СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа_Технология 5-6 класс, вариан Б

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа_Технология 5-6 класс, вариан Б»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Мари-Турекского района РМЭ



Обсуждено: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы:

Пр №1 от 24.08.2021г _______(М.Н.Гумарова) ________(Н.Х.Гумаров)

25.08.2021г 25.08.2021г




Рабочая программа по технологии

(Вариант Б)

5, 6 класс





Разработала учитель технологии:

Гумарова М.Н.











2021 - 2022 уч.год 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец».

Цели и задачи технологического образования:

Изучение учебного предмета «Технология» способствует достижению следующих целей основного общего образования:

  • обеспечение всем обучающимся оптимального, с учётом их возможностей, интеллектуального развития;

  • становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости;

  • социально-нравственное и эстетическое воспитание;

  • знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре;

  • развитие способностей и познавательных интересов обучающихся (критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений);

  • выработка у обучающихся навыков самостоятельного

  • выявления, формулирования и разрешения определённых теоретических и практических проблем, связанных с природой, общественной жизнью, техникой и культурой;

  • формирование у обучающихся научно обоснованной системы взглядов и убеждений, определяющих их отношение к миру;

  • формирование у обучающихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся навыков и умений, как в ходе учёбы, так и за пределами школы;

  • ознакомление обучающихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д., формирование умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами;

  • понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг;

  • обеспечение подготовки обучающихся к какой-либо профессии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»


Обучение технологии по данной программе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются:

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и социальной стратификации;

— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

— выражение желания учиться для удов летворения перспективных потребностей;

— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты:

— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

— самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

— виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;

— проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;

— подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;

— отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

— диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения программы:

в познавательной сфере:

— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

— владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

— выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

— документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

— выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

— участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

— соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;

— сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


5 класс

По завершении учебного года обучающийся:

Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):

    • соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

    • владеет безопасными приемами работы с ручными и электрифицированным бытовым инструментом;

    • использует ручной и электрифицированный бытовой инструмент в соответствии с задачей собственной деятельности (по назначению);

    • разъясняет содержание понятий «изображение», «эскиз», «материал», «инструмент», «механизм», «робот», «конструкция» и адекватно использует эти понятия;

    • организует и поддерживает порядок на рабочем месте;

    • применяет и рационально использует материал в соответствии с задачей собственной деятельности;

    • осуществляет сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения;

    • использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу, справочные материалы и ресурсы интернета;

    • осуществляет операции по поддержанию порядка и чистоты в жилом и рабочем помещении;

    • осуществляет корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки и др.).

Предметные результаты:

    • выполняет измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных инструментов;

    • читает информацию, представленную в виде специализированных таблиц;

    • читает элементарные эскизы, схемы;

    • выполняет элементарные эскизы, схемы, в том числе с использованием программного обеспечения графических редакторов;

    • характеризует свойства конструкционных материалов природного происхождения (например, древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);

    • характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);

    • характеризует оборудование, приспособления и инструменты для обработки конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);

    • применяет безопасные приемы обработки конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) с использованием ручного и электрифицированного инструмента, имеет опыт отделки изделий из данного материала или иных материалов (например, текстиля);

    • выполняет разметку плоского изделия на заготовке;

    • осуществляет сборку моделей, в том числе с помощью образовательного конструктора по инструкции;

    • конструирует модель по заданному прототипу;

    • строит простые механизмы;

    • имеет опыт проведения испытания, анализа продукта;

    • получил и проанализировал опыт модификации материального или информационного продукта;

    • классифицирует роботов по конструкции, сфере применения, степени самостоятельности (автономности), способам управления.

  • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;

  • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

  • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий,

  • приводит примеры функций работников этих предприятий;

  • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

  • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

  • описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;

  • приводит произвольные примеры производственных технологий;

  • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты технологий;

  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

  • объясняет понятие «машина», осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

  • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

  • осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

  • конструирует модель по заданному прототипу;

  • осуществляет корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

  • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

  • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

  • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

  • получил опыт освоения материальных технологий (технологий обработки конструкционных и текстильных материалов, кулинарной обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственных технологий);

  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

  • получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту;

  • получил опыт разработки и реализации творческого проекта.

