Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Мейныпильгыно»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ»,
составленная в соответствии с ФГОС НОО
для 4 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Автор – составитель:
учитель начальных классов:
Ковач З.Ю.
с. Мейныпильгыно, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе программы «Технология» авторы Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова, сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Москва, «Просвещение» 2011 г. и примерной программы по технологии, сборник «Примерные программы по учебным предметам», Москва, «Просвещение» 2011 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией.
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре.
Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю – 34 ч. (34 учебные недели).
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
технологии, основанные на создании учебных ситуаций
технологии, основанные на реализации проектной деятельности
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итоговогооценивания в учебный процесс
информационно-коммуникативные технологии
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Для одаренных школьников будут созданы условия для их самореализации: участие в соревнованиях, презентациях, семинарах, конкурсах, олимпиадах, что должно способствовать активизации их самостоятельной деятельности, развитию креативности и формированию функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: творческий отчет.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры,
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки.
Интегрированные уроки.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных
форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника
сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности.
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;не полностью соблюдались правила техники безопасности.
• «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.
• «1» ставится, если не планировался труд, неправильно организованно рабочее место; неправильно выполнились приемы труда; отсутствует самостоятельность в работе; изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований; не соблюдались правила техники безопасности.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенностишкольников, содержание и характер труда.
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
«5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучаемый:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
«1» ставиться, если обучаемый:
- полностью не усвоил учебный материал;
- не может изложить знания своими словами;
- не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Карта оценки проектной деятельности
Название проекта
ФИО ученика, выполнившего проект
Параметры | Самооценка1 | Взаимооценка1 | Оценка учителя1 | Средний балл |
Выполнение работы по проекту | | | | |
Математическая точность | | | | |
Оформление результатов проекта | | | | |
Качество представления результатов (анализ выступления) | | | | |
Итоговый балл | |
1 Оценивается по 5-балльной системе.
Бланк рефлексии
Вопрос | Ответ |
1. Понравилось ли вам участвовать в проектной деятельности? | |
2. Какой этап работы над проектом оказался для вас самым интересным? | |
3. Какой этап работы над проектом оказался для вас самым сложным? Почему? | |
4. Какие знания вы получили в ходе работы над проектом? | |
5. Довольны ли вы своим участием в работе группы (если нет, то почему)? | |
6. Как вы оцените взаимоотношения в вашей группе во время работы над проектом? | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере. Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание |
| Техника безопасности на уроках технологии. Знакомство с учебником. | 1 | С. 13 |
Человек и земля | 19 ч | |
| Вагоностроительный завод. Изделия: ходовая часть (тележка), кузов вагонов, пассажирский вагон. | 1 | С. 16 |
| Вагоностроительный завод. Изделия: ходовая часть (тележка), кузов вагонов, пассажирский вагон. | 1 | С. 21 |
| Полезные ископаемые. Изделия: буровая вышка, малахитовая шкатулка. | 1 | С. 27 |
| Полезные ископаемые. Изделия: буровая вышка, малахитовая шкатулка. | 1 | С. 31 |
| Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика». | 1 | С. 33 |
| Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика». | 1 | С. 39 |
| Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | 1 | С. 39 |
| Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | 1 | С. 43 |
| Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». | 1 | С. 45 |
| Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». | 1 | С. 51 |
| Швейная фабрика. Изделие прихватка. | 1 | С. 52 |
| Швейная фабрика. Изделие новогодняя игрушка-птичка. | 1 | С. 60 |
| Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». | 1 | С. 60 |
| Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». | 1 | С. 67 |
| Деревообрабатывающее производство. Изделия: технический рисунок лесенки-опоры для растений, лесенка-опора для растений. | 1 | С. 67 |
| Деревообрабатывающее производство. Изделия: технический рисунок лесенки-опоры для растений, лесенка-опора для растений. | 1 | С. 73 |
| Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье. Практическая работа: Тест «Кондитерские изделия» | 1 | С. 82 |
| Бытовая техника. Изделия: Настольная лампа, абажур. Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» | 1 | С. 93 |
| Тепличное хозяйство. Изделие: цветы для школьной клумбы | 1 | С. 105 |
Человек и вода | 3 ч | |
| Порт. Изделие: канатная лестница. Практическая работа: Технический рисунок канатной лестницы. | 1 | С. 99 |
| Водоканал. Изделие: Фильтр для очистки воды. | 1 | С. 111 |
| Узелковое плетение. Изделие: браслет. | 1 | С. 118 |
Человек и воздух | 3 ч | |
| Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: самолет. | 1 | С. 118 |
| Ракета-носитель. Изделие: ракета-носитель. | 1 | С. 123 |
| Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «воздушный змей» | 1 | С. 132 |
Человек и информация | 8 ч | |
| Создание титульного листа. Изделие: титульный лист. | 1 | С. 134 |
| Создание содержания книги. Изделие: содержание. | 1 | С. 136 |
| Переплетные работы. Изделие: книга. | 1 | |
| Переплетные работы. Изделие: книга. | 1 | |
| Книгопечатание. Работа с картоном и бумагой. | 1 | С. 137 |
| Переплетные работы. Дневник путешественника. | 1 | |
| Переплетные работы. Дневник путешественника. | 1 | |
| Обобщающий урок | 1 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Дидактическое обеспечение
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2011.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 4класс Просвещение 2011
Электронное приложение к учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг «Технология» (CD) 4 класс.
