СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Сфера моей профпригодности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель программы помочь подростку познать самого себя,свои силы и индивидуальность,сформировать мотивацию осознанного  и целенаправленного выбора будущей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Сфера моей профпригодности"»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа - интернат 16»

(Центр реализации АООП ЗПР)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название коррекционно – развивающего курса внеурочной деятельности

Коррекционно-развивающая программа

«Сфера моей профпригодности»



Классы: 8

Период функционирования рабочей программы: 1год

Ф.И.О. разработчика программы: Подушкина О.В, педагог – психолог



г. Николаевск - на – Амуре





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе АООП ООО для обучающихся с ЗПР КГКОУ Школа интернат 16 и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования и с примерной основной общеобразовательной программой.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обуславливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественно использование иллюстрированной наглядности, включающей стимульный материал к методикам и заданиям.

Для реализации коррекционно - развивающей программы использовать специальную литературу, адресованную данной категории обучающихся, литературу, адресованную данной категории обучающихся:

1. Бедарева Т., Грецов А./ 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов/. – Спб, 2008.

2. Володина Ю.А./Дорога в жизнь или путешествие в будущее/. Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ – интернатов. – М.: Генезис, 2012.

3. Гурова Е.В. /Профориентационная работа в школе: методическое пособие/. – Москва: Просвещение, 2007.

4. Пряжников Н.С. /Методы активизации личного и профессионального самоопределения/. – МПСИ, 2002.

5. Пряжников Н.С./ Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 -11 класс)/.- М.: ВАКО, 2005.

6. Сазонов А.Д. /Профессиональная ориентация учащихся/ – М. , 1988.

7.Чистякова С.Н. /Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/. М. – 1997.

8. Шеховцова Л.Ф. /Психологическое сопровождение выбора профессии в школе/. – Ростов – на – Дону: Феникс; Санкт – Петербург: Северо – Запад, 2006.

Интернет источники:

http://mboy13norilsk.edusite.ru

http://pandia.ru/user/publ/66-Proekt_po_proforientatciihttps://infourok.ru/programma-po-professionalnoy-orientacii-dlya-detey-klassov-s-ovz


Актуальность и перспективность программы

Каждый старшеклассник, думая о своем будущем, в первую очередь решает, какую профессию выбрать. И в этот особый период жизни подростков очень важно, чтобы  взрослые помогли овладеть навыками осознанного и самостоятельного выбора профессии.

На современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения обучающихся.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации обучающихся является профессиональное просвещение: сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для общества, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.  

Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, сформировать мотивацию осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее сложным для молодого человека с ОВЗ является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст – время, когда человеку принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути. Статистический учет в базе данных по выпускникам КГКОУ Школа 5 прошлых лет позволил выявить следующие проблемы:

  • недостаточная сформированность у обучающихся с ОВЗ готовности к осознанному профессиональному самоопределению;

  • слабое представление о себе, своих способностях и возможностях;

  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей при определении содержания будущей профессии;

  • неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей.

Данная программа ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность молодежи к профессиональному выбору.




Практическая направленность программы

Программа предназначена для педагогов-психологов, а также представляет интерес для классных руководителей, воспитателей, работающих над проблемой профессионального и личностного самоопределения учащихся с ОВЗ. Программа дает школьникам представление об основах выбора профессии, стимулирует самопознание учащихся своих склонностей, способностей; развивает навыки планирования профессионального образования и самопрезентации.

Цель программы: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, интересами и личностными особенностями обучающихся 8 классов.

Задачи:  

  • осуществлять диагностическую функцию, определять динамику развития личности, функциональной грамотности, интеллектуальной и волевой подготовленности к выбору профессии;

  • организовать систему профессиональных проб для приобретения практических навыков деятельности через тренинги по профессиям, через организации экскурсий на предприятия города;

  • содействовать в составлении личностного профессионального плана обучающегося с диагностическими данными;

  • предоставлять рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и

  • особенностям, определение степени пригодности к конкретной профессии.

Адресность программы

Данная программа предназначена для работы с обучающимися подросткового возраста (14-15лет).

Сроки реализации программы: 1 год

Данный курс направлен на реализацию психологических коррекционно – развивающих занятий, входящих в блок внеурочной деятельности в раздел коррекционно – развивающей работы.