Проектные компетенции (включая компетенции проектного управления):

    • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации или по готовому образцу с применением рабочих инструментов, не требующих регулирования.


6 класс

По завершении учебного года обучающийся:

Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):

    • соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

    • разъясняет содержание понятий «чертеж», «форма», «макет», «прототип», «3D-модель», «программа» и адекватно использует эти понятия;

    • характеризует содержание понятия «потребность» (с точки зрения потребителя) и адекватно использует эти понятия;

    • может охарактеризовать два-три метода поиска и верификации информации в соответствии с задачами собственной деятельности;

    • применяет безопасные приемы первичной и тепловой обработки продуктов питания.

Предметные результаты:

    • читает элементарные чертежи;

    • выполняет элементарные чертежи, векторные и растровые изображения, в том числе с использованием графических редакторов;

    • анализирует формообразование промышленных изделий;

    • выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);

    • применяет навыки формообразования, использования объемов в дизайне (макетирование из подручных материалов);

    • характеризует основные методы/способы/приемы изготовления объемных деталей из различных материалов, в том числе с применением технологического оборудования;

    • получил и проанализировал собственный опыт применения различных методов изготовления объемных деталей (гибка, формовка, формование, литье, послойный синтез);

    • получил опыт соединения деталей методом пайки;

    • получил и проанализировал опыт изготовления макета или прототипа;

    • проводит морфологический и функциональный анализ технической системы или изделия;

    • строит механизм, состоящий из нескольких простых механизмов;

    • получил и проанализировал опыт модификации механизмов для получения заданных свойств (решение задачи);

    • применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации/проектированию процесса изготовления материального продукта;

    • может охарактеризовать технологии разработки информационных продуктов (приложений/компьютерных программ), в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности;

    • проектирует и реализует упрощенные алгоритмы функционирования встраиваемого программного обеспечения для управления элементарными техническими системами;

    • характеризует свойства металлических конструкционных материалов;

    • характеризует основные технологические операции, виды/способы/приемы обработки конструкционных материалов (например, цветных или черных металлов, включая листовые материалы);

    • характеризует оборудование, приспособления и инструменты для ручной обработки конструкционных материалов (например, цветных или черных металлов, включая листовые материалы);

    • применяет безопасные приемы обработки конструкционных материалов (например, цветных или черных металлов) с использованием ручного и электрифицированного инструмента;

    • имеет опыт подготовки деталей под окраску.

  • называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;

  • получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона/поселения;

  • получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;

  • приводит произвольные примеры технологий в сфере быта;

  • разрабатывает несложную технологию на примере организации действий и взаимодействия в быту;

  • оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;

  • проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;

  • проводит анализ технологической системы — надсистемы — подсистемы в процессе проектирования продукта;

  • читает элементарные чертежи и эскизы;

  • выполняет эскизы механизмов, интерьера;

  • применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации/проектированию технологических систем;

  • строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;

  • получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;

  • получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);

  • получил опыт освоения материальных технологий (технологий обработки конструкционных материалов, изготовления текстильных изделий, кулинарной обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственных технологий);

  • освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);

  • получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов;

  • получил опыт разработки и реализации творческого проекта.

Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):

    • может назвать инструменты выявления потребностей и исследования пользовательского опыта;

    • может охарактеризовать методы генерации идей по модернизации/проектированию материальных продуктов или технологических систем;

    • умеет разделять технологический процесс на последовательность действий;

    • получил опыт выделения задач из поставленной цели по разработке продукта;

    • получил и проанализировал опыт разработки, моделирования и изготовления оригинальных конструкций (материального продукта) по готовому заданию, включая поиск вариантов (альтернативные решения), отбор решений, проектирование и конструирование с учетом заданных свойств.


















