СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа секции Баскетбол

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа секции Баскетбол»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Балахоновская основная школа»














Рабочая программа спортивной секции «Баскетбол»

для учащихся 5-9 классов








Составитель: Лукьянов А.А., учитель физической культуры




















Пояснительная записка

Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.

Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2010г.).

Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.

Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскет­бол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.


Цели и задачи


Основной целью программы является содействие возможности в повышении ра­ботоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Программный материал предполагает решение следующих основных задач:

  • укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников, ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в баскетбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;

  • воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в сис­тематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

  • развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.

Данная программа рассчитана для обучающихся 5 -6 классов, с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие медицинский допуск врача. Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме урока во второй половине дня.


Ожидаемые результаты


Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными  и предметными результатами:

Личностные результаты

– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

– воспитание морально-этических и волевых качеств;

– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

– умение оказывать помощь своим сверстникам.


Метапредметные результаты

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;


Предметные результаты

– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;

– знать о физических качествах и правилах их тестирования;

– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;

– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;

– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.


Учебно - тематический план


№№
пп

Содержание

теория

практика

всего

1.

Основы знаний

1

-

1

2.

Специальная техническая подготовка

-

13

13

3.

Специальная тактическая подготовка

-

12

12

4.

Общая физическая подготовка

-

4

4

5.

Соревнования

-

4

4

 

Всего:

1

34

34


Содержание программы

Материал программы дается в трех разделах:

  • основы знаний;

  • общая и специальная физическая подготовка;

  • техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, волейбола правила соревнований,

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе» Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.


Теория (1 час).

История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила баскетбола. Жесты судей.


Техническая подготовка (13 часов).

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.

Овладение техникой ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника.

Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника.

Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения. шага.

Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения.

Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия(1:) (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.

Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: Ловля, передача, ведение, бросок.

Тактическая подготовка (12 часов).

Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2,3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом (1:0),(2:1), (3:2). Взаимодействие двух игроков. Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон, Личная защита, Двухсторонняя игра.


Общефизическая подготовка (4 часа).

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Впрыгивание из исходного положения стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см как без отягощения, так и с различными отягощениями (10-20 кг). Спрыгивание с возвышения 40-60 см с последующим прыжком через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх), установленную в доступном месте, то же но с разбега 7 шагов. Подпрыгивание на месте в яме с песком как на одной, так и на двух ногах, по 5-8 отталкиваний в серии. Прыжки по наклонной плоскости выполняется на двух, одной ноге (правая, левая) под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Прыжки с места вперед вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствий.

Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (2-5 кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-50раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50-100м).

Соревнования (4 часа).

Принять участие в районных, городских соревнованиях.

Провести соревнования между классами. Устранение ошибок. Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Общая оценка и действий отдельных игроков.

Методическое обеспечение программы

Большое возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся таким образом, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Занятия по технической, тактической, общей физической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных 1 час в неделю. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболам и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяется разнообразные формы и методы проведения этих занятий.


Формы и методы обучения

Форма обучения: групповая, индивидуальная.


Методы обучения

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды и указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеоматериалов.

Практические методы:

  • метод упражнений;

  • игровой;

  • соревновательный;

  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  • в целом

  • по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.


Режим занятий

Занятия в секции проводится  1раз в неделю по 1 ч

Форма контроля

  • тестирование

  • контрольные испытания

  • Викторины

  • контрольные и товарищеские игры.


Формы подведения итогов

реализации программы внеурочной деятельности


  • школьные соревнования среди параллелей классов;

  • участие в муниципальных соревнованиях;

  • участие в соревнованиях различного уровня.

Тематический план спортивной секции баскетбола


Наименование

раздела про

граммы


Тема занятия


Кол-во часов


Тип занятия

Элементы содержания

Дата проведения




1

Теория

История баскетбола

1

Обучение

История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола



2


Техническая подготовка

Стойка игрока. Перемещение

1

Совершенст-вования

Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры.



3

Ведение мяча правой и левой рукой

1

Совершенст-вования

Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры.



4

Ловля и передача мяча

1

Совершенст-вования

Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры.



5

Бросок мяча одной рукой от плеча

1

Совершенст=вования

Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры.



6

Перемещение в стойке боком

1

Обучение

Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры.



7

Ведение мяча право и левой рукой в движении

1

Совершенст-вование

Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры.



8

Ловля и передача мяча в парах в движении

1

Совершенст-вования

Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры.



9

Техническая подготовка

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении

1

Совершенст-вования

Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры.



10

Остановка двумя шагами и прыжком

1

Обучение

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра.



11

Ведение мяча с разной высотой отскока

1

Совершенст-вования

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра.



12

Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении

1

Совершенствования

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра.



13

Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении

1

Совершенст-

вования

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра.



14

Теория

Правила соревнований

1

Обучение

Правила игры в мини-баскетбол



15


ОФП

Развитие двигательных качеств

1

Обучение

Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м













16


ОФП

Развитие двигательных качеств

1

Совершенствования

Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м



17

1

Совершенствования

Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м



18

1

Совершенствования

Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 20 м. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40,60. Кросс 1000 м.



19

Тактическая подготовка

Тактика свободного нападения

1

Обучение

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест



20

Позиционное нападение

1

Совершенствования

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест



21

Нападение через заслон

1

Совершенствования

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон.



22

Тактика свободного нападения

1

Совершенствования

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон.



23

Техническая подготовка

Бросок мяча после два шага

1

Обучение

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра




24

Остановка двумя шагами и прыжком

1


Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра




25

Ведение мяча с разной высотой отскока

1

Совершенствования

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра




26

Техническая подготовка




Передача мяча одной рукой от плеча

1

Совершенствования

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра




27

Бросок мяча после ведения два шага

1

Совершенствования

Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра




28

Соревнования

Матчевые встречи

1

Игра

Выполнять технико-тактические действие в игре.




29

Матчевые встречи

1

Игра

Выполнять технико-тактические действие в игре.




30

Матчевые встречи

1

Игра

Выполнять технико-тактические действие в игре.




31

Матчевые встречи

1

Игра

Выполнять технико-тактические действие в игре.




32

Техническая подготовка

Ловля и передача мяча в парах

1

Обучение

Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении с сопротивлением. Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением. Бросок мяча после ловли и ведения с сопротивлением. Учебно-тренировочная игра.




33

Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением

1

Совершенствования

Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении с сопротивлением. Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением. Бросок мяча после ловли и ведения с сопротивлением. Учебно-тренировочная игра.




34

Техническая

подготовка

Бросок мяча после ловли

1

Совершенствования

Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении с сопротивлением. Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением. Бросок мяча после ловли и ведения с сопротивлением. Учебно-тренировочная игра.