Рабочая программа спецкурса по русскому языку « И сложное станет простым» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МБОУ «Средняя школа №46 им. И.С. Полбина», учебного плана, программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2016 год).
Спецкурс «И сложное станет простым» предназначен для учащихся 9 класса.
Место учебного предмета в учебном плане:
Курс рассчитан на 34 занятия. Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса русского языка ведется по трем направлениям: подготовка к написанию сжатого изложения, подготовка к написанию сочинения-рассуждения и подготовка к выполнению тестовой части работы. Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2017-2018 учебного года.
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ОГЭ различных авторов, рекомендованные ФИПИ.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Вид УУД | Основные приоритеты |
личностные | основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); |
готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования. |
Метапредметные: | |
регулятивные | формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию. |
коммуникативные | формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. |
познавательные | • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; • развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. |
Предметные | представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. овладение комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников; научиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля; научиться писать сочинение-рассуждение в связи с данным текстом; овладеть формами обработки информации исходного текста; научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий и соблюдение необходимого объема. |
2. Содержание учебного предмета
Введение (1 час).
Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (1ч)
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка (1ч).
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 (1ч)
5.Контрольная работа № 1 Написание изложения. Анализ и оценка (2 ч)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 8 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 (1ч.)
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 (подготовка к заданию С) (2ч.)
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 (2ч.)
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч.)
5.Контрольная работа №2. Тестирование (2ч)
Подготовка к выполнению тестовых заданий (19 ч)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6 (1ч.)
2. Синтаксический анализ (1ч.)
3. Пунктуационный анализ (1ч.)
4. Орфографический анализ (1ч.)
5. Анализ содержания текста (1ч.)
6. Контрольная работа № 3 Тестирование (1 ч)
7. Анализ средств выразительности (1ч.)
8. Лексический анализ (1ч.)
9.Работа с КИМами (1ч.)
10. Контрольная работа № 4. Тестирование. (1 ч.)
11. Репетиционный экзамен ГИА. Анализ работ. (4ч)
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контроль знаний |
Контрольные работы | сочинения | изложения |
1. | Введение. Требования к экзамену. | 1 | - | - | - |
2. | Подготовка к написанию сжатого изложения. | 6 | - | - | 1 |
3. | Подготовка к написанию сочинения - рассуждения | 8 | - | 1 | - |
4. | Подготовка к выполнению тестовых заданий. | 19 | 3 | - | - |
| Итого: | 34 | 3 | 1 | 1 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование спецкурса «Подготовка к ГИА по русскому языку» (34 часа)
№ уро-ка | Тема урока | Примечание | Дата планир. | Дата фактич. |
1 | Введение (1 час). Требования к экзамену. Система подготовки. | | | |
2 | Подготовка к написанию сжатого изложения (6 часов). Текст как единица языка. Тема, идея. Проблематика текста. | Таблица, презентация, аудиозаписи, тематическая папка, карточки, сборник Цыбулько «ОГЭ 2019» (тексты) | | |
3 | Структура текста изложения | Аудиозаписи, тематическая папка, сборник Цыбулько (тексты) | | |
4 | Микротемы и абзацы. | Аудиозаписи, тематическая папка, сборник Цыбулько (тексты) | | |
5 | Главная информация в тексте. Ключевые слова. Способы сокращения текста. | Тематическая папка, схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты) | | |
6-7 | Контрольная работа №1 (сжатое изложение на основе аудиозаписи). Анализ и оценка по критериям | Аудиозаписи, тематическая папка | | |
8 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 часов). Особенности сочинения рассуждения по данному тексту. | Тематическая папка, схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты) | | |
9-10 | Позиция автора. Моя позиция. Аргументы. | Тематическая папка, схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты) | | |
11 12 | Композиция сочинения. | Тематическая папка, карточки, Цыбулько (тексты) | | |
13 | Анализ сочинений. Виды ошибок. | Таблица «Виды ошибок», | | |
14 15 | Контрольная работа №2 (сочинение-рассуждение) | Сборник Цыбулько (тексты) | | |
