Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
Принята Утверждена
на заседании Приказом от 30.08.2019 г.№ ________
Педагогического Совета директор МАОУ Домодедовской СОШ № 1
Протокол № 1 от 30.08.2019 г ____________ Л.М.Бочарникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Биология»
уровень образования: базовый уровень, основное общее образование .
класс: 5 «А»
количество часов: 34
учитель: Рыбакова Александра Эдуардовна, учитель биологии, первая квалификационная категория
программа разработана на основе: ФГОС НОО, примерной программы среднего общего образования по биологии предметная линия учебников "Биология 5 кл. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков.-" Издательство "Просвещение", Москва 2019 г.
г. о. Домодедово
2019 г.
Пояснительная записка
Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования для 5-9 классов и Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании. Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы.
Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания человеком природы. Данный курс реализует следующие цели:
систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1-4 классах;
углубление знаний о живой природе;
расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Авторская линия, реализующая курс, представлена учебником «Биология. 5 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков). Учебник включает три раздела: «Введение», «Строение организма», «Многообразие живых организмов».
Раздел «Введение» содержит сведения о науках, изучающих природу, методах научного познания, лабораторных инструментах и приборах. Также даются элементарные сведения об основных царствах живой природы и их представителях, экологических факторах и среде обитания живых организмов, показано значение биологических знаний для современного человека.
Материал раздела «Строение организма» даёт представления об особенностях строения растительного и животного организма, способствует формированию целостного взгляда на мир.
Содержание раздела «Многообразие живых организмов» даёт учащимся представления о возникновении и развитии жизни на Земле, её многообразии. Предлагает изучение царств Бактерии, Грибы и Растения.
Учащие получают системные знания об особенностях строения и жизнедеятельности типичных представителей этих царств, их среде обитания, значении в природе, жизни человека. Усвоение материала раздела способствует формированию целостного взгляда на мир, ответственного отношения к окружающей среде и её обитателям.
Изучение предмета по учебнику «Биология. 5 класс» (авторы В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков) на базовом уровне рассчитано на преподавание 1 час в неделю, но возможно и расширенное изучение предлагаемого материала. В основе данного курса лежит деятельностный подход, он предполагает проведение наблюдений, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий. В учебнике представлено больше лабораторных работ, чем указано в программе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
в соответствии и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Примерной основной образовательной программой основного общего образовании (ПООП ООО)
Освоение курса биологии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей,
должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса биологии в основной школе выпускник:
научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Сивоглазов В.И. Плешаков А.А. Биология. 5 класс (34 ч, 1ч в неделю)
Введение 6 часов
Биология — наука о живых организмах. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Разнообразие живых организмов. Разнообразие и классификация живых организмов. Вид. Царства живой природы. Признаки основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. РК Растительный и животный мир родного края.
Раздел 1 Строение организма . (9 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Ткани растений и животных. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Органы цветковых растений. Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Органы и системы органов животных. Организм как единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. Организм - биологическая система.
Лабораторные работы
№1 Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними (к параграфу 8)
№2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. (к параграфу 8)
№3 Химический состав клетки (к параграфу 9)
№4 Движение цитоплазмы (к параграфу 10)
№5 Органы цветкового растения (к параграфу 13)
Раздел 2. Многообразие живых организмов. ( 15 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Строение и систематика прокариот. Особенности жизнедеятельности и роль прокариот в природе и деятельности человека. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Общая характеристика грибов. Систематика и многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов. Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов Общая характеристика грибов. Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Общая характеристика растений Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Низшие растения Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Лишайники. Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Высшие споровые растения. Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Охрана живой природы. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Лабораторные работы
№6 Плесневые грибы . (к параграфу 20)
№7 Дрожжи . (к параграфу 20)
№8 Строение хламидомонады. (к параграфу 22)
№9 Внешнее строение мхов. (к параграфу 25)
№10 Изучение внешнего строения папоротникообразных. (к параграфу 26)
№11 Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменнных растений (к параграфу 27)
Практические работы
№1 Изучение внешнего строения покрытосеменнных растений. (к параграфу 28)
Календарно-тематическое планирование для 5 класса:
Количество часов в неделю – 1
Количество часов за год - 34
Авторы учебника–В.И.Сивоглазов,А.А. Плешаков-М.:"Просвещение", 2019 г.
