СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа, составленная на основе Примерной программы по учебнику УМК О.Ф. Кабардина для 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит рабочую программу,  составленую на основе Примерной программы по  УМК  О.Ф. Кабардина для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, составленная на основе Примерной программы по учебнику УМК О.Ф. Кабардина для 7 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края



РАССМОТРЕНА

На методическом объединении

Протокол № ______

от «__»_____ 20__г.




УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 242

от « 25 »_08__2021_г.










Рабочая программа

учебного предмета «Физика» для 7 класса


на 2021 - 2022 учебный год







Разработана Пасановой С.В.,

учителем физики






с. Ребриха

2021 год











Пояснительная записка

к рабочей программе по физики для 7 класса


Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена рабочая программа:

- Феде­ральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Россий­ской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в соответствии с приказом Министерства просвещения России № 287 от 31 мая 2021 года;

- Основная образовательная программа основного общего образования школы;

- годовой календарный учебный график школы на текущий учебный год;

- учеб­ный план школы на текущий учебный год;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";

- Проект примерной рабочей программы основного общего образования предмета «Физика» для 5-9 классов образовательных организаций;

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану школы и годовому календарному учебному графику.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система (дистанционное (удаленное) обучение).

При реализации рабочей программы предусмотрены виды учебной деятельности, характеристика которых рекомендована примерной рабочей программой.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей.


    1. 1.1. Цели учебного предмета

Основной целью данной программы является построение логически последовательного курса изучения физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

Основные задачи курса:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величин, характеризующих эти явления, основных законах, их применение в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

2. Научить применять полученные знания для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач;

3. Сформировать убеждённость в познаваемости мира, основ научного мировоззрения и физической картины мира;

4. Способствовать формированию теоретического мышления, овладении. адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

5. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, познавательную самостоятельность.

Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностного подходов, овладение знаниями и умениями, необходимых в повседневной жизни.

1.2. Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2021/2022 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Тексты некоторых лабораторных работ, предусмотренных примерной программой отсутствуют в учебнике. В связи с этим, тексты таких лабораторных работ, отсутствующие в учебнике, взяты из следующих источников, входящих в состав УМК:

  1. Физика. Книга для учителя, 7 класс, авторы Кабардин О.Ф., Кабардина С.И

  2. Физика. Поурочные разработки. 7 класс, автор Казакова Ю.В.

  3. Изменения, внесенные учителем в примерную рабочую программу по предмету

  4. В Раздел 1.Физика и её роль в познании окружающего мира добавлен 1 час из резервного времени. Часы в Раздел 6 «Повторение»(2часа)также взяты из резерва.

2. Содержание учебного предмета

2.1. Содержание разделов


Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира

Физика — наука о природе. Явления природы (МС1). Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.

Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность измерений. Международная

система единиц.

Как физика и другие естественные науки изучают природу.

Естественно-научный метод познания: наблюдение, постановка

научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления. Описание

физических явлений с помощью моделей.

Демонстрации

1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.

2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.

Лабораторные работы и опыты

1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

2. Измерение расстояний.

3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.

4. Определение размеров малых тел.

5. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.

6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность

полёта шарика, пущенного горизонтально, тем больше, чем

больше высота пуска.

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты,

доказывающие дискретное строение вещества.

Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц

с температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.

Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей

и твёрдых (кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.

Демонстрации

1. Наблюдение броуновского движения.

2. Наблюдение диффузии.

3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или

отталкиванием частиц вещества.

Лабораторные работы и опыты

1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием

фотографий).

2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.

3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и времени движения.

Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как

причина изменения скорости движения тел. Масса как мера

инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма вещества.

Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения.

Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике

(МС).

Демонстрации

1. Наблюдение механического движения тела.

2. Измерение скорости прямолинейного движения.

3. Наблюдение явления инерции.

4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.

5. Сравнение масс по взаимодействию тел.

6. Сложение сил, направленных по одной прямой.

Лабораторные работы и опыты

1. Определение скорости равномерного движения (шарика

в жидкости, модели электрического автомобиля и т. п.).

2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости.

3. Определение плотности твёрдого тела.

4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы.

5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера соприкасающихся поверхностей.

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа от объёма, температуры.

Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами.

Закон Паскаля. Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.

Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного

давления от высоты над уровнем моря. Приборы для измерения

атмосферного давления.

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон Архимеда. Плавание тел.

Воздухоплавание.

Демонстрации

1. Зависимость давления газа от температуры.

2. Передача давления жидкостью и газом.

3. Сообщающиеся сосуды.

4. Гидравлический пресс.

5. Проявление действия атмосферного давления.

6. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой

части тела и плотности жидкости.

7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.

8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей тела и жидкости.

Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость части тела.

  2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость.

  3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.

  4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части тела и от плотности жидкости.

  5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её грузоподъёмности.

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость.

Правило равновесия рычага. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Закон сохранения энергии в механике.

Демонстрации

Примеры простых механизмов.

Лабораторные работы и опыты

1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.

2. Исследование условий равновесия рычага.

3. Измерение КПД наклонной плоскости.

4. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Тематическое планирование


п/п

Содержание программы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Раздел 1.Физика и её роль в познании окружающего мира

7

2

1

2

 Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества

5

-

-

3

 Раздел 3. Движение и взаимодействие тел

21

1

2

4

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

1

1

5

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия

12

2

1

6

 Раздел 6. Повторение

2

-

-

Всего

 

68

6

5


4. Тематическое поурочное планирование

7 класс, 2 часа в неделю


п/п

№ в разделе

Название темы в разделе

Тема урока

Раздел 1.Физика и её роль в познании окружающего мира (7 ч)

1

1

Физика — наука о природе (2 ч)

Физика — наука о природе. Явления природы.

