Рабочая программа
коррекционного курса для обучающихся 1 класса с расстройствами аутистического спектра «Социально — бытовая ориентировка»
Составитель: Ветрова Е.А.
учитель-дефектолог
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно- тематическое планирование учебного курса, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета. Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Специальные коррекционные занятия по социально — бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Для овладения обучающимся с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими его личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально- бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Основной целью является формирование у обучающегося первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязанные задачи:
-формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
-формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности;
-развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающегося с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов учащегося в соответствии с его психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в школе, группе, подгруппе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на момент поступления.
Модель обучающегося, поступившего в 1 класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.
Физический потенциал предполагает, что обучающийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что школьник понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что ученик может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.
Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что обучающийся включается в совместные игры организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.
Место коррекционного курса в учебном плане: 33 часа в году (1 час в неделю).
Личностные и предметные результаты изучения курса.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимся с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающегося данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
-иметь представления о назначении объектов изучения;
-иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения;
-иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;
-владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
-применять элементарные практические навыки с помощью учителя
Достаточный уровень:
-участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
-участвовать в практической деятельности, с учётом психофизических особенностей обучающегося.
Личностные результаты включают:
-овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях;
-формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу;
-формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир;
-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире;
-освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя и т. д.);
-формирование доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-овладение способами регуляции своего эмоционального состояния;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты:
-овладение навыками самообслуживания;
-усвоение правил техники безопасности в быту;
-овладение навыками элементарного ухода за одеждой и обувью;
-овладение навыками приготовления элементарных блюда;
-приобретение умений мыть посуду;
-овладение навыками пользоваться инвентарем по уходу за жилищем;
-усвоение морально-этических норм поведения в социальном окружении;
-освоение доступными моделями межличностного общения, необходимого в различных ситуациях.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
-проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
-положительное отношение к окружающей действительности;
-проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (группе, подгруппе, школе);
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
-включение в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-группа);
-вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.);
-активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Минимальный и базовый уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с психофизическими особенностями обучающегося и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимся с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающегося данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
