ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________Е.В.Лукашова
Приказ № от 01.09.2020г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Театр»
4 класс
Составитель программы:
Коровина Е.С..
учитель
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр» духовно-нравственного направления составлена для учащихся 4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской рабочей программы «Наш театр» М.В. Бойкиной.
Авторская программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана на 34 часа. Данная рабочая программа составлена на 68 часов в связи с необходимостью увеличения количества часов, отводимых на инсценировку произведения, на репетицию отдельных сцен, для лучшей отработки сценических движений, выразительности речи. В зависимости от объёма и сложности произведения добавлено различное количество часов на репетицию.
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» в 4 классе проходят 1 час в неделю. Общий объём составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность для
достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов;
использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.);
развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Обучающийся получит возможность научиться
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования
средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Содержание программы
Круг произведений, рассматриваемых в курсе внеурочной деятельности «Театр»
4 класс
Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома»
Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог»
И. Крылов. «Ворона и Лисица»
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• участие в праздниках со спектаклями;
• летопись творческого объединения «Наш театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | № п/п |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 4 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» | Теория 1 | практика |
2 | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра Использование жестов мимики в театральной постановке | 1 | |
| |
3 | Дикция. Тренинг гласных и согласных звуков. Упражнения в дикции. Использование дикции в театральном спектакле Темп речи. Использование темпа речи в театральной постановке | | 1 |
4 | Интонация. Интонационное выделение слов, предложений Развитие интонационной выразительности. Использование интонационной выразительности в театральной постановке | 1 | |
5 | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Оживление неодушевлённых предметов | | 1 |
6 | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Разыгрывание монолога | | 1 |
7 | Внутренний монолог. Использование жестов и мимики во внутреннем монологе | | 1 |
8 | Импровизация. Актёрские этюды. Разыгрывание мини-спектаклей | | 1 |
9 | Чтение произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
10-11 | Подготовка декораций к инсценированию произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» | | 2 |
12-13 | Инсценирование произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Театральная игра | | 2 |
14 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Витя Малеев в школе и дома» | | 1 |
15 | Спектакль «Витя Малеев в школе и дома» | | 1 |
16 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | | 1 |
17 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | 1 | |
18 | Чтение произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
19 | Подготовка декораций к инсценированию произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог» | | 1 |
20 | Инсценирование произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Театральная игра | | 1 |
21 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Мафин печёт пирог» | | 1 |
22 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | | 1 |
23 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | | 1 |
24 | Чтение произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Герои произведения. Отбор выразительных средств | 1 | |
25 | Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Ворона и Лисица» | | 1 |
26 | Инсценирование произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Театральная игра | | 1 |
27 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Ворона и Лисица» | | 1 |
28 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | | 1 |
29 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | | 1 |
30 | Подготовка сценария заключительного концерта | 1 | |
31 | Репетиция заключительного концерта | | 1 |
32 | Заключительный концерт | | 1 |
33 | Подведение итогов за 4 года | 1 | |
34 | Планирование работы на следующий год | 1 | |
Итого | | 10 | 24 |
Тема «Развитие интонационной выразительности. Использование интонационной выразительности в театральной постановке» увеличена на 1 час
Тема «Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение» увеличена на 2 часа
Тема «Диалог, монолог, или Театр одного актера. Разыгрывание монолога» увеличена на 1 час
Тема «Внутренний монолог. Использование жестов и мимики во внутреннем монологе» увеличена на 2 часа
Тема «Импровизация. Актёрские этюды. Разыгрывание мини-спектаклей» увеличена на 1 час
На подготовку спектакля по произведению Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» добавлено в общей сложности 8 часов
На подготовку спектакля по произведению Э. Хогарта «Мафин печёт пирог» добавлено в общей сложности 7 часов
На подготовку спектакля по произведению И. Крылова «Ворона и Лисица» добавлено в общей сложности 8 часов
На репетицию заключительного концерта добавлено 4 часа.