Курс рассчитан на 1 год по 1 часу в неделю (34 часа)

Рабочая программа позволяет организовать:

  • фронтальную работу обучающихся, при которой обучающиеся для достижения общей цели одновременно выполняют общее задание;

  • групповую работу, которая заключается в выполнении учебной задачи определённой группой обучающихся;

  • коллективную работу, основанную на общении в динамических парах и парах сменного состава.

Этапы программы:

I этап - диагностическо - профориентационный

Диагностический этап направлен на исследование обучающихся, их личностных особенностей, определение склонностей, интересов, предпочтений, а также на оценку профессиональных намерений.

Профориентационный этап направлен на осознание обучающимися важности правильного выбора профессий, формирование у подростков мотивации к выбору профессии через тренинги личностного роста, часы размышления.

II этап - Профконсультационно - практический

Профконсультационный этап направлен на совместную разработку плана подготовки к профессиональному выбору, организацию мероприятий по самовоспитанию (деловые игры) и развитию необходимых качеств.

Практический этап направлен на приобретение практических навыков через экскурсии на предприятия города, а также в учебные заведения с элементами получения практических навыков, встречи с интересными людьми (профессионалами).

Требования к результату усвоения программы


В результате реализации программы обучающиеся должны:

знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о рынке труда.

уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Раздел.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Личностные результаты УУД:


  • способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учетом устойчивых познавательных интересов.

  • ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • сформированность у учащихся адекватных представлений о себе, своих склонностях и способностях;

  • положительное отношение учащихся к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • расширенное представление учащихся о мире профессий, современном «рынке профессий»;

  • умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;

  • наличие у школьников социальных и профессиональных качества, навыков, установок, ориентации, позволяющих стать конкурентоспособным на рынке труда;

  • умение учащихся самостоятельно принимать необходимые решения;

  • умение подростков проектировать свои жизненные и профессиональные планы, идеалы будущей профессии и возможные модели достижения высокой квалификации в ней.



Метапредметные результаты УУД:

  • приобретение школьником социальных знаний,

  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;

  • приобретение навыков групповой работы;

  • получение опыта разработки социальных проектов и организации - коллективной творческой деятельности;

  • поиск, нахождение и обработка информации  о вакансиях на рынке труда;

  • способность регулировать собственную деятельность;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия в трудовом коллективе;

  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

  • совершенствование в умениях слышать себя и других;

  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного - выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации - совместной деятельности с другими людьми.


Раздел.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование раздела

Теория

Практика

Всего часов


1

Диагностико - профориентационный

5

7

12

2

Профконсультационно - практический


10

12

22

Всего

15

19

34



Учебно-тематический план


Наименование блоков и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теорети

ческих

Практи

ческих

1.

Диагностический

5

2.5

2.5


1.1

Тип будущей профессии


1

0.5

0.5

Тест Климова Е.А. «Определение типа будущей профессии»

1.2

Профессиональный тип личности

1

0.5

0.5

Тест «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.

1.3

Определение

профессиональных склонностей

1

0.5

0.5

Методика Дж. Голланда «Стратегия выбора профессии».

1.4

Определение профессиональных склонностей

1

0.5

0.5

Методика Л.А.Йовайши «Определение профессиональных склонностей»

1.5

Определение готовности к выбору профессии

1

0.5

0.5

Методика «Оценка профессиональных намерений»

2.

Профориентационный

7

4.5

2.5


2.1

"Профориентация. Основы выбора профессии".

1

1


Дискуссия

2.2

Понятие «профессия». Классификация профессий

1

0.5

0.5

Упражнение «Угадай профессию. Определи тип по классификации»

2.3

"К чему люди стремятся в жизни. Мой характер и выбор профессии"

1

0.5

0.5

"К чему люди стремятся в жизни. Мой характер и выбор профессии"

2.4

Понятие «профессия», «специальность».

1

0.5

0.5

Упражнение «Найди профессии», игра «Профессия – специальность».

2.5

Здоровье и выбор профессии

1

0.5

0.5

Упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале).