-иметь представления о назначении объектов изучения;
-иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения;
-владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
-иметь представления об уходе за одеждой и обувью;
-иметь представления об улице и ее частях;
-иметь представления о видах жилых помещений в городе;
-применять элементрарные практические навыки с помощью учителя.
Базовый (достаточный) уровень:
-участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
-участвовать в практической деятельности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Основное содержание коррекционного курса (1 класс)
№ п/п | Разделы курса | Количество часов | Содержание |
1 | Культура поведения. | 8 | Поведение в школе, в столовой, дома. |
2 | Личная гигиена. | 10 | Части тела, предметы личной гигиены (мыло, полотенце (для рук, банное), зубная щетка и паста, шампунь, мочалка), уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами, волосами. |
3 | Моя школа. Мой класс. | 7 | Экскурсия по школе, знание школьных помещений, соблюдение режимных моментов и требований, рабочее место, порядок на рабочем месте, школьные принадлежности, дидактические игры. |
4 | Я и моя семья. | 8 | Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени, знание своего возраста, адреса, дидактические игры. |
Календарно- тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
| 1 раздел. Культура поведения |
1 | Учим волшебные слова | 1 | |
2 | Поведение в школе. | 1 | |
3 | Формы обращения к разновозрастным группам. | 1 | |
4 | Поведение в столовой. | 1 | |
5 | Поведение за столом. | 1 | |
6 | Поведение дома. | 1 | |
7 | Поведение дома в семье. | 1 | |
8 | Итоговое повторение пройденного материала. | 1 | |
9 | Проектная деятельность «Культура поведения». | 1 | |
| 2 раздел. Личная гигиена |
10 | Руки — мои помощники. | 1 | |
11 | Ноги и их значение. | 1 | |
12 | Моем ноги. | 1 | |
13 | Зубы и их значение. Необходимость и периодичность чистки зубов. | 1 | |
14 | Правила чистки зубов. Чистим зубы. | 1 | |
15 | Уши и их значение. Правила чистки ушей. | 1 | |
16 | Глаза и их значение. Гигиена зрения. | 1 | |
17 | Правила расчесывания волос. «Играем в парикмахерскую». | 1 | |
18 | Обобщающий урок «Мое тело и уход за ним». | 1 | |
19 | Проектная деятельность «Личная гигиена». | 1 | |
| 3 раздел. Моя школа. Мой класс. |
20 | Экскурсия по школе. | 1 | |
21 | Школьный режим. | 1 | |
22 | Рабочее место. | 1 | |
23 | Школьные принадлежности. | 1 | |
24 | Дидактические игры «так или не так?», «Где ты был?». | 1 | |
25 | Проектная деятельность «Моя школа». | 1 | |
| 4 раздел. Я и моя семья. |
26-27 | Мой адрес. Дидактическая игра «Портрет». | 1 | |
28 | Любимые занятия. | 1 | |
29 | Ближайший мир ребенка — семья. | 1 | |
30 | Состав семьи. | 1 | |
31 | Обязанности ребенка в семье. | 1 | |
32 | Семейные традиции, праздники. Проектная деятельность. | 1 | |
33 | Семейные традиции, праздники. Проектная деятельность. | 1 | |
Календарно- тематическое планирование (1 дополнительный класс)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
| 1 раздел. Культура поведения |
1 | Школа хороших манер. | 1 | |
2 | Вежливые слова. | 1 | |
3 | Поведение при встрече и расставании. | 1 | |
4 | Правила поведения на улице. | 1 | |
5 | Поведение в гостях. | 1 | |
| 2 раздел. Личная гигиена. |
6 | Чистюля — грязнуля. | 1 | |
7 | Предметы личной гигиены. | 1 | |
8 | «Чистые руки». | 1 | |
9 | Средства ухода за ногтями пальцев рук. Уход за ногтями пальцев рук. | 1 | |
10 | Средства для ухода за ногами. Средства ухода за ногтями пальцев ног. | 1 | |
11 | Уход за ногтями пальцев ног. | 1 | |
12 | Средства ухода за зубами. Необходимость и периодичность чистки зубов. | 1 | |
13 | Средства ухода за ушами. Необходимость и периодичность чистки ушей. | 1 | |
14 | Бережем зрение. Гигиена зрения. | 1 | |
15 | Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за глазами». | 1 | |
16 | Обобщающий урок. | 1 | |
17 | «Путешествие в страну Гигиена». | 1 | |
| 3 раздел. Уход за одеждой и обувью |
18 | Обувь и ее значение. Подбор обуви. | 1 | |
19 | Надевание и зашнуровывание обуви. | 1 | |
20 | Уход за различного вида обувью. | 1 | |
21 | Одежда и ее значение. | 1 | |
22 | Способы расстегивания и застегивания одежды. | 1 | |
23 | Склдывание одежды. | 1 | |
24 | Подбор одежды и головных уборов. | 1 | |
