лексика (3 часа)

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.


Морфология (13 часов)

Изменение слов, называющих предметы, по числам. Единственное и множественное число слов, называющих предметы Изменение слов, называющих предметы по падежам Падежи, падежные слова и вопросы. Изменение слов, называющих действий. Изменение по лицам и числам, временам. Изменение слов в настоящем времени по лицам и числам. Изменение слов в прошедшем времени по родам. Неопределенная форма слов, называющих действия.

Развитие речи (20 часов)

Нормы речевого этикета. Различные ситуации общения. Признаки текста, подбор заголовков к тексту. Диалог, его элементы. Составление загадок. Текст-описание, текст-повествование. Составление текста по предложенному плану. Составление плана по сюжетным картинкам. Знакомство с жанром письма. Составление текста «Использование в речи синонимов».


3 класс

Морфология (40 часов )

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Лексика (8 часов)

Лексическое значение слова, определение значения в контексте и при помощи словаря.

Многозначность слова. Слова синонимы и омонимы.

Орфография и пунктуация (99 часов)

Орфограммы сильных и слабых позиций в разных частях слова, их классификация и способы проверки. Правописание корней -гар- гор, зар-зор.

Правописание предлогов со словами. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Правописание безударных окончаний имен прилагательных .

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание окончаний глаголов. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами. Орфограмма «о,ё в окончаниях глагола». Правописание тся, ться в глаголах.

Развитие речи (23 часа)

Текст. Части текста. Выделение в тексте частей. План текста. Виды планов. Составление текстов с использованием плана. Изложение текста- описания, повествования с использованием плана. Восстановление деформированного текста по плану. Введение диалога в рассказ. Оформление высказываний с репликами. Свободный пересказ текста.





4 класс

Фонетика и орфоэпия (8 часов)

Фонема как строительный материал для морфем. Фонемная запись корня и слова. Основные правила литературного произношения. Орфоэпический словарь русского языка.

Морфология (65 часов)

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Наречие. Употребление и значение в речи.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Союзы. Их роль в речи.

Частицы. Их значение.


Синтаксис (47 часов)

Типы грамматической связи в синтаксических единицах: взаимная. Подчинительная, сочинительная. Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различие и употребление в речи простых и сложных предложений.

Лексика (9 часов)

Разные способы определения лексического значения слова. Отличие лексического значения от грамматического. Слова омонимы, синонимы и антонимы. Устойчивые словосочетания. Слово как лексическая единица.

Орфография и пунктуация (18 часов)

Проверка орфограмм слабых и сильных позиций.

Правописание интерфикса.

Ь после шипящих в краткой форме слов, называющих признаки.

Правописание наречий с приставками и без приставок.

Орфограммы « ь после шипящих», « О, Ё после шипящих» на конце наречий.

Особенности правописания числительных.

Знаки препинания при однородных словах с союзами и без союзов.

Развитие речи (23 часа)

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Особенности построения каждого типа. Создание текста любого типа.

Письмо высказываний разных стилей (на уровне ознакомлении).

Изложение текстов с элементами повествования, описания, рассуждения.

Написание сочинений по картине и серии сюжетных картинок.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Класс-кол-во часов


Раздел программы

1

2


3


4


итого

Основные виды деятельности

Фонетика и орфоэпия

22


5


8

35

Классификация звуков русского языка по значимым основаниям.

Характеристика

звуков (гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие).

Анализ: определение звука по его характеристике. Соотношение количества звуков и букв.

Группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв.

Объяснение принципа деления слов на слоги.

Наблюдение правильности проведения фонетического анализа слов, проведение фонетического анализа слов самостоятельно по предложенному алгоритму

Письмо

68




68

Запись слогов, буквосочетаний, слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности, с последующим контролем (чтением) написанного.

отработка алгоритма списывания с печатного и письменного шрифта.

Слово и предложение

10




10

Выделение слова из высказывания

Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании и их номинативные возможности (предмет, действие, признак, служебное слово).

Графика

8




8

соотнесение звука и буквы

анализ функции звуков и букв,

воспроизведение алфавита, восстановление алфавитного порядка

Состав слова (морфемика)


39



39

Учебное сотрудничество

(коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа).

Индивидуальная учебная деятельность, в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников.

Различие изменяемых и неизменяемых слов.

Контроль правильности объединения слов в группу, обнаружение лишнего в ряду предложенных.

Характеристика алгоритма разбора слова по составу.

Различие родственных слов и форм слова.

Моделирование слова заданного состава.

Морфология


13

40

65

118

Нахождение основания для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям). Соотношение слова и набора его грамматических характеристик, выбор из ряда имён существительных слова с заданными грамматическими характеристиками.

Анализ грамматических признаков заданных имён существительных.

Сравнение имён существительных, нахождение лишнего.

Подбор максимального количества имён прилагательных к заданному имени существительному. Соотнесение формы имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Оценивание уместности употребления слов в тексте, замена повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями.

Наблюдение определение наличия в тексте личных местоимений. Трансформирование текста, изменяя время глагола. Группировка найденных в тексте глаголов, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Моделирование (создание, конструирование) в процессе коллективной работы алгоритма определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Синтаксис




47

47

Сравнение предложения, словосочетания, слова: описание их сходства и различия. Установление при помощи смысловых вопросов связи между словами в предложении и словосочетании.

