СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Технология" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии 4 класс пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Технология" 4 класс»

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по технологии создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Рабочая программа по технологии в 4 классе составлена на основе авторской программы Т.Геронимус «Технология. 1 – 4 классы».

Программа раскрывает содержание федерального компонента Государственного начального общего образования средствами учебного предмета с целью изучения технологии.


Общая характеристика курса

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, причем на теоретическую часть урока должно ,отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в I-II классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Структур но программа «Школа мастеров» устроена иначе, чем предыдущие. Содержание ее в каждом классе разделено не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности.

Первый раздел УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

От класса к классу изменяется уровень самостоятельности учащихся в мыслительных действиях: если в I классе дети под руководством учителя рассматривают образец в сборе и деталях, определяя количество деталей и их форму, то во II классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовок. В III классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что дает возможность в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. К IV классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений либо его вообще нет, есть только техническое задание.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно; второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в I классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек; третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, т. е. фактически обсуждают вопросы рационализации труда; четвероклассники составляют план работы полностью самостоятельно в уме.

В части теоретического рассмотрения вопросов материаловедения в каждом классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бумаги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и изменения этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, покрытие защитной оболочкой из другого материала.

В III и IV классах учащиеся рассматривают основные этапы промышленного получения бумаги и текстильных материалов на базе работы с коллекциями для начальной школы и учебными кинофильмами.

Второй раздел программы ГОТОВИМСЯ К ПРАКТИЧЕСКОИ РАБОТЕ предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий и четвертый разделы УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ НОВЫЕ ОПЕРАЦИИ и У НАС ПОЛУЧАЮТСЯ КРАСИВЫЕ ИЗДЕЛИЯ определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Более половины упомянутых операций детям известны из детского сада, например складывание, сгибание, резание ножницами, сшивание нитками и т. д., поэтому внимание обращается на повышение уровня их выполнения; новые для детей операции (торцевание, прищипывание, резание ножом по фальцлинейке и др.) осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении изделия, где такая операция используется небольшими фрагментами. Например, при изготовлении плоской мозаичной аппликации «Ночь перед Рождеством», состоящей из синего листа (небо) и черной зубчатой полоски внизу (лес), учитель показывает операцию прищипывания (приклеивания кусочков лоскутной мозаики), наклеивая крошечные кусочки-звездочки. Такая работа технически под силу любому учащемуся, суть ее понятна, изделие будет иметь товарный вид. Некоторые операции лучше включать в урок для индивидуального, а не фронтального освоения. Например, при изготовлении игрушек новогодней тематики из бумаги, ваты, полимерной пленки, пенопласта учащиеся в течение нескольких уроков по очереди под руководством учителя учатся выпиливать фигурки лобзиком из листового пенопласта. При возникновении затруднений это же изделие легко вырезать макетным ножом.

Особое значение имеет учет возрастных особенностей учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Например, для изготовления вертушки годится квадрат любого размера, его очень просто разметить сгибанием прямоугольного листа, поэтому задавать ребенку построить для вертушки квадрат по линейке и угольнику можно лишь в том случае, если мы вынуждены делать ее строго определенного размера (должна поместиться в обрезок очень красивой бумаги неправильной формы или нужно согласовать размер вертушки с имеющейся упаковкой для подарка).

Перечень изделий для изготовления рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов, полимерной пленки, пенопласта, природных растительных и минеральных материалов и ряда полуфабрикатов (спичечные коробки, деревянные катушки, картонные шпульки и т. д.).

Последний раздел программы ЗА ГОД МЫ УЗНАЛИ НОВЫЕ СЛОВА является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. учащемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»

Как видно из содержания программы, часть каждого раздела присутствует на каждом уроке, поэтому мы ограничились лишь указанием еженедельных затрат учебного времени: 2 ч в неделю в каждом классе (60 ч в I кл., по 68 ч во II, III, IV кл.).

