Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №3с. Дивное на заседании педагогического совета
_________________М.М.Радочинский МКОУ СОШ №3 с.Дивное
Пр.№1 от 01 сентября 2016 г. Протокол №1 от 30.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса в 5 классе по русскому языку
«Морфология. Правописание.»
Составлена учителем русского языка и литературы Гаврилко Е.В.
на основе: федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
______________С.И .Кривошей _____________М.В. Михайлова
Протокол №___ от __.08.2016г 31.08.2016 года
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа спецкурса составлена на основе: федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).и тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной темой станет «Морфология. Правописание», будут рассматриваться такие части речи, как имя существительное, прилагательное, глагол, но в расширенной форме. Кроме этого усиливается речевая направленность курса. Дополнительные занятия по указанным темам позволят закрепить изученный материал.
Важнейшей целью спецкурса является повышение общей языковой культуры учащихся, укрепление их орфографической и пунктуационной грамотности. Занятия будут способствовать развитию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, умение комплексно анализировать текст, строить устное или письменное высказывание, перерабатывать информацию.
Задачи:
систематизировать, укрепить, развить те навыки, которые должны быть сформированы в 5 классе;
развивать устную и письменную речь учащихся в соответствии с нормами языка;
воспитывать чувство любви к родному языку, интерес к его изучению.
Процесс активного овладения русским языком пятиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
В рамках программы данного курса часть занятий будет строиться как тренинговые, направленные на решение и выполнение тестовых заданий. Поэтому освоение программы курса будет содействовать решению задачи подготовки учащихся к итоговому тестированию в 5 классе, а также подготовки к ЕГЭ, поскольку большое внимание будет отводиться тестам в формате ЕГЭ.
Предполагается осуществление дифференцированного подхода. Это обеспечит доступность в усвоении материала (кто испытывает в этом затруднения), с другой – решит проблему индивидуальной работы с одаренными детьми.
Кроме того, проведение спецкурса предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных курсов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, программами-тренажерами.
Повторение и углубление теоретических вопросов потребует от учителя использования различных методов и приемов: от работы по опорным схемам, наблюдений за языковым материалом до исследования, выполнения проектных работ. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Всё это поможет реализовать программу. Результаты изучения содержания курса:
Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей родной культуре
Содержание курса
Самостоятельные части речи.
Изменяемые и неизменяемые части речи. Грамматическое значение формы слова. Формообразовательные суффиксы.
Глагол. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание глаголов.
Инфинитив. Виды глагола. Наклонение глагола. Времена глагола. Спряжение глагола. Правописание суффиксов глагола. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Корни с чередованием букв е-и.
Имя существительное. Морфологические признаки и синтаксические функции. Правописание существительных. Правильное употребление существительных
Род имён существительных. Падеж существительных. Склонение. Неизменяемые существительные. Ь знак на конце существительных 3-го склонения. Правописание суффиксов существительных. НЕ с существительными.
Имя прилагательное. Значение и основные грамматические свойства прилагательного. Правописание имён прилагательных. Правильное употребление прилагательных.
Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание НЕ с прилагательными.
Морфологические нормы.
Нормативное употребление форм слова.
Повторительно-обобщающие занятия.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные понятия | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Самостоятельные части речи. Изменяемые и неизменяемые слова. | Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 2 | |
3 | Глагол. Морфологические признаки глагола. | Грамматическое значение глагола. Изменение глагола. | 1 | |
4 | Не с глаголами | Раздельное написание НЕ с глаголами, глаголы-исключения | 1 | |
5 | Вид глагола | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Видовые пары. | 1 | |
6-7 | Корни с чередованием букв е-и | Корни с чередованием букв е-и, условия выбора чередующейся гласной. | 2 | |
8 | Инфинитив. | Инфинитив. Буква Ь знак после Т и Ч в конце инфинитива | 1 | |
9 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | Неопределенная форма глагола. ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. | 1 | |
10 | Наклонение глагола | Изъявительное, условное и повелительное наклонение глагола. | 1 | |
11 | Времена глагола | Времена, изменение по временам, образование форм прошедшего врем. с помощью суффикса –Л-. | 1 | |
12-13 | Спряжение глагола. Лицо и число глагола | Спряжение глагола. 1 и 2 спряжения глагола, глаголы-исключения.. Лицо и число глагола | 2 | |
14-15 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 | |
16 | Глагол в тексте. | Анализ художественного текста. Особенности употребления глагола. | 1 | |
17 | Имя существительное. Что обозначает имя существительное | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, синтаксическая роль в предложении, морфологические признаки им. существительного. | 1 | |
18-19 | Род имен существительных Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных | Категория рода имен существительных. Существительные общего рода. Способы определения рода несклоняемых им. существительных. | 2 | |
20 | Падеж и склонение им. существительных. Ь знак на конце существительных 3-го склонения. | Падеж и склонение им. существительных. Три типа склонения им. существительных, система падежей в русском языке. Разносклоняемые существительные. | 1 | |
21-22 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Падеж и склонение им. существительных. Правописание падежных окончаний им. существительных | 2 | |
23 | Не с именами существительными. | Правописание существительных с не. | 1 | |
24 | Употребление имен существительных в речи | Морфологические признаки имен существительных. Синтаксическая роль. Имена существительные в речи. | 1 | |
25 | Имя прилагательное | Прилагательное как часть речи, общее значение, морфологические и синтаксические признаки | 1 | |
26-27 | Прилагательные качественные, относительные, притяжательные | Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия относительных, притяжательных и качественных прилагательных. | 2 | |
28 | Правописание окончаний имен прилагательных | Род, число, падеж имен прилагательных; согласование прилагательных с существительными. Способ проверки правописания падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |
29 | Прилагательные полные и краткие | Полная и краткая форма прилагательных. Изменение, синтаксическая роль кратких прилагательных | 1 | |
30 | Правописание суффиксов прилагательных. | Правописание суффиксов К, СК, ОВ, ЕВ. | 1 | |
31 | Не с прилагательными. | Правописание прилагательных с НЕ. | 1 | |
32 | Имя прилагательное в тексте. | Анализ художественного текста. Использование прилагательных в роли эпитетов. | 1 | |
33 | Морфологические нормы русского литературного языка | Нормативное употребление форм слов. Синонимия грамматических форм. | 1 | |
34- 35 | Повторительно-обобщающие занятия. Тестирование. | | 2 | |
Методическая литература
Занимательные упражнения по орфографии 5-9 классы. Саратов: Лицей, 2004 – 96 стр.
Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы/Е.М. Мордес. – Волгоград, изд. «Учитель – АСТ», 2002
Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009.
Словообразование для всех классов: разные типы заданий/ И.А.Громов.- М.:Чистые пруды, 2003-32с (библиотечка «Первого сентября»)
Повышение качества образования по русскому языку: опыт, проблемы, перспективы (материалы к ЕГЭ) – Казань: РИЦ «Школа», 2009.-348 с.
Раздаточные материалы по русскому языку. 5 класс. / Т.М.Пахнова
Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А.Войлова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.Дрофа, 2007 -784 стр.
Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.И. Розенталь. –М.: ООО«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005