Содержание программы 5 класс


Название раздела

Кол. час

5 класс

1

Современные технологии и перспективы их развития








6

Тема: Потребности человека (2 ч)

Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Практическая работа. Изучение потребностей человека. Самостоятельная работа. Разработка программы изучения духовных потребностей членов семьи.

Тема: Понятие технологии (2 ч)

Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Понятие о производственных и промышленных технологиях, технологиях сельского хозяйства. Практическая работа. Ознакомление с технологиями. Самостоятельная работа. Подготовка к образовательному путешествию

Тема: Технологический процесс (2 ч)

Технологический процесс, его параметры, сырьё, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. Практическая работа. Разработка технологических карт простых технологических процессов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях, используемых в населённом пункте проживания, и нежелательных для окружающей среды эффектах технологий. Образовательное путешествие (экскурсия) на предприятие города (региона) проживания, работающее на основе современных производственных технологий.

2

Творческий проект

2

Тема: Этапы выполнения творческого проекта (1 ч)

Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты (презентации) проекта. Источники информации при выборе темы проекта.

Тема: Реклама (1 ч)

Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Самостоятельная работа. Выбор товара в модельной ситуации.

3

Конструирование и моделирование









6

Тема: Понятие о машине и механизме (2 ч)

Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали. Практические работы. Обсуждение результатов образовательного путешествия. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о машинах и механизмах, помогающих человеку в его жизни

Тема: Конструирование машин и механизмов (2 ч

Конструирование машин и механизмов. Технические требования. Практические работы. Ознакомление с механизмами (передачами). Конструирование моделей механизмов

Тема: Конструирование швейных изделий (2 ч)

Понятие о чертеже, выкройке, лекалах и конструкции швейного изделия. Экономичная и технологичная конструкция швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Швейные изделия для кухни. Определение размеров швейного изделия. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, прихватки. Подготовка выкройки к раскрою. Правила безопасного пользования ножницами. Практическая работа. Изготовление выкроек для образцов швов.

4 Б

Раздел «Материальные технологии» Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов

26

Тема: Текстильное материаловедение (2 ч)

Понятие о ткани. Волокно как сырьё для производства ткани. Виды волокон. Понятие о прядении и ткачестве. Современное прядильное, ткацкое и красильно-отделочное производство. Долевые (основа) и поперечные (уток) нити. Ткацкий рисунок, ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Раппорт. Отбелённая, гладкокрашеная и набивная ткань. Долевая нить в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Нетканые материалы, их виды и назначение. Швейные нитки и тесьма. Профессии: оператор прядильного производства, ткач. Практические работы. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях изготовления пряжи и ткани в старину в домашних условиях в районе проживания.

Тема: Технологические операции изготовления швейных изделий (6 ч)

Раскрой швейного изделия (2 ч) Рабочее место и инструменты для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасного обращения с иглами и булавками. Профессия закройщик. Практическая работа. Выкраивание деталей для образца швов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания ножниц. Швейные ручные работы. Перенос линий выкройки, смётывание, стачивание (2 ч) Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Основные операции при ручных работах: перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом, прямыми стежками; временное соединение деталей — смётывание; постоянное соединение деталей — стачивание. Ручная закрепка. Практическая работа. Изготовление образца ручных работ: сметывания и стачивания. Швейные ручные работы. Обмётывание, замётывание (2 ч) Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — обмётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Практическая работа. Изготовление образца ручных работ: обмётывания и замётывания. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания иглы и напёрстка.

Тема: Операции влажно-тепловой обработки (2 ч)

Рабочее место и оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажнотепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом. Практическая работа. Проведение влажно-тепловых работ. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания утюга.

