| Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Ярославский промышленно-экономический колледж им. Н.П. Пастухова» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СЕКЦИИ «ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА»
2019
Пояснительная записка
Данная программа отражает построение учебно – тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно – тренировочных группах. Программа предусматривает формирование у специалистов форм и методов планирования и соревновательного процесса, овладение техникам видов легкой атлетики, изучение теории и методики преподавания, приобретение знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы. Определение легкой атлетики, содержание, классификация и характеристика легкоатлетических видов, оздоровительное, прикладное и воспитательное значение. Умение планировать учебно-тренировочный процесс с учетом возрастных и др. особенностей занимающихся. Оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки, использовать технические средства и инвентарь для повышения качества учебного и тренировочного процесса.
В основе адаптированной программы – Программа занятий спортивной секции по легкой атлетике, рекомендованная Министерством образования РФ от 2005 года. (Автор: Бауэр В.Г., Зеличенок В.Б.).
Срок реализации программы: 1 год
- Систематичность учебы тренировочных занятий
- Постоянный контроль состояния здоровья, физической подготовленности.
- Обучения навыкам техники и тактики бега:
а) Развитие легкой атлетики
б) Правила соревнований по легкой атлетике
в) Основы ТБ на занятиях
г) Режим дня и питания спортсмена
д) Гигиена и закаливание Цели и задачи
Пропаганда и популяризация легкой атлетики среди учащихся школы. Закрепление и совершенствование тактики бега. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. Развитие физических качеств учащихся. Участие в соревнованиях
Особенностями программы, учитывая возраст учащихся, являются: 1.Включение в раздел общеразвивающей подготовки большого числа легко атлетических упражнений, как средство для развития качеств необходимых для данного вида спорта (координация, ловкость, выносливость). 2.Обязательное включение в каждое занятие подвижных игр для регулирования эмоционального состояния и решения задач технической и тактической подготовки.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
1.1. Понимать роль физической культуры для развития человека.
1.2. Знать основы физической культуры здорового образа жизни; 1.3. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, развития и совершенствования.
1.4. Выполнить нормативные требования.
1.5. Участвовать в соревнованиях, выполнять контрольные нормативы по ОФП, СФП.
1.6. Уметь использовать приобретенные знаний в области физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
Перечень универсальных действий учащихся
Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 30м); правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 30м); правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 30м, до 60м.); правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до 60м); правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в прыжковую яму на обе ноги; правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в прыжковую яму на обе ноги; правильно выполнять основные движения в прыжках; приземляться в прыжковую яму на обе ноги; правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. Правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. Правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений.
Иметь представление:
а) о содержании, принципах и методах системы легкой атлетики, ее роли и месте в общей системе физической культуры, о правилах соревнований.
б) о влиянии нагрузок на организм человека.
Знать:
а) средства и методы, применяемые в легкой атлетике
б) основные методики обучения, тренировки
в) принципы подбора нагрузки и планирование тренировочного процесса Уметь: а) владеть техникой двигательных действий и развитием физических качеств при занятиях легкой атлетики
б) оказывать помощь, страховку при выполнении упражнений
в) судить и организовать соревнование по легкой атлетике.
Содержание изучаемого курса:
№ | Содержание курса | Количество часов |
Теоретический раздел |
| Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | |
| История развития легкой атлетики в России и за рубежом | |
| правила соревнований в легкой атлетике | |
| Возрастные изменения строений и функций организма человека в процессе занятий спортом | |
| Физиологические предпосылки повышения тренированности детей и подростков | |
| Общая спортивная гигиена | |
| Роль восстанавливающих средств | |
Практический раздел |
| Упражнение на развитие гибкости | |
| Упражнение на развитие выносливости | |
| Упражнение на развитие силы | |
| Упражнение на развитие быстроты координаций, ловкости | |
| Спортивные игры | |
| Круговая тренировка | |
Специальная физическая подготовка |
| Упражнения на развитие специальных качеств (беговые упражнения, прыжковые упражнения, ускорения, имитационные упражнения) | |
| Упражнения, близкие к соревновательным | |
| Участие на соревновании | |
| Упражнения на психо-мышечную регуляцию | |
Тактично-техническая подготовка |
| Изучение и совершенствование техники бега | |
| Изучение и совершенствование техники прыжка | |
| Изучение и совершенствование тактики бега | |
| Тесты и контрольные старты | |
| Судейство на соревнованиях | |
| Спортивные соревнования | |
Учебно-тематический план занятий:
№ п/п | Наименование темы | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
| Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | 2 | 2 | - |
| История развития легкоатлетического спорта. | 2 | 2 | - |
| Гигиена спортсмена и закаливание. | 2 | 1 | 1 |
| Места закаливания, их оборудование и подготовка. | 2 | | 2 |
| Ознакомление с правилами соревнований. | 2 | | 2 |
| Общая физическая и специальная подготовка. | 130 | - | 60 |
| Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы. | 65 | - | 30 |
| Контрольные упражнения и спортивные соревнования. | Согласно плану спортивных мероприятий. |
| ИТОГО | 200 | 5 | 195 |
Обязательная литература: Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2000. В.И. Дубровский. Спортивная медицина. 1999 С.С. Чернов. Игровые методы на начальных этапах подготовки бегунов на выносливость. 1999. В.В. Мехрикадзе. Тренировка юного спринтера. 1999. В.Б. Зеличенок, В.Г. Никитушкин. Критерии отбора в легкой атлетике. 2000. А.Л. Попов. Спортивная психология. 2000. В.И. Дубровский. Массаж при травмах и заболеваниях у спортсменов.
Дополнительная литература: И.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.Л. Странко. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека.1986. В.Т. Назаров. Движение спортсмена. 1984. В.Б. Попов. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. 2001. Игорь Тер-Ованесян. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. 2000. Научный атлетический вестник по легкой атлетике. 1999-2000. 122 128