Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа - интернат 16»
(Центр реализации АООП ЗПР)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название коррекционно – развивающего курса внеурочной деятельности
Коррекционно-развивающая программа
«Сфера моей профпригодности»
Классы: 8
Период функционирования рабочей программы: 1год
Ф.И.О. разработчика программы: Подушкина О.В, педагог – психолог
г. Николаевск - на – Амуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе АООП ООО для обучающихся с ЗПР КГКОУ Школа интернат 16 и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и с примерной основной общеобразовательной программой.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обуславливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественно использование иллюстрированной наглядности, включающей стимульный материал к методикам и заданиям.
Для реализации коррекционно - развивающей программы использовать специальную литературу, адресованную данной категории обучающихся, литературу, адресованную данной категории обучающихся:
1. Бедарева Т., Грецов А./ 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов/. – Спб, 2008.
2. Володина Ю.А./Дорога в жизнь или путешествие в будущее/. Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ – интернатов. – М.: Генезис, 2012.
3. Гурова Е.В. /Профориентационная работа в школе: методическое пособие/. – Москва: Просвещение, 2007.
4. Пряжников Н.С. /Методы активизации личного и профессионального самоопределения/. – МПСИ, 2002.
5. Пряжников Н.С./ Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 -11 класс)/.- М.: ВАКО, 2005.
6. Сазонов А.Д. /Профессиональная ориентация учащихся/ – М. , 1988.
7.Чистякова С.Н. /Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/. М. – 1997.
8. Шеховцова Л.Ф. /Психологическое сопровождение выбора профессии в школе/. – Ростов – на – Дону: Феникс; Санкт – Петербург: Северо – Запад, 2006.
Интернет источники:
http://mboy13norilsk.edusite.ru
http://pandia.ru/user/publ/66-Proekt_po_proforientatciihttps://infourok.ru/programma-po-professionalnoy-orientacii-dlya-detey-klassov-s-ovz
Актуальность и перспективность программы
Каждый старшеклассник, думая о своем будущем, в первую очередь решает, какую профессию выбрать. И в этот особый период жизни подростков очень важно, чтобы взрослые помогли овладеть навыками осознанного и самостоятельного выбора профессии.
На современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения обучающихся.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации обучающихся является профессиональное просвещение: сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для общества, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, сформировать мотивацию осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.
Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее сложным для молодого человека с ОВЗ является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человеку принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути. Статистический учет в базе данных по выпускникам КГКОУ Школа 5 прошлых лет позволил выявить следующие проблемы:
недостаточная сформированность у обучающихся с ОВЗ готовности к осознанному профессиональному самоопределению;
слабое представление о себе, своих способностях и возможностях;
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей при определении содержания будущей профессии;
неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.
Данная программа ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность молодежи к профессиональному выбору.
Практическая направленность программы
Программа предназначена для педагогов-психологов, а также представляет интерес для классных руководителей, воспитателей, работающих над проблемой профессионального и личностного самоопределения учащихся с ОВЗ. Программа дает школьникам представление об основах выбора профессии, стимулирует самопознание учащихся своих склонностей, способностей; развивает навыки планирования профессионального образования и самопрезентации.
Цель программы: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, интересами и личностными особенностями обучающихся 8 классов.
Задачи:
осуществлять диагностическую функцию, определять динамику развития личности, функциональной грамотности, интеллектуальной и волевой подготовленности к выбору профессии;
организовать систему профессиональных проб для приобретения практических навыков деятельности через тренинги по профессиям, через организации экскурсий на предприятия города;
содействовать в составлении личностного профессионального плана обучающегося с диагностическими данными;
предоставлять рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и
особенностям, определение степени пригодности к конкретной профессии.
Адресность программы
Данная программа предназначена для работы с обучающимися подросткового возраста (14-15лет).
Сроки реализации программы: 1 год
Данный курс направлен на реализацию психологических коррекционно – развивающих занятий, входящих в блок внеурочной деятельности в раздел коррекционно – развивающей работы.
Курс рассчитан на 1 год по 1 часу в неделю (34 часа)
Рабочая программа позволяет организовать:
фронтальную работу обучающихся, при которой обучающиеся для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание;
групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся;
коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава.
