СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Шахматы для обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена пояснительная записка и  КТП к программе "Шахматы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Шахматы для обучающихся начальной школы»























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы»

Класс 2-3

Учитель _____________Мукшицкая Н.П..________



Количество часов: 16



















Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основании Закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,

Программа «Шахматная школа» реализует обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции)

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе внеурочной деятельности, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Общая характеристика курса.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

Программа интегрирована с ежегодным графиком республиканских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические и практические знания на турнире, а также выявить недостатки в подготовке.

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям Лицея.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • При изучении дебютной теории основным методом является частично­поисковый.^Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

  • Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.

  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • Участие в турнирах и соревнованиях.

  • Предметные компетенции обучающихся:

Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимисяследующей деятельности:

  • Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

  • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен:

  • В проведении педагогом инструктажей;

  • В применении индивидуальных форм работы;

  • В корректировке игры;

  • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Педагогическое наблюдение;

  • Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимисяследующей деятельности:

  • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

  • Изучении специализированной литературы;

  • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. Компетентностный подход выражен:

  • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

  • В проведении бесед;

  • В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

Определение уровня эрудиции обучаемых.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 16 часов, 1-е полугодие. Возраст участников 1-2 классы.

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение программного материала для каждого класса рассчитано на один год. В каждом классе решаются соответствующие задачи.

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Шахматы».

Личностные результаты освоения программы курса

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  • бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

  • соотнесение целей с возможностями

  • определение временных рамок

  • определение шагов решения задачи

  • видение итогового результата

  • распределение функций между участниками группы

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение задавать вопросы

  • умение получать помощь

  • умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

  • умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

  • способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

  • способность работать в команде;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога.

Предметные результаты освоения программы курса

  • Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.

  • Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

  • Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

  • Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

  • Сформировать умение записывать шахматную партию.

  • Сформировать умение проводить комбинации.

  • Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Содержание курса.

Шахматная доска и фигуры ( 2 ч) Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (5ч) Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (5 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.




Учебно-тематический план.

п\п

Темы

Количество часов

Дата

Формы контроля

всего

тео-рия

прак-тика

План

Коррек-тировка


1-2

Шахматная доска и фигуры.

2

1

1



наблюдение,

фронтальный опрос


Ходы и взятия фигур.

5






1

Шахматные фигуры. Начальное положение.

1





наблюдение

2

Ладья. Слон.

1





наблюдение

3

Ладья против слона.

1





наблюдение

4

Ферзь. Ферзь против ладьи.

1





наблюдение

5

Конь. Конь против ферзя, ладьи, слона.

1





наблюдение,

фронтальный опрос


Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат.

5





наблюдение

1

Пешка.

1





наблюдение

2

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1





наблюдение

3

Король.

1





наблюдение


4

Король против других фигур.

1





тестирование

5

Шах. Мат.

1







Запись шахматных ходов.

2





наблюдение

1

Условные обозначения перемещения, взятия.

1





наблюдение

1

Рокировка.

1





наблюдение


Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.






тестирование

1

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

1





наблюдение

1

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

1





наблюдение



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. М.: ФиС, 1965.

  2. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М.: ФиС, 1980.

  3. Гришин В.Г., Ильин Е.И. Шахматная азбука. М.: ФиС, 1972.

  4. Ильин Е. В стране шахматных королей. М.: «Малыш», 1985.

  5. Майзелис И. Шахматы. М.: Детгиз, 1960.

  6. Никитин А.П., Фрадкин А.М. Книга начинающего шахматиста. Красноярск, 1983.

  7. Панов В. Курс дебютов. М.: ФиС, 1961.

  8. Панов В. Шахматы для начинающих. М.: ФиС, 1955.

  9. Сухин И.Г. Шахматы, первый год. М.: Просвещение, 1996.

  10. Сухин И.Г. Шахматы, второй год. М.: Просвещение, 1996.

Сказки и рассказы для детей о шахматах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.

  2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у короля.

  3. Ильин Е. В стране деревянных Королей. М.: Малыш, 1982


Материально-техническое обеспечение

  • шахматные доски с набором шахматных фигур

  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

  • шахматные часы

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

  • интерактивная доска

  • компьютер учителя