СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса по русскому языку « И сложное станет простым»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса по русскому языку « И сложное станет простым»»


Рабочая программа спецкурса по русскому языку « И сложное станет простым» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МБОУ «Средняя школа №46 им. И.С. Полбина», учебного плана, программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2016 год).

Спецкурс «И сложное станет простым» предназначен для учащихся 9 класса.

Место учебного предмета в учебном плане:

Курс рассчитан на 34 занятия. Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса русского языка ведется по трем направлениям: подготовка к написанию сжатого изложения, подготовка к написанию сочинения-рассуждения и подготовка к выполнению тестовой части работы. Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Рабочая программа составлена для использования ее в течение 2017-2018 учебного года.

Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ОГЭ различных авторов, рекомендованные ФИПИ.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.


Задачи изучения курса:

обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.



























    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)



Вид УУД

Основные приоритеты

личностные

  • основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

  • основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

Метапредметные:


регулятивные

  • формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  • Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

коммуникативные

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:

    • ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

    • действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

    • устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

    • удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

    • определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

познавательные

• практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Предметные

  • представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  • овладение комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;

  • научиться писать сочинение-рассуждение в связи с данным текстом;

  • овладеть формами обработки информации исходного текста;

  • научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий и соблюдение необходимого объема.







2. Содержание учебного предмета

Введение (1 час).

Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.

Подготовка к написанию изложения (6 ч)

1.Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (1ч)

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка (1ч).

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2 (1ч)

5.Контрольная работа № 1 Написание изложения. Анализ и оценка (2 ч)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 8 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 (1ч.)

2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 (подготовка к заданию С) (2ч.)

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 (2ч.)

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч.)

5.Контрольная работа №2. Тестирование (2ч)

Подготовка к выполнению тестовых заданий (19 ч)

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа № 6 (1ч.)

2. Синтаксический анализ (1ч.)

3. Пунктуационный анализ (1ч.)

4. Орфографический анализ (1ч.)

5. Анализ содержания текста (1ч.)

6. Контрольная работа № 3 Тестирование (1 ч)

7. Анализ средств выразительности (1ч.)

8. Лексический анализ (1ч.)

9.Работа с КИМами (1ч.)

10. Контрольная работа № 4. Тестирование. (1 ч.)

11. Репетиционный экзамен ГИА. Анализ работ. (4ч)

















3. Тематическое планирование



№ п/п

Название раздела

Количество часов

Контроль знаний

Контрольные работы

сочинения

изложения

1.

Введение. Требования к экзамену.

1

-

-

-

2.

Подготовка к написанию сжатого изложения.

6

-

-

1

3.

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения

8

-

1

-

4.

Подготовка к выполнению тестовых заданий.

19

3

-

-


Итого:

34

3

1

1



















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование спецкурса «Подготовка к ГИА по русскому языку» (34 часа)

№ уро-ка


Тема урока


Примечание


Дата планир.

Дата фактич.

1

Введение (1 час). Требования к экзамену. Система подготовки.




2

Подготовка к написанию сжатого изложения (6 часов).

Текст как единица языка. Тема, идея. Проблематика текста.

Таблица, презентация, аудиозаписи,

тематическая папка, карточки, сборник Цыбулько «ОГЭ 2019» (тексты)



3

Структура текста изложения

Аудиозаписи,

тематическая папка, сборник Цыбулько (тексты)



4

Микротемы и абзацы.

Аудиозаписи,

тематическая папка, сборник Цыбулько (тексты)



5

Главная информация в тексте. Ключевые слова. Способы сокращения текста.

Тематическая папка,

схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты)



6-7

Контрольная работа №1 (сжатое изложение на основе аудиозаписи).

Анализ и оценка по критериям

Аудиозаписи,

тематическая папка



8

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 часов).

Особенности сочинения рассуждения по данному тексту.

Тематическая папка,

схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты)



9-10

Позиция автора. Моя позиция. Аргументы.