2.6

Основные типы профессиональной деятельности человека

1

0.5

0.5

Игра «Классифицируй профессии»

2.7

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

1


Дискуссия

3.

Профконсультационный

10

3

7


3.1

«За и против» Суд над профессией

1

0.5

0.5

Проведение игры (тренинга) 

3.2

Профессиограмма

3

1

2

Составление профессиограммы по плану

3.3

Общее в различных видах трудовой деятельности

1


1

Упражнение «Цепочка профессий».

3.4

Возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления.

1

0.5

0.5

Игра «Ловушки – капканчики».

3.5

Рынок труда. Как устроиться на работу. Игра «Самая-самая»

1

0.5

0.5

Викторина «Профессии 21 века».

Игра «Самая-самая»

3.6

Критерии оценки полезности профессиональной деятельности.

1

0.5

0.5

Игра «Остров».

3.7

Заработная плата работников. Тренинг

1


1

Игра-дискуссия «Заработная плата работников»

3.8

Знакомство с особенностями профессий, их требованиями к человеку

1


1

Деловые игры

4.

Практический

12

4

8


4.1

Экскурсии «Выбираем место работы»

2


2

Анализ информации о вакансиях в городе и районе

4.2

«Как искать работу»

2

1


Анализ информации о вакансиях в городе и районе

4.3

«Как успешно выдержать собеседование»

3

1

2

Ролевые игры: «Собеседование при приеме на работу».

4.4

Резюме

2

1

2

Ролевая игра Написание резюме.

4.5

Проект «Моя профессия»

3

1

2

Защита проектов


Итого:

34

14

20



Учебная программа: основное содержание


Наименование тем

Содержание

1.Диагностический

1.1

Тип будущей профессии


Классификация профессий по Е.А. Климову. Игра «Классифицируй профессии» Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. Типы профессий: “человек – техника”, “человек – знаковая система”, “человек – художественный образ”, “человек – природа”, “человек – человек”. Проведение опросника Климова ДДО.

11.2

Профессиональный тип личности

Определение своего профессионального типа личности («Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.) Обсуждение результатов диагностических тестов.

Понятие о профессионально важных качествах личности, игра соотнесение профессии со школьными предметами.

11.3

Определение профессиональных склонностей


Определение своих профессиональных склонностей (Л.А.Йовайши «Определение профессиональных склонностей»).Обсуждение результатов.

11.4

Определение профессиональных склонностей


Понятие о профессионально важных качествах личности, игра соотнесение профессии со школьными предметами. Методика Дж. Голланда «Стратегия выбора профессии».

11.5

Определение готовности к выбору профессии

Определение своих профессиональных намерений (тест «Оценка профессиональных намерений»). Знакомство с понятиями «профессия», «специальность», «должность». Упражнение «Найди профессии».

2

2.Профориентационный


22.1

"Профориентация. Основы выбора профессии".

Что такое выбор для человека. Факторы нашего выбора: внешние и внутренние. Последствия нашего выбора. Связь выбора человека и его потребностей, интересов, целей, ценностей. Формула выбора профессии: хочу; могу; надо. Ответственность за свой выбор.

22.2

Понятие «профессия». Классификация профессий

Беседа «Что мы знаем о мире профессий?». Классификация профессий по признакам. Упражнение «Угадай профессию. Определи тип по классификации»

22.3

«К чему люди стремятся в жизни. Мой характер и выбор профессии»

Цели, дающие человеку смысл жизни;
Понимание разницы между материальными и нематериальными целями; Осознание собственных целей и стремлений; Выявление учащимися своей профессиональной направленности;
Возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде. Мини – сочинение «Автобиография будущего». Тест: где вы на этом дереве?

22.4

Понятие «профессия», «специальность».

Знакомство с понятиями «профессия», «специальность», «должность». Упражнение «Найди профессии», игра «Профессия – специальность».

22.5

Здоровье и выбор профессии

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека. Мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале).

22.6


Основные типы профессиональной деятельности человека

Понятие о типах профессиональной деятельности человека.

2.7

Типичные ошибки при выборе профессии.

Беседа о типичных ошибках и затруднениях при выборе профессии. Дискуссия о том, как их преодолеть. Рекомендации психологов по преодолению ошибок.

