Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;
ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека;
осмысление видов деятельности человека на производстве;
осмысление понятия «универсальные специальности» (слесарь, электрик и т. д.);
осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;
интерес к поисковой и исследовательской деятельности, широкая познавательная мотивация;
ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;
этические нормы (взаимопомощь, ответственность, долг, сочувствие, сопереживание);
интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;
представление о производствах, расположенных в регионе проживания ученика, и профессиях, необходимых на данных производствах;
навыки самообслуживания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умений оценивать результат своей деятельности;
умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;
осознания причин успешности и не успешности собственной деятельности;
осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнёра по общению и взаимодействию;
бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
осмысления значения производств для экономического развития страны и региона проживания;
уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
этических чувств (гордость, ответственность, стыд);
осознанных устойчивых этических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой деятельности;
потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;
учёта при выполнении изделия интересов, склонностей, способностей и потребностей других учеников.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;
учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;
создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;
определять необходимые этапы выполнения проекта;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;
различать способ и результат действий;
корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью;
оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога».
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
работать над проектом: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия;
определять наиболее рациональный способ выполнения изделия и/или находить новые способы решения учебной задачи;
прогнозировать затруднения, возможные при определении способа выполнения изделия или изменении конструкции изделия;
определять правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процесс выполнения изделия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
выделять из текста информацию о технологии производственного процесса;
использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора;
использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;
самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;
самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;
работать с информацией, представленной в различных формах;
обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
выделять существенные признаки изучаемых объектов;
овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
осознанно и произвольно строить сообщение;
строить логические суждения, включающие причинно-следственные связи;
создавать и/или преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями;
находить информацию в соответствии с заданными требованиями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
вести диалог при работе в паре и группе;
находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
контролировать свои действия и действия партнёра;
принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач;
соотносить свою позицию с позицией партнёра;
выбирать необходимые коммуникативные средства для организации дискуссии, беседы, обсуждения;
ориентироваться на партнёра при работе в паре и группе.
Предметные результаты
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА
Обучающийся научится:
воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей и творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России);
называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах: геолог, буровик, скульптор, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер,
слесарь-электрик, электрик, электромонтёр, агроном, овощевод, лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач, лётчик, космонавт, редактор, технический редактор, корректор, художник;
называть наиболее распространённые профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессий;
определять основные этапы создания изделий на производстве;
сравнивать на практическом уровне отдельные этапы
производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;
самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;
отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты для выполнения изделия в зависимости от вида работы;
проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.
Обучающийся получит возможность научиться:
знакомиться с производством и производственными циклами: вагоностроением, добычей полезных ископаемых, производством фарфора, обувным, кондитерским, швейным, деревообрабатывающим производством, очисткой воды, тепличным хозяйством, издательским делом;
осмыслять или объяснять понятия «производственный процесс», «производственный цикл»;
осмыслять понятие «универсальность профессии»;
осмыслять значение производства для экономического развития страны;
узнавать о наиболее значимых для России производствах и городах, в которых они расположены;
знакомиться с процессом создания изделий на производстве;
воспроизводить отдельные этапы производственного цикла при выполнении изделия;
осмыслять особенности производственной деятельности людей разных профессий;
выполнять самостоятельно проект.
Содержание учебного предмета, курса
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Знакомство с учебником. Материалы и инструменты. Земледелие. Технология выращивания лука. Профессии: пекарь, кондитер. Хохлома. Городецкая роспись. Дымковская игрушка. История матрёшки. Резьба по дереву. Освоение проектной деятельности. Новогодние украшения. Особенности деревянного зодчества. Ткачество. Традиционная мебель русской избы. Народный костюм. Рыболовство. Значение символа птицы в культуре. История книгопечатания.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Виды посуды и материалов. Глиняная посуда. Инструменты и приёмы работы с пластилином. Тестопластика, способ приготовления, приемы работы. Технология папье-маше. Аппликация. Самостоятельное составление плана выполнения изделия по образцу. Разметка деталей на ткани по шаблону. Создание изделия в технике рельефной картины. Аппликация из природного материала. Техника полуобъёмной пластики. Изготовление игрушки на основе помпона. Размётка с помощью циркуля. Структура ткани, переплетение нитей. Плетение в три нити. Технология выполнения строчки косых стежков. Технология выполнения строчки тамбурных стежков. Техника изонити. Техника полуобъёмной аппликации. Техника оригами. Фольга, её свойства, возможности использования.
