© 2020, Козлов Михаил Михайлович 156 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По технологии 5 класс
Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов. В школе учебный предмет «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Рабочая программа по технологии, составлена на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2010 г. № 1897;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы ( Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.
Положения о рабочей программе школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ».
Выбор данной программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии и раскрывает содержания основных направлении и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся.
Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
Рабочая программа составлена с учетом полученных знаний учащихся в начальной школы на уроках технологии и опыта их учебно-трудовой деятельности.
В результате изучения учебного предмета «Технология» учащиеся овладеют следующими знаниями и умениями:
— находят, обрабатывают и используют необходимую информацию, читают и выполняют несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
— выдвигают и оценивают предпринимательские идеи, проектируют предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планируют свою практическую деятельность с учётом реальных условий осуществления технологического процесса;
— создают продукты труда (материальные объекты и услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
— выполняют с учётом требований безопасности труда необходимые приёмы работ и технологические операции, используя соответствующие инструменты и оборудование;
— оценивают возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологии их изготовления, дают элементарную экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности;
— ориентируются в мире профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности, составляют жизненные и профессиональные планы.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главная цель учебного предмета «Технология»:
формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:
а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.
Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:
культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
компьютерную поддержку каждого модуля;
графику и черчение;
ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
основы материаловедения и машиноведения;
прикладную экономику и предпринимательство;
историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
профинформацию и профориентацию;
нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.
Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
Учебно-тематический план 5б класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Контроль | Дата 5б |
1 | Вводное занятие. О предмете «Технология» Творческий проект. | 2 | Содержание курса технологии. Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской. Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты проекта. Источники информации при выборе темы проекта |
| 6.09 |
2 | Древесина как природный конструкционный материал | 2 | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины |
| 13.09 |
3 | Пиломатериалы. Древесные материалы | 2 | Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование | Входной контроль | 20.09 |
4 | Графическое изображение деталей и изделий | 2 | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа |
| 27.09 |
5 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | 2 | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака |
| 4.10 |
6 | Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта | 2 | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции |
| 11.10 |
7 | Разметка заготовок из древесины | 2 | Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки | Тест №2 «графие изображение изделий из древесины» | 18.10 |
8 | Пиление заготовок из древесины
| 2 | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции |
| 25.10 |
9 | Строгание заготовок из древесины
| 2 | Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании |
| 8.11 |
10 | Сверление отверстий в деталях из древесины
| 2 | Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды сверл. Правила безопасной работы при сверлении. |
| 15.11 |
11 | Соединение деталей при помощи гвоздей, шурупами.
| 2 | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами. Правила безопасной работы. | Тест №3 «Пиление ,строгание древесины. Сверление отверстий.» | 22.11 |
12 | Соединение деталей из древесины клеем. | 2 | Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея. Правила безопасной работы с ним |
| 29.11 |
13 | Зачистка деталей из древесины.
Отделка изделий из древесины. | 2 | Зачистка как отделочная операция. Инструменты для зачистки. Виды наждачных шкурок. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины |
| 6.12 |
14 | Выпиливание Лобзиком | 2 | Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда |
| 13.12 |
15 | Выжигание по дереву | 2 | Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда |
| 20.12 |
16 | Понятие о машинах и механизмах. Рабочее место для ручной обработки металлов. | 2 | Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах организация рабочего места для ручной обработки металлов. Назначение и устройство слесарного верстака и тисков. Инструменты для ручной обработки металлов и искусственных материалов. правила безопасной работы. |
| 29.12 |
17 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы | 2 | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов |
| 17.01 |
18 | Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
| 2 | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта |
| 24.01 |
19 | Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов | 2 | Ознакомление с технологическими процессами создания изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
|
| 31.01 |
20 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки Разметка заготовок ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО металла, проволоки, пластмассы | 2 | Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной рабо Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Ручные инструменты для разметки. Шаблон
| Тест №4 «Понятие о механизме и машине» | 8.02 |
21 22 | Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки. | 4 | Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы. |
| 14.02 21.02 |
23 | Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки | 2 | Сгибание как технологическая операция. Приемы ее выполнения. Инструменты и приспособления для выполнения гибки металла. |
| 28.02 |
24 | Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов | 2 | Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле и искусственных материалах. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы |
| 7.03 |
25 | Устройство настольного сверлильного станка и приёмы работы на нём | 2 | Назначение и устройство настольного сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы
| Тест №5 «Тонколистовой металл и проволока» | 14.03 |
26 27 | Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Отделка изделий | 4 | Способы соединения деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда |
| 21.03 4.04 |
28 | Интерьер жилого помещения
| 2 | Интерьер помещения в городском и сельском доме. Требования к интерьеру жилых помещений. |
| 11.04 |
29 | Эстетика и экология жилища
| 2 | Экология жилища. Микроклимат в жилом помещении. Бытовые электрические светильники и климатические приборы.