Тема: Технологии лоскутного шитья (4 ч)

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности техники лоскутного шитья, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Технология лоскутного шитья по шаблонам: изготовление шаблона из плотного картона; выкраивание деталей лоскутного изделия; технологии соединения деталей лоскутного изделия вручную с помощью прямых, петлеобразных и косых стежков. Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (лоскутный верх). Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории лоскутного шитья

Тема: Технологии аппликации (4 ч)

Аппликация на лоскутном изделии. Соединение деталей аппликации с лоскутным изделием вручную петельными и прямыми потайными стежками. Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (аппликация)

Тема: Технологии стёжки (4 ч)

Понятие о стёжке (выстёгивании). Соединение лоскутного верха, прокладки и подкладки прямыми ручными стежками. Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (стёжка)

Тема: Технологии обработки срезов лоскутного изделия (4 ч)

Виды обработки срезов лоскутного изделия. Технология обработки срезов лоскутного изделия двойной подгибкой. Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (обработка срезов)

5

Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов

12

Тема: Санитария, гигиена и физиология питания (2 ч)

Санитария и гигиена на кухне (1 ч) Понятие «кулинария». Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасного пользования газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком. Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении понятия «гигиена». Физиология питания (1 ч) Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания. Практическая работа. Определение качества питьевой воды. Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении витаминов, их содержании в различных продуктах питания. Анализ качества своего питания, составление своей пищевой пирамиды и на её основе — дневного рациона

Тема: Технологии приготовления блюд (10 ч)

Бутерброды и горячие напитки. Бытовые электроприборы (2 ч) Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зерён кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение акао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао. Профессия повар. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины. Практические работы. Приготовление бутербродов. Приготовление горячих напитков. Самостоятельная работа. Изучение потребности в бытовых электроприборах на домашней кухне; поиск информации об истории микроволновой печи, гигиенической уборке холодильника, значении слова «цикорий» и пользе напитка из него. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (4 ч) Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Практическая работа. Изучение маркировки и штриховых кодов на упаковках круп и макаронных изделий. Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий. Самостоятельная работа. Поиск информации об устройствах кастрюля-кашеварка, мультиварка. Блюда из яиц (2 ч) Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд. Практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюда из яиц. Самостоятельная работа. Поиск информации о способах хранения яиц без холодильника, истории оформления яиц к народным праздникам. Меню завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч) Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. Самостоятельная работа. Поиск информации о калорийности продуктов, входящих в состав блюд для завтрака

6

Технологии растениеводства и животноводства

8

Тема: Растениеводство (6 ч)

Выращивание культурных растений (2 ч) Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Признаки и причины недостатка питания растений. Практическая работа. Проведение подкормки растений. Самостоятельные работы. Поиск информации о масличных растениях. Фенологическое наблюдение за растениями. Вегетативное размножение растений (2 ч) Технологии вегетативного размножения культурных растений: черенками, отводками, прививкой. Современная биотехнология размножения растений культурой ткани. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнические и сортоиспытательные. Методика (технология) проведения полевого опыта. Практическая работа. Размножение комнатных растений черенками. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами. Выращивание комнатных растений (2 ч) Традиционная технология выращивания растений в почвенном грунте. Современные технологии выращивания растений: гидропоника, аэропоника. Технологический процесс выращивания комнатных растений. Технологии пересадки и перевалки. Профессия садовник. Практическая работа. Перевалка (пересадка) комнатных растений. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о гидропонике, аэропонике и технологии выращивания растений с применением гидрогеля. Образовательное путешествие (экскурсия) на животноводческую ферму.

Тема: Животноводство (2 ч)

Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Технологии одомашнивания и приручения животных. Отрасли животноводства. Технологии преобразования животных организмов в интересах человека и их основные элементы. Технологии выращивания животных. и получения животноводческой продукции. Профессия животновод (зоотехник). Практическая работа. Ознакомление с технологией производства животноводческой продукции (обсуждение результатов образовательного путешествия)

7

Исследовательская и созидательная деятельность

8

Тема: Разработка и реализация творческого проекта (8 ч)

Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта







































Содержание программы 6 класс


Название раздела

Кол. час

6 класс

1

Технология возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений







6

Тема: Технология возведения зданий и сооружений (1 ч)

Понятие о технологиях возведения зданий и сооружений (инженерно-геологические изыскания, технологическое проектирование строительных процессов, технологии нулевого цикла, технологии возведения надземной части здания, технологии отделочных работ).

