СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Самозанятость и организация бизнеса" для учащихся 9 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для профориентации учащихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Самозанятость и организация бизнеса" для учащихся 9 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края




СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ



Заместитель директора поУР

_________Отченаш Л.Л.


Директор

__________________Салиновская Е.В.



от 30 августа 2022 года

протокол № 1

от 30.августа 2022 года



приказ № 31




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Самозанятость и организация бизнеса»

для учащихся 9 класса




Сакриева Наталья Петровна, учитель истории и обществознания, I категория

(Ф.И.О. учителя-разработчика, должность, категория)


2022-2023 учебный год



 Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Самозанятость и организация бизнеса» 9 класс разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

Рабочая программа по элективному курсу «Самозанятость и организация бизнеса» расчитана 34 часа для изучения в 9 классе из расчёта 1 час в неделю.

Актуальность программы.

Современная Россия – это принципиально новая по своей юридической и экономической сущности общность граждан. Это страна, в экономической жизни которой произошли в конце XX - начале XXI века существенные изменения. В первую очередь, это возможности для формирования конкурентной рыночной среды. В России получило юридическое признание право собственности, что вызвало к жизни активную предпринимательскую деятельность. Признаком и существенной отличительной чертой российской современности являются благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.

Деятельность субъекта рыночных отношений – предприятия, протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Конкуренцию сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса в России.

В новых экономических условиях инновационные процессы России требуют изменения мировоззрения и менталитета россиян и, в частности, формирования у каждого понимания предпринимательства как основной характеристики личности, и как вида деятельности. Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.

Новый тип мышления особенно важно сформировать у молодежи, которой предстоит жить и трудиться в обновленной России.


Именно в этом важность изучения курса «Самозанятость и организация бизнеса».

Элективный курс «Самозанятость и организация бизнеса» дает возможность обучающимся проанализировать основы предпринимательской деятельности, оценить свои профессиональные возможности и потребности на основе изучения юридических источников, анализа деятельности предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.

Значимость элективного курса «Самозанятость и организация бизнеса» - это помощь учащимся в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, социально-трудовой компетентности и компетентности личностного самосовершенствования.

Программа элективного курса «Самозанятость и организация бизнеса» направлена на получение учащимися знаний в сфере предпринимательской деятельности.

Программа позволяет поставить учащихся в такие условия, когда каждый обучающийся сможет разобраться в том, что такое конкуренция, механизм функционирования предприятий, осмыслить принципы взаимоотношений с хозяйствующими партнерами, научиться характеризовать юридические аспекты предпринимательской деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что каждый обучающийся сможет на основе полученных экономических знаний характеризовать любой вид предпринимательской деятельности в соответствии с нормативно-правовой основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.

Особенностью данной программы является возможность ее реализации с использованием ИКТ курс лекций, дает возможность каждому учащемуся в рамках полученного задания организовать самостоятельную работу. Дополнением к курсу лекций являются задания и вопросы для углубления знаний и самоконтроля. Программа ориентирована на удовлетворение личного уровня потребностей учащихся в знаниях курса «Основы самозанятости и предпринимательства»: элементарный и повышенный уровень, предполагает активную познавательную деятельность в соответствии с уровнем знаний и общеучебных умений и навыков обучающихся.

Цель курса – формирование у обучающихся метапредметных компетенций, умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать свои предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах, организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской Федерации.

Задачи:

  • изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;

  • изучить этапы создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;

  • изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;

  • ознакомить обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;

  • научить учащихся анализировать экономические процессы, тенденции развития предпринимательства в России и за рубежом;

  • научить учащихся использовать алгоритм анализа способности к предпринимательству;

  • сформировать у учащихся представления о способностях к предпринимательской деятельности;

  • создать условия для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов реализации программы:

- принцип адаптивности;

- принцип развития;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

- принцип целостности содержания;

- принцип системности;

- принцип ориентировочной функции знаний;

- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося;

- принцип креативности;

- принцип минимакса.