|
| 18.04 |
30 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью. | 2 | Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью |
| 25.04 |
31- 33 | Работа над творческим проектом: обоснование темы проекта, разработка эскизов деталей изделия, технологический процесс изготовления изделия, защита проекта | 6 | Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к выполненному изделию расчет затрат на выполнение проекта. Защита проекта. | Итоговый контроль | 16.05 23.05 30.05 |
| Всего: | 66 |
|
|
|
Учебно-тематический план 5а,в класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Контроль | Дата 5а-в |
1 | Вводное занятие. О предмете «Технология» Творческий проект. | 1 | Содержание курса технологии. Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской. Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты проекта. Источники информации при выборе темы проекта |
| 7.09 |
2 | Древесина как природный конструкционный материал | 1 | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины |
| 14.09 |
3 | Пиломатериалы. Древесные материалы | 1 | Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование | Входной контроль | 21.09 |
4 | Графическое изображение деталей и изделий | 1 | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа |
| 28.09 |
5 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | 1 | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака |
| 5.10 |
6 | Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта | 1 | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции |
| 12.10 |
7 | Разметка заготовок из древесины | 1 | Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки | Тест №2 «графическое изображение изделий из древесины» | 19.10 |
8 | Пиление заготовок из древесины
| 1 | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции |
| 26.10 |
9 | Строгание заготовок из древесины
| 1 | Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании |
| 9.11 |
10 | Сверление отверстий в деталях из древесины
| 1 | Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды сверл. Правила безопасной работы при сверлении. |
| 16.11 |
11 | Соединение деталей при помощи гвоздей, шурупами.
| 1 | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами. Правила безопасной работы. | Тест №3 «Пиление ,строгание древесины. Сверление отверстий.» | 23.11 |
12 | Соединение деталей из древесины клеем. | 1 | Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея. Правила безопасной работы с ним |
| 30.11 |
13 | Зачистка деталей из древесины.
Отделка изделий из древесины. | 1 | Зачистка как отделочная операция. Инструменты для зачистки. Виды наждачных шкурок. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины |
| 7.12 |
14 | Выпиливание Лобзиком | 1 | Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда |
| 14.12 |
15 | Выжигание по дереву | 1 | Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда |
| 21.12 |
16 | Понятие о машинах и механизмах. Рабочее место для ручной обработки металлов. | 1 | Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах организация рабочего места для ручной обработки металлов. Назначение и устройство слесарного верстака и тисков. Инструменты для ручной обработки металлов и искусственных материалов. правила безопасной работы. |
| 28.12 |
17 | Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы | 1 | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов |
| 17.01 |
18 | Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
| 1 | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта |
| 24.01 |
19 | Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов | 1 | Ознакомление с технологическими процессами создания изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
|
| 31.01 |
20 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки Разметка заготовок ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО металла, проволоки, пластмассы | 1 | Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной рабо Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Ручные инструменты для разметки. Шаблон
| Тест №4 «Понятие о механизме и машине» | 7.02 |
21 22 | Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки. | 2 | Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы. |
| 14.02 21.02 |
23 | Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки | 1 | Сгибание как технологическая операция. Приемы ее выполнения. Инструменты и приспособления для выполнения гибки металла. |
| 28.02 |
24 | Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов | 1 | Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле и искусственных материалах. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы |
| 7.03 |
25 | Устройство настольного сверлильного станка и приёмы работы на нём | 1 | Назначение и устройство настольного сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы
| Тест №5 «Тонколистовой металл и проволока» | 14.03 |
26 27 | Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Отделка изделий | 2 | Способы соединения деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда |
| 21.03 4.04 |
28 | Интерьер жилого помещения
| 1 | Интерьер помещения в городском и сельском доме. Требования к интерьеру жилых помещений. |
| 11.04 |
29 | Эстетика и экология жилища
| 1 | Экология жилища. Микроклимат в жилом помещении. Бытовые электрические светильники и климатические приборы.
