МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 4»
Рассмотрена на заседании ММЦ Утверждена
Протокол № _______ приказом по школе № ___
от «__» _____________________ от «__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа олимпийского резерва «Олимпиец»
5-9 класс
Разработчик программы
Шелепень И.Г.
г .Муравленко 2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
1. Место курса в образовательном процессе.
Программа разработана для учащихся 6-8 классов для подготовки к олимпиадам по физической культуре и рассчитана на 102 учебных часа, три года обучения (34 часа в год). По своему содержанию и направленности программа ориентирована на повышение образованности школьников в области физической культуры.
Курс «Школа олимпийского резерва» дает возможность углубленно изучить теоретическую и практическую части физической культуры по видам спорта, включенных в школьную программу.
Направление курса – развивающее. Прежде всего, курс ориентирован на вовлечение школьников в регулярные самостоятельные занятия физической культурой. Повышение популярности олимпиад по физической культуре, и как следствие стремление к здоровому образу жизни.
2. Цели и задачи.
Основная цель данной программы – подготовка школьников к предстоящим олимпиадам по физической культуре.
В процессе изучение данного курса решаются следующие задачи:
Воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой;
Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих нравственное воспитание;
Освоение теоретических знаний по предмету «Физическая культура», истории развития всемирного олимпийского движения.
Формирование умений и навыков по технике исполнения тех видов спорта школьной программы, по которым проводятся контрольные испытания на олимпиадах.
3. Содержание курса.
Структурно программа состоит из 6 разделов.
Раздел 1: Теоретические знания по предмету физическая культура.
I. Основы теории и методики физической культуры.
1. Физическая культура. Физическое воспитание. Физическое развитие.
2. Двигательные умения и навыки.
3. Двигательные способности. Координация. Быстрота. Гибкость. Сила. Выносливость.
4. Физическая подготовка. Физические упражнения и нагрузка.
5. Урок физической культуры.
6. Техника. Спорт и виды спорта.
II. Культурно-исторические основы физической культуры. История возникновения Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. МОК и его значение для олимпийского движения в мире. Олимпийские принципы, традиции, правила. Участие спортсменов СССР и России в Олимпиадах. Летние Олимпийские игры. Зимние олимпийские игры.
III. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
1. Анатомо-физиологические основы
2. Личная гигиена
3. Закаливание
4.Показатели оценки тренированности
Раздел 2: Гимнастика.
Общеразвивающие упражнения. Акробатические упражнения. Упражнения на брусьях. Упражнения на перекладине (мальчики). Упражнения на бревне (девочки).
Раздел 3: Баскетбол.
Передвижения. Ведение мяча. Ведение мяча змейкой со сменой рук. Броски с места. Броски в движении. Два шага – бросок.
Раздел 4: Волейбол (девочки).
Передачи мяча сверху. Прием мяча с подачи. Верхняя подача мяча. Нижняя прямая подача мяча. Подачи мяча по зонам.
Раздел 5: Футбол (мальчики).
Перемещения по площадке. Техника удара по мячу (удары по мячу низом, верхом). Техника приема мяча. Техника ведения мяча.
Раздел 6: Кроссовая и лыжная подготовка.
Техника бега на средние длинные дистанции. Работа на выносливость.
Техника ходьбы на лыжах. Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Одновременный безшажный ход. Коньковый ход.
4. Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо стоить так, чтобы учащиеся, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения, сами находили нужное решение.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
5. Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения курса «Готовимся к олимпиаде» учащиеся должны
Знать:
Культурно-исторические основы физической культуры;
основы теории и методики физического воспитания;
основы теории и методики обучения двигательным навыкам;
физкультурно-оздоровительные мероприятия
Уметь:
выполнять комплексы упражнений на спортивных снарядах, акробатические комбинации из определенных элементов;
выполнять технические элементы тех видов спорта школьной программы, по которым проводятся контрольные испытания на олимпиадах;
Использовать:
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
6. Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
-текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам);
-тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
-выполнение практических заданий по каждому виду спорта, используя задания разных олимпиад.