Тема: Ремонт и содержание зданий и сооружений (1 ч)

Технологии ремонта и содержания зданий и сооружений. Эксплуатационные работы (санитарное содержание здания, техническое обслуживание здания,

ремонтные работы), жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

Тема: Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту (3 ч)

Энергетическое обеспечение домов, энергоснабжение (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение). Электробезопасность, тепловые потери, энергосбережение. Способы экономии электроэнергии, устранения тепловых потерь в помещении, экономии воды и газа

2

Технологии в сфере быта

4

Тема: Планировка помещений жилого дома (2ч)

Планировка помещений жилого дома (квартиры). Зонирование пространства жилого помещения (зоны приготовления пищи, приема гостей, сна и отдыха, санитарно-гигиеническая зона). Зонирование комнаты подростка. Проектирование помещения на бумаге и компьютере

Тема: Освещение жилого дома (1ч)

Освещение жилого помещения. Типы освещения (общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное). Нормы освещенности в зависимости от типа помещения. Лампы, светильники, системы управления освещением.

Тема: Экология жилища (1ч)

Технологии содержания и гигиены жилища. Экология жилища. Технологии уборки помещений. Технические средства для создания микроклимата в помещении

3

Технологическая система

10

Тема: Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека (2ч)

Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Технологическая система, элемент и уровень технологической системы, подсистема, надсистема. Вход, процесс и выход технологической системы. Последовательная, параллельная и комбинированная технологические системы. Управление технологической системой (ручное, автоматизированное, автоматическое). Обратная связь

Тема: Системы автоматического управления. Робототехника (2 ч)

Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств

Тема Техническая система и ее элементы (2 ч)

Техническая система (подсистема, надсистема). Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган. Механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный. Звенья передачи: ведущее, ведомое. Передаточное отношение

Тема: Анализ функций технических систем. Морфологический анализ (2 ч)

Функция технической системы. Анализ функции технической системы. Метод морфологического анализа. Этапы морфологического анализа

Тема Моделирование механизмов технических систем (2 ч)

Понятие моделирования технических систем. Виды моделей (эвристические, натурные, математические)

4

Раздел «Материальные технологии» Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов

24

Тема: Текстильное материаловедение (2 ч)

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Тема: Швейная машина (4 ч)

Подготовка швейной машины к работе (2ч)

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток

Приемы работы на швейной машине(2ч)

Приемы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: вид строчки, длина и ширина стежка, скорость и направление шитья

Тема: Технологические операции изготовления швейных изделий (6 ч)

Машинные швы. Основные операции при машинной обработке изделия. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку), краевые (шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с открытым обметанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом) и отделочные. Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — обметывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами)

Тема: Конструирование одежды и аксессуаров (4 ч)

Классификация одежды. Снятие мерок для изготовления одежды (2ч)

Понятия «одежда», «аксессуары». Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде. Конструирование одежды и аксессуаров. Муляжный и расчетный методы конструирования. Снятие мерок для изготовления одежды

Изготовление выкройки швейного изделия (2ч)

Технологическая последовательность изготовления выкройки по своим меркам (на примере прямой юбки с кулиской для резинок). Подготовка выкройкик раскрою. Изготовление выкройки по заданным размерам (на примере сумки). Копирование готовой выкройки (на примере бермуд). Профессия конструктор-модельер

Тема: Технологии вязания крючком (8 ч)

Вязание полотна из столбиков без накида (4ч)

Понятие «трикотаж». Вязаные изделия в современной моде. Материалы, инструменты, машины и автоматы для вязания. Виды крючков. Правила подбора крючка в зависимости от вида изделия и толщины нитки. Организация рабочего места при вязании. Основные виды петель при вязании крючком: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания

Плотное вязание по кругу (2ч)