Этапы программы:
I этап - диагностическо - профориентационный
Диагностический этап направлен на исследование обучающихся, их личностных особенностей, определение склонностей, интересов, предпочтений, а также на оценку профессиональных намерений.
Профориентационный этап направлен на осознание обучающимися важности правильного выбора профессий, формирование у подростков мотивации к выбору профессии через тренинги личностного роста, часы размышления.
II этап - Профконсультационно - практический
Профконсультационный этап направлен на совместную разработку плана подготовки к профессиональному выбору, организацию мероприятий по самовоспитанию (деловые игры) и развитию необходимых качеств.
Практический этап направлен на приобретение практических навыков через экскурсии на предприятия города, а также в учебные заведения с элементами получения практических навыков, встречи с интересными людьми (профессионалами).
Требования к результату усвоения программы
В результате реализации программы обучающиеся должны:
знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о рынке труда.
уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Раздел.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты УУД:
способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учетом устойчивых познавательных интересов.
ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
сформированность у учащихся адекватных представлений о себе, своих склонностях и способностях;
положительное отношение учащихся к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
расширенное представление учащихся о мире профессий, современном «рынке профессий»;
умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
наличие у школьников социальных и профессиональных качества, навыков, установок, ориентации, позволяющих стать конкурентоспособным на рынке труда;
умение учащихся самостоятельно принимать необходимые решения;
умение подростков проектировать свои жизненные и профессиональные планы, идеалы будущей профессии и возможные модели достижения высокой квалификации в ней.
Метапредметные результаты УУД:
приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение навыков групповой работы;
получение опыта разработки социальных проектов и организации - коллективной творческой деятельности;
поиск, нахождение и обработка информации о вакансиях на рынке труда;
способность регулировать собственную деятельность;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия в трудовом коллективе;
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
совершенствование в умениях слышать себя и других;
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного - выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации - совместной деятельности с другими людьми.
Раздел.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
|
1 | Диагностико - профориентационный | 5 | 7 | 12 |
2 | Профконсультационно - практический | 10 | 12 | 22 |
Всего | 15 | 19 | 34 |
Учебно-тематический план
№ | Наименование блоков и тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
Теорети ческих | Практи ческих |
1. | Диагностический | 5 | 2.5 | 2.5 | |
1.1 | Тип будущей профессии | 1 | 0.5 | 0.5 | Тест Климова Е.А. «Определение типа будущей профессии» |
1.2 | Профессиональный тип личности | 1 | 0.5 | 0.5 | Тест «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда. |
1.3 | Определение профессиональных склонностей | 1 | 0.5 | 0.5 | Методика Дж. Голланда «Стратегия выбора профессии». |
1.4 | Определение профессиональных склонностей | 1 | 0.5 | 0.5 | Методика Л.А.Йовайши «Определение профессиональных склонностей» |
1.5 | Определение готовности к выбору профессии | 1 | 0.5 | 0.5 | Методика «Оценка профессиональных намерений» |
2. | Профориентационный | 7 | 4.5 | 2.5 | |
2.1 | "Профориентация. Основы выбора профессии". | 1 | 1 | | Дискуссия |
2.2 | Понятие «профессия». Классификация профессий | 1 | 0.5 | 0.5 | Упражнение «Угадай профессию. Определи тип по классификации» |
2.3 | "К чему люди стремятся в жизни. Мой характер и выбор профессии" | 1 | 0.5 | 0.5 | "К чему люди стремятся в жизни. Мой характер и выбор профессии" |
2.4 | Понятие «профессия», «специальность». | 1 | 0.5 | 0.5 | Упражнение «Найди профессии», игра «Профессия – специальность». |
2.5 | Здоровье и выбор профессии | 1 | 0.5 | 0.5 | Упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). |
2.6 | Основные типы профессиональной деятельности человека | 1 | 0.5 | 0.5 | Игра «Классифицируй профессии» |
2.7 | Типичные ошибки при выборе профессии. | 1 | 1 | | Дискуссия |
