СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Шахматы"»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» разработана в соответствии с программой И.Г. Сухина "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений"

Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе программы  факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской Федерации».

Цели программы:

  • способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному  раскрытию их творческих способностей.

Задачи курса:

  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности;

Объем программы: На реализацию курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Содержание программы

Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

в эндшпиле.

 



Тематическое планирование


п/п

Тема занятия


Кол-во часов

Повторение изученного материала.

2 часа

1.

Ходы шахматных фигур.  

1

2.

Игровая практика

1

Краткая история шахмат.

1час

3.

Краткая история шахмат.

1

Шахматная нотация.

2 часа

4.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

5.

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1


Ценность шахматных фигур.

4 часа

6.

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

7.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

8.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

9.

Ценность шахматных фигур. Защита.

1

Техника матования одинокого короля.

4часа

10.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1

11.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

12.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

1

13.

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1

Достижение мата без жертвы материала.

2часа

14.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

15.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

1

16.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

Шахматная комбинация.

15 часов

17.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1

18.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

19.

Матовые комбинации. Тема блокировки.  

1

20.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

21.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

22.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1

23.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

24.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

1

25.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

26.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  

1

27.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  

1

28.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

29.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1

30.

Типичные комбинации в дебюте.

1

31.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Повторение программного материала.

3 часа

32

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

3


Итого:

34 часа