Методическое обеспечение:
Рабочие программы. Технология. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. – М.: Просвещение, 2011
Методические пособия для учителя:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1-4 классы, Просвещение 2011, «Технологические карты»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. | • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги) |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. | • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. |
3. Конструирование и моделирование
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). | • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
4. Практика работы на компьютере
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. | • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Приложение
ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
4 класс
Фамилия, имя _____________________________
1 вариант
1. Выбери правильный ответ. Аппликация - это:
а) складывание бумаги разных форм;
б) наложение различных фигур и их приклеивание на ткань или бумагу;
в) плетение полос.
2. Что такое ткань?
а) материал, созданный человеком;
б) природный материал.
3. Выбери орудия труда (инструменты):
а) молоток; б) ножницы;
в) ткань; г) игла;
д) лопата; е) пластилин.
4. Глина – это:
а) материал;
б) инструмент;
в) приспособление.
5. Из чего делают бумагу?
а) из древесины;
б) из старых книг и газет;
в) из известняка.
6. Выбери инструменты для работы с бумагой:
а) ножницы; в) линейка;
б) пяльцы; г) циркуль.
7. Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) держать ножницы острыми концами вверх;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать их закрытыми кольцами вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию;
д) хранить ножницы после работы в футляре.
8. Как нужно располагать шаблоны на бумаге?
а) поближе к краю и друг к другу;
б) посередине листа бумаги.
9. Какую ткань получают из химических волокон?
а) льняную;
б) искусственную;
в) хлопчатобумажную.
10. В каком порядке выполняют аппликацию?
____ вырежи;
____ разметь детали;
____ приклей детали;
____ промажь детали клеем.
11. Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) стеки;
б) подкладная доска;
в) ножницы.
12. Выбери правила безопасной работы с иглой :
а) храни иголки в игольнице;
б) вкалывай иглу в одежду;
в) не бери иголку в рот;
г) не подноси иглу близко к глазам.
13. Выбери, кто работает с тканью:
а) швея;
б) архитектор;
в) закройщик;
г) повар;
д) модельер.
14. Продолжи пословицу: «Была б лишь охота - наладится любая …»
а) ... работа;
б) ... забота;
в) ... погода.
15. Как правильно поливать растение?
а) ближе к стеблю;
б) прямо на край горшка;
в) подальше от стебля.
16. Какой инструмент не нужен для строительства дома?
а) пила б) рубанок
в) молоток г) вилы
17. Как называется искусство украшения различных тканей узорами из ниток?
а) аппликация б) вышивка
в) рисунок г) муляж
18. Как называется искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования
ножниц и клея?
Это ________________________________
19. Запиши названия инструментов и материалов для работы с тканью
Это __________________________________________________________
20. Какие материалы и инструменты понадобятся для аппликации из бумаги?
Это __________________________________________________________
Фамилия, имя _____________________________ Класс ______________
2 вариант
1. Как называется предварительный набросок?
а) эскиз;
б) муляж;
в) проект.
2. Пластилин – это:
а) природный материал;
б) материал, созданный руками человека.
3. Выбери орудия труда (инструменты):
а) плоскогубцы; б) ножницы;
в) картон; г) игла;
д) отвертка; е) клей.
4. Циркуль – это:
а) материал;
б) орудие труда;
в) инструмент.
5. Из чего делают бумагу?
а) из древесины;
б) из старых книг и газет;
в) из пластика.
6. Выбери инструменты при работе с бумагой:
а) ножницы; в) циркуль;
б) спицы; г) карандаш.
7. Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать ножницы лезвиями вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию;
д) хранить ножницы после работы в коробке.
8. Для чего нужны шаблоны?
а) чтобы получить готовое изделие;
б) чтобы получить эскиз.
9. На какую сторону бумаги наносят клей?
а) лицевую;
б) изнаночную.
10. В каком порядке выполняют аппликацию?
____ разметь детали;
____ промажь детали клеем;
____ вырежи;
____ приклей детали.
11. Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) стеки;
б) пяльцы;
в) подкладная доска.
12. Выбери правила безопасной работы с иглой и булавками:
а) храни иголку в игольнице;
б) вкалывай иголку куда удобно;
в) не бери иглу в рот;
г) не подноси иглу близко к глазам.
13. Выбери, кто работает с деревом:
а) швея;
б) столяр;
в) портниха;
г) плотник.
14. Продолжи пословицу: " Глаза страшатся, а руки …"
а) ... боятся;
б) ... делают;
в) ... пугаются.
15. Как правильно поливать растение?
а) ближе к стеблю;
б) прямо на листья;
в) подальше от стебля.
16. Укажи, что относится к природным материалам:
а) листья б) желуди
в) цветы г) бумага
д) плоды е) семена
ж) кора з) ткань
17. Для изготовления современной посуды не используют:
а) стекло б) глину
в) металл г) бумагу
18. Кто такой ландшафтный дизайнер?
Ландшафтный дизайнер – это специалист по ________________________
19. Для работы с каким материалом предназначены инструменты и приспособления:
ножницы, иглы, булавки, наперсток, пяльцы?
Это _____________________________________
20. Что требуется для приготовления солёного теста
Потребуется _________________________________________________________________