3. | Профконсультационный | 10 | 3 | 7 | |
3.1 | «За и против» Суд над профессией | 1 | 0.5 | 0.5 | Проведение игры (тренинга) |
3.2 | Профессиограмма | 3 | 1 | 2 | Составление профессиограммы по плану |
3.3 | Общее в различных видах трудовой деятельности | 1 | | 1 | Упражнение «Цепочка профессий». |
3.4 | Возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления. | 1 | 0.5 | 0.5 | Игра «Ловушки – капканчики». |
3.5 | Рынок труда. Как устроиться на работу. Игра «Самая-самая» | 1 | 0.5 | 0.5 | Викторина «Профессии 21 века». Игра «Самая-самая» |
3.6 | Критерии оценки полезности профессиональной деятельности. | 1 | 0.5 | 0.5 | Игра «Остров». |
3.7 | Заработная плата работников. Тренинг | 1 | | 1 | Игра-дискуссия «Заработная плата работников» |
3.8 | Знакомство с особенностями профессий, их требованиями к человеку | 1 | | 1 | Деловые игры |
4. | Практический | 12 | 4 | 8 | |
4.1 | Экскурсии «Выбираем место работы» | 2 | | 2 | Анализ информации о вакансиях в городе и районе |
4.2 | «Как искать работу» | 2 | 1 | | Анализ информации о вакансиях в городе и районе |
4.3 | «Как успешно выдержать собеседование» | 3 | 1 | 2 | Ролевые игры: «Собеседование при приеме на работу». |
4.4 | Резюме | 2 | 1 | 2 | Ролевая игра Написание резюме. |
4.5 | Проект «Моя профессия» | 3 | 1 | 2 | Защита проектов |
| Итого: | 34 | 14 | 20 | |
Учебная программа: основное содержание
№ | Наименование тем | Содержание |
1.Диагностический |
1.1 | Тип будущей профессии | Классификация профессий по Е.А. Климову. Игра «Классифицируй профессии» Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. Типы профессий: “человек – техника”, “человек – знаковая система”, “человек – художественный образ”, “человек – природа”, “человек – человек”. Проведение опросника Климова ДДО. |
11.2 | Профессиональный тип личности | Определение своего профессионального типа личности («Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.) Обсуждение результатов диагностических тестов. Понятие о профессионально важных качествах личности, игра соотнесение профессии со школьными предметами. |
11.3 | Определение профессиональных склонностей | Определение своих профессиональных склонностей (Л.А.Йовайши «Определение профессиональных склонностей»).Обсуждение результатов. |
11.4 | Определение профессиональных склонностей | Понятие о профессионально важных качествах личности, игра соотнесение профессии со школьными предметами. Методика Дж. Голланда «Стратегия выбора профессии». |
11.5 | Определение готовности к выбору профессии | Определение своих профессиональных намерений (тест «Оценка профессиональных намерений»). Знакомство с понятиями «профессия», «специальность», «должность». Упражнение «Найди профессии». |
2 | 2.Профориентационный |
22.1 | "Профориентация. Основы выбора профессии". | Что такое выбор для человека. Факторы нашего выбора: внешние и внутренние. Последствия нашего выбора. Связь выбора человека и его потребностей, интересов, целей, ценностей. Формула выбора профессии: хочу; могу; надо. Ответственность за свой выбор. |
22.2 | Понятие «профессия». Классификация профессий | Беседа «Что мы знаем о мире профессий?». Классификация профессий по признакам. Упражнение «Угадай профессию. Определи тип по классификации» |
22.3 | «К чему люди стремятся в жизни. Мой характер и выбор профессии» | Цели, дающие человеку смысл жизни; Понимание разницы между материальными и нематериальными целями; Осознание собственных целей и стремлений; Выявление учащимися своей профессиональной направленности; Возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде. Мини – сочинение «Автобиография будущего». Тест: где вы на этом дереве? |
22.4 | Понятие «профессия», «специальность». | Знакомство с понятиями «профессия», «специальность», «должность». Упражнение «Найди профессии», игра «Профессия – специальность». |
22.5 | Здоровье и выбор профессии | Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека. Мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). |
22.6 | Основные типы профессиональной деятельности человека | Понятие о типах профессиональной деятельности человека. |
2.7 | Типичные ошибки при выборе профессии. | Беседа о типичных ошибках и затруднениях при выборе профессии. Дискуссия о том, как их преодолеть. Рекомендации психологов по преодолению ошибок. |
3 | 3.Профконсультационный |
3.1 | «За и против» Суд над профессией | Проведение игры (тренинга) с целью ориентирования на четкое осознание положительных сторон и "подводных камней" избранной профессии, составление объективного представления о ней. |
