Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор школы
__________/В.М. Лукашевич/ ___________О.Г.Аксёнова/
«29» августа 2023г. Приказ №_159___
от «29» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
Направление__Спортивно-оздоровительное __
Наименование программы__«Спорт - залог здоровья и успеха»__
Класс_8 _
на 2023 – 2024 учебный год
Составитель рабочей программы
учитель истории и ОСЖ
первой категории
Собинова Татьяна Николаевна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _1_от « 29 » августа2023 г.
Руководитель ШМО: _________ /Ы.Ж. Дубровина/
Структура рабочей программы по внеурочной деятельности
«Спорт-залог здоровья и успеха»
1.Пояснительная записка.
2.Содержание программы
3.Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.
4.Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение
6.Литература.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спорт-залог здоровья и успеха» для 5-8 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 17 августа 2022 года № 7927«Об особенностях организации внеурочной деятельности по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в 2022/2023 учебном году»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”.
- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 г. № 1213/7933/1 «О направлении методических рекомендаций по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- В соответствии с АООП (1 вариант) образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения, обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы.
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2023-2024 учебный год.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья у детей с ОВЗ. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спорт-залог здоровья и успеха» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с интеллектуальными нарушениями. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В системе обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического. Именно в школе закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры для детей с интеллектуальными нарушениями имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спорт-залог здоровья и успеха» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
- создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность;
-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же --эмоционально-чувственную сферу;
-воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Ценностные ориентиры:
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и умений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний, умений и навыков. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми с интеллектуальными нарушениями должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Виды деятельности:
·беседы
·игры
·соревнования
·викторины
·конкурсы
·праздники
·часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
1.Знакомство с содержанием игры.
2.Объяснение содержания игры.
3.Объяснение правил игры.
4.Разучивание игр.
5.Проведение игр.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спорт-залог здоровья и успеха», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил игры; второй — поведенческий, позволяющий закрепить полученные знания на практике, укрепить своё здоровье.
Форма подведения итогов реализации программы – соревнования, викторины.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
2.Содержание программы
Содержание курса спортивно-оздоровительного направления «Спорт-залог здоровья и успеха» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Тематический план
спортивно-оздоровительного направления «Спорт-залог здоровья и успеха»
№ п/п | Разделы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
т | п | т | п | т | п | т | п |
1 | Игры на взаимодействие между учащимися | 2 | 10 | | | | | | |
2 | Игры, содействующие развитию двигательных качеств | 1 | 10 | | | | | | |
3 | Игры с элементами легкой атлетики | | | 1 | 8 | 1 | 8 | 1 | 8 |
4 | Игры с элементами ритмической гимнастики | | | 1 | 9 | 1 | 9 | 1 | 9 |
5 | Игры с элементами спортивных игр | | | 1 | 7 | 1 | 7 | 1 | 7 |
6 | Игры с элементами лыжной подготовки | | | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 |
7. | Игры по выбору детей | 1 | 10 | | | | | | |
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления
«Спорт-залог здоровья и успеха»
1 год обучения (34 занятия)
Игры на взаимодействие между учащимися - 12 занятий
Цель:воспитание инициативности, смелости, самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в пространстве.
В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Игры на развитие двигательных качеств - 11 занятие
Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия.
Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
Игры по выбору учащихся - 11 занятий
2 – 4 года обучения (102 часов)
(34 часов в год)
Игры с элементами спортивных игр:
1. Легкая атлетика – 18 занятий
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
2. Ритмическая гимнастика – 20 занятий
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально–ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
3. Подвижные игры – 16 занятий
Развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений, развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
4.Лыжная подготовка - 14 занятия
Игры с элементами корректирующие движения лыжника и быстроту реакции.