Для успешной реализации нового содержания образования требуются изменения в методике проведения уроков труда. Во-первых, часть технико-технологических сведений, касающихся происхождения, использования и свойств материалов, должна выноситься в отдельные уроки-опыты, уроки-игры, киноуроки, а не быть частью уроков-практикумов по изготовлению изделий, поскольку в работе взрослого так не бывает.

В уроках-практикумах необходимо отказаться от пошагового инструктирования детей в практической работе, от постоянного использования операционного диктата, когда учащиеся выполняют одну операцию за другой вместе с учителем. Быстрая интересная вступительная часть урока, включая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана, должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Кроме того, учителю в рамках отведенного учебного времени предоставляется право использовать часть уроков для проведения экскурсий на природу для сбора семян, плодов, листьев и других растительных материалов и в школьные мастерские для обобщения представлений детей о разновидностях рабочих мест, инструментов, изделий.

Перечень операций и соответственно изделий может быть расширен по усмотрению учителя (например, можно включить фрагментарно плетение из бисера, лозы, изготовление макраме и др.) с тем лишь условием, что соответственно будет изменен раздел «Учимся размышлять» и учащиеся узнают о происхождении, правильных названиях, свойствах новых материалов либо проявлении известных им свойств при выполнении новых операций, о правилах техники безопасности при проведении новых видов работ.

В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала: эту задачу учитель решает сам. Однако желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы ~ изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Особенности контингента учащихся 4 класса МКОУ СОШ №11, в которой реализуется данная программа:

В классе обучается 4 человека. Базовый уровень усвоен всеми учащимися.


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Геронимус Т., учебник Маленький мастер. Технология. 4 класс. – М.: «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2011.

  2. Геронимус Т., Рабочая тетрадь. Технология. Я всё умею делать сам. 4 класс. – М.: «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2011.

  3. Геронимус Т., Уроки технологии в 4 классе. Методическое пособие. – М.: «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2011.


Место предмета «Технология» в базисном учебном плане МКОУ СОШ №11:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение технологии в 4 классе – 68 ч., по учебному плану школы – 68 ч. Таким образом, учебный план образовательного учреждения предусматривает изучение технологии в объёме 68 ч. – из расчёта 2 часа в неделю.


Планируемые результаты освоения предмета

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю   России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляд» на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народом, культур и религий.

    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учебной.

    5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  3. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.          Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

   9.        Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

  4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно



Раздел III. Учебно – тематический план.


Тема

Кол-во часов

1.

Вводный урок.

1

2.

Комплексные работы.

14

3.

Работа с текстильными материалами.

10

4.

Изделия из бумаги и картона.

9

5.

Домашний труд.

9

6.

Работа с конструктором.

4

7.

Изделия из проволоки.

4

8.

Изделия из пластичных материалов.

2

9.

Модуль «Информатика».

14


Итого

68







Раздел IV. Календарно-тематическое планирование




Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока


Элементы
содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание



дата



1

2

3

4

5

6

7

8


9


I четверть – 18 часов

Вводный урок (1 час)

1

Сбор природного материала.

1

экскурсия

Влияние деятельности
человека на окружающую среду и здоровье. Краткая
характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов
(последовательность, инструменты и приспособления)

Уметь выполнять правила по ТБ, инструкции; знать о роли трудовой
деятельности в жизни
человека.

Знать область применения и назначения инструментов

Самостоя-
тельная работа

Сделать коробочки для природных материалов


Комплексные работы (4 ч)

2

Сортировка
и закладка на хранение собранного материала

1

комбини-рованный

Влияние деятельности
человека на окружающую среду и здоровье. Краткая
характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов
(последовательность, инструменты и приспособления)

Уметь выполнять правила по ТБ, инструкции; знать о роли трудовой
деятельности в жизни
человека.

Знать область применения и назначения инструментов

Самостоя-
тельная работа

Сделать удобные складные коробки для отходов


3

Объемные
игрушки из природных материалов «Райская птичка»

1

комбини-рованный

Изготовление объемных изделий из природных материалов по эскизам. Выбор материалов с учетом формы и размеров изделия


Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, выполнять инструкции

Самостоя-
тельная работа

Завершить работу. Придумать название.