3.2 | Профессиограмма | Знакомство учащихся с понятием «профессиограмма» и планом ее составления; Практическое задание: составление профессиограммы по плану |
33.3 | Общее в различных видах трудовой деятельности | Упражнение «Цепочка профессий». Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности для расширения горизонтов своего профессионального выбора. |
33.4 | Возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления. | Игра «Ловушки – капканчики». Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и путях преодоления этих препятствий. |
43.5 | Рынок труда. Как устроиться на работу. Игра «Самая-самая» | Информирование о современном рынке труда. Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании. Викторина «Профессии 21 века». Игра «Самая-самая» |
43.6 | Критерии оценки полезности профессиональной деятельности. | Игра «Остров». Знакомство с понятием «общественно-необходимый труд», критериями полезности профессиональной деятельности. Формирование уважительного отношения к различным видам трудовой деятельности. |
43.7 | Заработная плата работников. | Осмысление проблемы справедливости и несправедливости в оценке труда представителей различных профессий. Определение понятия «востребованность профессии». Игра-дискуссия «Заработная плата работников» |
43.8 | Знакомство с особенностями профессий, их требованиями к человеку | Деловые игры |
4.Практический |
4.1 | Экскурсии «Выбираем место работы» | Основные уровни профессионального образования. Обзор учебных заведений Николаевска-на-Амуре. Как подготовить себя к поступлению в профессиональное учебное заведение. Условия, требования и правила приема в учебные заведения. . |
4.2 | «Как искать работу» | Источники получения информации о вакансиях. Анализ информации о вакансиях. Как планировать собственные шаги по поиску вакантных рабочих мест. Как обратиться по имеющейся вакансии по телефону. Государственная служба занятости населения, ее услуги. |
4.3 | «Как успешно выдержать собеседование» | Умение себя правильно подать. Навыки самопрезентации при приеме на работу. Понимание позиции и требований работодателя. |
4.4 | Резюме | Подготовка к написанию резюме. Умение себя правильно подать. Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу». Навыки самопрезентации при приеме на работу. Понимание позиции и требований работодателя. Написание резюме с учетом своих профессиональных предпочтений, возможного основного и дополнительного образования, желательного уровня доходов. |
4.5 | Проект «Моя профессия» | Групповой / индивидуальный проект: «Моя профессия». Формирование рабочих групп, выбор профессий. Распределение проектов по рабочим группам. Распределение ролей в рабочей группе по проектной деятельности |
Методы и приемы, используемые при реализации программы:
диагностика;
наблюдение;
групповые дискуссии;
анкетирование;
рассказ, объяснение;
проблемное изложение;
профориентационные игры;
коррекционно – развивающие задания;
игровые профориентационные упражнения и микроситуации;
тренинговые упражнения;
опросники;
схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.
Критерии эффективности усвоения программы:
уровень развития коммуникативных способностей;
знания и умения адекватного выбора будущей профессии;
мотив выбора профессии.
Требования к условиям реализации программы
Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:
учебный кабинет для проведения диагностических исследований, тренинговых занятий;
компьютерный класс для поиска информации в интернете;
мультимедиа – проектор;
видеоматериалы (ролики, презентации)
справочная литература, книги, словари, газеты, журналы;
информационные буклеты, брошюры и др;
расходные материалы: бумага, цветная бумага, карандаши, маркеры, магниты, ножницы, клей, скотч.
Кадровое обеспечение
Процесс реализации программы обеспечивается как участием педагога-психолога с определенными должностными обязанностями и профессиональной подготовкой, так и классными руководителями, воспитателями:
- организация работы с обучающимися;
- отслеживание результатов, промежуточный и итоговый анализ.
Система организации контроля за реализацией программы
С целью организации текущего контроля за освоением обучающимися программного материала используются контрольные задания:
тестирование;
практические занятия;
деловые и ролевые игры.
Оценивание достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе пути обучения и моделирует личную образовательную траекторию.