3. Предполагаемые результаты реализации программы
внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления
«Спорт-залог здоровья и успеха»
К концу 1 года обучения:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр; формирование представлений об этических идеалах и ценностях; отбирать и выполнять комплексы упражнений в соответствии с изученными правилами. | Соблюдать санитарно-гигиенические правила, режим дня; понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения демонстрировать уровень физической подготовленности | Сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; знать различные виды игр; Выполнять правила игры. |
К концу 2 года обучения:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Определять уровень развития физических качеств; договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр, учитывая разные точки зрения; проявлять инициативу в выборе и проведение подвижных игр. | Управлять своими эмоциями; взаимодействовать с коллективом, находить компромисс, слушать и понимать других; раскрывать на примерах личностного опыта положительного влияния подвижных игр на физическое, личностное, социальное развитие. | Выполнять комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки; организовывать и проводить самостоятельные формы занятий; соблюдать режим дня и правила личной гигиены. |
К концу 3 года обучения:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных игровых ситуациях; взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий подвижными играми; | Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью; Управлять своими эмоциями; | Знать о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных; Знать и использовать комплексы ритмической гимнастики; владеть различными формами игровой деятельности. |
К концу 4 года обучения:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; Готовность к преодолению трудностей; Целеустремленность и настойчивость в достижении целей, жизненного оптимизма; Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности. | Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; | выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации; играть по упрощенным правилам спортивные игры; самостоятельно организовывать и проводить спортивные соревнования; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха и досуга. |
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спорт-залог здоровья и успеха» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спорт-залог здоровья и успеха» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с правилами игры, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор подвижных игр.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план игры на основе (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игры, в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
4. Тематическое планирование
1 год обучения – 34часа
№ | | тема занятия | кол-во часов | цель занятия | место проведения | оборудование | | | | |
| | | | | |
Игры на взаимодействие между учащимися | | | | |
1 | | | Игра «Гном, как тебя зовут» | 1 | развитие внимания, памяти | классный кабинет | | | | | |
2 | | | Игра «Водяной» | 1 | развитие воображения, сплоченности коллектива | игровая площадка | | | | | |
3 | | | Игра «Мы веселые ребята» | 1 | развитие сплоченности коллектива | зал, площадка | музыкальное сопровождение | | | | |
4 | | | Игра «Гуси- лебеди» | 1 | развивать двигательную активность, умение передавать движение птиц | игровая площадка | | | | | |
5 | | | Соревнование скороходов | 1 | развитие внимания, умение правильно выполнять правила игры | спортивный зал | обувные коробки | | | | |
6 | | | Игра «Волк во рву» | 1 | совершенствование навыков бега и прыжков в длину | площадка | мел | | | | |
7 | | | Игра «К своим флажкам» | | развитие ориентировки, сообразительности | площадка | флажки | | | | |
8 9 | | | Игры по выбору учащихся | 2 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству. | игровая площадка | по выбору | | | | |
10 | | | Эстафета с мячами | 1 | развивать умение вести мяч, передавать его другому игроку | игровая площадка | мячи | | | | |
11 | | | игра «Птицы и клетка» | 1 | совершенствование быстроты реакции, развивается музыкальный слух, ритмичность движений | зал | музыкальное сопровождение | | | | |
12 | | | игра «Угадай, кто» | 1 | развивать умение бесшумно, наблюдательность | зал, коридор, площадка. | | | | | |
Игры на развитие двигательных качеств | | | | |
13 | | | Эстафета зверей | 1 | развивать двигательную активность, умение передавать движения животных | игровая площадка | | | | | |
14 | | | Игры по выбору учащихся | 1 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству. | помещение | по выбору | | | | |