Элективный курс рационально вписывается в структуру знаний учащихся в области социально-экономических дисциплин: предмет «Обществознание» позволяет сформировать систему экономических знаний обучающихся, «Самозанятость и организация бизнеса» глубоко раскрывают сущность, место и роль предпринимательства в рыночных отношениях современной России.

Место предмета в учебном плане

Изучение данного элективного курса рассчитано на 34 часа ,1 час в неделю.

Форма контроля

В конце курса участники курса защищают проект бизнес-плана в рамках предусмотренного зачета.

Формы и методы, применяемые в обучении

В основе механизма реализации программы лежит идея личностно-ориентированного обучения при активной индивидуальной самостоятельной учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.

Для реализации задач курса используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, деятельностного и компетентностного подхода, критического мышления, проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности

      • Фронтальная;

      • Групповая;

      • Парная;

      • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

  • Поисковый метод;

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод эвристической беседы;

  • Анализ;

  • Дискуссия;

  • Диалогический метод;

  • Практическая деятельность;

  • Проектирование.

Планируемые результаты.

Элективный курс «Самозанятость и организация бизнеса» реализуется в рамках учебного плана . Он является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся, полученных при реализации программы предмета «Обществознания» , углубляет знания обучающихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Элективный курс способствует формированию общепредметных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция в рамках умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать оценочные суждения, решения, сферы правовых отношений в условиях хозяйственной деятельности. Ценностно-смысловая компетенция данной окраски обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит развитие индивидуальной образовательной траектории обучающегося и, возможно, программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности, психологических основ предпринимательства, о роли конкуренции в условиях рыночных отношений. Общекультурное содержание курса «Основы самозанятости и предпринимательства» включает в себя основы предпринимательства в форме понятий, законов, принципов, методов, выдвигаемых учащимися гипотез, ценностных установок, лежащих в основе решения человечеством в целом и россиянами в частности проблем экономики, выхода из кризисного состояния.

  3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда мы отнесем умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальных сведений о хозяйственной жизни современности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами.

В рамках данной компетенции формируются умения и навыки: сравнения, сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, предполагающих стандартное применение одного из них, выдвижение предположений и проверка их на практике, формулирование понятий на основе выделенных существенных признаков, творческое решение практических задач, самостоятельное выполнение задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей.

  1. Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет, электронное учебное пособие) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  2. Коммуникативная компетенция включает развитие знаний о способах взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью

  3. Социально-трудовая компетенция позволяет обучающимся овладеть минимально необходимыми в жизни современного общества навыками социальной активности и функциональной грамотностью, опытом профессионального самоопределения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по программе «Самозанятость и организация бизнеса»

пп

Темы

Учащийся должен знать

Учащийся должен уметь

1.

Диагностика предпринимательских способностей


- особенности мышления бизнесменов и инвесторов от наёмных рабочих и фрилансеров;

- отличие между активами и пассивами;

- как создавать активы;

- как грамотно управлять личными деньгами;

- свои ограничения в отношении финансов и способы изменить их.

- быстро ориентироваться в сложной финансовой ситуации;

- отличать выгодные сделки от убыточных;

- просчитывать несколько финансовых результатов одновременно и прогнозировать по следствия финансовых операций.


2

Виды предпринимательской деятельности.

В т.ч. инновационное предпринимательство

- виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность;

- понятие, определение и направления инновационного предпринимательства;

- виды инновационных форм предпринимательства;

- понятие, задачи и направления деятельности технопарков;

- понятие инкубатора бизнеса, его функции.

- определять вид предпринимательства;

- характеризовать инновационные формы и виды предпринимательства;

- соотносить теоретические понятия с конкретными примерами.

3

Выбор бизнес-идеи для бизнес-проекта


- технологии создания идей;

- понятие бизнес-идеи;

- алгоритм разработки бизнес-идеи.