Вязание по кругу. Основное кольцо, способы вязания по кругу: по спирали, кругами. Особенности вязания плоских форм и объемных фигур. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий

Ажурное вязание по кругу (2ч)

Особенности ажурного вязания по кругу. Смена ниток в многоцветном вязании крючком. Использование мотива «бабушкин квадрат» в изготовлении трикотажных изделий

5

Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов

10

Тема: Технологии приготовления блюд (10 ч)

Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов (2ч)

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание влаги в продуктах, ее влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью

Тепловая кулинарная обработка овощей (2ч)

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегрета из вареных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегрета, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд

Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов (2ч)

Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов

Технология приготовления изделий из жидкого теста (2ч)

Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу

Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов (2ч)

Пищевая ценность рыбы. Содержание в ней белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд. Пищевая ценность нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Технология приготовления блюд из нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд

6

Технологии растениеводства и животноводства

8

Тема: Растениеводство (6 ч)

Обработка почвы (2ч)

Состав и свойства почвы. Подготовка почвы под посадку. Агротехнические приемы обработки: основная, предпосевная и послепосевная. Профессия агроном

Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями (2ч)

Технология подготовки семян к посеву: сортировка, прогревание, протравливание, закаливание, замачивание и проращивание, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге. Технологии посева семян и посадки культурных растений. Рассадный и безрассадный способы посадки. Технологии ухода за растениями в течение вегетационного периода: прополка, прореживание, полив, рыхление, обработка от вредителей и болезней, подкормка. Ручные инструменты для ухода за растениями. Механизированный уход за растениями

Технологии уборки урожая (2ч)

Технологии механизированной уборки овощных культур. Технологии хранения и переработки урожая овощей и фруктов: охлаждение, замораживание, сушка. Технологии получения семян культурных растений. Отрасль растениеводства — семеноводство. Правила сбора семенного материала

Тема: Животноводство (2 ч)

Содержание животных (2ч)

Содержание животных в интересах человека. Строительство и оборудование помещений для животных, технические устройства, обеспечивающие необходимые условия содержания животных и уход за ними. Содержание собаки в городской квартире. Выполнение гигиенических процедур, уход за шерстью. Содержание собаки вне дома. Устройство вольера и будки для собаки. Условия для прогулок собак. Бездомные собаки как угроза ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. Бездомные животные как социальная проблема. Профессия кинолог

7

Исследовательская и созидательная деятельность

8

Тема: Разработка и реализация творческого проекта (8 ч)

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта. Подготовка электронной презентации. Защита (презентация) проекта




























Тематический план 5 класс


Наименование

разделов и тем

Общее количество часов на изучение

Раздел 1. Современные технологии и перспективы их развития (6 часа)

1.1

Потребности человека.

2

1.2

Понятие технологии

2

1.3

Технологический процесс

2

Раздел 2. Творческий проект (2 часа)

2.1

Этапы выполнения творческого проекта

1

2.2

Реклама

1

Раздел 3. Конструирование и моделирование (6 часов)

3.1

Понятие о машине и механизме

2

3.2

Конструирование машин и механизмов

2

3.3

Конструирование швейных изделий

2

Раздел 4. Материальные технологии (26 часов) – Вариант Б

4.1

Текстильное материаловедение

2

4.2

Технологические операции изготовления швейных изделий

6

4.3

Операции влажно-тепловой обработки

2

4.4

Технология лоскутного шитья

4

4.5

Технология аппликации

4

4.6

Технология стёжки

4

4.7

Технология обработки срезов лоскутного изделия

4

Раздел 5. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (12 часов)

5.1

Санитария, гигиена и физиология питания

2

5.2

Технология приготовления блюд

10

Раздел 6. Технологии растениеводства и животноводства (8 часа)

6.1

Технология выращивания комнатных растений

6

6.2

Животноводство

2

Раздел 7. Исследовательская и созидательная деятельность (8 часов)

7.1

Выполнение творческого проекта

8

Итого

68



















Тематический план 6 класс


Наименование

разделов и тем

Общее количество часов на изучение

Раздел 1. Технология возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений (4 часа)