15 | | | игра «Стой!» | 1 | закрепление навыков ловли и метания малого мяча, воспитание быстроты реакции, ориентировки, умения быстро переключаться с одного действия на другое | зал, площадка | малый мяч | | | | |
16 | | | Игра «Веселые музыканты» | 1 | развивать чувство ритма | помещение | детские музыкальные инструменты | | | | |
17 | | | игра «Совушка» | 1 | развивать умение передавать движения живозтных | игровая площадка | | | | | |
18 19 | | | Игры по выбору учащихся | 2 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству | спортивный зал | по выбору | | | | |
20 | | | Эстафета со скакалками | 1 | Развивать умение выполнять упражнение со скакалками | спортивный зал | скакалки | | | | |
21 | | | Игра «Паровозик» | 1 | совершенствование навыков бега, умение играть группой | игровая площадка | | | | | |
22 | | | Игры по выбору учащихся | 1 | развивать способность концентрировать внимание на определенном сигнале | спортивный зал | по выбору | | | | |
23 | | | игра «Вышибалы» | 1 | совершенствование быстроты реакции | спортивный зал | мяч | | | | |
24 | | | игра «Воробьи и вороны» | 1 | развивать способность концентрировать внимание на определенном сигнале | зал, площадка | | | | | |
25 | | | игра «Салки» | 1 | развивать быстроту движений | площадка | | | | | |
2627 | | | Повторение изученных игр | 2 | Развивать умение приходить к единому мнению. | спортивный зал | по выбору | | | | |
28 | | | Эстафета «Кенгуру» | 1 | совершенствование навыков бега и прыжков в длину | спортивный зал | мешок | | | | |
29 | | | игра «Симон говорит» | 1 | развивать внимание, быстроту реакции | классный кабинет | | | | | |
30 | | | игра «мишки и шишки»» | 1 | развивать внимание, быстроту реакции; совершенствование навыков бега | спортивный зал | шишки и мешки | | | | |
31 | | | игра «Медведь» | 1 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | спортивный зал | | | | | |
3233 34 | | | Игры по выбору учащихся | 3 | развитие интереса к играм и коммуникативных способностей | зал, площадка | | | | | |
2 год обучения – 34часа | | | | |
№ | дата | тема занятий | кол-во часов | цель занятия | место проведения | оборудование | | | | |
план | факт | | | | |
1 | | | игры с элементами легкой атлетики «Осенний марафон» | 1 | формирование ЗОЖ через активное участие в соревнованиях | стадион | палочки | | | | |
2 | | | игра «Чай-чай выручай» | 1 | развитие быстроты и ловкости, формирование чувства коллективизма | площадка | | | | | |
3 | | | игра «День и ночь» | 1 | совершенствование быстроты реакции на слуховые сигналы | площадка | | | | | |
4 | | | игра «Вызовы» | 1 | воспитание быстроты реакции, скорости бега, смелости и взаимовыручки | площадка | | | | | |
5 | | | игра «Гонка мячей по кругу» | 1 | совершенствование навыков ловли и передачи мяча, развитие быстроты реакции и ориентировки | стадион | мячи | | | | |
6 | | | Прыжки в длину | 1 | развивать навык прыжков на одной и двух ногах | площадка | мел | | | | |
7 | | | игра «Караси и щука» | 1 | воспитание быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действии | спортивный зал | | | | | |
8 | | | игра «Кто выше?» | 1 | развитие внимания, ловкости; умения соблюдать правила ТБ | зал, площадка | резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мелки двух цветов | | | | |
9 | | | игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик» | 1 | усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбега при прыжке в высоту и отталкивании | спортивный зал | подвесной мячик | | | | |
10 | | | ритмическая гимнастика игра ««Веселые ладошки»» | 1 | Совершенствовать навык детей в перестроениях; развивать чувство ритма | зал | | | | | |
11 | | | игра «Веселый зоопарк» | 1 | развивать умение передавать движения животных в ритмичном танце | зал | музыкальное сопровождение | | | | |
12 | | | «Красивая спина» | 1 | развитие правильной осанки, умения правильно ходить | спортивный зал | музыкальное сопровождение | | | | |
13 | | | игра «Дружные ребята» | 1 | Проверить координацию движений ребёнка | спортивный зал | Гимнастическая скамейка, кегли разного цвета, мячи | | | | |
14 15 | | | игра «Веселый сапожок» | 2 | Разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений | спортивный зал | музыкальное сопровождение | | | | |
16 17 18 | | | "Непоседы" | 3 | Разучивание комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | музыкальное сопровождение | | | | |
19-20 | | | игра «Ритмическая мозаика» | 2 | закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса | спортивный зал | музыкальное сопровождение | | | | |
21 | | | лыжная подготовка Скользящий шаг с палками | 1 | воспитание умения владеть собой, освоение техники скользящего шага, развитие быстроты | стадион | лыжи с палками | | | | |
22 | | | игра «Царь горы» | 1 | развитие выносливости, умение соревноваться | площадка | | | | | |