- генерировать большое количество идей;

- отбирать и анализировать наиболее ценные идеи;

- рассчитывать риски бизнес-идеи и определять механизм снижения риска.


Управление ресурсами


- основные виды ресурсов, которые необходимы и могут быть использованы в процессах бизнеса: создании, производстве, продаже товара, а также управлении этими процессами.

- определять и оценивать необходимые ресурсы для реализации своей бизнес-идеи.

4

Предпринимательская деятельность малого бизнеса (малого предприятия).

Создание организации.

- понятие, виды деятельности малого предпринимательства;

- преимущества и недостатки малого предпринимательства;

- понятие организации;

- понятие организационной структуры.

- определять преимущества и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях;

- разрабатывать модель организационной структуры своей бизнес-идеи.


5

Бизнес-планирование

в деталях

(детальная проработка собственной бизнес-идеи).

- необходимость и важность разработки экономической модели бизнес-идеи;

- составляющие экономической модели.

- просчитывать все необходимые показатели экономической модели своей бизнес-идеи.;

- анализировать полученные экономические расчеты;

- определять возможные риски дальнейшего развития бизнес-идеи при получившейся экономической модели.

6

Презентация и публичные выступления.


- структуру и содержание презентации;

- как подготовить эффективную презентацию (Подготовка к презентации. Начало выступления. Завершение.);

- методики работы со своими страхами и волнением.

- проводить презентации/выступления перед группой.


7

Итоговое занятие

- как проводить защиту бизнес-плана

- аргументировано представлять свой бизнес-план.


Содержание элективного курса «Самозанятость и организация бизнеса»

Принципы отбора и определения последовательности изложения содержания строятся на логике правового регулирования производственно-хозяйственной деятельности и хозяйственных отношений, т.е. структуре хозяйственного права России.


1. Наёмный труд и самозанятость.

Две стратегии профессиональной трудовой деятельности: наёмный труд и самозанятость. Примеры. Общее и различное, плюсы и минусы наёмного труда и самозанятости. Качества личности необходимые для наёмного труда и самозанятости.

2. Потребности населения как основа для самозанятости.

Вопросы местного значения и муниципальные отраслевые рынки. Способы изучения потребностей. Анализ состояния муниципальных отраслевых рынков и выявление приоритетных потребностей населения.

3. Выбор бизнес-идеи для самозанятости.

Способы знакомства с лучшими практиками самозанятости для удовлетворения приоритетных потребностей населения. Интернет-ресурсы для знакомства с лучшими практиками: плюсы и минусы. Формулирование собственной бизнес-идеи для разработки проекта самозанятости с учётом существующего в муниципалитете спроса на товары и услуги.

4. Правовые основы для конкретных видов самозанятости

ОКВЭД - база данных о видах предпринимательской деятельности. Определение кода ОКВЭД для выбранного вида самозанятости. Правовые основы предпринимательской деятельности для конкретного вида самозанятости и их формирование с использованием баз данных правовых документов. Организационно-правовые формы самозанятости. Примеры правовых основ конкретных видов самозанятости.

Правовые основы индивидуального предпринимательства, плюсы и минусы. Регистрация ИП.

5. Основные этапы организации самозанятости и предпринимательства

Анализ рынка товара (услуги): тенденции спроса потребителей, поставщики и уровень конкуренции, инфраструктура рынка, регулятор рынка. Формирование правовых основ для выбранного вида деятельности. Выбор организационно - правовой формы. Определение ресурсов, необходимых для организации бизнеса. Привлечение потребителей (клиентов). Виды и инструменты рекламы. Разработка рекламной стратегии.

6. Экономические основы самозанятости и предпринимательства

Составление сметы бизнес – проекта. Начальные и ежемесячные затраты. Себестоимость продукта (товара или услуги). Расчет прибыли. Анализ рисков. Устойчивость бизнеса. Налогообложение индивидуальных предпринимателей: виды и их сравнение. Выбор наиболее подходящего вида налогообложения.