|
| 18.04 |
30 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью. | 1 | Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью |
| 25.04 |
31- 33 | Работа над творческим проектом: обоснование темы проекта, разработка эскизов деталей изделия, технологический процесс изготовления изделия, защита проекта | 4 | Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к выполненному изделию расчет затрат на выполнение проекта. Защита проекта. | Итоговый контроль | 16.05 23.05 30.05 |
| Всего: | 33 |
|
|
|
Пояснительная записка
по технологии 6 класса.
Данная учебная программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии 07.06.2005 г. №03– 1263.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебного плана МБОУ СОШ №5 на 2014-2015 учебный год.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главная цель учебного предмета «Технология»:
формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:
а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.
Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:
культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
компьютерную поддержку каждого модуля;
графику и черчение;
ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
основы материаловедения и машиноведения;
прикладную экономику и предпринимательство;
историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
профинформацию и профориентацию;
нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.
Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».
Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Учащиеся должны знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;
виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
виды пиломатериалов;
возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
устройство сливного бачка.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
выполнять шиповые соединения;
шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Календарно-тематический план 6а, 6бкласс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Контроль | Дата 6а | Дата 6б |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины |
| Содержание курса «Технология. 6 класс». Правила безопасной работы в мастерской Структура лесной и деревообрабатывающей промышленности. Виды лесоматериалов, технология производства и |
|
|
|
2 | Пороки древесины |
| Пороки древесины: природные и технологические |
|
|
|
3 | Производство и применение пиломатериалов |
| Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения | Входной контроль |
|
|
4 | Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности |
| Влияние технологий заготовки и обработки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России |
|
|
|
5 | Чертёж детали. Сборочный чертёж |
| Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. |
|
|
|
6 | Основы конструирования и моделирования изделия из дерева |
| Общие сведения о конструировании. Этапы конструирования изделия. Функции вещей. Требования, учитываемые при конструировании различных предметов. Общие сведения о моделировании |
|
|
|
7 | Соединение брусков |
| Виды соединений брусков. Последовательность выполнения соединений брусков различными способами. Инструменты для выполнения данного вида работ. Правила безопасной работы |
|
|
|
8 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом |
| Технология изготовления деталей цилиндрической и конической форм ручным способом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества |
|
|
|
9 | Составные части машин |
| Технологические машины. Составные части машин. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчёт |
|
|
|
10 | Устройство токарного станка |
| Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке |
|
|
|
11-12 | Технология точения древесины на токарном станке |
| Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов | Тест №2 Устройство токарного станка |
|
|
13 | Художественная обработка изделий из древесины |
| Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Художественная резьба. Виды орнаментов. Виды резьбы. Инструменты для ручной художественной резьбы. Приёмы выполнения художественной резьбы. Правила безопасной работы |
|
|
|
14 | Защитная и декоративная отделка изделий из древесины |