2

2


Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые

3

1

Физические величины (3 ч)

Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

4

2

 

Погрешность измерений. Международная система единиц.

5

3


Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости и твёрдого тела»

6

1

Естественно- научный метод познания (2 ч)

Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественно-научный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, объяснение наблюдаемого явления в виде гипотезы, эксперимент по проверке гипотез.

7

2

 

Описание физических явлений с помощью моделей .

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

8

1

Строение вещества (1 ч)

Атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества

9

2

Движение и взаимодействие частиц вещества (2 ч)

Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение.

10

3


Диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание

11

4

Агрегатные состояния вещества (2 ч)

Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел.

12

5


Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомно-молекулярным строением. Особенности агрегатных состояний воды.

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел (21 ч)

13

1

 

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

14

2

 

Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении.

15

3


Расчёт пути и времени движения

16

1

Инерция, масса, плотность (4 ч)

Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел.

17

2

 

Масса как мера инертности тела.

18

3

 

Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице объёма веществ

19

4

 

Лабораторная работа №3 «Определение плотности твердого тела»

20

5

 

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

21

6

 

Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

22

1

Сила. Виды сил (12 ч)

Сила как характеристика взаимодействия тел.

23

2


Сила упругости и закон Гука.

24

3


Измерение силы с помощью динамометра.

25

4

 

Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

26

5

 

Вес тела. Невесомость.

27

6

 

Решения задач по темам: " Силы упругости, тяжести. Вес тела"

28

7

 

Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

29

8

 

Решение задач по теме « Сложение сил, направленных по одной»

30

9

 

Сила трения. Трение скольжения и трение покоя.

31

10

 

Трение в природе и технике

32

11

 

Решение задач по темам "Силы", "Равнодействующая сила"

33

12

 

Контрольная работа №2 по темам: «Силы», «Виды сил»

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)

34

1

Давление. Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами (3 ч)

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.

35

2

 

Давление газа. Зависимость давления газа от объёма и температуры.

36

3

 

Передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Пневматические машины

37

1

Давление жидкости (5 ч)

Зависимость давления жидкости от глубины погружения. Гидростатический парадокс.

38

2

 

Решение задач по теме «Давление в твёрдых телах, жидкости и газе»

39

3

 

Сообщающиеся сосуды.

40

4

 

Гидравлические механизмы

41

5

 

Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы»

42

1

Атмосферное давление (6 ч)

Атмосфера Земли и атмосферное давление.

43

2


Причины существования воздушной оболочки Земли.

44

3

 

Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления.

45

4

 

Зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря.

46

5

 

Приборы для измерения атмосферного давления

47

6

 

Решение задач по теме: " Атмосферное давление"

48

1

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело (7 ч)

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила.

49

2

 

Закон Архимеда.

50

3

 

Решение задач по темам "Архимедова сила"

51

4

 

Лабораторная работа №4 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

52

5

 

Плавание тел. Воздухоплавание

53

6

 

Решение задач по темам "Плавание тел. Воздухоплавание"

54

7

 

Контрольная работа №4 по теме: «Давление жидкости твердых тел, жидкостей и газов»

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

55

1

 

Механическая работа

56

2

 

Мощность.

57

3

 

Решение задач по теме" Механическая работа. Мощность"

58

1

Простые механизмы (5 ч)

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага.

59

2


Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

60

3


Лабораторная работа №5 « Исследование условий равновесия рычага»

61

4

 

КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту и технике. Рычаги в теле человека

62

5

 

Лабораторная работа №6" Измерение КПД наклонной плоскости"

63

1

Механическая энергия (4 ч)

Кинетическая и потенциальная энергия.

64

2

 

Превращение одного вида механической энергии в другой.Закон сохранения и изменения энергии в механике

65

3

 

Решение задач по теме "Кинетическая и потенциальная энергия"

66

4

 

Контрольная работа №5 по теме: «Работа и мощность. Энергия »

Раздел 6 Повторение (2 часа)

67

1


Повторение по разделу: Сила. Виды сил

68

2


Повторение по разделу: Давление твердых тел жидкостей и газов


4.ПЛАНИРУЕМЫК РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


  1. Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  2. •сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  3. •убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  4. •самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  5. •развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  6. •готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  7. •мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  8. •приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

  9. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  10. •овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  11. •понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки этих гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  12. •сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную ин-

  13. формацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на вопросы и излагать его;

  14. •приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  15. •развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  16. •овладение коммуникативными умениями докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

  17. •освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  18. •сформированность умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

  19. Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  20. •знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  21. •умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  22. •понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

  23. •умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение,

  24. электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние и оптическую силу линзы;

  25. •владение экспериментальными методами исследования процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды, периода колебаний ма-ятника от его длины, объёма газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

  26. •понимание смысла основных физических законов: законов динамики Ньютона, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда, закона сохранения импульса, закона сохранения энергии, закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи, закона Джоуля—Ленца — и умение применять их на практике;

  27. •умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;

  28. •владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования за-конов физики;

  29. •понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;

  30. •умение применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств;

  31. •умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.