7. Бизнес-планирование как системное представление («сборка») будущей предпринимательской деятельности.

Бизнес-план и необходимость его разработки. Подготовительные стадии разработки бизнес-плана. Содержание и структура бизнес-плана. Разработка бизнес-плана для выбранной бизнес-идеи .

8. Государственная (муниципальная) поддержка самозанятости и предпринимательства.

Формы государственной поддержки малого предпринимательства: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, образовательная. Федеральные, региональные и муниципальные отраслевые приоритеты поддержки предпринимательства. Органы власти и организации, оказывающие поддержку субъектам предпринимательства. Как получить государственную (муниципальную поддержку) своей предпринимательской деятельности.

Тематическое планирование

Наименование темы

Количество часов


1

Наёмный труд и самозанятость.

1


2

Потребности населения как основа для самозанятости


2


3

Выбор бизнес-идеи


4


4

Правовые основы для конкретных видов самозанятости

3


5

Основные этапы организации самозанятости и предпринимательства

4


6

Экономические основы самозанятости и предпринимательства

6


7 Бизнес-планирование как системное представление («сборка») будущей предпринимательской деятельности.

4


8

Государственная и муниципальная поддержка самозанятости и предпринимательства

1


9

Консультации

5



Система оценивания

Элективный курс для обучающихся является ориентационным и призван мотивировать учащихся к саморазвитию, что привело к необходимости ввести подход, основанный на оценке компетенций. Данный подход позволит учащемуся понять, какие компетенции востребованы в бизнес-сообществе, понять свои сильные стороны и определить зоны роста.

Под компетенциями понимаются способности, знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения определенной деятельности. Модель компетенций, необходимых для реализации предпринимательской деятельности представлена ниже:

КОМПЕТЕНЦИИ

ПРОЯВЛЕНИЯ

Коммуникативные способности


  • Умеет устанавливать и поддерживать контакты.

  • Умеет внимательно слушать и слышать.

  • Умеет доступно выражать свои мысли.

  • Умеет приспосабливать свой стиль общения к особенностям собеседников.

  • В процессе взаимодействия ориентирован на обоюдную выгоду.

Командность

  • Способен взвешенно и тактично выражать свою точку зрения, замечания

  • Предпочитает работать в команде, в противоположность стремлению к работе в одиночку.

  • Стремится прий­ти к взаимопониманию.

    • Толерантен: с уважением относится к мнениям других, принимает различия во взглядах, понимает их интересы, чувства и умеет донести свои. (Умеет поддерживать климат сотрудничества).

Лидерство

(способность влиять на мнение и поведение других людей)

    • Активно влияет на события, в отличие от пассивного принятия происходящего.

    • Выступает инициатором действий.

    • Склонен активно выражать и защищать собственное мнение.

    • Умеет аргументировано отстаивать свои позиции.

    • Убеждает других в своей точке зрения.

    • Мотивирует и вдохновляет других на реализацию целей.

    • Уверенно действует в ситуации неопределенности.

    • Вдохновляет др. членов команды.

Предпринимательство (креативность)

    • Способен создавать НОВЫЕ идеи.

    • Сам активно предлагает собственные нестандартные варианты решений.

Самоанализ

    • Конструктивно реагирует на критику.

    • Контролирует эмоции.

    • Умеет анализировать собственные поступки

Адаптивность

    • Находит оптимальные выходы из сложных ситуаций

    • Быстро привыкает (адаптируется) к новой ситуации, меняя свое отношение

Навыки публичного выступления (коммуникации с группой)

    • Учитывает интересы аудитории.

    • Строит структурированное выступление (основной части и завершения презентации), использует связующие фразы.

    • Умеет выдерживать время презентации.

    • Грамотно выражает свои мысли, отсутствуют "слова-паразиты" в речи. Говорит ясно и четко, в убедительной манере как с отдельными людьми, так и с группами.

    • Владеет техническими аспектами презентации (визуальное оформление).

Позитивность

    • Использует позитивную лексику.