23 | | | Повороты на месте и в движении | 1 | развитие координационных способностей | стадион | лыжи | | | | |
24 | | | игра «Попади в цель» | 1 | Развивать глазомер, ловкость | площадка | | | | | |
25 | | | Игры по выбору учащихся | 1 | развитие коммуникативных способностей | площадка | по выбору | | | | |
26 | | | эстафета «Снежный город» | 1 | развитие выносливости, умение соревноваться | стадион | кегли, флажки, санки | | | | |
27 | | | Лыжная эстафета | 1 | развитие двигательных качеств, умение участвовать в эстафете | стадион | лыжи без палок | | | | |
28 | | | подвижные игры игры и эстафеты с мячами | 1 | развитие умения быстро бегать, передавать мячи, взаимодействовать в игре | спортивный зал | мячи разных размеров | | | | |
29 | | | игра «Класс, смирно!» | 1 | усвоение строевых команд и перестроения, воспитание внимания и быстроты реакции. | зал, площадка | | | | | |
30 | | | Броски мяча в корзину | 1 | развитие меткости | спортивный зал | мячи | | | | |
31 | | | игра «Боулинг» | 1 | развитие меткости, внимания | спортивный зал | кегли, мячи | | | | |
32 | | | игра «Картошка» | 1 | развивать быстроту реакции, умение ловить мяч | площадка | мяч | | | | |
33 | | | Соревнование по прыжкам через скакалку | 1 | развивать умение прыгать через скакалку | площадка | скакалки | | | | |
34 | | | игра «Солнышко» | 1 | развивать умение высказывать свое мнение, приходить к единству; уважать чужое мнение | площадка | обручи и гимнастические палки | | | | |
3 год обучения – 34 часа | | | |
№ | дата | тема занятия | кол-во часов | цели занятия | место проведения | оборудование | | | | |
план | факт | | | | |
1 | | | игры с элементами легкой атлетики «Метатели» | 1 | развитие меткости, внимания, быстроты реакции | спортивная площадка | мячи | | | | |
2 | | | игра «Пустое место» | 1 | развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег | спортивная площадка | | | | | |
3 | | | игра « У ребят порядок строгий» | 1 | развитие двигательных навыков | спортивная площадка | | | | | |
4 | | | игра «К своим флажкам» | 1 | развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег | спортивная площадка | флажки | | | | |
5 | | | игра «Прыгающие воробушки» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | обручи, мешки | | | | |
6 | | | Веселые старты «Лабиринт» | 1 | развитие выносливости, умение соревноваться | спортивный зал | кегли, мячи, мешки, обручи | | | | |
7 | | | «Прыжки по полосам» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках | спортивный зал | | | | | |
8 | | | «Играй, играй, мяч не теряй» | 1 | развивать умение быстро передвигаться с мячом | спортивный зал | мячи | | | | |
9 | | | Прыжки в длину и высоту с прямого разбега | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | | | | | |
10 | | | ритмическая гимнастика «Исправь осанку»» | 1 | формирование правильной осанки через систему ритмических упражнений | спортивный зал | | | | | |
11 12 | | | Упражнения на согласованность движений с музыкой | 2 | работать над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку | спортивный зал | музыкальное сопровождение | | | | |
13 | | | игра «Зайцы в огороде» | 1 | развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | | | | | |
14 15 16 | | | Разучивание комплекса ритмических упражнений «Осенний лес» | 3 | формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, внимания | спортивный зал | музыкальное сопровождение, ленты | | | | |
17 | | | Ритмические упражнения с обручами | 1 | развитие координационных способностей и двигательных навыков | спортивный зал | обручи | | | | |
18 | | | игра «Верёвочка под ногами» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках | площадка | скакалка | | | | |
19-20 | | | «Гимнасты» | 2 | Разучивание комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | музыкальное сопровождение, мячи | | | | |
21 | | | лыжная подготовка одновременный двухшажный ход | 1 | Развивать двигательную активность; выносливость | спортивная площадка | лыжи | | | | |
22 | | | Поворот переступанием | 1 | Развивать двигательную активность; координацию движений | спортивная площадка | | | | | |
23 | | | игра «Защита укрепления» | 1 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | снежная площадка | | | | | |
24 | | | игра «Перевозка груза» | 1 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | снежная площадка | санки, гимнастические палки | | | | |
25-26 | | | игры на развитие скорости «Верхом на клюшке» | 2 | Развивать двигательную активность; координацию движений | снежная площадка | клюшка | | | | |
27 | | | игра – соревнование «Не уступлю горку!» | 1 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | снежная площадка | | | | | |
28 | | | подвижные игры игры на внимание и быстроту «Поезд» | 1 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | спортивный зал | кегли | | | | |