3

3.Профконсультационный


3.1

«За и против» Суд над профессией

Проведение игры (тренинга) с целью ориентирования на четкое осознание положительных сторон и "подводных камней" избранной профессии, составление объективного представления о ней. 

3.2

Профессиограмма

  • Знакомство учащихся с понятием «профессиограмма» и планом ее составления; Практическое задание: составление профессиограммы по плану

33.3

Общее в различных видах трудовой деятельности

Упражнение «Цепочка профессий». Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности для расширения горизонтов своего профессионального выбора.

33.4

Возможные препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления.

Игра «Ловушки – капканчики». Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и путях преодоления этих препятствий.

43.5

Рынок труда. Как устроиться на работу. Игра «Самая-самая»

Информирование о современном рынке труда. Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании. Викторина «Профессии 21 века». Игра «Самая-самая»

43.6

Критерии оценки полезности профессиональной деятельности.

Игра «Остров». Знакомство с понятием «общественно-необходимый труд», критериями полезности профессиональной деятельности. Формирование уважительного отношения к различным видам трудовой деятельности.

43.7

Заработная плата работников.

Осмысление проблемы справедливости и несправедливости в оценке труда представителей различных профессий. Определение понятия «востребованность профессии». Игра-дискуссия «Заработная плата работников»

43.8

Знакомство с особенностями профессий, их требованиями к человеку

Деловые игры


4.Практический

4.1

Экскурсии «Выбираем место работы»

Основные уровни профессионального образования. Обзор учебных заведений Николаевска-на-Амуре. Как подготовить себя к поступлению в профессиональное учебное заведение. Условия, требования и правила приема в учебные заведения. .

4.2

«Как искать работу»

Источники получения информации о вакансиях. Анализ информации о вакансиях. Как планировать собственные шаги по поиску вакантных рабочих мест. Как обратиться по имеющейся вакансии по телефону. Государственная служба занятости населения, ее услуги. 

4.3

«Как успешно выдержать собеседование»

Умение себя правильно подать. Навыки самопрезентации при приеме на работу. Понимание позиции и требований работодателя.

4.4

Резюме

Подготовка к написанию резюме. Умение себя правильно подать. Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу». Навыки самопрезентации при приеме на работу. Понимание позиции и требований работодателя. Написание резюме с учетом своих профессиональных предпочтений, возможного основного и дополнительного образования, желательного уровня доходов.

4.5

Проект «Моя профессия»

Групповой / индивидуальный проект: «Моя профессия». Формирование рабочих групп, выбор профессий. Распределение проектов по рабочим группам. Распределение ролей в рабочей группе по проектной деятельности



Методы и приемы, используемые при реализации программы:

  • диагностика;

  • наблюдение;

  • групповые дискуссии;

  • анкетирование;

  • рассказ, объяснение;

  • проблемное изложение;

  • профориентационные игры;

  • коррекционно – развивающие задания;

  • игровые профориентационные упражнения и микроситуации;

  • тренинговые упражнения;

  • опросники;

  • схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.


Критерии эффективности усвоения программы:

  • уровень развития коммуникативных способностей;

  • знания и умения адекватного выбора будущей профессии;

  • мотив выбора профессии.


Требования к условиям реализации программы

Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:

  • учебный кабинет для проведения диагностических исследований, тренинговых занятий;

  • компьютерный класс для поиска информации в интернете;

  • мультимедиа – проектор;

  • видеоматериалы (ролики, презентации)

  • справочная литература, книги, словари, газеты, журналы;

  • информационные буклеты, брошюры и др;

  • расходные материалы: бумага, цветная бумага, карандаши, маркеры, магниты, ножницы, клей, скотч.


Кадровое обеспечение

Процесс реализации программы обеспечивается как участием педагога-психолога с определенными должностными обязанностями и профессиональной подготовкой, так и классными руководителями, воспитателями:

- организация работы с обучающимися;

- отслеживание результатов, промежуточный и итоговый анализ.


Система организации контроля за реализацией программы

С целью организации текущего контроля за освоением обучающимися программного материала используются контрольные задания:

  • тестирование;

  • практические занятия;

  • деловые и ролевые игры.

Оценивание достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе пути обучения и моделирует личную образовательную траекторию.