4

Объемные
игрушки из природных материалов «На отдыхе»

1

комбини-рованный

Изготовление объемных изделий из природных материалов по эскизам. Основные способы соединения деталей изделия


Уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы и эскизы

Самостоя-
тельная работа




5

Объемные
игрушки из природных материалов «Лесные строители»

1

комбини-рованный

Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия


Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности


Самостоя-
тельная работа




Работа с текстильными материалами (7 ч)

6-7

Игрушки из нескольких помпонов «Домовёнок»

2

комбини-рованный

Изготовление объемных изделий из текстильных
материалов. Декоративное оформление изделий
накладными деталями

Знать правила работы
с текстильными материалами.

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия


Самостоя-
тельная работа



8-9

Игрушки из нескольких помпонов «Цыплёнок»

2

комбини-рованный

Изготовление объемных изделий из текстильных
материалов. Декоративное оформление изделий
накладными деталями

Знать область применения и назначения инструментов.

Уметь выполнять изделие из помпонов


Самостоя-
тельная работа



10

Декоративное оформление изделий вышивкой, фурнитурой.

1

комбини-рованный

Декоративное оформление изделий накладными
деталями


Уметь осуществлять
декоративное оформление и отделку изделий


Самостоя-
тельная работа



11-12

Изготовление изделия из текстильного материала. Игольничек «Мышка»

2

комбини-рованный

Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани. Декоративное оформление жилища изделиями из ткани


Уметь выбирать мате-
риалы с учётом свойств по внешним признакам, выполнять изделие
по образцу


Самостоя-
тельная работа



Изделия из бумаги и картона (5 ч)

13-14

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

2

комбини-рованный

Краткая характеристика
операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Экономная разметка заготовок. Основные способы соединения деталей изделия


Знать свойства бумаги.

Уметь выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам


Самостоя-
тельная работа



15-16

Изделия из бумаги и картона. Тетрадка-малышка

2

комбини-рованный

Разметка с использованием разметочных инструментов
(линейки, карандаша, циркуля). Складывание и сгибание заготовок; соединение деталей склеиванием

Знать область применения и назначения инструментов.

Уметь изготавливать
изделия из доступных
материалов по образцу, эскизу, чертежу


Самостоя-
тельная работа




17

Лягушонок-озорник из бумажных конусов.

1

комбини-рованный

Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, резание ножницами
по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия из бумажных конусов


Самостоя-
тельная работа




Домашний труд (1 ч)

18

Уборка класса, уход за комнатными
растениями


1

комбини-рованный

Правила уборки помещений


Знать роль трудовой
деятельности в жизни
человека.

Уметь выполнять правила домашнего труда


Самостоя-
тельная работа



II четверть – 14 часов

Комплексные работы (4 ч)

19-20 (1-2)

Конфетница
из половинок
нитяного ажурного кокона

2

комбини-рованный

Определение последовательности изготовления изделия по операционной
карте


Знать последовательность технологических
операций при изготовлении изделия

Самостоя-
тельная работа



21-22 (3-4)

Копилка из папье-маше


2

комбини-рованный

Определение последовательности изготовления изделия. Основные способы соединения деталей изделия

Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, создавать модели несложных объектов из деталей конструктора


Самостоя-
тельная работа



Работа с конструктором (2 ч)

23-24 (5-6)

Работа с конструктором. Сборка моделей по собственному
замыслу

2

комбини-рованный

Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления)


Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, создавать модели несложных объектов из деталей конструктора

Самостоя-
тельная работа



Изделия из бумаги (4 ч)

25 (7)

Фигурки из бумажных салфеток «лилия,
шляпа кардинала, королевская мантия»

1

комбини-рованный

Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме
и операционной карте


Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия из бумажных салфеток


Самостоя-
тельная работа



26 (8)

Плетеный
браслет


1

комбини-рованный

Изготовление изделий
из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия

Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, выполнять правила по технике безопасности