7. Литература.
1. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. – М.: «Глобус», 2008.
2. Физическая культура. Организация и проведение олимпиад. – Волгоград: «Учитель», 2008.
3. Спортивные игры. – М.: Физкультура и спорт, 1995.
4.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич (4-е изд.М.: Просвещение, 2007). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание курса
6 класс | 7 класс | 8 класс |
Гимнастика с элементами акробатики ( девочки). |
-перекаты; -два кувырка вперед и назад слитно; -стойка на лопатках; -«мост» из положения стоя с помощью; -перекат вперед в стойку на лопатках; -кувырок назад в «полушпагат»; -«мост» из положения стоя | -кувырок назад в упор стоя согнувшись, -«мост» и поворот в упор стоя на одном колене -из упора присев силой стойка на голове и руках, -длинный кувырок вперед с трех шагов разбега; переворот в сторону | -кувырки вперед и назад; -сед углом; -стоя на коленях наклон назад; -стойка на лопатках без помощи рук |
Гимнастика с элементами акробатики (мальчики). |
-перекаты; -два кувырка вперед и назад слитно; -стойка на лопатках; -перекат вперед в стойку на лопатках; -стойка на голове с согнутыми ногами | -кувырок назад в упор стоя согнувшись; -длинный кувырок вперед, стойка на голове и руках с помощью; -равновесие на одной, выпад вперед; - переворот в сторону | -из упора присев силой стойка на голове и руках; -длинный кувырок вперед с трех шагов разбега; -переворот в сторону; -кувырок назад через стойку на руках с помощью |
Гимнастика. Упражнения на перекладине (мальчики). |
-махи и перемахи; -вис согнувшись и вис погнувшись; -подтягивание в висе и вис на согнутых руках; -поднимание прямых ног в висе; -махом одной толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок (средняя) -подъем переворотом в упор толчком двумя (низкая) -махом назад соскок (высокая) | -из виса над подколенках через стойку на руках опускание в упор присев -подъем переворотом в упор махом и силой ( высокая) | -подъем в упор силой; -вис согнувшись; -вис прогнувшись; -вис сзади; -подъем переворотом |
Гимнастика. Упражнения на брусьях (девочки). |
-наскок в прыжком в упор на нижнюю жердь; -соскок с поворотом, размахивания изгибами -сед ноги врозь, -из седа на бедре соскок поворотом; -размахивания в упоре | -из виса на н. ж. толчком на подъем в упор на в.ж.; -из упора на н.ж. опускание в вис присев; -из виса присев на н.ж. махом одной толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в.ж.; -вис лежа на н.ж., -сед боком на н.ж., соскок. -вис прогнувшись на н.ж. с опорой ног о верхнюю; переход в упор на н.ж.; наскок в упор на н.ж., вис прогнувшись на н.ж. с опорой ног на верхнюю, переход в упор на н.ж., махом назад соскок с поворотом, удерживаясь рукой за жердь | -толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; -толчком двух ног вис углом; -равновесие на н.ж.; -упор присев на одной ноге, махом соскок |
Гимнастика. Упражнения на брусьях (мальчики). |
сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом; размахивания в упоре махом одной толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь | подъем махом назад и сед ноги врозь; -махи в упоре на руках с разведением ног над жердями подъем махом вперед в сед ноги врозь | сгибание и разгибание рук в упоре; угол в упоре; стойка на плечах из седа ноги врозь; соскок махом назад |
Баскетбол |