| Виды защитной и декоративной отделки изделий из древесины. Правила безопасности при окрашивании изделий. Затраты на изготовление изделия |
|
|
|
15 | Свойства чёрных и цветных металлов |
| Металлы и сплавы, область их применения. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Влияние технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека. Правила поведения в слесарной мастерской |
|
|
|
16 | Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката |
| Понятие о процессе обработки металлов. Виды сортового проката. Графическое изображение деталей из сортового проката. |
|
|
|
17 | Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем |
| Разметка заготовок из сортового металлического проката, экономичность разметки. Назначение и устройство штангенциркуля. Измерения штангенциркулем |
|
|
|
18 | Изготовление изделий из сортового проката |
| Технологический процесс. Технологическая операция. Профессии, связанные с обработкой металла | Тест№ 3 Свойства черных и цветных металлов |
|
|
19 | Резание металла слесарной ножовкой |
| Назначение и устройство слесарной ножовки. Приёмы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой |
|
|
|
20 | Рубка металла |
| Инструменты для рубки металла. Приёмы рубки металла в тисках. Правила безопасной работы |
|
|
|
21 | Опиливание металла |
| Опиливание металла. Инструменты для выполнения операции опиливания. Правила безопасной работы |
|
|
|
22 | Отделка изделий из металла |
| Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с отделкой изделия |
|
|
|
23 | Закрепление настенных предметов. Установка форточек. |
| Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях. Инструменты, необходимые для ремонта. | Тест №4 Рубка и опиливание металла |
|
|
24 | Устройство и установка дверных замков |
| Виды дверных замков и их устройство. Инструменты для установки дверных замков. Технология установки дверных замков. Правила безопасной работы |
|
|
|
25 | Простейший ремонт сантехнического оборудования |
| Виды сантехнического оборудования. Устройство водопроводного крана и смесителя. Виды неисправностей. Технология ремонта водопроводного крана смесителя. Инструменты для ремонта сантехнического оборудования. Правила безопасной работы |
|
|
|
26 | Основы технологии штукатурных работ |
| Виды и назначение штукатурных работ. Виды штукатурных растворов. Инструменты для штукатурных работ. Технология мелкого ремонта штукатурки. Правила безопасной работы |
|
|
|
27 | Техническая эстетика изделий |
| Техническая эстетика. Требования к технической эстетике изделий. Понятие золотого сечения. Требования к внешней отделке изделия |
|
|
|
28 | Основные требования к проектированию. Элементы конструирования |
| Требования, предъявляемые при проектировании изделий. Методы конструирования |
|
|
|
29 | Разработка творческого проекта |
| Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Последовательность проектирования |
|
|
|
30-33 | Выбор и оформление творческого проекта |
| Виды проектной документации. Выбор вида изделия. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль качества. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов | Итоговый контроль |
|
|
Пояснительная записка
по технологии 7 класса.
Данная учебная программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии 07.06.2005 г. №03– 1263.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебного плана МБОУ СОШ №5 на 2014-2015 учебный год.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Главная цель учебного предмета «Технология»:
формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:
а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.
Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:
культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
компьютерную поддержку каждого модуля;
графику и черчение;
ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
основы материаловедения и машиноведения;
прикладную экономику и предпринимательство;
историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
профинформацию и профориентацию;
нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
творческое, художестенное и этнохудожественное развитие.
Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».
Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Учащиеся должны знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений;
виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
устройство сливного бачка.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
выполнять шиповые соединения;
шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Календарно -тематический план 7а, 7б, 7в класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Контроль | Дата 7а | Дата 7б | Дата 7в |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда | 1 | Содержание курса «Технология. 7 класс». Правила безопасного поведения в столярной мастерской |
|
|
|
|
2. | Физико-механические свойства древесины | 1 | Основные физико-механические свойства древесины. Определение плотности и влажности древесины. Зависимость области применения древесины от её свойств. Правила сушки и хранения древесины | Тест №1 Входной контроль |
|
|
|
3. | Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей | 1 | Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Конструкторская документация. Технологическая документация. Сведения о технологическом процессе. |
|
|
|
|
4. | Заточка деревообрабатывающих инструментов | 1 | Инструменты и приспособления для обработки древесины. Требования к заточке деревообрабатывающих инструментов. Правила заточки. Правила безопасной работы |
|
|
|
|
5. | Настройка рубанков и шерхебелей | 1 | Инструменты и приспособления для обработки древесины. Требования к заточке деревообрабатывающих инструментов. Правила заточки. Правила безопасной работы |
|
|
|
|
6. | Шиповые столярные соединения | 2 | Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. | Тест №2 Настройка деревообрабатывающиинструмент |
|
|
|
7. | Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами | 1 | Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями. Склеивание деревянных деталей |
|
|
|
|
8. | Точение конических и фасонных деталей | 1 | Устройство токарного станка и приёмы работы на нём. Технология изготовления конических и фасонных деталей из древесины. Контроль размеров и формы детали. |
|
|
|
|
9. | Художественное точение изделий из древесины | 2 | Художественное точение как вид художественной обработки древесины. Технология изготовления декоративно-прикладного назначения точением. Правила безопасной работы |
|
|
|
|
10 | Мозаика на изделиях из древесины | 1 | Мозаика как вид художественной отделки изделий из древесины. Способы выполнения мозаики. |
|
|
|
|
11 | Сталь, её виды и свойства. Термическая обработка стали | 1 | Металлы и сплавы. Виды сталей и их свойства. Маркировки сталей. Термическая обработка сталей. Основные операции термообработки |
|
|
|
|
12 | Чертёж деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках | 1 | Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. | Тест №3 Классификация стали |
|
|
|
13 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | 1 | Токарно-винторезный станок ТВ-6: устройство, назначение. Профессия – токарь. |
|
|
|
|
14 | Технология токарных работ по металлу | 1 | Организация рабочего места токаря. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Контроль качества. Правила безопасности при работе на станке |
|
|
|
|
15 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш | 1 | Устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. Виды фрез. Приёмы работы на станке. |
|
|
|
|
16 | Нарезание наружной и внутренней резьбы | 1 | Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Изображение резьбы на чертежах. Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и в отверстиях. |
|
|
|
|
17 | Художественная обработка металла (тиснение о фольге) | 1 | Фольга и её свойства. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Ручное тиснение. Последовательность операций. Правила безопасной работы | Тест№4 Нарезание наружной и внутренней резьбы |
|
|
|
18 | Художественная обработка металла (ажурная скульптура) | 1 | Виды проволоки и область их применения. Инструменты и приспособления для обработки проволоки. Художественная обработка металла. Приёмы изготовления скульптуры из металлической проволоки. Правила безопасности труда |
|
|
|
|
19 | Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром) | 1 | Накладная филигрань, как вид контурного декорирования. Способы крепления металлического контура к основе. Инструменты для выполнения накладной филиграни. |
|
|
|
|
20 | Художественная обработка металла (басма) | 1 | Басма – один из видов художественной обработки металла. Инструменты и приспособления. Технология изготовления басмы. |
|
|
|
|
21 | Художественная обработка металла (пропильный металл) | 1 | История развития художественной обработки листового металла. Техника пропильнорго металла. Последовательность выполнения. Правила безопасного труда. |
|
|
|
|
22 | Художественная обработка металла (чеканка на резиновой прокладке) | 1 | Инструменты и приспособления. Последовательность операций. Правила безопасной работы |
|
|
|
|
23 | Основы технологии штукатурных работ | 1 | Виды и назначение штукатурных работ. Виды штукатурных растворов. Инструменты для штукатурных работ. Технология мелкого ремонта штукатурки. Правила безопасной работы. |
|
|
|
|
24 | Основные технологии малярных работ | 1 | Общие сведения о малярных и лакокрасочных материалах. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Технология проведения малярных работ. Правила безопасности труда |
|
|
|
|
25 | Основы технологии плиточных работ | 1 | Виды плиток для отделки помещений. Способы крепления плиток. Инструменты и приспособления для плиточных работ. Правила безопасности труда | Тест №5 Ремонтно-строительные работы |
|
|
|
26 | Обоснование и выбор цели деятельности. Защита творческого проекта | 7 | Тематика творческих проектов. Эвристические методы поиска новых решений. Применение ЭВМ при проектировании. Основные виды проектной документации. Способы про Эскизы и чертежи изделия. ведения презентации проектов Изготовление | Итоговый контроль |
|
|
|
| Итого: |
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа 2018-2019уч. год
Технология Мальчики 8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая учебная программа по технологии для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) ,является примерной учебной программы по предмету Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2015
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки выпускников. Данная рабочая программа рассчитана на годовое количество часов: 34 (1ч. в неделю) Количество практических работ: 15
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе Составлена на основе Программы начального и основного общего образования. Авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
для учащихся:
Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций /
Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2015
для учителя:
Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Программа начального и основного общего образования, авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации : методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков.