Самостоя-
тельная работа



27

(9)

Елочное украшение «Складная звезда»


1

комбини-рованный

Изготовление изделий из бумаги по образцам, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного


Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия


Самостоя-
тельная работа



28 (10)

Елочная под-
веска «Золотая рыбка»

1

комбини-рованный

Разметка с использованием разметочных инструментов
(линейки, карандаша, циркуля). Складывание и сгибание заготовок; соединение деталей склеиванием


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения безопасных приёмов работы с материалами, инструментами



Самостоя-
тельная работа



Домашний труд (4 ч)

29-30

(11-12)

Детали карнавального костюма «Каменный цветок»


2

комбини-рованный

Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани. Декоративное оформление изделиями из ткани

Уметь выбирать материалы с учётом свойств по внешним признакам, осуществлять декоративное оформление изделия


Самостоя-
тельная работа



31-32(13-14)

Подсвечник
из металлической банки


2

комбини-рованный

Общее представление
об интерьере дома. Декоративное оформление домашней утвари


Уметь создавать модели несложных объектов
из различных материалов

Самостоя-
тельная работа



III четверть – 20 часов

Изделия из проволоки (4 ч)

33 (1)

Плетение из проволоки. Оплетение карандашей


1

комбини-рованный

Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия

Уметь выполнять инструкции при решении учебных задач; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу


Самостоя-
тельная работа



34-35 (2-3)

Каркасные модели человека
в движении


2

комбини-рованный

Изготовление изделий
из пластических материалов. Способы формообразования деталей изделия

Знать свойства проволоки


Самостоя-
тельная работа



36 (4)

Тиснение фольги. Декоративная композиция «Цветы в вазе»


1

комбини-рованный

Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов. Способы формообразования деталей изделия деталей, соединение деталей ручными швами

Знать свойства фольги


Самостоя-
тельная работа



Работа с текстильными материалами (3 ч)

37-39 (5-6)

Однослойная прихватка


3

комбини-рованный

Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной
сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами


Знать правила работы
с текстильными материалами


Самостоя-
тельная работа



Работа с конструктором (2 ч)

40-41 (7-8)

Работа с конструктором. Сборка моделей транспортных средств


2

комбини-рованный

Сборка моделей механизмов из деталей конструктора по схеме на основе различных видов тележек


Уметь создавать модели несложных объектов
из деталей конструктора


Самостоя-
тельная работа



Изделия из пластических материалов (2 ч)

42-43 (9-10)

Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Гномик»

2

комбини-рованный

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия


Знать свойства глины.

Уметь осуществлять
декоративное оформление изделия


Самостоя-
тельная работа



Модуль «Информатика» (14 ч)

44 (11-12)

Знакомство
с устройством компьютера


1

комбини-рованный

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение
и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств


Уметь использовать приобретённые знания и умения в практике для поиска, преобразования и хранения информации


текущий



45-46 (13-14)

Знакомство
с устройством компьютера


2

комбини-рованный

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение
и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам



Знать область применения и назначения инструментов, различных ма-
шин, технических устройств (в том числе компьютеров); основные источники информации назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером)




текущий



47-48 (15-16)

Назначение основных устройств
компьютера


2

комбини-рованный

Клавиатура. Соблюдение
безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам


Знать основные источники информации; назначение основных устройств компьютера; правила
безопасного поведения
и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе
с компьютером)


Фрон-
тальный опрос




49-50 (17-18)

Включение
и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Обработка
информации


2

комбини-рованный

Пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере.
Бережное отношение к техническим устройствам.
Организация рабочего
места, безопасной работы за компьютером. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.

Уметь решать учебные
и практические задачи
с применением возможностей компьютера


Текущий.
фрон-
тальный опрос




51-52 (19-20)

Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление


2

комбини-рованный

Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Вывод текста на принтер


Знать основные источники информации; назначение основных устройств компьютера; правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).

Уметь решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера; осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов; изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере

Текущий.