    • Переводит минусы в плюсы.

    • Умеет находить выходы/новые возможности из ситуации.

    • Активно преодолевает преграды на своем пути.

Организаторские способности

    • Ставит цели, определяет способы и механизмы реализации поставленных задач.

    • Распределяет задачи и роли в команде.

    • Контролирует деятельность.

    • Подводит итоги.

    • Управляет временем (контролирует, удерживается в рамках).

    • Умеет расставлять приоритеты.

    • Готов нести ответственность за реализацию решений.

Управление личным позиционированием

    • Понимает, какое впечатление он производит.

    • Умеет производить нужное впечатление.


Шкала оценки:

Балл


Название оценки


Описание

4

Высокий

уровень


Компетенция ярко выражена, проявляется постоянно, даже в критических, сложных ситуациях, свидетельствует о высоком развитии умений и навыков (постоянно проявляется)

3

Достаточный

уровень


Компетенция предполагает наличие базовых умений и навыков, проявляющихся часто, при внешнем контроле (не всегда проявляется); компетенция может быть развита до высокого уровня.

2

Маловыраженный

уровень


Отсутствие практических умений и навыков, связанных с данной компетенцией; навыки и умения могут проявляться эпизодически, не системно (Проявляется иногда); компетенция нуждается в развитии

1

Невыраженный

уровень

Данная компетенция не проявлена.

Отсутствие практических умений и навыков, связанных с данной компетенцией; компетенция нуждается в развитии.


Условия реализации программы:

  1. По итогам обучения формируется отчет на каждого учащегося

  2. Важным условием для организации обучения является:

- наличие компьютера;

- мультимедийного устройства;

- возможность работать в сети Интернет.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

По итогам каждого занятия учащиеся должны заполнять анкеты обратной связи (см. Приложение 1). Ожидаемая средняя оценка не менее 6,9 балла из 7.

По итогам курса «Самозанятость и организация бизнеса» будет проведено итоговое анкетирование учащихся. В ходе анкетирования учащиеся должны будут ответить на 2 вопроса:

- удовлетворены ли Вы работой на занятиях элективного курса;

- видите ли вы полезность полученных знаний и умений для дальнейшего выбора профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования ожидается, что удовлетворены элективным курсом 98% обучающихся, 100% считают знания и умения, полученные на занятиях, полезными.




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса «Самозанятость и организация бизнеса»
№ п/п Темы Кол-во часов Дата проведения

1

Тема 1. Наёмный труд и самозанятость.

1

Тема 2. Потребности населения как основа для самозанятости (2 часа)


2

Вопросы местного значения и муниципальные отраслевые рынки. Способы изучения потребностей.

1

3

Анализ состояния муниципальных отраслевых рынков и выявление приоритетных потребностей населения.

1

Тема 3. Выбор бизнес-идеи (4 часа)


4-5

Способы знакомства с лучшими практиками самозанятости для удовлетворения приоритетных потребностей населения. Интернет-ресурсы для знакомства с лучшими практиками: плюсы и минусы.

2
6- 7 Формулирование собственной бизнес-идеи для разработки проекта самозанятости с учётом существующего в муниципалитете спроса на товары и услуги. 2

Тема 4. Правовые основы для конкретных видов самозанятости (3 часа)

8-9

ОКВЭД - база данных о видах предпринимательской деятельности. Определение кода ОКВЭД для выбранного вида самозанятости . Правовые основы предпринимательской деятельности для конкретного вида самозанятости и их формирование с использованием баз данных правовых документов. Примеры правовых основ конкретных видов самозанятости

2

10

Правовые основы индивидуального предпринимательства: плюсы и минусы. Регистрация ИП.

1

Тема 5. Основные этапы организации самозанятости и предпринимательства (4 часа)

11

Анализ рынка товара (услуги): тенденции спроса потребителей, поставщики и уровень конкуренции, инфраструктура рынка, регулятор рынка.

