СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса «Групповая подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на подготовку выпускников к удачной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса «Групповая подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»

Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем

Кафедры русского языка и литературы образовательного учреждения

Заведующий кафедрой______________ ____________/_______________/


/_____________________________/ «___»_________________2017 «___»____________________2017








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Спецкурса

«Групповая подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11А классе











Составитель: Думшева

Надежда Валентиновна,

учитель русского языка

и литературы













2017-2018 учебный год




Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание программы; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку для 11А класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.), контрольно-измерительных материалов по русскому языку (демоверсии ФИПИ 2015-2016гг.), учебника В.Ф. Грекова Русский язык 10 – 11 кл.- М.: Просвещение, 2014г.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в 11кл.) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Содержание спецкурса включает повторение пройденных разделов лингвистики, комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.

Цели и задачи

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышать уровень грамотности учащихся.


Практические работы проводятся на основе следующих материалов:

  1. Контрольно-измерительные материалы (демоверсии ФИПИ 2015 – 2016гг.).

  2. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. М., “Экзамен”, 2015 г.


  1. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Сдаем ЕГЭ по русскому языку», 2015г.



Требования к уровню подготовки выпускников

Орфоэпия

Должны знать:

• что изучает орфоэпия;

• основные орфоэпические нормы произношения слов;

уметь:

• проводить орфоэпический разбор;

• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Словообразование

должны знать:

• что изучает словообразование;

• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

• что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;

• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

• как связано строение слова и его написание;


уметь:

• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

• определять способы образования слов;

• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексикология и фразеология

знать:

• что изучает лексикология и фразеология;

• основные понятия лексикологии и фразеологии;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;

уметь:

• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

• определять прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

знать:

• что изучает морфология;

• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;

• основные морфологические нормы;

уметь:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

• проводить морфологический разбор слова;

• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Синтаксис и пунктуация

знать:

• что изучает синтаксис и пунктуация;

• основные признаки словосочетания и предложения;

• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;

• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;

• основные пунктуационные нормы;

• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);

• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;

уметь:

• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;

• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

• пользоваться синтаксическими синонимами;

• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;

• проводить пунктуационный разбор предложения;

• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.

Орфография

знать:

что изучает орфография;

• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

уметь:

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Развитие речи

  • формулировать основную мысль;

  • комментировать проблему исходного текста;

  • уметь отражать позицию автора;

  • аргументировать собственное мнение по проблеме;

  • излагать свою мысль последовательно, связно, точно и выразительно;

  • соблюдать орфографические, пунктуационные, языковые, речевые и этические нормы;

  • не допускать фактических ошибок в фоновом материале;

  • уметь дать развернутое рассуждение о проблеме, затронутой автором;

  • создавать тексты различных стилей и функционально-смысловых типов речи;




Содержание программы

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастиями.

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Простое предложение. Члены предложения.

Знаки препинания между однородными членами.

Знаки препинания при обособлении определений и приложений.

Другие случаи обособления второстепенных членов.

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями.

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения.

Классификация сложных предложений.

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи.

Как писать сочинение. Требования к выполнению части С.

Анализ текстов различных стилей и жанров.

Речь. Языковые нормы. Смысловая и композиционная целостность текста.

Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)

Функционально-смысловые типы речи.

Знакомство с критериями оценки части С.

Развитие речи. Структура сочинения на основе предложенного текста.

Определение темы и проблематики текста.

Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы.

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. Осмысление авторской позиции текста. Приёмы логического мышления.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Точность и выразительность речи. Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)

Анализ языковых средств выразительности. Ряды однородных членов. Инверсия. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза.

Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос.

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки.

Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок.

Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм.

Соблюдение речевых и этических норм. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ (Демоверсии 2015-2016 гг.).














Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Цели и задачи

Всего часов

Обозначение задания в экзаменационной работе

1

Вводный урок

Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена

1

Зад.

7, 15-19

2

Словосочетание

Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании

1

Зад. 6

3

Простое предложение

Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в простых предложениях

6

Зад.

15-19

4

Сложное предложение

Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов

6

Зад.

15-19, 24


5

Стили речи. Типы речи. Текст

Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

12

Зад.

1, 2, 20, 21, 23, 25

6

Выразительные средства языка

Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

6

Зад.

