Внеурочной деятельности «Чирiмнiн сiлии тахпахтарда» - «Красота земли моей в тахпахах»
с. Таштып
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чирiмнiн сiлии тахпахтарда» - «Красота земли моей в тахпахах» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1».
С целью повышения интереса к художественному слову на хакасском языке, приобщения учащихся к творческой деятельности, развитию у детей стремления более глубоко не только изучать особенности исполнения, строения тахпахов, но и научиться самому петь тахпахи на разные мотивы и сочинять собственные создана программа внеурочной деятельности «Чирiмнiн сiлии тахпахтарда» - «Красота земли моей в тахпахах»
В программе представлена система занятий, основанная на интересе, который появляется у детей в процессе изучения тахпахов.. Учащиеся учатся работать со словом, знакомятся с литературными терминами, выполняют творческие задания, способствующие пониманию содержания тахпахов, открывают тайны поэтического мастерства, углубляют теоретические знания по теории литературы, знакомятся с известными тахпахчы родного края и их творчеством.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
Новизна программы определяется тем, что в курсе данной внеурочной деятельности включен сравнительный анализ хакасских тахпахов и русских частушек. Это одно из ценнейших культурных достояний русского и хакасского народов. Считаю , что хакасские тахпахи и русские частушки – это схожие формы народного поэтического творчества.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Тематическое планирование.
Тема | Содержание | Характеристика деятельности (формир. УУД) | Планируемые результаты |
Тема 1: Что такое тахпах?.Происхождение тахпаха (8ч) | Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слов «тахпах», «аллитерация». Знакомство с лирическими жанрами: стихотворение, песня, тахпах, поэма. Знакомство с происхождением тахпаха. Практические работы: Анализ художественных текстов с целью определения их жанровой принадлежности. Выяснить историю создания хакасских тахпахов. Выявить особенности хакасского тахпаха. | Анализируют художественные тексты с целью определения их жанровой принадлежности. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Умение классифицировать жанры фольклора |
Тема 2. Что такое частушка?. Происхождение частушки (8 часов) . | Теория: Знакомство с происхождением частушки. Практические работы: Выяснить историю создания русских частушек.Выявить особенности русских частушек. Отразить общие черты данных поэтических форм. | Читают и анализируют художественные тексты поэтов | способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач. |
Тема 3. Форма тахпаха (2ч.) | Теория: Понятие «Форма тахпаха» Практические работы: Анализ художественных текстов тахпахов с целью определения формы. | Анализируют художественные тексты с целью определения формы тахпаха. | умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач. |
Тема 4: Форма частушки. (2ч) | Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Гипербола. .Практические работы: Чтение и анализ художественных текстов на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе. | Читают и анализируют художественные тексты на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. | умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач. |
Тема 5: Языковые средства тахпаха. (14 часов) Практические работы: Игра «Угадай». | Теория: В тахпахах обычно образцы поэтической речи, украшенной разнообразными художественными средствами – сравнениями, эпитетами, реже гиперболами, а чаще всего почти обязательными параллелизмами, самым древним видим сравнения. Параллелизмы издавна основаны на сопоставлении явлений природы с фактами и событиями человеческой жизни | Через игру определяют языковые средства тахпаха, участвуют в конкурсе, поют тахпахи, определяют тему, основную мысль. | способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач. |
Тема 6: Языковые средства частушки (6часов) | Теория: В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили — дролины, ураган — не отдам) и составная (туфли — тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке, постоянные эпитеты, сравнения, Богато представлены в частушке метафоры, олицетворения; широко используется юмор, сатира, насмешка; богато используется психологический параллелизм.Конкурс частушек. | Через игру определяют рифму, участвуют в конкурсе, поют частушки, определяют тему, основную мысль, рифму. | способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач. |