3. Конструирование и моделирование
Конструирование из бумаги движущейся игрушки. Изготовление объемных изделий на основе развертки. Раскрой симметричных деталей. Изготовление объёмной модели на основе развёртки.
4. Практика работы на компьютере
Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации.
Проект «Праздничный стол», « Деревенский двор», «Убранство избы», «Аквариум». Презентация проектов.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов |
| по плану | фактически |
| | | Давайте познакомимся | 1 час |
1 | | | Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником | |
| | | Человек и земля | 23 часа |
2 (1) | | | Земледелие. Пр.р. по теме «Выращивание лука» | 1 |
3 (2) | | | Виды посуды и материалов. Глиняная посуда. Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». | 1 |
4 (3) | | | Инструменты и приёмы работы с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне». Пр. р. по теме «Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые». | 1 |
5 (4) | | | Профессии: пекарь, кондитер. Тестопластика, способ приготовления, приемы работы. Изделие «Игрушка из теста». | 1 |
6 (5) | | | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) Проект «Праздничный стол» | 1 |
7-8 (6-7) | | | Народные промыслы. Хохлома. Технология папье-маше. Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше | 2 |
9 (8) | | | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись» | 1 |
10 (9) | | | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин) Дымковская игрушка | 1 |
11 (10) | | | Народные промыслы. История матрёшки. Разметка деталей на ткани по шаблону. Матрешка из картона и ткани | 1 |
12 (11) | | | Резьба по дереву. Создание изделия в технике рельефной картины. Работа с пластичными материалами (пластилин). Изделие: «Деревня» | 1 |
13 (12) | | | Человек и лошадь. Конструирование из бумаги движущейся игрушки. Пр. р. по теме : «Домашние животные» Игрушка «Лошадка» | |
14 (13) | | | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы. | 1 |
15 (14) | | | Освоение проектной деятельности. Изготовление объемных изделий на основе развертки. Проект: «Деревенский двор». | 1 |
16 (15) | | | Работа с различными материалами. Новогодние украшения. Раскрой симметричных деталей. Изделие «Новогодняя маска». Ёлочные игрушки из яиц | 1 |
17 (16) | | | Особенности деревянного зодчества. Техника полуобъёмной пластики. Изделие: «Изба». | 1 |
18 (17) | | | Работа с волокнистыми материалами. Изготовление игрушки на основе помпона. Размётка с помощью циркуля. Изделие:« Домовой». | 1 |
19 (18) | | | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Композиция «Русская печь» | 1 |
20 (19) | | | Ткачество. Структура ткани, переплетение нитей. Изделие: «Коврик» | 1 |
21 (20) | | | Традиционная мебель русской избы. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Стол и скамья». | 1 |
22 (21) | | | Работа с волокнистыми материалами и картоном. Народный костюм. Плетение в три нити. Изделие «Русская красавица». | 1 |
23 (22) | | | Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие «Кошелёк» | 1 |
24 (23) | | | Работа с ткаными материалами. Технология выполнения строчки тамбурных стежков. Изделие «Салфетка». | 1 |
| | | Человек и вода | 3 часа |
25 (1) | | | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка» | 1 |
26 (2) | | | Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум» | 1 |
27 (3) | | | Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Техника полуобъёмной аппликации. Изделие «Русалка». | 1 |
| | | Человек и воздух | 3 часа |
28 (1) | | | Значение символа птицы в культуре. Техника оригами. Изделие «Птица счастья». | 1 |
29 (2) | | | Использование ветра. Изготовление объёмной модели на основе развёртки. Изделие «Ветряная мельница». | 1 |
30 (3) | | | Фольга, её свойства, возможности использования. Изделие «Флюгер». | 1 |
| | | Человек и информация | 3 часа |
31 (1) | | | Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Композиция «Карта на глиняной дощечке». История книгопечатания. Работа с бумагой и картоном Изделие «Книжка-ширма». | 1 |
32 (2) | | | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Пр. р. по теме «Ищем информацию в Интернете». | 1 |
33 (3) | | | Итоговая контрольная работа. | 1 |
| | | Заключительный урок | 1 час |
34 (1) | | | Анализ итоговой контрольной работы. Обобщающий урок «Что я узнал во 2 классе?» Презентация проектов. | 1 |