РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Пояснительная записка.
Рабочая программа среднего (общего) образования по географии на базовом уровне разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по географии базового уровня;
Примерной программы по географии среднего общего образования углубленного уровня;
Авторской программы среднего общего образования «Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы. Базовый уровень» В.П. Максаковского;
Основной образовательной программы МБОУ «Многопрофильный лицей», приказы №352 от 30.08.2014 и №468 от 01.09.2015;
Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Многопрофильный лицей»;
Учебного плана МБОУ «Многопрофильный лицей».
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы:
• пояснительная записка;
• требования к уровню усвоения предмета;
• основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков;
• литература и средства обучения.
Рабочая учебная программа рассчитана на 70 часов, в том числе на практические работы -9 часов, контрольные работы- 4 часа, зачеты - 8 часов
Используемый учебно-методический комплект.
Программно-методический комплекс В.П. Максаковского входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в текущем учебном году.
В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2011 г. - 2014г.
В.П. Максаковский Рабочая тетрадь. - М.: «Просвещение», 2011 г.
Е.В. Баранчиков Тесты по географии. К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» М. «Экзамен», 2009г.
Л. Е. Перлов Дидактические карточки - задания по географии. К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» М. «Экзамен», 2006 г.
Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2011-2014г.
Цели и задачи:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Формируемые общеучебные умения и навыки, способы деятельности:
Познавательная деятельность:
использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование);
определять структуру объекта, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи;
уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения и приводить контрпримеры;
выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки на практике; умение действовать по алгоритму, а также в нестандартных ситуациях, не сводящихся к применению известных алгоритмов;
творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью;
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
создание письменных высказываний (кратко, выборочно, полно);
составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);
использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность:
самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий;
поиск и устранение причин возникших трудностей;
оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.);
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Приоритетами для учебного предмета «География» на базовом уровне являются
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Новизна данной рабочей программы.
Рабочая программа является модифицированной (10% модификации)
В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе:
выделен раздел «Политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира».
Сокращен на 1час раздел «Введение в экономическую и социальную географию мира».
Сокращен до 6 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов 2 – 5 и отдельно в разделе 7 «Россия в современном мире» (6 часов).
За счет резервного времени и перераспределения времени увеличено количество часов на изучение раздела «География отраслей мирового хозяйства» (12 час.), «Регионы и страны мира» ( 26 час.)
Сокращен до 2 часов раздел «Глобальные проблемы человечества». Это связано с тем, что материал этого раздела рассматривается во всех темах общей характеристики мира.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии базового уровня. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими вопросами: место России и Западной Сибири в экономике мира, территориально - государственное устройство России и место в нем ЯНАО, ресурсообеспеченность региона, природопользование в округе, мониторинг, сырьевая база региона и ее место в России и мире, источники загрязнения природной среды ЯНАО, изменения в воспроизводстве, движении и размещении населения в регионе в сравнении с Россией и миром, урбанизация округа, влияние НТР на размещения производства в округе, место промышленности округа в России и мире, основные экологические проблемы округа.
Межпредметные связи.
Изучение географии на базовом уровне опирается на знания по предметам: истории (Основные черты формирования политической карты мира. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период новой истории. Особенности исторического развития стран зарубежной Европы в конце XIX- первой половине XX в. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки. Особенности исторического развития Америки в концеXIX-первой половине XX в. Россия в XX в.), обществознании (Рыночные отношения в современной экономике. Экономическая политика государства. Научно-технический прогресс. Нации и межнациональные отношения.), экономики (Типы экономических систем. Экономическое развитие. Организация международной торговли.), биологии (Происхождение культурных растений. Глобальные экологические проблемы), химии (Состав и свойства нефти, природные соединения железа и алюминия. Классификация удобрений. Распространение хим. элементов в природе)
Знания по географии необходимы для изучения истории, обществознания, экономики, биологии.
Особенности организации учебного процесса.
При проведении уроков используются лекции- 27ч., самостоятельные работы-2 ч., практикумы -24 ч., семинары-5 ч., зачеты-8 ч., контрольные работы - 4 ч.
Исходя из стоящих перед предметом «География» задач, используются следующие технологии: проблемного обучения; личностно - ориентированного обучения; учебного проектирования; информационно – коммуникативная; технология «Дебаты»; исследования; коммуникативного обучения; критического мышления.
Используются формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы контроля.
География 10 класс.
1. Рубежный контроль: «География России» (ЗУН 8- 9 класс. Тестовые задания)
2.Текущий контроль по темам: «Политическое устройство мира», «География мировых природных ресурсов», «Население мира», «География отраслей мирового хозяйства».
3. Итоговый контроль по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» проводится в форме зачета по материалам ЕГЭ
География 11 класс.
1. Рубежный контроль: «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» (ЗУН 10класс. Тестовые задания)
2. Текущий контроль по теме «Регионы и страны мира»: «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия», «Африка», «Северная и Латинская Америка».
3. Итоговый контроль по курсу «Экономическая и социальная география мира» проводится в форме зачета по материалам ЕГЭ
Практические работы, прописанные в рабочей программе, являются средством контроля для определения практических умений.
География 10 класс.
1.Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме
2.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
3.Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсам.
4.Определение стран–экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
География 11 класс.
1.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
2.Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
3.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем.
4.Составление характеристики Канады.
5.Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Результаты обучения.
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Нормы оценок ответов учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
-он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один- два недочёта при освещении основного содержания ответа;
- допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание или непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся.
Отметка «5» ставится, если
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании ответа нет пробелов и ошибок;
-в изложении материала ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непониманием учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснование ответа недостаточны;
- допущена одна ошибка или один-два недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показывающие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить оценку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение, которые свидетельствуют о высоком развитии учащегося; за выполнение более сложного задания или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов |
всего | Контр. работы | практ. работы |
1-2 | Введение в экономическую и социальную географию. | 2 | | |
3 | Практическая работа 1 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. | 1 | | 1 |
| Раздел I Общая экономико-географическая характеристика мира. | 28 | | |
| Тема 1 Политическое устройство мира. | 4 | | |
4-5 | Современная политическая карта мира. Типология стран. | 2 | | |
6 | Государственный строй и устройство. Международные отношения и политическая карта мира. Геополитика. | 1 | | |
7 | Зачет по теме «Политическое устройство мира» | 1 | 1 | |
| Тема 2. Природа и человек в современном мире. | 6 | | |
8 | Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. | 1 | | |
9 | Практическая работа 2. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. | 1 | | 1 |
10 | География мировых природных ресурсов. | 1 | | |
11-12 | Основные типы природопользования. Источники загрязнения природной среды. | 2 | | |
13 | Зачет по теме «Природа и человек в современном мире» | 1 | 1 | |
| Тема3. География населения мира | 6 | | |
14 | Численность, движение и размещение населения мира. | 1 | | |
15-16 | Структура населения. | 2 | | |
17 | Урбанизация как всемирный процесс. | 1 | | |
18 | Практическая работа 3. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсам. | 1 | | 1 |
19 | Зачет по теме «Население мира» | 1 | 1 | |
| Тема 5 География отраслей мирового хозяйства. | 12 | | |
20 | Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. | 1 | | |
21 | Факторы размещения отраслей мирового хозяйства. | 1 | | |
22 | География промышленности мира. Топливно-энергетический комплекс мира. | 1 | | |
23 | Металлургическая промышленность. | 1 | | |
24 | Машиностроение мира. | 1 | | |
25 | Химическая, лесная, легкая промышленность. | 1 | | |
26-27 | География сельского хозяйства и рыболовства. | 2 | | |
28 | География транспорта. | 1 | | |
29 | Внешние экономические связи. | 1 | | |
30 | Практическая работа4.Определение стран–экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. | 1 | | 1 |
31 | Зачет по теме «География мирового хозяйства» | 1 | 1 | |
32-33 | Раздел II. Глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы человечества. | 2 | | |
34-35 | Резервное время-2 часа (рубежный контроль, итоговый контроль) | 2 | 2 | |
Тематическое планирование (базовый уровень)
11 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов |
всего | Контр. работы | практ. работы |
| Раздел. Регионы и страны мира. | 26 | | |
1 | Экономическая дифференциация мира. | 1 | | |
2-3 | Общая характеристика зарубежной Европы. | 2 | | |
4 | Хозяйство. Международные экономические отношения. | 1 | | |
5 | Внутренние различия зарубежной Европы. | 1 | | |
6 | Европейские страны «большой семерки» Практическая работа1 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки» | 1 | | 1 |
7 | Зачет по теме «Зарубежная Европа» | 1 | 1 | |
8-9 | Общая характеристика зарубежной Азии. | 2 | | |
10 | Субрегионы зарубежной Азии. Китай. Индия. | 1 | | |
11 | Япония. Практическая работа 2 Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. | 1 | | 1 |
12 | Зачет по теме «Зарубежная Азия» | 1 | | |
13 | Африка. «Визитная карточка» региона. | 1 | | |
14 | Деление Африки на субрегионы. | 1 | | |
15 | ЮАР | 1 | | |
16 | Зачет по теме «Африка» | 1 | 1 | |
17 | Северная Америка. «Визитная карточка» региона. | 1 | | |
18 | США Хозяйство. | 1 | | |
19 | Практическая работа 3 Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем. | 1 | | 1 |
20 | США Макрорегионы. | 1 | | |
20 | Практическая работа 4 Составление характеристики Канады. | 1 | | 1 |
21 | Латинская Америка. « Визитная карточка» региона. | 1 | | |
22 | Бразилия. | 1 | | |
23 | Аргентина. Мексика. | 1 | | |
24 | Зачет по теме «Cеверная и Латинская Америка» | 1 | 1 | |
25 | Австралия и Океания. Комплексная характеристика региона. | 1 | | |
26 | Практическая работа 5 Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. | 1 | | 1 |
| Раздел. Россия в современном мире. | 6 | | |
27 | Россия на политической карте мира. | 1 | | |
28 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. | 1 | | |
29 | Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. | 1 | | |
30 | Особенности географии и структуры международной торговли. Основные формы внешних экономических связей. | 1 | | |
31 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ | 1 | | |
32 | Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах. | 2 | | |
33-35 | Резервное время – 3 ч. (рубежный контроль, итоговый контроль) | 3 | 2 | |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
ГЕОГРАФИЯ МИРА (X-XI классы)
(70 часов)
X класс (35 ч.)
Введение в экономическую и социальную географию мира. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (3часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практические работы.
1.Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел I. Общая экономико-географическая характеристика мира.(28часов).
Тема1. Политическое устройство мира (4 часа)
Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Типология стран современного мира. Государственный строй и устройство стран мира. Международные отношения и политическая карта мира. Геополитика.
Тема2. Природа и человек в современном мире (6часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование. Источники загрязнения окружающей среды. Выявление районов острых геоэкологических ситуаций.
Практические работы.
2.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Тема 3. Население мира (6 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Географические особенности размещения населения. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Урбанизация как всемирный процесс. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Основных показатели уровня и качества жизни населения.
Практические работы.
3. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Тема 4. География отраслей мирового хозяйства (12часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
География промышленности мира. Место промышленности в экономике. Структура промышленности современного мира. Основные черты и факторы размещения мировой нефтяной, газовой и угольной промышленности и электроэнергетики, горнорудной, металлургической, химической и лесной промышленности; машиностроения и легкой промышленности; главные страны-экспортеры; крупнейшие промышленные районы мира.
География мирового сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международный туризм. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно - финансовых отношений. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
Практические работы.