Прове-
рочная
работа




IV четверть – 16 часов.

53-58 (1-6)

Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление


5

комбини-рованный

Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Вывод текста на принтер


Знать основные источники информации; назначение основных устройств компьютера; правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).

Уметь решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера; осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов; изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере


Текущий.

Прове-
рочная
работа



Комплексные работы (3 ч)

59 (7)

Кожаный брелок для ключей «Поросёнок»

1

комбини-рованный

Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов

Уметь соблюдать последовательность технологических операций

при изготовлении изделия из кожи, осуществлять декоративное оформление изделия


Самостоя-
тельная работа



60-61 (8-9)

Игрушки
из поролона


2

комбини-рованный

Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями


Уметь использовать безопасные приемы работы
с материалами, инструментами; осуществлять
декоративное оформление и отделку изделия

Самостоя-
тельная работа



Домашний труд (2 ч)

62-63 (10-11)

Отреставрированные изделия, штопка


2

комбини-рованный

Мелкий ремонт одежды
и предметов быта с использованием текстильных материалов.


Уметь использовать знания и навыки для выполнения домашнего труда (мелкий ремонт одежды)

Самостоя-
тельная работа



Комплексные работы (3 ч)

64-65 (12-13)

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»


2

комбини-рованный

Природные и искусственные материалы. Выбор
материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование материалов

Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам

Самостоя-
тельная работа



66 (14)

Игрушки
из поролона


1

комбини-рованный

Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника)

Уметь изготавливать
изделия из доступных
материалов по образцу, эскизу, чертежу


Самостоя-
тельная работа



Домашний труд (2 ч)

67 (15)

Современная
бытовая техника. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники


1

комбини-рованный

Современная бытовая техника (назначение). Правила управления. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники


Знать область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств.

Уметь выполнять правила ТБ при использовании бытовой техники

Самостоя-
тельная работа



68 (16)

Правила уборки помещений. Уборка класса, уход за комнатными растениями


1

комбини-рованный

Правила уборки помещений


Знать роль трудовой
деятельности в жизни
человека.

Уметь выполнять правила уборки помещений,
ухаживать за комнатными растениями


Итоговый













Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс технологии в 4 классе

концу IV класса обучающиеся должны знать / понимать:

  • названия, назначения ручных инструментов для обработки ручных материалов ( бумага, картон, глина, ткань ит.д.) и правила безопасного пользования ими;

  • способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

  • особенности вышивки разных регионов России;

  • традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;

  • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

  • виды природных материалов, используемых в плетении;

К концу IV класса обучающиеся должны уметь:

  • решать художественно – творческие задачи на проектировании изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований;

  • комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом с соблюдением технологической последовательности;

  • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

  • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий; выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

  • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;

  • оценивать качества работы с учетом технологических и эстетических требований;

  • экономно и рационально использовать материалы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выражать свое эмоционально – эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно – прикладного искусства, к окружающему миру;

  • заниматься самостоятельным творчеством;

  • высказывать собственные оценочные суждения о произведениях искусства при посещении музеев;

  • проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

  • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.

Раздел VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы 4 класса.

- Технология обработки ткани.

- Технология обработки бумаги и картона.

- Технология организации рабочего места.

- Раздаточные материалы.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с креплениями для таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой.

Набор демонстрационных материалов.

Заготовки природного материала.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://dnevnik.ru/ - Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть.

  2. http://www.solnet.ee/ - портал для детей.

  3. http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

  4. http://rusedu.ru/ - архив учебных программ.

  5. http://www.nachalka.com/ - сайт для учителей начальных классов.



Раздел VII. Формы организации учебного процесса

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • игровые технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • проектные методы обучения.

Раздел VIII. Формы контроля

Оценивание выполненного изделия, выставки работ.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в третьем классе.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования;

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.

Работы оцениваются по следующим критериям:

- чёткость, полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.

- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности;

- соблюдение технологии процесса изготовления изделия.