1.1

Технология возведения зданий и сооружений

1

1.2

Ремонт и содержание зданий и сооружений

1

1.3

Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту

2

Раздел 2. Технологии в сфере быта (4 часа)

2.1

Планировка помещений жилого дома

2

2.2

Освещение жилого дома

1

2.3

Экология жилища

1

Раздел 3. Технологическая система (10 часов)

3.1

Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека

2

3.2

Системы автоматического управления. Робототехника

2

3.3

Техническая система и ее элементы

2

3.4

Анализ функций технических систем. Морфологический анализ

2

3.5

Моделирование механизмов технических систем

2

Раздел 4. Материальные технологии (24 часа) – Вариант Б

4.1

Текстильное материаловедение

2

4.2

Швейная машинка

4

4.3

Технологические операции изготовления швейных изделий

6

4.4

Конструирование одежды и аксессуаров

4

4.5

Технология вязания крючком

8

Раздел 5. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (10 часов)

5.1

Технология приготовления блюд

10

Раздел 6. Технологии растениеводства и животноводства (8 часа)

6.1

Технология выращивания комнатных растений

6

6.2

Животноводство

2

Раздел 7. Исследовательская и созидательная деятельность (8 часов)

7.1

Выполнение творческого проекта

8

Итого

68















Календарно -тематический планирование

5 класс


урока

урока в теме


Дата


Тема

Раздел 1. Современные технологии и перспективы их развития (6 часа)

1

1



Вводный урок. Охрана труда

2

2



Потребности человека

3

3



Понятие технология.

4

4



Понятие технология.

5

5



Технологический процесс.

6

6



Технологический процесс.

Раздел 2 «Творческий проект» (2 ч)

7

1



Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта

8

2



Реклама.

Раздел 3 Конструирование и моделирование (6 часа)

9

1



Понятие о машине и механизме

10

2



Понятие о машине и механизме

11

3



Конструирование машин и механизмов

12

4



Конструирование машин и механизмов

13

5



Конструирование швейных изделий

14

6



Конструирование швейных изделий

Раздел 4 Материальные технологии (26 часов)

15

1



Текстильное материаловедение

16

2



Текстильное материаловедение

17

3



Технологические операции изготовления швейных изделий

18

4



Раскрой швейного изделия

19

5



Швейные ручные работы.

20

6



Швейные ручные работы.

21

7



Перенос линийвыкройки, смётывание,

стачивание

22

8



Швейные ручные работы.

23

9



Обмётывание, замётывание

24

10



Операции влажно-тепловой обработки

25

11



Технологии лоскутного шитья

26

12



Технологии лоскутного шитья

27

13



Технологии лоскутного шитья

28

14



Технологии лоскутного шитья

29

15



Технологии аппликации

30

16



Технологии аппликации

31

17



Технологии аппликации

32

18



Технологии аппликации

33

19



Технологии стёжки

34

20



Технологии стёжки

35

21



Технологии стёжки

36

22



Технологии стёжки

37

23



Технологии обработки срезов лоскутного изделия

38

24



Технологии обработки срезов лоскутного изделия

39

25



Технологии обработки срезов лоскутного изделия

40

26



Технологии обработки срезов лоскутного изделия

Раздел 5 Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (12 часов)

41

1



Санитария, гигиена и физиология питания

Санитария и гигиена на кухне

42

2



Физиология питания

43

3



Технологии приготовления блюд

Бутерброды и горячие напитки.

44

4



Бытовые
электроприборы

45

5



Блюда из круп, бобовых изделий

46

6



Блюда из круп, бобовых изделий

47

7



Блюда из макаронных изделий

48

8



Блюда из макаронных изделий

49

9



Блюда из яиц

50

10



Блюда из яиц

51

11



Меню завтрака.

