СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Шахматы" 1-2 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности. 

Кружок "Шахматы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Шахматы" 1-2 кл»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская общеобразовательная средняя школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол от 30.08.2021 г. № 1

Руководитель МО___

/И.А. Рудковская /



СОГЛАСОВАНО

зам. директора



________/_О.Д.Бас

« 31 » августа 2021 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Покурская ОСШ


___________Л.В.Калинина

« 31 » августа 2021 г. № 167







.



Рабочая программа

учебного курса «Шахматы»

для 1-ых, 2-ых классов

на 2021/2022 учебный год











Автор: З.Л.Бахарева,

учитель начальных классов,

первой категории














  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12. 2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.05.2017г. №845 «О реализации шахматного образования в ХМАО-Югра»;

- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.06.2017 № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования ( от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширение вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»»;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Покурской ОСШ. Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г. Учебник «Шахматы в школе» 2-ой год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 2-й год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г. Рабочая программа рассчитана для 1 класса на 16 часов в первом полугодии и для 2 класса на 17 часов (16 часов в первом полугодии. 1 час во втором полугодии).


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов:

личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень

Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной

задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за дачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного

предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на

развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения

в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла

и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.



3. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

- структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между  его темами;

- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника. 
В основу программы заложен индивидуальный подход. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения, благодаря чему выстраиваются доверительные отношения между тренером и его воспитанниками.

Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут. 

Занятие не урок, а творческое общение. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста, партий сыгранных его товарищами, анализа игры великих шахматистов.



  1. Тематическое планирование

1 класс (1-ый год обучения)


п/п

Тема

Кол-во

часов.

Дата проведения

План

факт

1.

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во  время занятий, Шахматы - мои друзья.

1ч.

07.09


2.

Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.

1ч.

14.09


3.

Шахматная нотация

1ч.

21.09


4.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1ч.

28.09


5.

Ладья. Слон.

1ч.

05.10


6.

Ферзь. Конь.

1ч.

12.10


7.

Пешка. Превращение пешки.

1ч.

19.10


8.

Король. Ценность фигур.

1ч.

26.10


9.

Нападение. Взятие на проходе.

1ч.

09.11


10.

Шах и защита от шаха. Мат. Пат, ничья. Рокировка.

1ч.

16.11


11.

Основные принципы игры в начале партии

1ч.

23.11


12.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1ч.

30.11


13.

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю.

1ч.

07.12


14.

Материальное преимущество Нарушение основных принципов игры в начале партии

1ч.

14.12


15.

Партии – миниатюры. Запись шахматной партии

1ч.

21.12


16.

Шахматный этикет. Шахматный турнир.

1ч.

21.12



Итого:

16 ч.





(2-й год обучения)


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

1

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

1

07.09


2.

Шахматные фигуры (повторение)

1

14.09


3.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

1

21.09


4.

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй

1

28.09


5

Защита шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

05.10


6

Защита шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1

12.10


7

Тактический приём «двойной удар», «связка».

1

19.10


8

Тактический приём «ловля фигуры», «сквозной удар»

1

26.10


9

Мат на последней горизонтали

1

09.11


10

Тактический приём «открытый шах», «двойной шах»

1

16.11


11

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

23.11


12

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

30.11


13

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

07.12


14

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

14.12


15

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

21.12


16

Основы анализа шахматной партии

1

21.12


17

Шахматный турнир

1

11.01



Итого:

17 ч.