СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа технологии для обучающихся с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа технологии для обучающихся с ЗПР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Календарно-тематическое планирование уроков технологии для 1 класса составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерными адаптированными основными общеобразовательными программами начального общего образования обучающихся с ЗПР (варианты 7.2, 8.2).

Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).

Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (ПрАООП) заключается в:

– создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;

– приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

– формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;

  • усвоение правил техники безопасности;

  • овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия;

  • овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни;

  • формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.


В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер;

  • знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами;

– обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола);

– формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение

учебного предмета


Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).

Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании.

Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы.

Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.

Учебный предмет «Технология» имеет отчётливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий.

Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда).

В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).

Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.

Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационно-поведенческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого.

На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо:

  • при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;

  • выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;

  • осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;

  • трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям.

Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения.

Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется:

  • при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи;

  • затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий;

  • объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.).


Значение предмета «Технология» в общей системе

коррекционно-развивающей работы


Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.

Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:

  • расширение представлений о трудовой деятельности людей;

  • развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);

  • совершенствование пространственных представлений;

  • улучшение ручной моторики;

  • развитие действий контроля;

  • совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);

  • вербализация плана деятельности;

  • умение работать в парах и группах сменного состава;

  • совершенствование диалогических умений;

  • формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.).

Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.


Место предмета в учебном плане


В учебном плане предмет «Технология» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях, а последующие три года по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Таким образом, в 1 классе календарно-тематическое планирование рассчитано на 33 часа.


Методические указания к организации обучения по разделам


Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека происходит посредством бесед, анализа окружающих предметов, выделения их составных частей и обсуждения их назначения. Познание разнообразия предметов рукотворного мира на первом этапе проходит на предметах, окружающих ребенка в быту: посуда, мебель, игрушки, одежда, предметы быта и декоративно-прикладного искусства.

На уроках, исходя из темы, необходимо уделять время для ознакомления с профессиями людей связанными с изготовлением предметов обихода и быта. Обязательны краткие беседы с обучающимися о сфере деятельности родителей и их профессиях, обсуждение, в чем заключается их труд. Подобные беседы обязательно должны быть подготовлены заранее, т.е. родители и дети сориентированы в вопросах, которые будут заданы. Следует поощрять визуальные презентации профессиональной занятости родителей.

Рассматриваются особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа.

Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов формируется через рациональные способы конструирования изделия и расходования материалов, демонстрируемых детям педагогом (с соответствующими словесными комментариями).

На занятиях педагогу необходимо показывать и формировать первоначальные способы анализа задания, слушать и слышать инструкцию. Учитывая особенности восприятия обучающихся с ЗПР, инструкции следует делать краткими, четкими, понятными. В инструкциях недопустимы сложные обороты и многоступенчатость.

В формулировках инструкций глагол лучше ставить на последнее место, так как школьники с ЗПР, как и дети с умственной отсталостью, часто его воспринимают как разрешение к действию. Если поставить глагол в начало инструкции, то последующие слова дети могут уже не слушать и выполнять инструкцию так как поняли сами, что может привести к искажению планируемого результата.

Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы формируются в ходе выполнения практических заданий. (Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени). Навыки контроля и корректировки хода работы формируются очень постепенно путем обучения сравниванию результата продукта собственной деятельности с эталонным образцом и последующей корректировке обнаруженных недочетов.

В начале учебного года, пока первоначальные умения только формируются, в занятия не рекомендуется включать работу в парах и группах сменного состава. Подобная организация урока возможна не ранее, чем во втором полугодии. Однако в последующем групповая работа совершенно необходима. Так осуществляется формирование культуры межличностных отношений в совместной деятельности, происходит обучение правильной коммуникации и правилам безопасной работы.

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) сводится к подбору цвета узора, украшающего изделие.

Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты начинают создаваться также не ранее, чем во второй половине года. Но в начале, на этапе формирования первоначальных навыков проектной деятельности, конечно же ведущую роль в организации, контроле действий осуществляет учитель.

Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды) происходит на каждом занятии. Учитель обращает внимание детей на эти характеристики предметов, дает возможность самостоятельного сравнения по заданным признакам. Необходимо следить, чтобы обучающиеся, описывая предметы, обращали внимание на перечисленные свойства, а обозначающие их слова появлялись в активном словаре.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. В первом классе происходит знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека). Дети обучаются приемам их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью).

Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, сминание, складывание, скатывание), лишь затем включаются задания, предполагающие использование инструментов. Изобразительно–иллюстративный материал может быть представлен в виде фотографий, рисунков, графических предметно-операционных планов, которые должны характеризоваться четкостью, легкостью понимания, быть эстетичными и привлекающими внимание обучающихся, мотивировать на выполнение задания.

Благодаря этому формируются и автоматизируются такие операции как сравнение (образца с изделием, с выделением критериев сравнения), анализ (определение составных частей и деталей, выделение существенных признаков предмета: форма, цвет, размер, материал, свойства).

Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань) предпочтительно формировать в игровой деятельности, с опорой на практические действия, направленные на подтверждение изученных свойств и качеств материала. Последнее производится путем исследования элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов (хрупкость, прочность, промокаемость, изменение формы и т.п.). Дается понятие и обозначается сфера применения таких материалов как бумага, ткань, пластилин.

Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей) осуществляется преимущественно репродуктивным путем (по подражанию заданному учителем). Вместе с тем допустимо использование поисковых действий (поэкспериментировать как лучше расположить шаблон на листе). В 1 классе сначала происходит обучение выбору материалов для изготовления изделия по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Когда способы усвоены, детям предоставляется возможность самостоятельного выбора материала по какому-либо параметру (например, выбор цвета или формы будущего изделия).

На уроке путем практического взаимодействия постигается общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Причем знакомство с каждой составляющей происходит рекомендательно очень подробно на отдельных занятиях. В 1 классе осваиваются наименования и способы выполнения основных технологических операций ручной обработки материалов:

  • разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу);

  • выделение деталей (отрывание, резание ножницами);

  • формообразование деталей (сминание, сгибание, др.); складывание и

  • сборка изделия (клеевое соединение);

  • отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация).

Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема) происходит на уровне механического запоминания: узнавание с последующим называнием.

Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий так же носит ознакомительный характер. Дети должны отличать целое изделие от его деталей. Осваивается клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий осуществляется по образцу, рисунку.

Практика работы на компьютере. Работа с компьютером носит также практико-ознакомительный характер. Осуществляется знакомство с функциями разных частей компьютера. Осваивается включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. В обязательном порядке изучаются правила работы, соблюдения безопасности, формируется бережное отношение к техническим устройствам. Содержательно обучающиеся осваивают работу с рисунками (преобразование, удаление).



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования.

Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися. Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно, как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.).

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.


Личностные результаты на конец обучения:

  • формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью;

  • формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;

  • овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности;

– формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;

– способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

– формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; – развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

– овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД позволяют:

  • определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;

  • понимать смысл инструкции учителя;

  • определять план выполнения заданий под руководством учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.


Познавательные УУД позволяют:

  • ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания;

  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве;

  • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять различие;

  • с помощью учителя различать новое от уже известного;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

  • анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.


Коммуникативные УУД позволяют:

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

  • соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;

  • принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;

  • контролировать свои действия при совместной работе;

  • договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

  • осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:

– осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;

– пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.

Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях:

– использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;

– получать и уточнять информацию от партнера, учителя;

– осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;

– в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.

Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

  • формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

  • формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

  • формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;

  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.


Основное содержание учебного предмета


Содержание предмета «Технология» представлено видами работ с различными материалами: пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, тканью. В соответствии с ПрАООП учебный предмет «Технология» может быть представлен ниже перечисленными разделами.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека. Познание разнообразия предметов рукотворного мира. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью).

Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей. Общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами). Формообразование деталей др.). Сборка изделия (клеевое (сминание, сгибание, складывание и соединение). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема).

Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании. Целое изделие и его детали. Клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий по образцу, рисунку.

Практика работы на компьютере. Работа с компьютером. Функции разных частей компьютера. Включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. Правила работы, соблюдения безопасности. Работа с рисунками (преобразование, удаление).


