Аннотация к рабочей программе по географии 5 класс
Рабочая программа курса «География. 5-6 класс» линии УМК «Полярная звезда» для учащихся 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011. Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Полярная звезда» для 5-6 классов, включѐнный в Федеральный перечень учебников: Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Мой тренажѐр. География. 5-6 классы. Николина В.В. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. Согласно учебному плану школы на 2019 – 2020 учебный год на курс географии в 5 классе отводится 35 часов (по 1 часу в неделю в расчете на 35 учебных недель). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного курса; описание места учебного курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; содержание учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса географии 5 класса составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ - (Стандарты второго поколения);
- Фундаментального ядра содержания общего образования; - Примерные программы по учебным предметам естественного цикла. 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017;. - Учебного плана МКОУ «Котовская ООШ» на 2019-2020 учебный год; - Положения о рабочей программе МКОУ «Котовская ООШ»; - Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы (авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, издательство М: «Просвещение», 2019 года издания)
Цель: - знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека; - пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; - формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
Задачи: — усвоение учащимися общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;
— опыта жизнедеятельности человека через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения традиций, использование современной техники и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства;
— опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов);
— опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.
— направить процесс осознания общечеловеческих и общественных ценностей на усвоение и превращение их в личностные ценности;
Общая характеристика учебного предмета
Географические знания лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве. Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе, являются знания о земной поверхности и оболочках Земли. Характеристика оболочек Земли осуществляется в следующей последовательности:
— значимость оболочки (или ее части) для существования планеты, жизни на Земле, для человека и лично для школьника;
— качество объекта, его вещественный состав и структура;
— формы существования (распределение в пространстве);
— изменение во времени вследствие природных и антропогенных воздействий;
— пути решения проблем, связанных с антропогенным воздействием на оболочки Земли;
— личный вклад школьника (мой вклад) в решение общечеловеческих проблем.
В число важных образовательных задач входит усвоение учащимися топографо-картографических знаний в теме «План и карта». Учащиеся должны усвоить: а) знания о планете и карте как моделях земной поверхности; б) осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли; в) план и карта — международный символический язык географии. Впервые в курсе формируются историко-географические знания по теме «Как люди открывали Землю». Они позволят учащимся выяснить, как развивались знания землян о пространстве планеты, вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций. Важным моментом является то, что учащиеся знакомятся с именами выдающихся географов, путешественников. В теме раскрываются знания о методах географической науки.
В теме «Планета Земля» формируются межпредметные знания о Земле как планете Солнечной системы. Учащиеся знакомятся с законами движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, с распределением тепла и света на поверхности Земли, с теорией формирования земных сфер. Учащиеся должны осознать уникальность планеты Земля.
Гуманизация школьной географии актуализировала знания о населении планеты Земля в теме «Человек на Земле». Учащиеся узнают о расселении людей по территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. В содержание вводятся знания о расах и народах, государствах и их столицах, политической карте. Реализация культурологического подхода потребовала раскрытия знаний о диалоге культур, единстве народов, вкладе Н. Н. Миклухо-Маклая в доказательство единства людей и разнообразия их культур.
В курсе представлены следующие виды знаний:
— о внешнем облике географического объекта (явления). Данная группа знаний призвана создать у учащихся образ изучаемого явления с помощью текста и внетекстовых компонентов: гора, равнина, вулкан. Изучение влияния человека на литосферу.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
Форма контроля. Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Место курса географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе 34 ч (1 ч в неделю), из них 4 – на выполнение практических работ.
В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание курса
Введение (1час). Зачем нам география и как мы будем ее изучать.
Представления о мире в древности (4 часа). (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. (4 часа). Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности (10 часов).
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Человек на Земле (4 часа) . Как люди заселяли Землю. Расы и народы.
Литосфера – твердая оболочка Земли (11 часов). Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли.
Тематическое планирование по географии 5 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата |
план. | факт. |
| Введение | 1 | | |
1 | Зачем нам география и как мы её будем изучать. | 1 | | |
| Представления о мире в древности | 4 | | |
2 | Как люди открывали Землю (1) | 1 | | |
3 | Как люди открывали Землю (2) | 1 | | |
4 | Российские путешественники | 1 | | |
5 | География сегодня | 1 | | |
| Земля во Вселенной. | 4 | | |
6 | Мы во Вселенной | 1 | | |
7 | Движения Земли | 1 | | |
8 | Солнечный свет на Земле | 1 | | |
9 | Контрольная работа № 1.«На какой земле мы живем. Планета Земля» | 1 | | |
| Изображение земной поверхности. | 10 | | |
10 | Ориентирование на местности | 1 | | |
11 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | | |
12 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | | |
13 | Учимся с звездой» Практическая работа №1«Построение плана местности» «Полярной | 1 | | |
14 | Географическая карта | 1 | | |
15 | Градусная сетка | 1 | | |
16 | Географические координаты (1) | 1 | | |
17 | Географические координаты (2) | 1 | | |
18 | Учимся с «Полярной звездой" Практическая работа №2«Определение географических координат, расстояний и направлений» | 1 | | |
19 | Контрольная работа № 2.«План и карта» | 1 | | |
| Человек на Земле | 4 | | |
20 | Как люди заселяли Землю | 1 | | |
21 | Расы и народы | 1 | | |
22 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №3«Сравнение стран мира по политической карте» | 1 | | |
23 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | 1 | | |
| Литосфера – твердая оболочка Земли. | 11 | | |
24 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | | |
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | | |
26 | Движения земной коры (1) | 1 | | |
27 | Движения земной коры (2) | 1 | | |
28 | Рельеф Земли. Равнины. | 1 | | |
29 | Рельеф Земли. Горы | 1 | | |
30 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. | 1 | | |
31 | Литосфера и человек. | 1 | | |
32 | Контрольная работа №3.«Литосфера – твердая оболочка Земли». | 1 | | |
33 | Обобщающее и повторение изученного материала по географии. | 1 | | |
34 | Итоговое тестирование по курсу географии. | 1 | | |
16