Тематическая папка,

схема (шаблон), сборник Цыбулько (тексты)



11

12

Композиция сочинения.

Тематическая папка, карточки, Цыбулько (тексты)



13

Анализ сочинений. Виды ошибок.

Таблица «Виды ошибок»,



14

15

Контрольная работа №2 (сочинение-рассуждение)

Сборник Цыбулько (тексты)



16

Подготовка к выполнению тестовых заданий (19 часов).

Синтаксический анализ. Виды предложений. Грамматическая основа.


Сборник Цыбулько (тесты, задание 2)

КИМы



17

Способы выражения подлежащего и сказуемого

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 2)

Презентация

КИМы



18

Пунктуационный анализ

Однородные члены предложения.

Обособленные члены.

Вводные слова и обращения. Вставные конструкции.

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 3)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



19

Простые и сложные предложения.

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 3)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



20

Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 4)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



21

Контрольная работа №3 (тестирование)

Сборник Цыбулько, контрольные тесты



22

Орфографический анализ. Орфограммы.

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 5)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



23

Орфографический анализ. Орфограммы.

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 5)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



24

Анализ содержания текста

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 6)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



25

Средства выразительности речи.

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 7)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



26

Средства выразительности речи.

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 7)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



27

Лексическое значение слова. Группы лексических явлений.

Сборник Цыбулько (тесты,

задание 8)

Презентация

КИМы

Папка

Таблица



28

Работа с КИМами

КИМы



29

Работа с КИМами

КИМы



30

Контрольная работа

4 (тестирование)

Сборник Цыбулько, контрольные тесты



31

32

33

34

Репетиционный экзамен. Анализ работ.

Контрольные тесты









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Экран

Мультимедиапроектор

Компьютер

п/п

Наименование

Программы

1.

Спецкурс «И сложное станет простым. 9 класс».

Учебники

1.

2.


Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /(Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9 класс. М., Просвещение, 2016.

Методические пособия

1. Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2015.

2. С.С.Петровская, И.Н.Черников. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.

3. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак. Сборник текстов для изложений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1986.

4. Н.А.Шапиро. Тексты для занятий по синтаксису в 9 классе. М.: Чистые пруды, 2006.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Т.А.Долинина. Готовимся к ОГЭ. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2016.

И.С.Новикова. Изложения. Пособие для учителя. Минск: Современное слово, 1997.

Л.М.Рыбченкова, В.Л.Скляров. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., Дрофа, 2004.

А.Ю.Купалова. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007.

ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2015. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2015

ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2016.

Словари

1.

*

Орфографический словарь русского языка школьного типа.

Различные виды словарей .

Демонстрационные, раздаточные и дидактические материалы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Грамматика русского языка в таблицах (опорные схемы-таблицы)). М.: Дрофа, 2007.

Русский язык в таблицах. 5 – 11.М.: Дрофа, 2007

С.И.Львова. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007.

Г.М.Шипицына и др. Дидактические материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007.

Т.И.Воителева. Дидактический материал. Русский язык. 8 – 9.М.: Дрофа, 2007.Н.Г.Ткаченко. Сборник текстов для изложений. 190 вариантов. М.: АЙРИС-пресс, 1997.

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Раздаточный материал по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.

Контрольные тесты

1.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ сост. Н. В. Егорова. Тесты по темам программы, итоговые тесты, словарные диктанты, контрольные диктанты, тексты для изложений, задания для индивидуальной работы. – М.: ВАКО, 2015.

Интернет- ресурсы


Электронные словари: [Электронный ресурс] – http://www.slovary.ru

ОГЭ. Открытый банк заданий.


Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – http://www.gramota.ru


Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] http://rus.1september.ru/rusarchive.php


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/


Уроки русского. Видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – http://www.urokirusskogo.ru/videouroki






Контролирующие материалы:

- аудиозапись с сайта ФИПИ;

-сочинение-рассуждение по заданию из сборника ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2018. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2017;

- тесты.