25 | Повседневный уход за одеждой. | 1 | |
| 4 раздел. Улица и жилище |
26 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | |
27 | Поведение в транспорте. | 1 | |
28 | Дидактическая игра «Пассажиры». | 1 | |
29 | Дидактическая игра «Пассажиры». | 1 | |
30 | Жилое помещение (квартира, комната). Адрес моего места жительства. | 1 | |
31 | Обстановка. Мебель. | 1 | |
32 | Рабочий ученический уголок. | 1 | |
33 | Уборка помещений. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |
Календарно- тематическое планирование (2 класс)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
1 | Наша школа. | 1 | |
2 | Правила поведения в школе. Правила обращения к взрослым людям. | 1 | |
3 | Виды городского пассажирского транспорта. Дидактические игра «Покажи автобус на картинке». | 1 | |
4 | Одежда и обувь для школы. | 1 | |
5 | Режим питания в школе. Завтрак. Обед. | 1 | |
6 | Времена года. Осень. | 1 | |
7 | Дары осени на нашем столе. | 1 | |
8 | Одежда для школы осенью (демисезонная). Обувь для осени. | 1 | |
9 | Игры и игровые упражнения на запоминание демисезонной одежды. | 1 | |
10 | Средства и способы ухода за одеждой. Оборудование для стирки одежды. | 1 | |
11 | Игровые упражнения «Одень куклу». Практическая работа «Уход за одеждой». | 1 | |
12 | Я и мое здоровье. | 1 | |
13 | Правильный режим питания – залог здоровья. | 1 | |
14 | Сервировка стола к обеду. Правила безопасного обращения с посудой. | 1 | |
15 | Безопасное жилище. Помещения в доме. | 1 | |
16 | Времена года. Зима. | 1 | |
17 | Правила безопасного поведения в транспорте и на улице в зимний период. «Осторожно, гололёд!» | 1 | |
18 | Зимние забавы с близкими родственниками (называние близких родственников). | 1 | |
19 | Зимняя одежда и обувь. | 1 | |
20 | Практическая работа «Уход за зимней обувью и одеждой». Контрольные задания по теме «Одежда». | 1 | |
21 | Дом, в котором я живу. Дидактические игры «Покажи, где изображён дом и раскрась его». | 1 | |
22 | Внутренний интерьер дома. Ролевые игры «Помоги кукле расставить мебель в спальне». | 1 | |
23 | Мебель, необходимая для полноценного сна. Практические упражнения «Выбери мебель, на которой ты будешь спать». | 1 | |
24 | Значение питания в жизни человека. | 1 | |
25 | Продукты для завтрака. Дидактическая игра «Подбери продукты для завтрака». | 1 | |
26 | Различение членов семьи и показ их на иллюстрациях. | 1 | |
27 | Верхняя одежда для весны и одежда, которую носят в помещении. Игра «Одень куклу на прогулку». | 1 | |
28 | Уход за одеждой. Практические упражнения по уходу за одеждой. | 1 | |
29 | Правила поведения при посадке в транспорт и выходе из него. Игра «Я пассажир». | 1 | |
30 | Игра «Азбука дорожного движения». | 1 | |
31 | Продукты питания: овощи, фрукты, ягоды. | 1 | |
32 | Продукты питания: овощи, фрукты, ягоды. | 1 | |
33 | Значение питания. Полезные продукты. Контрольные задания по теме «Питание». | 1 | |
34 | Одежда и обувь летом. | 1 | |
Календарно- тематическое планирование (3 класс)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
1 | Наша школа. | 1 | |
2 | Правила поведения в школе. | 1 | |
3 | Вежливые слова. Обращение к взрослым. | 1 | |
4 | Ролевые игры «К Мишке в гости». | 1 | |
5 | Школьный маршрут. Правила поведения и безопасности в автобусе. | 1 | |
6 | Упражнения на правила поведения в транспорте. Ролевая игра «Я еду в кино». | 1 | |
7 | Одежда для школы. Школьный гардероб. | 1 | |
8 | Обувь для школы. Сменная обувь. | 1 | |
9 | Школьная столовая. Правила поведения за столом. | 1 | |
10 | Практическая работа «Приготовление на завтрак морса». | 1 | |
11 | Времена года. Осень. | 1 | |
12 | Режим питания. | 1 | |
13 | Разнообразие продуктов питания. | 1 | |
14 | Сезонные овощи и фрукты. | 1 | |
15 | Обувь для осени. Уход за обувью. | 1 | |
16 | Одежда, которую носят осенью (демисезонная одежда). | 1 | |
17 | Уход за одеждой. Средства по уходу за одеждой. | 1 | |
18 | Практические упражнения по уходу за одеждой. | 1 | |
19 | Практическая работа «Стирка носков». | 1 | |
20 | Времена года. Зима. | 1 | |
21 | Уход за зимней одеждой. Средства по уходу за одеждой и обувью. | 1 | |
22 | Мебель в нашем доме. | 1 | |
23 | Игры и упражнения «Расставь безопасно мебель в комнате», «обведи и раскрась мебель для сна» и др. | 1 | |
24 | Уборка помещений. Практическая работа «Влажная уборка помещения». | 1 | |