Тема 7: Сравнительный анализ тахпаха и частушки (4 ч) | Теория: Сходство и различия русских частушек и хакасских тахпахов………. Практическая работа. Исследовательская работа. | Проводят исследовательскую работу по отработке теоретических литературоведческих понятий | умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач. |
Тема 8. Классические тахпахи. (8ч) | Знакомство с классическими тахпахами : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым», | Учат и исполняют классические тахпахи : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым». | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Тема 8: Особенности исполнения тахпахов в Таштыпском районе . (8ч) | Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Таштыпском районе Практические работы: Учимся петь тахпахи | Разучивают и исполняют тахпахи | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Тема 9. Особенности исполнения тахпахов в Аскизском районе (6ч) : | Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Аскизском районе. Встреча с тахпахчы из Аскизского района. Практические работы: Учимся петь тахпахи | Разучивают и исполняют тахпахи | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Тема 10. Авторские тахпахи Альбины Васильевны Курбижековой (4ч) | Теория: Знакомство с жизнью и творчеством А.В. Курбижековой. Учимся петь тахпахи . А.В. Курбижековой под ее мотив. Встреча с тахпахчы А.В. Курбижековой | Разучивают и поют тахпахи А.В. Курбижековой под ее мотив. | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Тема 11. Авторские тахпахи Нины Викторовны Катаевой (4ч) | Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н.В. Катаевой. Учимся петь тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив. | Разучивают и поют тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив. | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Тема 12. Тахпахи моей бабушки (8ч) | Сбор и запись тахпахов своих бабушек, дедушек. | Слушают записанные тахпахи своих бабушек, дедушек. Поют сами тахпахи своих бабушек, дедушек. | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Тема 9:. Ярмарка талантов. (4ч) | Теория: Обобщение знаний и подведение итогов. Практические работы: «Айтыс» - конкурс тахпахчы | Поем тахпахи на творческом конкурсе тахпахчы «Айтыс» | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Тема 10. Создание собственных тахпахов (16ч) | Создание собственных текстов. Редактирование. Проверка грамотности, речевых ошибок, стиля, соответствия жанру. Заключительный «Айтыс» - конкурс тахпахчы | Создают собственные тексты тахпахов Исполняют собственные тахпахи. | способность вступать в коммуникативные отношения; уважительное отношение к иному мнению; овладение основами культуры речи, исполнения тахпахов |
Календарно-тематическое планирование.
Календарные сроки | № | Тема | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся |
| | | | |
| | | | |
| | | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия |
| | | 1 четверть (32ч) | | | |
1-2 неделя | 1-8 | Тема 1: Что такое тахпах?.Происхождение тахпаха (8ч) | Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слов «тахпах», «аллитерация». Знакомство с лирическими жанрами: стихотворение, песня, тахпах, поэма. Знакомство с происхождением тахпаха. Практические работы: Анализ художественных текстов с целью определения их жанровой принадлежности. Выяснить историю создания хакасских тахпахов. Выявить особенности хакасского тахпаха. | Анализируют художественные тексты с целью определения их жанровой принадлежности. | Анализ художественных текстов. Вести беседу, корректно формулировать вопросы, правильно отвечать на них. | |
3-4 неделя | 9-16 | Тема 2. Что такое частушка?. Происхождение частушки (8 часов) . | Теория: Знакомство с происхождением частушки. Практические работы: Выяснить историю создания русских частушек.Выявить особенности русских частушек. Отразить общие черты данных поэтических форм. | Читают и анализируют художественные тексты поэтов | Анализ художественных текстов | |
5 неделя | 17-18 | Тема 3. Форма тахпаха (2ч.) | Теория: Понятие «Форма тахпаха» Практические работы: Анализ художественных текстов тахпахов с целью определения формы. | Анализируют художественные тексты с целью определения формы тахпаха. | Анализ художественных текстов | |