Рекомендации по учебно-методическому и

материально-техническому обеспечению


1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

2. Шипилова Н. В.,Роговцева Н. И.,Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

3. Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

4. Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Технология». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 классе желательно достичь следующих результатов:

  • умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий материалов;

  • составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством неподвижного соединения деталей клеем, пластилином;

  • умение различать и использовать названия и назначение инструментов и приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей, стека);

  • умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону;

  • умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением правильной рабочей позы;

  • умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции, наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали пластилином).



Распределение учебных часов


I

четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Основные часы






Экскурсии






Всего





66



































п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы и проблемы

Виды практической деятельности

Формы отчётности

Коррекция

на уроке

I.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание.

6 ч.






1.

Я и мир вокруг. Экскурсия.

1 ч.









Красота окружающего мира. Мир природы.

Наблюдение и изучение форм природы.


Сбор

природного

материала.

Развитие

представления

о природе,

её красоте,

неповторимости.

Воспитание бережного отношения

к природе.

2.

Труд и человек. Рукотворный мир как результат труда человека.

1 ч.







Предметный мир, созданный человеком. Изобретения природы и человека.

Преобразование мира человеком. Ресурсы природы, используемые человеком.

Слушание рассказа учителя.

Работа

по иллюстрациям.

Составление коллективного рассказа по иллюстрациям.

Развитие зрительной и слуховой памяти,

внимания, памяти, мышления, связной речи.

3.

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

1 ч.










Роль трудовой деятельности в жизни общества. Виды деятельности человека.

Расширение представлений

о профессиях.

Понятие «профессия». Виды профессий.

Профессии членов семьи.

Отгадывание загадок

о профессиях.

Составление рассказа

по иллюстрациям.

Игра “Волшебный мешочек”.

Игра «Отгадай профессию».

Развитие зрительной и слуховой памяти,

внимания, памяти, мышления, связной речи.

4.

Природа

в художественно-практической деятельности человека. Природа и техническая среда.

1 ч.














Отличие изделий природы и человека.

Украшение предметов быта.

Узоры природы – источник украшения быта человека. Отличие природы

от предметов, сделанных человеком. Приспособления

для изменения свойств материалов и предметов. Техника.

Виды специальной техники.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа.

Слушание рассказа учителя.

Рассматривание и анализ изделий, созданных руками человека.

Фронтальный опрос.

Развитие зрительной и слуховой памяти,

внимания, памяти, мышления, связной речи, умения выслушивать одноклассников, слушать учителя, отвечать

на вопросы.

5.

Дом и семья. Самообслуживание.

1 ч.










Трудовые обязанности дома. Самообслуживание. Уборка дома.

Помощь родителям дома.

Беседа. Составление рассказа

по иллюстрациям.


Составление рассказа.

Развитие внимания, памяти, мышления, связной речи, умения выслушивать одноклассников, отвечать

на вопросы.

6.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

1 ч.











Знакомство с понятиями «материалы» и «инструменты».

Организация рабочего места.

Культура труда.

Правила безопасной работы на уроках технологии.



Рассматривание образцов материалов и инструментов.

Правила работы

с материалами и инструментами

на уроках технологии.

Нахождение и показ материалов и инструментов, используемых на уроках технологии.

Развитие зрительной и слуховой памяти,

внимания, памяти, умения слушать учителя, отвечать

на вопросы.

II.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

16 ч.






7.

Природный материал.

1 ч.











Происхождение и виды природных материалов.

Материалы в декоративно-прикладном творчестве.

Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала.

Рассматривание образцов природных материалов.

Наблюдение, сопоставление, сравнение видов и свойств природных материалов.

Выкладывание узоров крупой по шаблону.

Развитие умения сравнивать, сопоставлять природные материалы, их виды и свойства.

8.

Изготовление аппликации

из листьев.

1 ч.









Понятие «Аппликация».

Правила техники безопасности при работе

с клеем.

План выполнения работы.

Подготовка материалов

к работе.

Анализ изделия.

Составление плана работы.

Практическая работа.

Выставка работ.

Выполнение аппликации

из листьев.

Развитие зрительной и слуховой памяти,

внимания, наблюдательнос-

ти, умения анализировать образец, работать

по плану.

9.

Пластилин. Аппликация

из пластилина.

1 ч.


Назначение и свойства пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Приёмы работы

с пластилином.

Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе

с пластилином.

Анализ образца. Составление плана работы.

Практическая работа.

Выставка работ.

Выполнение аппликации

из пластилина.

Развитие умения работать

по плану, оценивать свою работу и работу одноклассников.

10.

Лепка предметов

из пластилина.

1 ч.


Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе

с пластилином.

Приёмы работы

с пластилином.

Рассматривание и анализ предметов различной формы (шаровидной, вытянутой, конусовидной).

Приёмы работы

с пластилином.

Практическая работа.

Выставка работ.

Лепка предметов шаровидной, вытянутой и конусовидной формы.

Развитие умения сравнивать, анализировать, использовать приёмы работы

с пластилином.

11.

Пластилин. Композиция

из пластилина.

1 ч.


Использование пластилина как соединительного материала. Правила выполнения объёмных изделий, детали которых соединяются при помощи пластилина.

Понятие «композиция».

Подготовка материалов

к работе.

Рассматривание и анализ изделия.

Составление плана работы.

Практическая творческая работа.

Выставка работ.

Изготовление изделия

из природного материала с использовани-

ем техники соединения пластилином.

Развитие творческих способностей, умения работать

по плану, использовать приёмы работы

с пластилином.

12.

Бумага как материал.

Приёмы работы

с бумагой.

1 ч.


Знакомство с процессом изготовления бумаги, её свойствами, использованием бумаги человеком.

Правила экономного расходования бумаги.

Инструменты для работы с бумагой.

Правила безопасности

при работе

с инструментами.

Приёмы работы

с бумагой (сминание, сгибание, разрывание).

Рассматривание образцов видов бумаги.

Организация рабочего места.

Упражнения

в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям.


Выполнение задания

по образцу.

Развитие зрительной и слуховой памяти навыков работы

с бумагой, умения расходовать бумагу экономно, слушать учителя, выполнять задание

по образцу, работать аккуратно.

13.

Бумага как материал. Приёмы работы

с бумагой.

1 ч.


Инструменты для работы с бумагой.

Правила безопасности

при работе

с инструментами.

Резание бумаги ножницами.

Упражнения

в резании ножницами

по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги

на квадраты, прямоугольники, треугольники. Вырезание квадратов из прямоугольников.

Выполнение задания

по образцу.

Развитие умения работать

с бумагой, навыков разрезания бумаги ножницами. Развитие зрительной и слуховой памяти.


14.

Приёмы работы

с бумагой.

1 ч.


Понятие «шаблон».

Работа

с шаблонами. Разметка

по шаблону. Упражнения

в резании ножницами

по контурам.

Вырезание кругов, овалов, размеченных

по шаблону.

Развитие умения работать

с шаблонами, пользоваться ножницами.

15.

Приёмы работы

с бумагой.

1 ч.


Организация рабочего места при работе

с бумагой.

Понятие «аппликация».

Правила техники безопасности при работе

с ножницами, клеем.

Орнаменты

из геометрических фигур.

Правила экономного расходования бумаги.

Подготовка материалов и инструментов

к работе. Рассматривание и анализ образца изделия. Планирование работы.

Составление узора в полосе

по образцу.

Практическая работа.


Изготовление закладки.

Развитие умения работать

с бумагой, ножницами, по

составленному плану, соблюдая правила работы

с ножницами и клеем.


16-17.

Бумага. Приёмы разметки квадрата, круга, треугольника

на глаз и по шаблону.

2 ч.


Свойства бумаги.

Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

Приёмы работы с бумагой: складывание пополам,

из угла в угол, разглаживание по сгибу

от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу.

Организация рабочего места.

Техника безопасности

при работе

с ножницами.

Практическая работа

под руководством учителя.

Работа

с бумагой и ножницами.

Формирование приёмов работы

с бумагой. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, умения работать по инструкции.

18.

Приёмы вырезания геометрических фигур.

1 ч.


Обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям.

Организация рабочего места. Обводка

по шаблону, вырезание

по прямым и кривым линиям геометрических фигур.

Работа

с бумагой и ножницами.

Развитие умения работать

с бумагой и

ножницами.

19.

Симметричное вырезание.

1 ч.


Симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание. Рациональное использование бумаги.

Рассматривание и анализ образцов работ.