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом технической базы, рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 часов в 8 классах.
На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии реализуется программа базисного уровня в 8- классах. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
профориентационных игр;
внеклассных интегрированных мероприятий;
проектной деятельности по ключевым темам курса.
Важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
слайд-лекции по ключевым темам курса;
редакторы текста;
графические редакторы (моделирование формы и узора);
принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характер человека») в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
схемы, плакаты, таблицы;
интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов
Учащиеся должны знать:
сферы трудовой деятельности;
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использование типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
профессии строителей;
как устанавливается врезной замок;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах.
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
собирать простейшие электрические цепи; читать схему квартирной электропроводки; определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
установить врезной замок; утеплять двери и окна;
анализировать графический состав изображения; читать несложные архитектурно-строительные чертежи.
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной; социально-трудовой; познавательно-смысловой; учебно-познавательной; профессионально-трудовым выбором; личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
собирать модели простых электротехнических устройств.
Календарно -тематический план 8а, 8б, 8в класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание | Контроль | Дата 7а | Дата 7б | Дата 7в |
1 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности |
| Освоение понятий «объект проектирования», «техническое задание», «банк идей», «презентация», «Пояснительная записка», «оценка проекта». |
|
|
|
|
2. | Бюджет семьи.
|
| Освоение понятий «ресурсы», «бюджет семьи», «доходы-расходы», «обязательные платежи», «подоходный налог», «кредит», «коммунальные платежи» | Входной контроль «Бюджет семьи» |
|
|
|
3. | Технология совершения покупок.
|
| Освоение понятий «потребности», «уровень благосостояния», «потребительская корзина», «сертификация», «маркировка», «штрихкод» и др. | Пр.работа «Сертификат соответствия и штриховой код» |
|
|
|
4. | Технология ведения бизнеса. |
| Освоение понятий «предпринимательская деятельность», «прибыль», «конкуренция», «лицензия», «маркетинг», «себестоимость», «бизнес-план» и др. | Пр. работа «Бизнес-идея» |
|
|
|
5. | Инженерные коммуникации в доме. |
| Освоение понятий «инженерные коммуникации», «отопление», «энергоснабжение», «вентиляция» . |
|
|
|
|
6. | Водопровод и канализация:типичные неисправности, простейший ремонт. Смесит. |
| Освоение понятий «водопровод», «вентиль», «водомеры», «канализация», «очистные сооружения», «сифон», «поплавок» . | Пр. работа «Изучение конструкции |
|
|
|
7. | Современные тенденции развития бытовой техники. |
| Освоение понятий «виды бытовой техники», «основные характеристики бытовой техники» и др. | Пр.р.«Поиск вариантов усовершенствования бытовой техники» |
|
|
|
8. | Современные ручные электроинструменты. |
| Освоение понятий «электродрель», «электрорубанок», «перфоратор», «шлифовальная машина», «фрезер» . | Пр. работа«Изучение шуруповёрта» |
|
|
|
9. | Электрический ток и его использование |
| Освоение понятий «электротехника», «источник питания», «электролит», «диэлектрики», «сила тока», «нагрузка», электрическая цепь и др. |
|
|
|
|
10 | Принципиальные и монтажные электрические схемы |
| Освоение понятий «монтажная схема», «установочная арматура» и др. |
|
|
|
|
11 | Потребители и источники электроэнергии |
| Освоение понятий «электрическое сопротивление», «резистор», «напряжение», «мощность» и др. |
|
|
|
|
12 | Электроизмерительные приборы. |
| Освоение понятий «амперметр», «вольтметр», «электросчётчик», «тариф на электроэнергию» и др. | Пр.работа«Изучение домашнего электросчётчика» |
|
|
|
13 | Правила безопасности при электротехнических работах. |
| Освоение понятий «правила электробезопасности», «электромонтажные инструменты» и др. | Пр.р. «Сборка разветвлённой электр. цепи» |
|
|
|
14 | Электрические провода. |
| Освоение понятий «электрические провода», «сращивание», «пайка», «припой», «флюсы», «лужение». | Пр.работа«Сращивание проводов» |
|
|
|
15 | Монтаж электрической цепи. |
| Освоение понятия «оконцевание проводов» | Пр.работа «Оконцевание проводов» |
|
|
|
16 | Электромагниты и их применение |
| Освоение понятий «магн. поле», «электромагнит», «якорь» |
|
|
|
|
17 | Электроосветительные приборы.