| 19-20 | Тема 4: Форма частушки. (2ч) | Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Гипербола. .Практические работы: Чтение и анализ художественных текстов на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе. | Читают и анализируют художественные тексты на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. | Анализ художественных текстов | |
6 -9неделя | 21-36 | Тема 5: Языковые средства тахпаха. (16 часов) Практические работы: Игра «Угадай». | Теория: В тахпахах обычно образцы поэтической речи, украшенной разнообразными художественными средствами – сравнениями, эпитетами, реже гиперболами, а чаще всего почти обязательными параллелизмами, самым древним видим сравнения. Параллелизмы издавна основаны на сопоставлении явлений природы с фактами и событиями человеческой жизни | Через игру определяют языковые средства тахпаха, участвуют в конкурсе, поют тахпахи, определяют тему, основную мысль. | Анализ художественных текстов | Проект « «Языковые средства тахпаха» |
| | | 2 четверть (32ч) | | | |
10-11 неделя | 37-46 | Тема 6: Языковые средства частушки (10часов) | Теория: В частушках почти всегда используется рифма. Часто применяется приблизительная рифма (приневолили — дролины, ураган — не отдам) и составная (туфли — тут ли). Могут появиться внутренние рифмы. Часто используются единоначатия (анафора), т.е. повтор одного и того же слова в начале каждой строки в частушке, постоянные эпитеты, сравнения, Богато представлены в частушке метафоры, олицетворения; широко используется юмор, сатира, насмешка; богато используется психологический параллелизм.Конкурс частушек. | Через игру определяют рифму, участвуют в конкурсе, поют частушки, определяют тему, основную мысль, рифму. | Анализ художественных текстов | |
12-13 неделя | 47-52 | Тема 7: Сравнительный анализ тахпаха и частушки (6 ч) | Теория: Сходство и различия русских частушек и хакасских тахпахов………. Практическая работа. Исследовательская работа. | Проводят исследовательскую работу по отработке теоретических литературоведческих понятий | Анализ художественных текстов | |
14-16 неделя | 53-64 | Тема 8. Классические тахпахи. (12ч) | Знакомство с классическими тахпахами : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым», | Учат и исполняют классические тахпахи : «Очыхтыг хазан тур партыр», «Акунныy ыры», «Айдым, айдым». | Анализ художественных текстов | |
17-20 неделя | 65-80 | Тема 8: Особенности исполнения тахпахов в Таштыпском районе . (14ч) | Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Таштыпском районе Практические работы: Учимся петь тахпахи | Разучивают и исполняют тахпахи | Учатся петь тахпахи | |
21 – 22 неделя | 81-91 | Тема 9. Особенности исполнения тахпахов в Аскизском районе (10ч) : | Теория: Знакомство с исполнением тахпахов в Аскизском районе. Встреча с тахпахчы из Аскизского района. Практические работы: Учимся петь тахпахи | Разучивают и исполняют тахпахи | Исполнение тахпахов | |
23-24 неделя | 92-97 | Тема 10. Авторские тахпахи Альбины Васильевны Курбижековой (6ч) | Теория: Знакомство с жизнью и творчеством А.В. Курбижековой. Учимся петь тахпахи . А.В. Курбижековой под ее мотив. Встреча с тахпахчы А.В. Курбижековой | Разучивают и поют тахпахи А.В. Курбижековой под ее мотив. | Исполнение тахпахов | |
25-26 неделя | 98-103 | Тема 11. Авторские тахпахи Нины Викторовны Катаевой (6ч) | Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н.В. Катаевой. Учимся петь тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив. | Разучивают и поют тахпахи Н.В. Катаевой под ее мотив. | Исполнение тахпахов | Проект «Авторские тахпахи» |
27-28 неделя | 104-115 | Тема 12. Тахпахи моей бабушки (12ч) | Сбор и запись тахпахов своих бабушек, дедушек. | Слушают записанные тахпахи своих бабушек, дедушек. Поют сами тахпахи своих бабушек, дедушек. | Исполнение тахпахов | Проект «Тахпахи моей бабушки» |
29-30 неделя | 116-119 | Тема 9:. Ярмарка талантов. (4ч) | Теория: Обобщение знаний и подведение итогов. Практические работы: «Айтыс» - конкурс тахпахчы | Поем тахпахи на творческом конкурсе тахпахчы «Айтыс» | Исполнение тахпахов | Айтыс |
31-34 неделя | 120-136 | Тема 10. Создание собственных тахпахов (16ч) | Создание собственных текстов. Редактирование. Проверка грамотности, речевых ошибок, стиля, соответствия жанру. Заключительный «Айтыс» - конкурс тахпахчы | Создают собственные тексты тахпахов Исполняют собственные тахпахи. | Исполнение тахпахов | Проект «Мои тахпахи» |