ВЕДЕНИЕ МЯЧА: - в низкой, средней, высокой стойке; -на месте; -шагом и бегом по прямой БРОСКИ: -одной и двумя руками с места; -одной рукой от плеча | ВЕДЕНИЕ МЯЧА: -с изменением направления; - с изменением скорости; - с обводкой стоек - ведущей и неведущей рукой БРОСКИ: -в прыжке; -в движении одной рукой от плеча после ведения | ВЕДЕНИЕ МЯЧА: -с изменением направления и скорости; -с обводом стоек; -с обводкой трех стоек и выполнением броска в два шага БРОСКИ: -штрафной бросок; -броски с трех точек (с острого, тупого углов, со штрафной линии) |
Волейбол (девочки) |
ПОДАЧА мяча: -нижняя подача в стену; - нижняя подача через сетку с расстояния 3-6 м ПЕРЕДАЧА И ПРИЕМ МЯЧА: -передача над собой; - передача в парах; - прием с подачи | ПОДАЧА мяча: - нижняя подача из-за лицевой линии - верхняя подача в парах ПЕРЕДАЧА И ПРИЕМ МЯЧА: -прием мяча после подачи | ПОДАЧА мяча: -подачи в правую, левую половины, в дальнюю и ближнюю части площадки; - подачи на точность ПЕРЕДАЧА И ПРИЕМ МЯЧА: - прием мяча от подачи и передача в определенную зону |
Футбол (мальчики) |
1. Подход к мячу 2.Замах ударной ногой и постановка опорной ноги 3.Ударное движение с предварительным выбором траектории, скорости и направления мяча 4.Ударное взаимодействие 5.Послеударные действия(«проводка» ноги) УДАРЫ ПО МЯЧУ: - удары внешней и средней частью подъема -удары внутренней частью подъема -удары внутренней стороной стопы | 1. Подход к мячу 2.Замах ударной ногой и постановка опорной ноги 3.Ударное движение с предварительным выбором траектории, скорости и направления мяча 4.Ударное взаимодействие 5.Послеударные действия(«проводка» ноги) УДАРЫ ПО МЯЧУ: -ударов внешней и средней частью подъема -удары внутренней частью подъема -удары внутренней стороной стопы | 1. Подход к мячу 2.Замах ударной ногой и постановка опорной ноги 3.Ударное движение с предварительным выбором траектории, скорости и направления мяча 4.Ударное взаимодействие 5.Послеударные действия(«проводка» ноги) УДАРЫ ПО МЯЧУ: - ударов внешней и средней частью подъема -удары внутренней частью подъема -удары внутренней стороной стопы |
Легкая атлетика |
-техника бегового шага, выноса бедра, постановки стопы; -согласованность работы рук и ног в беге; -техника высокого старта; -техника разгона - совершенствование техники бега | -техника низкого старта; -техника пробегания по прямой после старта; -развитие двигательный качеств; - совершенствование техники бега | -совершенствование техники старта и стартового разгона; -переход стартового разгона к бегу по дистанции; -развитие двигательных качеств; -совершенствование техники бега |
Лыжная подготовка |
-техника выполнения одновременных ходов: двухшажный; одношажный; бесшажный | -техника выполнения попеременных ходов; -переход с хода на ход; -поворот «плугом»; -поворот из упора на параллельных лыжах | -техника выполнения попеременных ходов; -поворот с опорой на палку; -техника выполнения коньковых ходов |
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Всего часов | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | Форма контроля | Образова- тельный продукт |
лек- ции | прак- тика | лек- ции | прак- тика | лек- ции | прак- тика |
1 | Теоретические знания по предмету физическая культура |
18 |
6 | |
6 | |
6 | | олимп. задания | Выполненные олимпиадные задания |
2 | Гимнастика. | 21 | | 7 | | 7 | | 7 | олимп. задания | Выполненные олимпиадные задания |
3 | Баскетбол | 16 | | 6 | | 6 | | 6 | олимп. задания | Выполненные олимпиадные задания |
4 | Волейбол (девочки) | 15 | | 5 | | 5 | | 5 | олимп. задания | Выполненные олимпиадные задания |
5 | Футбол (мальчики) | 15 | | 5 | | 5 | | 5 | олимп. задания | Выполненные олимпиадные задания |
6 | Кроссовая и лыжная подготовка | 18 | | 6 | | 6 | | 6 | олимп. задания | Выполненные олимпиадные задания |
| | 105 | 6 | 29 | 6 | 29 | 6 | 29 | | |