№уро-ка | Наименование разделов и тем | Тип урока | Формы и виды контроля | Планируе- мая дата проведения | Скорректи- -рованная дата проведения |
| «Введение» ( 7 часов) | | | 1 четверть | |
1 | Инструктаж по безопасному поведению № 001-16, 016-16 Биология-наука о живой природе. | ОНЗ | Текущий, фронт-й | 02.09-06.09 | |
2 | Методы изучения биологии. | ОНЗ | Инд. опрос | 09.09-13.09 | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства | ОНЗ | | 16.09-20.09 | |
4 | Среды обитания живых организмов. Экологические факторы | ОНЗ | Инд. опрос, фронт-й | 23.09-27.09 | |
5 | Среда обитания (водная, наземно – воздушная) | ОНЗ | | 30.09-04.10 | |
6 | Среда обитания (почвенная, организменная) | ОНЗ | Инд. опрос, фронт-й | 07.10-11.10 | |
7 | Обобщающий урок по теме: «Введение». Контрольная работа. | | Тест | 14.10-18.10 | |
| Раздел 1. Строение организма (11 часов) | | | | |
8 | Что такое живой организм | ОНЗ | Текущий | 21.10-25.10 | |
9 | Строение клетки. Л/р № 1 Изучение устройства увеличительных приборов и правила работы с ними | РК | Лаб/р-та1 | 2 четверть 05.11-08.11 | |
10 | Строение клетки. Л/р № 2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | ПСЗ | Лаб/р-та2 | 11.11-15.11 | |
11 | Химический состав клетки. Л/р № 3. | ОНЗ | Лаб/р-та3 | 18.11-22.11 | |
12 | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Л/р № 4 Движение цитоплазмы | РК | Лаб/р-та4 | 25.11-29.11 | |
13 | Ткани растений. | ОНЗ | Инд. опрос, фронт-й | 02.12-06.12 | |
14 | Ткани животных. | ОНЗ | Инд. опрос, фронт-й | 09.12-13.12 | |
15 | Органы растений. Л/р №5 Органы цветкового растения. | ОНЗ | Лаб/р-та5 | 16.12-20.12 | |
16 | Системы органов животных. | ПСЗ | Инд. опрос, фронт-й | 23.12-27.12 | |
17 | Инструктаж по безопасному поведению № 001-16, 016-16 Организм – биологическая система | ПСЗ | Фронтальный | 3 четверть 13.01-17.01 | |
18 | Обобщающий урок по теме: Строение организма | Р | Тест | 20.01-24.01 | |
| Раздел 2 Многообразие живых организмов (16часов) | | | | |
19 | Как развивалась жизнь на Земле | ОНЗ | Инд. опрос | 27.01-31.01 | |
20 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | ОНЗ | Фронтальный | 03.02-07.02 | |
21 | Бактерии в природе и жизни человека. | Р | Взаимопроверка | 10.02-14.02 | |
22 | Грибы. Общая характеристика Л/р № 6 Плесневые грибы | ОНЗ | Лаб/р-та6 | 17.02-21.02 | |
23 | Многообразие и значение грибов Л/р №7 Дрожжи. | Р | Лаб/р-та7 | 24.02-28.02 | |
24 | Обобщающий урок по теме: «Бактерии. Грибы» Контрольная работа. | ПСЗ | Тест | 02.03-06.03 | |
25 | Царство растений. Разнообразие и распространение растений. | ОНЗ | Инд опрос | 09.03-13.03 | |
26 | Водоросли.Общая характеристика Л/р № 8 Строение хламидомонады | ОНЗ | Лаб/р-та8 | 16.03-20.03 | |
27 | Многообразие водорослей. | Р | Текущий | 4 четверть 31.03-03.04 | |
28 | Лишайники. | ОНЗ | Фронт-й | 6.04-10.04 | |
29 | Мхи Многообразие мхов. Их значение в природе..Л/р № 9 Внешнее строение мхов | ОНЗ | Лаб/р-та9 | 13.04-17.04 | |
30 | Плауны, хвощи, папоротники. Л/р№ 10 Изучение внешнего строения папоротников. | ОНЗ | Лаб/р-та10 | 20.04-24.04 | |
31 | Голосеменные растения. Л/Р №11 Изучение внешнего строения шишек хвои и семени голосеменных растений. | ОНЗ | Лаб/р-та11 | 27.04-30.04 | |
32 | Покрытосеменные (цветковые) растения. | ОНЗ | Фронт-й | 4.05-08.05 | |
33 | Основные этапы развития растений на Земле | Р | Инд-й | 11.05-15.05 | |
34 | Значение и охрана растений. | Р | Инд-й | 18.05-25.05 | |
9 . Учебно-методическое и техническое обеспечение образовательного процесса
При изучении программного материала используется академический школьный учебник «Биология. 5, 6 класс.» авторы: В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков Москва «Просвещение» 2019 Сборники дидактических материалов. Пособия по проведению самостоятельных, практических и лабораторных работ, тестового контроля: Дополнительная литература для учителя и учащихся 2.Человек и окружающая среда Учебник для дифференцированного обучения Л П. Анастасова и др. М Просвещение 2011г 3. Подготовка к олимпиадам по биологии Т. А. Ловкова М Айрис-прес2011г Методическая литература для педагогического работника: 4.Уроки биологии. 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 5.Лабораторный практикум Биология М Республиканский мультимедиацентр 2004
Перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: 1.Электронная библиотека Просвещения М Мультимедийные учебные пособия Videourok 2.Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 класс1 CDforWINDOWS 3.Пособие для учащихся: Атлас « Биология. Человек » М. Просвещение.2011г 4.Сивоглазов В.И. ,Плешаков А.А. Биология. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2019. 5.Программа основного общего образования по биологии5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Авторы Н. И. Сонин, В. И. Сивоглазов. М:Дрофа. 2015г. 6.Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». Авторы: В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. УМК «Сфера жизни» М.: Дрофа
Интерактивная доска, компьютер, магнитная доска.
Рассмотрено: Согласовано:
Протокол заседания методического Замдиректора по УВР
объединения учителей биологии, химии, _____________ Мурашева Е.М.
географии «30» августа 2019 г.
от «29» августа 2019 г.
Руководитель ШМО
____________ Анисимова М.А.