МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
| СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР МОУ «СШ №5» 31 . 08. 2022 ______ А.П. Рудь | ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МОУ «СШ №5» Протокол № 8 От 31.08.2022 | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 217/01-34 От 31.08.2022 Директор МОУ « СШ №5» ______ Т.Н.Полякова |
Рабочая программа
Школы молодого и малоопытного учителя
на 2022 - 2023 учебный год
Разработала: Е. Н.Павлюковская,
руководитель школы молодого
и малоопытного учителя МОУ «СШ № 5»
города Джанкоя Республики Крым
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и опытный учитель, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы 2-го поколения эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.
С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
«Школа молодого учителя» является составной частью системы непрерывного повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.
«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.
Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: практическиу занятия, мастер-классы, ролевые игры, круглые столы, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.
Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.
Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности, способствовать становлению профессиональной личности педагога. Задачи программы:
Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности, вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применения теории на практике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
совершенствование системы методической работы в школе;
повышение качества образования;
повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Индикативные показатели Программы:
умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;
овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить личностно-ориентированную работу;
умение проектировать воспитательную систему;
умение работать с обучающимися индивидуально и адресно.
овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся;
становление молодого учителя как учителя-профессионала;
повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, КУРСА
Организация работы по программе:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление планов работы с молодыми специалистами.
План работы школы молодого учителя включает:* создание оптимальных условий для успешной работы;
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами, технологическими картами уроков и анализ проведённых уроков;
* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.
С первых дней работы молодого учителя психологом школы проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Психологом заполняется информационная карта молодого специалиста.
3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
4 . Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
5. Работа по Программе «Школа молодого учителя» – составная часть методической службы.
В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы школы. Администрация, наставники, руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.
Так, например, проводятся методические педагогические практические занятия
При проведении методических практических занятий
организуется обзор новинок методической литературы,
проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов, воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования,
проводится систематизация опыта педагогов школы.
Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и обучащихся.
Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
План работы Школы молодого и малоопытного учителя
На 2022-2023 учебный год
Руководитель: Е. Н. Павлюковская
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов в условиях современной школы.
Задачи:
помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
определить уровень его профессиональной подготовки;
выявить затруднения в педагогической практике;
формировать творческую индивидуальность молодого учителя;
создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой