СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Тахпахтар

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Тахпахтар

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Тахпахтар»

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 






УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                 Н.В. Карпова

«___»________________г.

СОГЛАСОВАНО:              

Зам. директора по УВР    Г.А.Кислицына

«___» ______________г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

______________________

«__»__________________ г.





Программа

Внеурочной деятельности «Чирiмнiн сiлии тахпахтарда» - «Красота земли моей в тахпахах»


Канзычаковой НН

учителя хакасского языка








2021/2022 учебный год

с. Таштып






Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чирiмнiн сiлии тахпахтарда» - «Красота земли моей в тахпахах» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1».

Цели и задачи, содержание, а также планируемые результаты изучения основ журналистики указаны в основной образовательной программе основного общего образования.

Программа рассчитана на 104 ч. в год (3 часа в неделю).

С целью повышения интереса к художественному слову на хакасском языке, приобщения учащихся к творческой деятельности, развитию у детей стремления более глубоко не только изучать особенности исполнения, строения тахпахов, но и научиться самому петь тахпахи на разные мотивы и сочинять собственные создана программа внеурочной деятельности  «Чирiмнiн сiлии тахпахтарда» - «Красота земли моей в тахпахах»

В программе представлена система занятий, основанная на интересе, который появляется у детей в процессе изучения тахпахов.. Учащиеся учатся работать со словом, знакомятся с литературными терминами, выполняют творческие задания, способствующие пониманию содержания тахпахов, открывают тайны поэтического мастерства, углубляют теоретические знания по теории литературы, знакомятся с известными тахпахчы родного края и их творчеством.

   Целевая аудитория – обучающиеся 5-9 классов.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • технология сотрудничества;

  • технология игр;

  • технология уровневой дифференциации;

  • технология групповой деятельности;

Формы организации занятий:

  • беседа;

  • лекция;

  • экскурсии в библиотеки для изучения тахпахов;

  • конкурсы тахпахчы «Айтыс»;

  • игры;

  • встречи с тахпахчы

Новизна программы определяется тем, что в курсе данной внеурочной деятельности включен сравнительный анализ хакасских тахпахов и русских частушек. Это одно из ценнейших культурных достояний русского и хакасского народов. Считаю , что хакасские тахпахи и русские частушки – это схожие формы народного поэтического творчества.

Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.


























Тематическое планирование.

Тема

Содержание

Характеристика деятельности (формир. УУД)

Планируемые результаты

Тема 1: Что такое тахпах?.Происхождение тахпаха (8ч)


Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слов «тахпах», «аллитерация». Знакомство с лирическими  жанрами: стихотворение, песня, тахпах, поэма. Знакомство с происхождением тахпаха.

Практические работы:

     Анализ художественных текстов с целью определения их жанровой принадлежности. Выяснить историю создания хакасских тахпахов. Выявить особенности хакасского тахпаха.


Анализируют художественные тексты с целью определения их жанровой принадлежности.


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Умение классифицировать жанры фольклора

Тема 2. Что такое частушка?. Происхождение частушки (8 часов)

.


Теория:  Знакомство с происхождением частушки. Практические работы: Выяснить историю создания русских частушек.Выявить особенности русских частушек.

Отразить общие черты данных поэтических форм.



Читают и анализируют художественные тексты поэтов

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.

Тема 3. Форма тахпаха (2ч.)


Теория: Понятие «Форма тахпаха»

Практические работы: Анализ художественных текстов тахпахов с целью определения формы.

Анализируют художественные тексты с целью определения формы тахпаха.

умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.

Тема 4: Форма частушки. (2ч)


Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Гипербола.

.Практические работы: Чтение и анализ художественных текстов на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Читают и анализируют художественные тексты на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.


умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.

Тема 5: Языковые средства тахпаха. (14 часов)

Практические работы: Игра «Угадай».


Теория: В тахпахах обычно образцы поэтической речи, украшенной разнообразными художественными средствами – сравнениями, эпитетами, реже гиперболами, а чаще всего почти обязательными параллелизмами, самым древним видим сравнения. Параллелизмы издавна основаны на сопоставлении явлений природы с фактами и событиями человеческой жизни

Через игру определяют языковые средства тахпаха, участвуют в конкурсе, поют тахпахи, определяют тему, основную мысль.

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.

Тема 6: Языковые средства частушки (6часов)



Теория: В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили — дролины, ураган — не отдам) и составная (туфли — тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке, постоянные эпитеты, сравнения, Богато представлены в частушке метафоры, олицетворения; широко используется юмор, сатира, насмешка; богато используется психологический параллелизм.Конкурс частушек.

Через игру определяют рифму, участвуют в конкурсе, поют частушки, определяют тему, основную мысль, рифму.

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.

Тема 7: Сравнительный анализ тахпаха и частушки (4 ч)



Теория: Сходство и различия русских частушек и хакасских тахпахов……….

Практическая работа. Исследовательская работа.


Проводят исследовательскую работу по отработке теоретических литературоведческих понятий

умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач.

Тема 8. Классические тахпахи. (8ч)

Знакомство с классическими тахпахами : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым»,

Учат и исполняют классические тахпахи : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым».

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов

Тема 8: Особенности исполнения тахпахов в Таштыпском районе

. (8ч)


Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Таштыпском районе

Практические работы:  Учимся петь тахпахи

Разучивают и исполняют тахпахи

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов

Тема 9. Особенности исполнения тахпахов в Аскизском районе (6ч)

:


Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Аскизском районе. Встреча с тахпахчы из Аскизского района.

Практические работы:  Учимся петь тахпахи

Разучивают и исполняют тахпахи

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов

Тема 10. Авторские тахпахи

Альбины Васильевны Курбижековой (4ч)


Теория: Знакомство с жизнью и творчеством А.В. Курбижековой. Учимся петь тахпахи . А.В. Курбижековой под ее мотив. Встреча с тахпахчы А.В. Курбижековой

Разучивают и поют тахпахи А.В. Курбижековой под ее мотив.

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов

Тема 11. Авторские тахпахи

Нины Викторовны Катаевой (4ч)


Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н.В. Катаевой. Учимся петь тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив.

Разучивают и поют тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив.

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов

Тема 12. Тахпахи моей бабушки (8ч)

Сбор и запись тахпахов своих бабушек, дедушек.

Слушают записанные тахпахи своих бабушек, дедушек. Поют сами тахпахи своих бабушек, дедушек.

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов

Тема 9:. Ярмарка талантов. (4ч)


Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: «Айтыс» - конкурс тахпахчы


Поем тахпахи на творческом конкурсе тахпахчы «Айтыс»

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов

Тема 10. Создание собственных тахпахов (16ч)


Создание собственных текстов. Редактирование. Проверка грамотности, речевых ошибок, стиля, соответствия жанру.

Заключительный «Айтыс» - конкурс тахпахчы


Создают собственные тексты тахпахов

Исполняют собственные тахпахи.

способность вступать в коммуникативные отношения;

уважительное отношение к иному мнению;

овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов



























Календарно-тематическое планирование.


Календарные сроки

Тема

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся














Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия




1 четверть (32ч)




1-2 неделя

1-8

Тема 1: Что такое тахпах?.Происхождение тахпаха (8ч)


Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слов «тахпах», «аллитерация». Знакомство с лирическими  жанрами: стихотворение, песня, тахпах, поэма. Знакомство с происхождением тахпаха.

Практические работы:

     Анализ художественных текстов с целью определения их жанровой принадлежности. Выяснить историю создания хакасских тахпахов. Выявить особенности хакасского тахпаха.


Анализируют художественные тексты с целью определения их жанровой принадлежности.


Анализ художественных текстов. Вести беседу, корректно формулировать вопросы, правильно отвечать на них.


3-4 неделя

9-16

Тема 2. Что такое частушка?. Происхождение частушки (8 часов)

.


Теория:  Знакомство с происхождением частушки. Практические работы: Выяснить историю создания русских частушек.Выявить особенности русских частушек.

Отразить общие черты данных поэтических форм.



Читают и анализируют художественные тексты поэтов

Анализ художественных текстов


5 неделя

17-18

Тема 3. Форма тахпаха (2ч.)


Теория: Понятие «Форма тахпаха»

Практические работы: Анализ художественных текстов тахпахов с целью определения формы.

Анализируют художественные тексты с целью определения формы тахпаха.

