Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 125 от 30.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 – 2022 учебный год
по технологии
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 класс__
Общее количество часов___33____
Количество часов в неделю ___1___
Учитель начальных классов Марченко Ирина Петровна______________
Квалификационная категория высшая
Программа разработана на основе Примерной программы по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения), издательство М-«Просвещение» 2012год
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (с изменениями);
- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Примерная программа по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение», 2012год.
-УМК: Учебник "Технология" 1 класс. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.- М.: «Просвещение»,2018г.
Цели изучения технологии в начальной школе:
-овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
-освоение продуктивной проектной деятельности;
-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются:
-системно-деятельностный подход:обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
-теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
-духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
-развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
-формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
-формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
-развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
-формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
-развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
-формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
-гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
-развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
-формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
-обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором;
-формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
-формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
-формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
-формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
-формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
-формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения по технологии 1 класса
Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» "Технология" 1 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.- М.: «Просвещение», 2018 с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Предметные результаты
В результате работы по разделу «Давайте познакомимся » обучающийся научится:
-различать средства познания окружающего мира;
-различать инструменты и материалы;
-называть виды предметно-практической деятельности.
-устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить вопросительные предложения об окружающем мире;
-организовывать рабочее место
В результате работы по разделу «Человек и земля » обучающийся научится:
-подготавливать природные материалы к работе;
-осваивать приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном;
-осваиватьпрофессии, связанными с практической предметной деятельностью;
-осваиватьвиды и свойства материалов, правилами безопасной работы с ними;
-различать виды диких и домашних животных;
-выполнять макет дома;
-пользоваться шаблоном для разметки изделия;
-сервировать стол;
-выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
-планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.
В результате работы по разделу «Человек и вода» обучающийся научится:
-выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями;
-выполнять макет и модель изделия из различных материалов;
Обучающийся получит возможность научиться:
-организовывать и оценивать результаты проектной деятельности.
В результате работы по разделу «Человек и воздух» обучающийся научится:
-выполнять макет и модель изделия из различных материалов;
-размечать изделие с помощью шаблона;
-выполнять разметку, инструментами (шило, ножницы,нож, линейка);
-собирать игрушку, состоящую из 3 -4 деталей.
Обучающийся получит возможность:
-научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.
В результате работы по разделу «Человек и информация» обучающийся научится:
-кодировать и шифровать информацию;
-графически обозначать безопасный маршрут.
Обучающийся получит возможность:
-научиться находить нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях.
Личностные результаты
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-знать основные моральные нормы поведения;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
-понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
-определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
-сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
-анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
-устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
-обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
-слушать и понимать речь других;
-принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
-контролировать свои действия при совместной работе;
-договариваться с партнерами и приходить к общему решению
Содержание программы по учебному предмету «Технология», 1-4 класс (ФГОС НОО) для 1 класса рассчитано на
1 час в неделю в году 33 часа. В связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 31 часа. Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Давайте познакомимся. Знакомство с понятия ми: «материалы» и «инструменты». Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места | 3 ч | |
2. | Человек и земля. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. | 21 ч | Выставка творческих работ |
3. | Человек и вода. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Знакомство со способа ми и приемами выполнения изделий в технике оригами. | 3 ч | Выставка творческих работ |
4. | Человек и воздух. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Изготовление модели флюгера из бумаги. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. | 3 ч | Выставка творческих работ |
5. | Человек и информация. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «Интернет». | 3 ч | Выставка творческих работ |
| Всего | 33ч | |
Календарно - тематическое планирование
| | | Дата |
№ | Тема урока | Кол – во часов | проведения |
п/п | | план | факт |
| | |
Давайте познакомимся (3 ч ) |
1 | Как работать с учебником. | 1 | 06.09 | |
2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | 1 | 13.09 | |
3 | Что такое технология. | 1 | 20.09 | |
Человек и земля (19 ч ) |
4 | Виды природных материалов. Аппликация из листьев | 1 | 27.09 | |
5 | Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | 1 | 04.10 | |
6 | Композиция «Мудрая сова». | 1 | 11.10 | |
7 | Овощи из пластилина. | 1 | 18.10 | |
8 | Закладка из бумаги. | 1 | 25.10 | |
9 | Изделие «Пчелы и соты». | 1 | 08.11 | |
10 | Изделие «Украшение на окно» | 1 | 15.11 | |
11 | Коллаж «Дикие животные» | 1 | 22.11 | |
12 | Работа с пластилином. Изделие: «Котенок». | 1 | 29.11 | |
13 | Выполнение изделий из пластилина «Чайный сервиз» | 1 | 06.12 | |
14 | Выполнение изделий из пластилина «чашка», «чайник», «сахарница». | 1 | 13.12 | |
15 | Выполнение модели торшера | 1 | 20.12 | |
16 | Кукла из ниток | 1 | 27.12 | |
17 | Учимся шить. Изделия «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой» | 1 | 10.01 | |
18 | Учимся шить. Изделия «Строчка стежков с перевивом спиралью» | 1 | 17.01 | |
19 | Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. | 1 | 24.01 | |
20 | Использование разных видов стежков для оформления закладки. | 1 | 31.01 | |
21 | Закладка с вышивкой | 1 | 07.02 | |
22 | Выполнение из спичечных коробков модели тачки. Выставка работ. | 1 | 21.02 | |
Человек и вода( 3 ч ) | |
23 | Выращивание растений и уход за комнатными растениями. | 1 | 28.02 | | |
24 | Выполнение макета колодца из разных материалов | 1 | 05.03 | | |
25 | Изготовление из бумаги модели плота. Выставка работ. | 1 | 14.03 | | |
Человек и воздух (3 ч ) | |
26 | Изготовление модели флюгера из бумаги | 1 | 04.04 | | |
27 | Выполнение аппликации «Попугай» | 1 | 11.04 | | |
28 | Выполнение модели самолета и парашюта. Выставка работ. | 1 | 18.04 | | |
Человек и информация( 3 ч ) | |
29 | Изучение способов общения. | 1 | 25.04 | | |
30 | Важные телефонные номера. Правила движения. | 1 | 16.05 | | |
31 | Изучение компьютера и его частей. Выставка работ. | 1 | 23.05 | | |
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактичес ких часов с учётом коррекции (корректи ровки) |
1. | Технология | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 18.10.21 г Овощи из пластилина | | |
2. | Технология | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 08.11.2021 г Изделие «Пчелы и соты». | | |
| | | | | | | 33 | 31 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021 г. 27.08.2021г.___________ СтарунЕ.С.
______________ Марченко И.П.