4.Определение стран–экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Раздел II. Глобальные проблемы человечества (2 часа)
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
Резервное время- 2 часа.
XI класс.
(35 часа.)
Раздел III. Регионы и страны мира (не менее 26 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда
Практические работы
1.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран “большой семерки”.
2.Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
3.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем.
4. Составление характеристики Канады.
5.Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
Раздел IV. Россия в современном мире (6 часов)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое и геоэкономическое положение России. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Отрасли международной специализации России. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах. Место России и Западной Сибири в экономике мира, территориально - государственное устройство России и место в нем ЯНАО, ресурсообеспеченность региона, природопользование в округе, мониторинг, сырьевая база региона и ее место в России и мире, источники загрязнения природной среды ЯНАО, изменения в воспроизводстве, движении и размещении населения в регионе в сравнении с Россией и миром, урбанизация округа, влияние НТР на размещения производства в округе, место промышленности округа в России и мире, основные экологические проблемы округа.
Резервное время-3часа.
Перечень литературы и средств обучения.
Используются следующие издания у учителя:
Программно-методический комплекс В.П. Максаковского входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в текущем учебном году.
В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009 г.-2012г.
В.П. Максаковский Рабочая тетрадь. - М.: «Просвещение», 2009г.
Е.В. Баранчиков Тесты по географии. К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» М. «Экзамен», 2009г.
Л. Е. Перлов Дидактические карточки - задания по географии. К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» М. «Экзамен»,2006г.
Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2009г.-2012г.
Дополнительная литература:
Е.М. Курашева Экономическая и социальная география мира: 10 класс: в схемах и таблицах М. «Экзамен», 2011г.
И.А Родионова , Т.М. Бунакова Экономическая география. М. «Московский лицей». 2004г.
Н.Н. Петрова География. Современный мир. М. Форум-Инфра-М,2006г.
Используются следующие издания у учащихся:
В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009 г.-2012г.
В. П. Максаковский, Рабочая тетрадь. - М.: «Просвещение», 2009г.
Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2009-2012г.
Контурные карты 10кл., М.: Дрофа, 2009-2012г.
Печатные пособия (карты):
Внешние экономические связи. Глобальные проблемы человечества. Машиностроение и металлообработка. Политическая мира. Природные ресурсы. Сельское хозяйство. Текстильная промышленность. Транспорт и связь. Урбанизация и плотность населения. Уровни социально-экономического развития стран мира. Физическая мира. Химическая промышленность. Черная и цветная металлургия. Экологические проблемы. Экономическая мира. Энергетика мира. | Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая). Африка (социально-экономическая). Европа (политическая карта). Зарубежная Европа (социально-экономическая. Северная Америка (социально-экономическая). Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая). Юго-Восточная Азия (социально-экономическая). Юго-Западная Азия (социально-экономическая). Южная Азия (социально-экономическая). Южная Америка (политическая карта). Южная Америка (социально-экономическая). |
ТСО
Мультимедийный компьютер Средства телекоммуникации Мультимедиапроектор Экран (на штативе или навесной) Принтер лазерный | Принтер струйный цветной Сканер Видеомагнитофон Телевизор Слайд-проектор |
Серия слайд-альбомов «Географическая картина мира»:
Население мира.
География России.
Мультимедийный обучающий комплекс:
География. Готовимся к ЕГЭ - содержит все справочные сведения в объеме, необходимом для подготовки к ЕГЭ
География. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме -получение основополагающих знаний по изучаемому курсу
Географическая энциклопедия - справочное издание.
Экономическая и социальная география мира 10 класс мультимедиа -курс разработан в соответствии с учебником географии для 10 класса под редакцией В.П.Максаковского
Цифровые ресурсы:
http://reshuege.ru/ (Решить ЕГЭ – Сайт Д.Д. Гущина)
http://ege.yandex.ru/(он-лайн-тестирование)
http://5-ege.ru/e/ (Подготовка к ЕГЭ)
31