1

12

Формирование правовых основ для выбранного вида деятельности. Выбор организационно -правовой формы.

1

13

Определение ресурсов, необходимых для организации бизнеса.

1

14

Привлечение клиентов. Виды и инструменты рекламы. Разработка рекламной стратегии.

1
Тема 6. Экономические основы самозанятости и предпринимательства (6часов)

15-16

Составление сметы бизнес – проекта. Начальные и ежемесячные затраты.

2

17-18

Налогообложение индивидуальных предпринимателей: виды и их сравнение

2

19-20

Себестоимость продукта (товара или услуги). Расчет прибыли. Анализ рисков. Устойчивость бизнеса.

2

Тема 7. Бизнес-планирование как системное представлени («сборка») будущей предпринимательской деятельности. (4часа)

21

Бизнес-план и необходимость его разработки. Подготовительные стадии разработки бизнес-плана. Содержание и структура бизнес-плана.

1

22-24

Разработка бизнес-плана для выбранной бизнес-идеи .

3

Тема 8. Государственная и муниципальная поддержка самозанятости и предпринимательства (1час)

25

Формы государственной поддержки малого предпринимательства: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, образовательная. Федеральные, региональные и муниципальные отраслевые приоритеты поддержки предпринимательства. Органы власти и организации, оказывающие поддержку субъектам предпринимательства.

1

ИТОГО 24

Консультации (5 часов)
26 Консультации


27

Консультации




28

Консультации




29

Консультации




30

Консультации




31-34 Защита бизнес-проектов 4





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Изд-во «Экзамен», М., 2007.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2. М.: Инфра-М. Норма,.

3. Закон РСФСР от 07.12.1991 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации (с изменениями).

4. Закон РСФСР от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности (с изменениями)».

Литература для учащихся:

  1. Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М.Власовой. М., Экономика, 2003.

  2. Зигаева С.А. Основы предпринимательства. Учебное пособие для учащихся социально-экономического профиля.

  3. Громков А.В. Бизнес-план: рекомендации по его составлению. М.: ПРИОР,2002.

  4. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план. М.: ИНФРА-М,1996

  5. Баева О.А. «Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. – 2-е издание, Минск: Новое знание, 2001 г.»

Литература для учителя:

1. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89, 1998.

2. Законодательное обеспечение бизнеса в России. М.: Конэско, 1997.

3. Предпринимательство: Учебник для эконом. спец. вузов, под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А.Швандера. М.: ЮНИТИ, 2000.

4. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

5.  Савченко В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.

6. Ли Дж.Болмэн, Т.Е.Дил, Рефрейминг организаций. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

7. И.Адизес, Управление жизненным циклом корпорации. Питер, 2011.

  1. Е.В. Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии», СПб.: «Речь», 2003г.

  2. Х.Швальбе, Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М.: Республика, 1995.

Приложение 1

Бланк анкеты для опроса по итогам занятия



Анкета обратной связи

«ОСНОВЫ САМОЗАНЯТОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Фамилия Имя _________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________

Шкала ответов семибалльная – от варианта «Совершенно согласен» (7) до варианта «Абсолютно не согласен» (1).

Выбрав те ответы, которые наиболее верно отражают ваше мнение по каждому из вопросов, проставьте «галочки» в соответствующих клетках и, если хотите выразить своё отношение точнее, напишите комментарий в ячейке правого столбца.

Для нас очень важно Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

Вопрос

Совершенно Абсолютно согласен  не согласен 


Комментарий

7

6

5

4

3

2

1


  1. Занятие было интересным и доставило мне удовольствие









  1. На занятии я приобрёл нужные знания









  1. Я хочу применять полученные навыки в жизни









  1. Раздаточный материал эффективно использовался во время занятий и пригодится после









  1. Организация занятия меня полностью устраивает









Что было самым интересным и запоминающимся на занятии (напишите, пожалуйста)


Что из пройденного на тренинге вы будете применять в жизни (напишите, пожалуйста)



СПАСИБО за ответы!