16 | Подготовка к выполнению тестовых заданий (19 часов). Синтаксический анализ. Виды предложений. Грамматическая основа. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 2) КИМы | | |
17 | Способы выражения подлежащего и сказуемого | Сборник Цыбулько (тесты, задание 2) Презентация КИМы | | |
18 | Пунктуационный анализ Однородные члены предложения. Обособленные члены. Вводные слова и обращения. Вставные конструкции. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 3) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
19 | Простые и сложные предложения. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 3) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
20 | Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании | Сборник Цыбулько (тесты, задание 4) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
21 | Контрольная работа №3 (тестирование) | Сборник Цыбулько, контрольные тесты | | |
22 | Орфографический анализ. Орфограммы. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 5) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
23 | Орфографический анализ. Орфограммы. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 5) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
24 | Анализ содержания текста | Сборник Цыбулько (тесты, задание 6) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
25 | Средства выразительности речи. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 7) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
26 | Средства выразительности речи. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 7) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
27 | Лексическое значение слова. Группы лексических явлений. | Сборник Цыбулько (тесты, задание 8) Презентация КИМы Папка Таблица | | |
28 | Работа с КИМами | КИМы | | |
29 | Работа с КИМами | КИМы | | |
30 | Контрольная работа № 4 (тестирование) | Сборник Цыбулько, контрольные тесты | | |
31 32 33 34 | Репетиционный экзамен. Анализ работ. | Контрольные тесты | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Экран
Мультимедиапроектор
Компьютер
№ п/п | Наименование |
Программы |
1. | Спецкурс «И сложное станет простым. 9 класс». |
Учебники |
1. 2. | Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /(Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9 класс. М., Просвещение, 2016. |
Методические пособия 1. Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2015. 2. С.С.Петровская, И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007. 3. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак. Сборник текстов для изложений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1986. 4. Н.А.Шапиро. Тексты для занятий по синтаксису в 9 классе. М.: Чистые пруды, 2006. |
5. 6. 7. 8. 9. 10. | Т.А.Долинина. Готовимся к ОГЭ. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2016. И.С.Новикова. Изложения. Пособие для учителя. Минск: Современное слово, 1997. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Скляров. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., Дрофа, 2004. А.Ю.Купалова. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007. ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2015. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2015 ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2016. |
Словари |
1. * | Орфографический словарь русского языка школьного типа. Различные виды словарей . |
Демонстрационные, раздаточные и дидактические материалы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Грамматика русского языка в таблицах (опорные схемы-таблицы)). М.: Дрофа, 2007. Русский язык в таблицах. 5 – 11.М.: Дрофа, 2007 С.И.Львова. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007. Г.М.Шипицына и др. Дидактические материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007. Т.И.Воителева. Дидактический материал. Русский язык. 8 – 9.М.: Дрофа, 2007.Н.Г.Ткаченко. Сборник текстов для изложений. 190 вариантов. М.: АЙРИС-пресс, 1997. А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Раздаточный материал по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007. |
Контрольные тесты |
1. | Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ сост. Н. В. Егорова. Тесты по темам программы, итоговые тесты, словарные диктанты, контрольные диктанты, тексты для изложений, задания для индивидуальной работы. – М.: ВАКО, 2015. |
Интернет- ресурсы |
| Электронные словари: [Электронный ресурс] – http://www.slovary.ru ОГЭ. Открытый банк заданий. |
| Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – http://www.gramota.ru |
| Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] http://rus.1september.ru/rusarchive.php |
| Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ |
| Уроки русского. Видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – http://www.urokirusskogo.ru/videouroki |
Контролирующие материалы:
- аудиозапись с сайта ФИПИ;
-сочинение-рассуждение по заданию из сборника ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2018. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2017;
- тесты.