|
| Освоение понятий «лампы накаливания», «галогенные, люминесцентные, неоновые лампы», «светодиоды». |
|
|
|
|
18 | Бытовые электронагревательные приборы |
| Освоение понятий о различных типах приборов |
|
|
|
|
19 | Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами |
| Освоение понятий «шаговое напряжение», «токопроводящая среда» |
|
|
|
|
20 | Двигатели постоянного тока. |
| Освоение понятий «электрический двигатель», «коллектор», «щётки», «реверсирование» | Практическая работа «Изучение устройства двигателя постоянного тока» |
|
|
|
21 | Электроэнергетика будущего |
| Освоение понятий «термоядерное горючее», «катализаторы», «топлив. элементы» |
|
|
|
|
22 | Электромагнитные волны и передача информации |
| Освоение понятий «радиоэлектроника», «модуляция», «антенна» |
|
|
|
|
23 | Цифровые приборы |
| Освоение понятий |
|
|
|
|
24 | Сферы производства и разделение труда. |
| Освоение понятий «самоопределение личности», «профессиональная компетентность», «сфера производства» |
|
|
|
|
25 | Технология профессионального выбора. |
| Освоение понятий «классификация профессий», «профессиограмма», «психограмма» | Практическая работа «Выбор профессии» |
|
|
|
26 | Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. |
| Освоение понятий «самосознание», «самооценка», «профессиональный интерес» | Практическая работа «Определение уровня самооценки» |
|
|
|
27 | Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. |
| Освоение понятий «мотивы», «жизненный план», «профессиональная карьера», «проф.пригодность» | Практическая работа «Анализ мотивов своего проф. выбора» |
|
|
|
28 | Пример творческого проекта «Мой профессиональный выбор» |
| Анализ образцов творческих проектов. Оценка творческих проектов |
|
|
|
|
29 | Знакомство с банком объектов творческих проектов. |
| Моделирование собственного творческого проекта. Выбор способа выполнения проекта, построение алгоритма действий. Планирование результатов проекта. |
|
|
|
|
30 | Выбор темы собственного проекта. Консультация по выбранной теме. |
| Выполнение действий по подготовке презентации проекта. Рефлексия |
|
|
|
|
31 | Подготовка презентации проекта |
| Оценка проектов одноклассников и самооценка собственного проекта |
|
|
|
|
32 | Защита проекта |
|
| Итоговый контроль |
|
|
|
Литература
Программа: Технология (Электронный вариант) образовательные Программы и стандарты. Издательство «учитель»
Учебник: «Технология» для учащихся класса Общеобразовательных учреждений.
В.Д. Симоненко-М: «Вентана-Граф, 2005год». Допущено МО РФ.
Для учителя: Журнал. Уроки самоопределения. Издательский дом, «Первое сентября»-Классное руководство и воспитание школьников, г Резанкина. 2008 год. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела
«Технологии обработки конструкционных материалов» по программе В.Д. Симоненко / авт.-сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: изд. Учитель, 2009 год. «Сердце отдаю детям». Профильные классные часы.
Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, Технический справочник учителя труда: пособие для учителей./Ю.А. Боровков,
С.Ф. Легорнев, Б.А. Черепашенец.-2-е изд., переработанное и дополненное-М.: Просвещение. 1980 год.