Техника безопасности

при работе

с ножницами и клеем.

Практическая работа.

Выставка работ.

Развитие зрительной и слуховой памяти навыков работы

с бумагой, ножницами и клеем, умения расходовать бумагу экономно, слушать учителя, выполнять задание

по инструкции.




20.

Составление узоров

в полосе, квадрате, круге.



Узоры в полосе, квадрате, круге, их применение

в жизни.


Рассматривание и анализ образцов работ.

Техника безопасности

при работе

с ножницами и клеем.

Практическая творческая работа.

Выставка работ.

Развитие зрительной и слуховой памяти навыков работы

с бумагой, ножницами и клеем, выполнять задание

по инструкции, оценивать работы.

21.

Текстиль. Одежда, ткань, нитки.

1 ч.


Способы получения ткани и ниток. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.

Инструменты для работы с тканью.

Рассматривание образцов ткани и ниток.

Правила техники безопасности

при работе

с ножницами.

Рассматривание и анализ образца. Составление плана работы.

Практическая работа.

Изготовление куклы

из ниток.

Развитие умения работать

с нитями, самостоятельности в работе, умения работать по плану, оценивать свою работу и работу одноклассников.

22.

Видеопутешествие

на швейную фабрику.

1 ч.


Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых

её изготавливают.

Процесс изготовления одежды. Фурнитура. Применение пуговиц, тесьмы, замков, крючков. Способы украшения одежды.

Профессии швейного производства.


Знакомство

с работой швейной фабрики.

Фронтальный опрос.

Развитие внимания, памяти, связной речи, расширение кругозора.

III.

Конструирование и моделирование.

8 ч.






23.

Технологический процесс. План.

1 ч.


Общее представление

о технологическом процессе.

План как один из главных компонентов созидательной деятельности.

Вступительная беседа.

Слушание рассказа учителя.

Работа

по картинкам и таблицам.

Фронтальный опрос.

Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, памяти.

24-25.

Виртуальная экскурсия на производство.

2 ч.


Виртуальная экскурсия

на производство.

Просмотр видеофильма.

Фронтальный опрос.

Расширение кругозора, развитие познавательного интереса, внимания, памяти.

26.

Технологические операции ручной обработки материалов.

1 ч.


Моделирование изделий

с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку.

Определение особенностей конструкции, подбор материалов и инструментов. Планирование последовательности практических действий.

Подготовка отдельных деталей. Составление изделия

из нескольких деталей.

Практическая работа.

Формирование навыка выбирать необходимые материалы и инструменты для получения результата.

27-28.

Изделие и его конструкция.

2 ч.


Составление картинного плана последовательности действий.

Составление изделия

из нескольких деталей.

Подготовка отдельных деталей. Составление изделия

из нескольких деталей.


Практическая работа.

Развитие умения составлять картинный план последователь-ности действий.

29-30.

Конструирование и моделирование несложных объектов.

2 ч.


Предметное симметричное вырезание. Плоскостная аппликация.

Распределение заданий в группе. Подготовка отдельных деталей. Составление изделия

из нескольких деталей.

Работа

в группе.

Развитие умения работать

в группе.

IV.

Способы общения, хранения и передачи информации.

3 ч.






31.

Информация. Способы хранения и передачи информации.

1 ч.


Развитие письменности. Использование различных материалов для передачи информации. Способы получения и передачи важной информации.

Знаково-символическая форма передачи информации.

Создание рисунчатого письма путём продавливания

на пластичном материале (пластилин, фольга).

Практическая работа.

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, умения работать

с пластилином.

32.

Общение. Способы общения. Важные телефонные номера.

1 ч.


Способы общения людей. Способы получения и передачи информации.

Современные средства связи. Важные телефонные номера.

Беседа.

Слушание учителя и ответов одноклассников.

Работа

с карточками.

Фронтальный опрос.

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, связной речи.

33.

Правила дорожного движения.

1 ч.


Дорожные знаки – способ передачи информации

о правилах дорожного движения. Значение дорожных знаков

для обеспечения безопасности.

Работа

с таблицами «Дорожные знаки».

Практическая работа

по изготовлению дорожных знаков, памятки с важными номерами.

Практическая работа.


Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, умения работать по инструкции.





21