Наблюдение: нахождение в тексте повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Классификация предложений по цели высказывания. Соотношение предложения и его характеристики: нахождение в тексте предложения с заданными характеристиками.

Анализ деформированного текста, определение границы предложений, выбор знака в конце предложения. Объяснение способов нахождения главных членов предложения.

Наблюдение нахождение в тексте и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжение ряда однородных членов предложения.

Сравнение простых и сложных предложений.

Лексика


3

8

9

20

Представление (прогнозирование) необходимости использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Объяснение принципа построения толкового словаря. Определение (выписывание) значения слова, пользуясь толковым словарём в учебнике или толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составление собственного толкового словаря, внося в него слова, значение которых ранее было неизвестно. Наблюдение за использованием в тексте синонимов. Реконструирование текста, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста.

Контролирование уместности использования слов в предложениях, нахождение случаев неудачного выбора слова, корректировка обнаруженных ошибок, подбирая наиболее точный синоним.

Анализ употребления в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнение прямого и переносного значения слов, подбор предложений, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.

Оценивание уместности использования слов в тексте, выбор (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи

Орфография и пунктуация

48

90

99

18

255

Нахождение в чужой и собственной работе орфографических ошибок; объяснение их причины. Устанавление наличия в словах изученных орфограмм. Обоснование написания слов. Прогнозирование наличия определённых орфограмм. Установление зависимости способа проверки от места орфограммы в слове.

Анализ разных способов проверки орфограмм. Моделирование алгоритмов применения орфографических правил, следование составленным алгоритмам. Группировка слов по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозирование необходимости использования дополнительных источников информации: уточнение написания слов по орфографическому словарю.

Классификация слов, написание которых можно объяснит изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивание правильности применённого способа проверки орфограммы, нахождение ошибок в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбор нужного способа проверки. Контроль правильности записи текста, нахождение неправильно записанных слов и исправление ошибок. Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.

Оценивание своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Оценивание результата выполнения орфографической задачи

Развитие речи

9

20

23

23

75

Характеристика особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

Обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.

Анализ уместности использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивание правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста. Моделирование правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализ собственной успешности участия в диалоге, успешности участия в нём другой стороны. Выражение собственного мнения, аргументирование его с учётом ситуации общения. Соотношение текстов и заголовков, выбор наиболее подходящего заголовка из ряда предложенных.

Создание текстов по предложенным заголовкам. Воспроизведение

(пересказ) текста в соответствии с заглавием: подробно, выборочно, от другого лица.

Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Соотношение текста и несколько вариантов плана текста, обоснование выбора наиболее удачного плана. Создание плана текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Сравнение между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознание особенности каждого типа. Анализ письменной речи по критериям: правильность, богатство, выразительность. Составление устных монологических высказываний. Сочинение писем, поздравительных открыток, записок. Письмо отзыва на прочитанную книгу. Оценивание текста, нахождение в тексте смысловых ошибок. Корректировка текстов, в которых допущены смысловые ошибки.

Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотношение их с разработанным алгоритмом.

Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотношение собственного текста с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений).

Итого

165

170

170

170

675




ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. Учебник для 1-го класса в 2 ч., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».

К

Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык. 1 класс. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний».

К

Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык. Учебник для 2класса в 2-х частях. - М.: ВИТА-ПРЕСС

К

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х частях. - М.: ВИТА-ПРЕСС

К

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. - М.: ВИТА-ПРЕСС

К

Печатные пособия


Словари русского языка

Ф/Д

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

К

Касса букв и сочетаний

Ф

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

Д

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Д


Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный

К


Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку

К/Д

Демонстрационные таблицы «Русский язык». 1кл.


Правописание предлогов

Д

Гласные звуки и буквы

Д

Согласные звуки

Д

Правописание согласных в корне

Д

Правописание безударных гласных в корне

Д

Члены предложения

Д

Гласные после шипящих

Д

Сочетания букв

Д

Опорные таблицы по русскому языку. 2кл.


Разбор предложения по членам предложения

Д

Порядок разбора состава слова

Д

Однокоренные слова. Форма слова.

Д

Состав слова.

Д

Непроизносимые согласные Л Д Т В

Д

Правило СН без Т

Д

Правописание приставок

Д

Правописание предлогов

Д

Суффиксы

Д

ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ

Д

Разделительный Ъ после приставки перед гласными

Д

Род имен существительных

Д

Число имен существительных

Д

Мягкий знак у существительных после шипящих

Д

Род имен прилагательных

Д

Число имен прилагательных

Д

Безударные окончания имен прилагательных

Д

Неопределенная форма глагола

Д

Время глагола

Д

Не с глаголами

Д

Правила корня

Д

Части речи

Д

Демонстрационные таблицы «Русский язык». 2кл.


Части речи

Д

Разделительный Ь

Д

Однокоренные слова и формы слова

Д

Разбор слова по составу

Д

Разделительный Ъ

Д

Что мы знаем о слове

Д

Опасные места в словах русского языка

Д

Связь слов в предложении

Д

Слова, к которым можно задать вопрос

Д

Части слова

Д

Русский алфавит

Д

Технические средства обучения


Классная доска

Д

Мультимедийный проектор

Д

Ноутбук

Д

Принтер

Д

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку

Д

Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К

Стол учительский

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов

Д

Стол компьютерный

Д