1, 3, 5-14, 23-25

7

Практическая часть

Закрепить навыки решения заданий ЕГЭ



2

Зад.

1-25




Календарно-тематическое планирование учебного курса «Групповая подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11А классе



п/п

Наименование разделов и тем









Цели и задачи

Всего часов

Обозначение задания в экзаменационной работе

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

1

Вводный урок

1




1.1

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастиями.

Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении

1

Зад. 7, 15-19



2

Словосочетание


1




2.1

Словосочетание. Виды синтаксической связи

Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании

1

Зад. 6



3

Простое предложение


6




3.1

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения


1

Зад.

15-19



3.2

Знаки препинания между однородными членами

Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами

1

Зад.

15-19



3.3

Знаки препинания при обособлении определений и приложений

Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений

1

Зад.

15-19



3.4

Другие случаи обособления второстепенных членов

Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений

1

Зад.

15-19



3.5

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями

Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями)

1

Зад.

15-19



3.6

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения

Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения

1

Зад.

15-19



4

Сложное предложение


6




4.1

Классификация сложных предложений


Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов

1

Зад.

15-19



4.2

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности

1

Зад. 24



4.3

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП

1

Зад.

15-19



4.4

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными

1

Зад.

15-19



4.5

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Зад.

15-19



4.6

Сложное предложение с разными видами связи

Повторить синтаксический разбор сложного предложения

1

Зад.

15-19



5

Стили речи. Типы речи. Текст


12




5.1

Как писать сочинение. Требования к выполнению части С.

Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С. ЕГЭ

1

Зад. 25



5.2

Анализ текстов различных стилей и жанров

Повторить различные стили и жанры.

1

Зад. 20, 25



5.3

Речь. Языковые нормы. Работа с текстом. Смысловая и композиционная целостность текста.

Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста

1

Зад.

1, 2, 25



5.4

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)


Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

1

Зад.

1, 2, 23, 25



5.5

Функционально-смысловые типы речи.

Обобщить знания о функционально-смысловых типах речи.

1

Зад. 21



5.6

Знакомство с критериями оценки части С.



Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся

1

Зад. 25



5.7

Развитие речи. Структура сочинения на основе предложенного текста

Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста.

1

Зад. 25



5.8

Определение темы и проблематики текста.

Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста

1

Зад.

20, 25




5.9

Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

1

Зад. 25



5.10

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. Осмысление авторской позиции текста

Приёмы логического мышления.

Учить комментировать проблему, поднятую в тексте. Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте.

1

Зад. 25



5.11

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по

проблеме. Типы аргументации в изложении собственной позиции


Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи.

1

Зад. 25



5.12

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность изложения.

Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли.

1

Зад. 25



6

Выразительные средства языка


6




6.1

Точность и выразительность речи. Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)

Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

1

Зад. 24



6.2

Анализ языковых средств выразительности. Ряды однородных членов. Инверсия. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

1

Зад. 24



6.3

Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос.

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

1

Зад. 24




6.4

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

Виды речевых ошибок

Виды грамматических ошибок


Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками

Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками

1

Зад.

1, 7, 23, 25



6.5

Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм

Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками

1

Зад.

5-14



6.6

Соблюдение речевых и этических норм. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Повторить виды речевых и этических ошибок. Соблюдать фактологическую точности в фоновом материале.

1

Зад.

3-6



7

Практическая часть


2




7.1

Практическая работа по выполнению вариантов ЕГЭ (Демоверсии 2014-2015гг.). Анализ работы.

Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ

1

Зад.

1-25



7.2

Практическая работа по выполнению вариантов ЕГЭ (Демоверсии 2014-2015гг.). Анализ работы.

Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ

1

Зад.

1-25




Учебно-методические средства обучения

1.В.Ф. Греков Русский язык 10 – 11 кл.- М.: Просвещение, 2013г.

2. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «ЕГЭ. Русский язык»,2015г.

3. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Русский язык. Большая детская энциклопедия», 2008г.

4. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Сдаем ЕГЭ по русскому языку», 2011г.

5. Бисеров А.Ю. Русский язык. Задания В1-В3. Материалы для подготовки. – М.:Эксмо, 2011г.

Инструкция для участников единого государственного экзамена (Письмо

Рособрнадзора от 07.04.2006 г. № 08-190/12).