Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балахоновская основная школа»
Рабочая программа спортивной секции «Баскетбол»
для учащихся 5-9 классов
Составитель: Лукьянов А.А., учитель физической культуры |
Пояснительная записка
Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.
Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2010г.).
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности, позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования физических качеств.
Цели и задачи
Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программный материал предполагает решение следующих основных задач:
укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников, ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в баскетбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;
воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Данная программа рассчитана для обучающихся 5 -6 классов, с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие медицинский допуск врача. Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме урока во второй половине дня.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Учебно - тематический план
№№ пп | Содержание | теория | практика | всего |
1. | Основы знаний | 1 | - | 1 |
2. | Специальная техническая подготовка | - | 13 | 13 |
3. | Специальная тактическая подготовка | - | 12 | 12 |
4. | Общая физическая подготовка | - | 4 | 4 |
5. | Соревнования | - | 4 | 4 |
| Всего: | 1 | 34 | 34 |
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах:
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, волейбола правила соревнований,
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе» Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Теория (1 час).
История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила баскетбола. Жесты судей.
Техническая подготовка (13 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с отскоком от пола, двумя - от головы. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения. шага.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Бросок двумя руками снизу после ведения.
Освоение индивидуальных защитных действий. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия(1:) (1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: Ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (12 часов).
Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2,3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом (1:0),(2:1), (3:2). Взаимодействие двух игроков. Взаимодействие двух игроков в защите и нападение через заслон, Личная защита, Двухсторонняя игра.
Общефизическая подготовка (4 часа).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Впрыгивание из исходного положения стоя толчковой ногой на опоре 50-60 см как без отягощения, так и с различными отягощениями (10-20 кг). Спрыгивание с возвышения 40-60 см с последующим прыжком через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх), установленную в доступном месте, то же но с разбега 7 шагов. Подпрыгивание на месте в яме с песком как на одной, так и на двух ногах, по 5-8 отталкиваний в серии. Прыжки по наклонной плоскости выполняется на двух, одной ноге (правая, левая) под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Прыжки с места вперед вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствий.
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (2-5 кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20-50раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50-100м).
Соревнования (4 часа).
Принять участие в районных, городских соревнованиях.
Провести соревнования между классами. Устранение ошибок. Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Общая оценка и действий отдельных игроков.
Методическое обеспечение программы
Большое возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся таким образом, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Занятия по технической, тактической, общей физической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных 1 час в неделю. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболам и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяется разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Формы и методы обучения
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Методы обучения
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды и указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеоматериалов.
Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Режим занятий
Занятия в секции проводится 1раз в неделю по 1 ч
Форма контроля
Формы подведения итогов
реализации программы внеурочной деятельности
школьные соревнования среди параллелей классов;
участие в муниципальных соревнованиях;
участие в соревнованиях различного уровня.
Тематический план спортивной секции баскетбола
№ | Наименование раздела про граммы | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания | Дата проведения |
| |
1 | Теория | История баскетбола | 1 | Обучение | История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола | | |
2 | Техническая подготовка | Стойка игрока. Перемещение | 1 | Совершенст-вования | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры. | | |
3 | Ведение мяча правой и левой рукой | 1 | Совершенст-вования | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры. | | |
4 | Ловля и передача мяча | 1 | Совершенст-вования | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры. | | |
5 | Бросок мяча одной рукой от плеча | 1 | Совершенст=вования | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой на месте. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча с места. Подвижные игры. | | |
6 | Перемещение в стойке боком | 1 | Обучение | Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры. | | |
7 | Ведение мяча право и левой рукой в движении | 1 | Совершенст-вование | Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах на месте. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры. | | |
8 | Ловля и передача мяча в парах в движении | 1 | Совершенст-вования | Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры. | | |
9 | Техническая подготовка | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении | 1 | Совершенст-вования | Перемещение в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ловля и передача мяча в парах в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении. Подвижные игры. | | |
10 | Остановка двумя шагами и прыжком | 1 | Обучение | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра. | | |
11 | Ведение мяча с разной высотой отскока | 1 | Совершенст-вования | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра. | | |
12 | Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении | 1 | Совершенствования | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра. | | |
13 | Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении | 1 | Совершенст- вования | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Подвижная игра. | | |
14 | Теория | Правила соревнований | 1 | Обучение | Правила игры в мини-баскетбол | | |
15 | ОФП | Развитие двигательных качеств | 1 | Обучение | Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м | | |
16 | ОФП | Развитие двигательных качеств | 1 | Совершенствования | Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м | | |
17 | 1 | Совершенствования | Пробегание отрезков 40,60,100,200 м. Кросс 1000 м | | |
18 | 1 | Совершенствования | Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 20 м. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40,60. Кросс 1000 м. | | |
19 | Тактическая подготовка | Тактика свободного нападения | 1 | Обучение | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест | | |
20 | Позиционное нападение | 1 | Совершенствования | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест | | |
21 | Нападение через заслон | 1 | Совершенствования | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон. | | |
22 | Тактика свободного нападения | 1 | Совершенствования | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон. | | |
23 | Техническая подготовка | Бросок мяча после два шага | 1 | Обучение | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра | | | |
24 | Остановка двумя шагами и прыжком | 1 | | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра | | | |
25 | Ведение мяча с разной высотой отскока | 1 | Совершенствования | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра | | | |
26 | Техническая подготовка | Передача мяча одной рукой от плеча | 1 | Совершенствования | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра | | | |
27 | Бросок мяча после ведения два шага | 1 | Совершенствования | Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскокам от пола в парах на месте. Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Учебно-тренировочная игра | | | |
28 | Соревнования | Матчевые встречи | 1 | Игра | Выполнять технико-тактические действие в игре. | | | |
29 | Матчевые встречи | 1 | Игра | Выполнять технико-тактические действие в игре. | | | |
30 | Матчевые встречи | 1 | Игра | Выполнять технико-тактические действие в игре. | | | |
31 | Матчевые встречи | 1 | Игра | Выполнять технико-тактические действие в игре. | | | |
32 | Техническая подготовка | Ловля и передача мяча в парах | 1 | Обучение | Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении с сопротивлением. Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением. Бросок мяча после ловли и ведения с сопротивлением. Учебно-тренировочная игра. | | | |
33 | Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением | 1 | Совершенствования | Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении с сопротивлением. Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением. Бросок мяча после ловли и ведения с сопротивлением. Учебно-тренировочная игра. | | | |
34 | Техническая подготовка | Бросок мяча после ловли | 1 | Совершенствования | Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении с сопротивлением. Бросок мяча после ведения два шага с сопротивлением. Бросок мяча после ловли и ведения с сопротивлением. Учебно-тренировочная игра. | | | |