29 | | | игры с прыжками и бегом «Прыгуны и пятнашки» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | | | | | | |
30-32 | | | «Веселые старты» Старт группами Командный бег | 3 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | беговая дорожка | кегли, мячи, обручи | | | | |
33 | | | «Мини-гандбол» | 1 | развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиям | спортивная площадка | гандбольный мяч | | | | |
34 | | | Повторение изученных игр | 1 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству | спортивная площадка | по выбору | | | | |
4 год обучения - 35 занятий |
№ | дата | тема занятий | кол-во часов | цель занятия | место проведения | оборудование |
план | факт |
1 2 3 | | | Встречная эстафета. «Волк и ягненок» «Кто раньше» | 3 | формирование ЗОЖ через участие в подвижных играх; овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | спортивная площадка | флажки, эстафетные палочки |
4 5 | | | Эстафета со скакалкой. Смена номеров | 2 | развитие быстроты, ловкости, силы, внимания, координации | спортивная площадка | скакалки |
6 7 | | | Погоня по кругу. «Перебежки» | 2 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | спортивная площадка | жгут |
8 9 | | | «Рыбная ловля» Игровые упражнения с малыми мячами. | 2 | развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | спортивная площадка | теннисные мячи |
10-11 | | | ритмическая гимнастика Элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения) | 2 | развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ | спортивный зал | Музыкаль ное сопровож дение |
12 | | | Игра на развитие гибкости тела «Гимнасты» | 1 | совершенствование комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | мячи, гимнасти ческие палки |
13-14 | | | Упражнения с элементами хореографии и танца; Игры с лентами «Осенний лес» | 2 | формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, внимания | спортивный зал | Музыкальное сопровож дение, ленты |
15-16 | | | «Прыгающие воробушки» «Прыжки по полосам» | 2 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивный зал | |
17-19 | | | упражнения с предметами: лентой, обручем, мячом | 3 | развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ | спортивный зал | ленты, обручи, мячи |
20 | | | Соревнование «Лабиринт» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивный зал | скакалки, мешки, обручи, музыкаль ное сопровож дение |
21 | | | лыжная подготовка Эстафета 4х50 без лыжных палок | 1 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | спортивная площадка | | |
22 | | | игра «Два мороза» | 1 | воспитание чувства товарищеской взаимопомощи; совершенствование умения бегать быстро, легко изменяя скорость и направление движений | зал, площадка | |
23-24 | | | Подбирание предметов во время спуска в низкой стойке; «Кто дальше уедет» | 2 | развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ | спортивная площадка | кегли |
25 | | | игра «Заяц без логова» | 1 | совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности | спортивный зал | |
26 | | | Передвижение на лыжах различными способами в режиме умеренной интенсивности | 1 | Развитие выносливости | спортивная площадка | |
27 | | | подвижные игры с элементами спортивных игр "Снайперы" | 1 | развитие быстроты, ловкости, координации движений | спортивный зал | |
28 | | | "Перетягивание через черту" | 1 | Развитие выносливости, силы, согласованности | спортивный зал | |
29 | | | "Эстафета с лазаньем и перелезанием" | 1 | развитие быстроты, ловкости, координации движений | спортивный зал | Гимнасти ческие скамейки |
30-32 | | | Бег с мячом Бег по линиям «День» и «Ночь» | 3 | совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности | спортивный зал | мячи |
33 | | | Кто точнее? | 1 | научиться метко метать мяч | футбольное поле, ровная площадка | мячи |
34-34 | | | «Пионербол» | 2 | совершенствование навыков ловли мяча через сетку | спортивный зал | Волейболь наясетка |
5. Материально – техническое обеспечение
Спортивный инвентарь:
мячи разных размеров
кегли
обручи
скакалки
набивные мячи
Учебно – практическое оборудование:
перекладина гимнастическая (пристеночная),
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
палка гимнастическая,
скакалка детская,
мат гимнастический,
коврики: гимнастические, массажные,
кегли,
обруч пластиковый детский,
планка для прыжков в высоту,
стойка для прыжков в высоту,
флажки: разметочные с опорой, стартовые,
лента финишная.
6. Литература
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М.: Просвещение, 1988
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя. / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007
И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004
57