52

12



Сервировка стола к завтраку

Раздел 6 «Технологии растениеводства и животноводства» (8 ч)

53

1



Растениеводство
Выращивание культурных растений

54

2



Выращивание культурных растений

55

3



Вегетативное размножение растений

56

4



Вегетативное размножение растений

57

5



Выращивание комнатных растений

58

6



Выращивание комнатных растений

59

7



Животноводство

60

8



Животноводство

Раздел 7 «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч)

61

1



Работа над творческим проектом. Разработка и реализация творческого проекта

62

2



Разработка и реализация творческого проекта

63

3



Реализация этапов выполнения творческого проекта.

64

4



Реализация этапов выполнения творческого проекта.

65

5



Выполнение требований к готовому проекту.

66

6



Расчёт стоимости проекта.

67

7



Защита (презентация) проекта.

68

8



Защита (презентация) проекта.










Календарно -тематический планирование

6 класс


урока

урока в теме


Дата


Тема

Раздел 6 «Технологии растениеводства и животноводства» (4ч осень +4ч весна)

1

1


Обработка почвы

2

2


Обработка почвы

3

3


Технологии уборки урожая

4

4


Технологии уборки урожая

Раздел 1. Технология возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений

(4 часа)

5

1



Технология возведения зданий и сооружений

6

2



Ремонт и содержание зданий и сооружений

7

3



Энергетическое обеспечение зданий.

8

4



Энергосбережение в быту

Раздел 2. Технологии в сфере быта (4 часа)

9

1



Планировка помещений жилого дома

10

2



Планировка помещений жилого дома

11

3



Освещение жилого дома

12

4



Экология жилища

Раздел 3. Технологическая система (10 часов)

13

1



Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека

14

2



Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека

15

3



Системы автоматического управления. Робототехника

16

4



Системы автоматического управления. Робототехника

17

5



Техническая система и ее элементы

18

6



Техническая система и ее элементы

19

7



Анализ функций технических систем.

20

8



Морфологический анализ

21

9



Моделирование механизмов технических систем

22

10



Моделирование механизмов технических систем

Раздел 4. Материальные технологии (24 часа) – Вариант Б

23

1



Текстильное материаловедение

24

2



Свойства текстильных материалов

25

3



Швейная машинка

26

4



Швейная машинка

27

5



Машинные швы

28

6



Машинные швы

29

7



Конструирование швейных изделий

30

8



Конструирование швейных изделий

31

9



Моделирование швейных изделий

32

10



Моделирование швейных изделий

33

11



Технологические операции изготовления швейных изделий

34

12



Раскрой плечевой одежды

35

13



Технология обработки среднего и плечевых швов, нижних срезов рукавов

36

14



Технология обработки срезов подкройной обтачкой

37

15



Технология обработки боковых и нижнего срезов изделия

38

16



Окончательная отделка изделия

39

17



Технологии вязания крючком

40

18



Основные виды петель

41

19



Вязание полотна из столбиков без накида

42

20



Вязание полотна из столбиков без накида

43

21



Вязание по кругу.

44

22



Основное кольцо, способы вязания по кругу: по спирали, кругами.

45

23



Ажурное вязание по кругу

46

24



Ажурное вязание по кругу

Раздел 5 Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (10 часов)

47

1



Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов

48

2



Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов

49

3



Тепловая кулинарная обработка овощей

50

4



Тепловая кулинарная обработка овощей

51

5



Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов

52

6



Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов

53

7



Технология приготовления изделий из жидкого теста

54

8



Технология приготовления изделий из жидкого теста

55

9



Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов

56

10



Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов

Раздел 6 «Технологии растениеводства и животноводства» (4ч осень +4ч весна)

57

1



Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями

58

2



Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями

59

3



Содержание животных

60

4



Содержание животных

Раздел 7 «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч)

61

1



Реализация этапов выполнения творческого проекта.

62

2



Реализация этапов выполнения творческого проекта.

63

3



Выполнение требований к готовому изделию.

64

4



Расчет затрат на изготовление проекта.

65

5



Подготовка электронной презентации.

66

6



Подготовка электронной презентации.

67

7



Защита (презентация) проекта

68

8



Защита (презентация) проекта