Календарно-тематическое планирование 4 А
№ п/п | № в в триместре | Название раздела (количество часов), темы занятия | Формы занятий | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| | I триместр (10 часов) |
1 | 1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием учебника для 4 класса по литературному чтению, рубрикой «Наш театр» | Лекция беседа | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года. | 01.09-04.09 | |
2 | 2 | Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра Использование жестов мимики в театральной постановке | Беседа. Практикум Актерская игра | Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (жесты, мимика, дикция, интонация, импровизация). | 7.09-11.09 | |
3 | 3 | Дикция. Тренинг гласных и согласных звуков. Упражнения в дикции. Использование дикции в театральном спектакле Темп речи. Использование темпа речи в театральной постановке | Беседа Практикум Актерская игра. | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Умение находить правильные оттенки, соответствующие желаемой передачи информации. Развить способность всестороннего, полного воссоздания в воображении не только картинки, но и соответствующего звукового сопровождения и художественного оформления. | 14.09-18.09 | |
4 | 4 | Интонация. Интонационное выделение слов, предложений Развитие интонационной выразительности. Использование интонационной выразительности в театральной постановке | Практикум Актерская игра. | 21.09-25.09 | |
5 | 5 | Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Оживление неодушевлённых предметов | | Формирование понятия о соответствии действия с окружающей средой. Окрас происходящего посредством выразительных средств. | 28.09-02.10 | |
6 | 6 | Диалог, монолог, или Театр одного актера. Разыгрывание монолога | | Совершенствование умения находить правильные оттенки, соответствующие желаемой передачи информации. | 12.10-16.10 | |
|
7 | 7 | Внутренний монолог. Использование жестов и мимики во внутреннем монологе | Беседа Практикум Актерская игра | Знакомство с понятием «внутренний монолог». Совершенствование восприятия сценических приёмов, развитие, соответствующих способностей. | 19.10-23.10 | |
8 | 8 | Импровизация. Актёрские этюды. Разыгрывание мини-спектаклей | Практикум Актерская игра. | Совершенствование восприятия сценических приёмов, развитие, соответствующих способностей. | 26.10-30.10 | |
9 | 9 | Чтение произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации. | 02.11-06.11 | |
10 | 10 | Подготовка декораций к инсценированию произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» | Работа в парах с дидактическим материалом | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.п.) Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 09.11-13.11 | |
I I триместр (11 часов) |
11 | 11 | Подготовка декораций к инсценированию произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 23.11-27.11 | |
12-13 | 12-13 | Инсценирование произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Театральная игра | Актерская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 30.11.-04.12. 07.12.-11.12. | |
14 | 14 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. | | Изготовление театральной афиши, программки, билета. Работа над спектаклем | 14.12-18.12 | |
15 | 15 | Спектакль «Витя Малеев в школе и дома» | Актерская игра | Формирование умения применять полученные знания и умения на практике | 21.12.-25.12 | |
16 | 16 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | Беседа Интервью | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | 28.12-30.12 | |
17 | 17 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | Просмотр видео | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 11.01-15.01 | |
18 | 18 | Чтение произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации. | 18.01.-22.01 | |
19 | 19 | Подготовка декораций к инсценированию произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог» | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 25.01-29.01 | |
20 | 20 | Инсценирование произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Театральная игра | Актерская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. Формирование умения применять полученные знания на практике | 01.02-05.02 | |
21 | 21 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Мафин печёт пирог» | 08.02-12.02 | |
| | I I I триместр (13 часов) |
22 | 22 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | Просмотр видео | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | 22.02-26.02 | |
23 | 23 | Антацноия. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | Беседа Практикум | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 01.03-05.03 | |
24 | 24 | Чтение произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Герои произведения. Отбор выразительных средств | Работа в парах с текстом произведения | Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации. | 09.03-12.03 | |
25 | 25 | Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Ворона и Лисица» | Практикум | Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. | 15.03-19.03 | |
26 | 26 | Инсценирование произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Театральная игра | Актерская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. Формирование умения применять полученные знания на практике | 22.03-26.03 | |
27 | 27 | Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Ворона и Лисица» | 29.03-02.04 | |
28 | 28 | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | Просмотр видео Интервью | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | 12.04-16.04 | |
29 | 29 | Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль | | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 19.04-23.04 | |
30 | 30 | Подготовка сценария заключительного концерта | проект Актерская игра | Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | 26.04-30.04 | |
31 | 31 | Репетиция заключительного концерта | 04.05-07.05 | |
32 | 32 | Заключительный концерт | Тематический праздник Просмотр видео | Формирование умения применять полученные знания на практике | 11.05-14.05 | |
33 | 33 | Подведение итогов за 4 года | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | 17.05-21.05 | |
34 | 34 | Планирование работы на следующий год | Беседа | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | 24.05-28.05 | |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей –
__________________________________
Председатель ШМО_________________/_____________/
Протокол №__________от _________________________
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/
_________________________________________________
18