25 | Значение воды в жизни человека. Вода – основа напитков. | 1 | |
26 | Практическое занятие «Приготовление морса из воды и варенья» (по тех. Карте). | 1 | |
27 | Разнообразие продуктов питания. | 1 | |
28 | Времена года. Весна. | 1 | |
29 | Одежда и обувь для весны. | 1 | |
30 | Питание весной (необходимость в витаминах). Доступные фрукты и овощи. | 1 | |
31 | Правила поведения при посадке в транспорт и выходе из него. Игра «Я пассажир». | 1 | |
32 | Времена года. Лето. | 1 | |
33 | Продукты питания: овощи, фрукты, ягоды. | 1 | |
34 | Игры детей летом. | 1 | |
Календарно- тематическое планирование (4 класс)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
1 | Наша школа. | 1 | |
2 | Вежливые слова. Обращение к взрослым и сверстникам. | 1 | |
3 | Школьный маршрут. Правила поведения и безопасности в автобусе. | 1 | |
4 | Школьная столовая. Правила поведения за столом. | 1 | |
5 | Времена года. Осень. | 1 | |
6 | Разнообразие продуктов питания. Сезонные овощи и фрукты. | 1 | |
7 | Обувь для осени. Уход за обувью. Средства ухода за обувью. | 1 | |
8 | Одежда, которую носят осенью (демисезонная одежда). Уход за одеждой. Средства по уходу за одеждой. | 1 | |
9 | Моё безопасное жилище. | 1 | |
10 | Уборка помещений. Практическая работа «Влажная уборка помещения». | 1 | |
11 | Польза овощей и фруктов. Первичная обработка овощей и фруктов. | 1 | |
12 | Времена года. Зима. | 1 | |
13 | Правила выхода и входа в транспорт. «Осторожно, гололёд!». Правила перехода улицы по сигналу светофора. | 1 | |
14 | Зимняя обувь. Способы и средства ухода за обувью и одеждой. | 1 | |
15 | Уют в доме. Варианты интерьеров. | 1 | |
16 | Проведение влажной уборки, её последовательность. Средства, необходимые для влажной уборки помещения. | 1 | |
17 | Посуда для приготовления различных блюд и правила ухода за ней. Дидактические игры и упражнения на узнавание и называние посуды. | 1 | |
18 | Обязанности членов семьи по дому. Ролевые игры. | 1 | |
19 | Поведение в семье. Вежливые слова. Упражнения: обращение с просьбой к маме, бабушке и другим членам семьи. | 1 | |
20 | Обращение к взрослым и сверстникам. Правила поведения в гостях. Ролевая игра «В гостях у». | 1 | |
21 | Посуда для приготовления различных блюд и правила ухода за ней. Средства для мытья посуды. Мытьё кукольной посуды. | 1 | |
22 | Времена года. Весна. | 1 | |
23 | Обувь и одежда для весны. Уход за одеждой и обувью. | 1 | |
24 | Питание весной (необходимость в витаминах). Доступные фрукты и овощи. | 1 | |
25 | Правила поведения при посадке в транспорт и выходе из него. Игра «Я пассажир». | 1 | |
26 | Магазины. Диалог покупателя и продавца. Ролевые игры «Магазин». | 1 | |
27 | Практическое занятие: наблюдение за покупателями в магазине; покупка продуктов вместе с педагогом. | 1 | |
28 | Времена года. Лето. | 1 | |
29 | Значение питания. Полезные продукты. | 1 | |
30 | Продукты питания: овощи, фрукты, ягоды. | 1 | |
31 | Одежда и обувь летом. Опрятный внешний вид летом. | 1 | |
32 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | |
33 | Игры детей летом. | 1 | |
34 | Игры детей летом. | 1 | |
Рекомендации к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
2.Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
3.А.М.Щербакова. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях;
4.Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром» Новосибирск, 2012;
5.А.Р.Моллер Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии детей. М., 2000;
6.Л.М.Шипицына. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта «Коррекция и развитие», Санкт-Петербург, «Образование», 1996; 7.Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры;
8.Дидактическое обеспечение курса: альбомы,«да/нет»-системы; календарь активности, карточки с символами, коммуникативная доска;
9.В.З.Денискина. Коррекционный курс "Домоводство и самообслуживание" в старших классах для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. – Уфа, 1996;
10.Е.Н. Руцкая. Организация работы по домоводству и самообслуживанию: Учеб. пособие. – М., ВОС, 1987;
11.Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под науч. ред. док. Психол. наук профессора Л.И.Солнцевой. – М., ВОС, 1990;
12.Ю.Н. Кислякова. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и младш. школьного возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова.- М.: ВЛАДОС, 2004.