Анализ художественных текстов



19-20

Тема 4: Форма частушки. (2ч)


Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Гипербола.

.Практические работы: Чтение и анализ художественных текстов на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Читают и анализируют художественные тексты на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.


Анализ художественных текстов


6 -9неделя

21-36

Тема 5: Языковые средства тахпаха. (16 часов)

Практические работы: Игра «Угадай».


Теория: В тахпахах обычно образцы поэтической речи, украшенной разнообразными художественными средствами – сравнениями, эпитетами, реже гиперболами, а чаще всего почти обязательными параллелизмами, самым древним видим сравнения. Параллелизмы издавна основаны на сопоставлении явлений природы с фактами и событиями человеческой жизни

Через игру определяют языковые средства тахпаха, участвуют в конкурсе, поют тахпахи, определяют тему, основную мысль.

Анализ художественных текстов

Проект « «Языковые средства тахпаха»




2 четверть (32ч)




10-11 неделя

37-46

Тема 6: Языковые средства частушки (10часов)



Теория: В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили дролины, ураган не отдам) и составная (туфли тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке, постоянные эпитеты, сравнения, Богато представлены в частушке метафоры, олицетворения; широко используется юмор, сатира, насмешка; богато используется психологический параллелизм.Конкурс частушек.

Через игру определяют рифму, участвуют в конкурсе, поют частушки, определяют тему, основную мысль, рифму.

Анализ художественных текстов


12-13 неделя

47-52

Тема 7: Сравнительный анализ тахпаха и частушки (6 ч)



Теория: Сходство и различия русских частушек и хакасских тахпахов……….

Практическая работа. Исследовательская работа.


Проводят исследовательскую работу по отработке теоретических литературоведческих понятий

Анализ художественных текстов


14-16 неделя

53-64

Тема 8. Классические тахпахи. (12ч)

Знакомство с классическими тахпахами : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым»,

Учат и исполняют классические тахпахи : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым».

Анализ художественных текстов


17-20 неделя

65-80

Тема 8: Особенности исполнения тахпахов в Таштыпском районе

. (14ч)


Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Таштыпском районе

Практические работы:  Учимся петь тахпахи

Разучивают и исполняют тахпахи

Учатся петь тахпахи


21 – 22 неделя

81-91

Тема 9. Особенности исполнения тахпахов в Аскизском районе (10ч)

:


Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Аскизском районе. Встреча с тахпахчы из Аскизского района.

Практические работы:  Учимся петь тахпахи

Разучивают и исполняют тахпахи

Исполнение тахпахов


23-24 неделя

92-97

Тема 10. Авторские тахпахи

Альбины Васильевны Курбижековой (6ч)


Теория: Знакомство с жизнью и творчеством А.В. Курбижековой. Учимся петь тахпахи . А.В. Курбижековой под ее мотив. Встреча с тахпахчы А.В. Курбижековой

Разучивают и поют тахпахи А.В. Курбижековой под ее мотив.

Исполнение тахпахов


25-26 неделя

98-103

Тема 11. Авторские тахпахи

Нины Викторовны Катаевой (6ч)


Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н.В. Катаевой. Учимся петь тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив.

Разучивают и поют тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив.

Исполнение тахпахов

Проект «Авторские тахпахи»

27-28 неделя

104-115

Тема 12. Тахпахи моей бабушки (12ч)

Сбор и запись тахпахов своих бабушек, дедушек.

Слушают записанные тахпахи своих бабушек, дедушек. Поют сами тахпахи своих бабушек, дедушек.

Исполнение тахпахов

Проект «Тахпахи моей бабушки»

29-30 неделя

116-119

Тема 9:. Ярмарка талантов. (4ч)


Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: «Айтыс» - конкурс тахпахчы


Поем тахпахи на творческом конкурсе тахпахчы «Айтыс»

Исполнение тахпахов

Айтыс

31-34 неделя

120-136

Тема 10. Создание собственных тахпахов (16ч)


Создание собственных текстов. Редактирование. Проверка грамотности, речевых ошибок, стиля, соответствия жанру.

Заключительный «Айтыс» - конкурс тахпахчы


Создают собственные тексты тахпахов

Исполняют собственные тахпахи.

Исполнение тахпахов

Проект «Мои тахпахи»