Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, программы по технологии 5-8 классы авторы А.Т.Тищенко, Н.В.Синица: М. «Вентана-Граф», 2014г.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Рабочая программа предполагает обучение в объеме 68 часов в 7 классе (2 часа в неделю).
№ урока | Разделы и тема урока | Д/З | Тип урока | Форма контроля | Предметное содержание | Планируемые результаты (УУД) |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов |
-
| Вводный инструктаж по охране труда. ИОТ-08- 2015. Конструкторская и технологическая документация | | | | Ознакомить учащихся с задачами и программными требованиями по предмету "Технология". Пороки древесины: природные и технологические. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения | Учащиеся должны воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием | Учащиеся должны выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно») | Учащиеся должны знать: правила внутреннего распорядка в кабинете; содержание и задачи курса; сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской; способы заготовки древесины; виды пиломатериалов; профессии, связанные с заготовкой древесины; физико-механические свойства древесины; правила безопасности труда при обработке древесины. Учащиеся должны уметь читать чертежи деталей, выбирать пиломатериалы и обрабатывать их (пилить, строгать, сверлить и т. д.); соединять детали с помощью гвоздей и шурупов |
-
| Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации | Стр.9-23 | | | |
-
| Разработка чертежей деталей и изделий | | | | Древесные пиломатериалы: фанера, шпон, ДСП, ДВП |
-
| Заточка и настройка дереворежущих инструментов. ИОТ-46-2015 | Стр.23-28, вопросы: №1,№3 | | | |
-
| Отклонения и допуски на размеры детали | | | | Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения |
-
| Расчет отклонений и допусков на размеры деталей | Стр.28-31, вопросы: №2,№3 | | | |
-
| Столярные шиповые соединения | | | | Внешние признаки и причинно-следственные воздействия пороков древесины |
-
| Технология шипового соединения деталей | Стр.31-39 | | | |
-
| Разработка технологических карт изготовления деталей из древесины | | | | |
-
| Расчет шиповых соединений деревянной рамки | Стр.39-40 | | | |
-
| Изготовление изделий из древесины с шиповым соединением брусков. ИОТ-46- 2015 | | | | Распознавание материалов по внешнему виду |
-
| Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель | Стр.40-43 | | | |
-
| Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель | | | | Виды графической документации |
-
| Рациональные приемы работы ручными инструментами при подготовке деталей и сборке изделий | Стр.43-44, вопрос №3 | | | |
-
| Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по техническим рисункам | | | | |
-
| Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по чертежам | Записи в тетра-ди | | | Способы отображения графического объекта |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов |
19. | Конструкторская и технологическая документация деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке | | | | | | | |
20. | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. ИОТ-47-2015 | Стр.44-45 | | | Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка | Учащиеся должны проявлять технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности | Учащиеся должны выявлять потребности, проектировать и создавать объекты, имеющие потребительную стоимость; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Учащиеся должны знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке. Уметь: организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке |
-
| Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности | | | | |
-
| Точение шаров и дисков | Стр.46-49, вопрос №1 | | | |
-
| Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости | | | | Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке |
-
| Шлифовка и отделка изделий | Стр.50-53, вопрос №2 | Практическая работа | | |
-
| Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов | | | | | | | |
-
| Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам | Стр.57-58 | | | | | | |
-
| Точение декоративных изделий из древесины | | | | | | | |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов |
13 | Классификация сталей. | Стр.70-71 | | | Металлы и сплавы, область их применения | Учащиеся должны воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием. Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; краткие сведения о типовых деталях машин, назначении и устройстве сверлильного станка | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») | Учащиеся должны ознакомиться с металлургической промышленностью; влиянием технологии производства и обработки металлов на окружающую среду; основными свойства металлов и сплавов; правилами поведения в слесарной мастерской и правилами безопасности труда при обработке металла. Учащиеся должны уметь выбирать металл и обрабатывать его (размечать, править, сгибать, резать, сверлить отверстия) |
-
| Термическая обработка сталей | | | | |
14 | Резьбовые соединения | Стр.72-74, вопросы: №2,№7 | | | Основные технологические свойства металлов и сплавов |
-
| Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную в металлах и искусственных материалах. ИОТ-41- 2015 | | | | | | | |
-
| Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную | Стр.99-104, вопросы: №4,№5 | | | | | | |
-
| Изготовление деталей из тонколистового металла по эскизам | | | | | | | |
-
| Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежам | Стр.74-77, вопрос №3 | | | | | | |
-
| Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов | | | | | | | |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов |
15 | Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе; приёмы управления и выполнения операций. ИОТ-42-2015 | Стр.77-81, вопросы: №1,№5 | | | Технологические машины. Составные части машин. Виды зубчатых передач | Учащиеся должны уметь планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность | Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; краткие сведения о типовых деталях машин, основные технологические элементы машиноведения |
-
| Инструменты и приспособления для работы на токарном станке | | | | |
16 | Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения | Стр.81-87, вопрос №6 | | | Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчёт |
-
| Разработка операционной карты на изготовление детали вращения | | | | | | | |
-
| Отработка приемов работы на токарно-винторезном станке | Стр.87-90, вопросы: №4,№6 | | | | | | |
17 | Фрезерный станок: устройство, назначение, приёмы работы. ИОТ-43-2015 | | | | | | | |
-
| Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке | Стр.94-97, вопросы: №1,№2 | | | | | | |
18 | Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения | | | | | | | |
19 | Технологическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерных станках | Стр.91-93 | | | | | | |
-
| Разработка операционной карты на изготовление детали получаемой фрезерованием | | | | | | | |
20 | Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов | Стр.94, вопросы: №1,№5 | | | | | | |
-
| Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков | | | | | | | |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов |
21 | Художественная обработка древесины. История мозайки | Стр.105-111, вопросы: №1,№2 | | | Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Художественная резьба | Учащиеся должны идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, применять правила делового сотрудничества. | Познавательные универсальные учебные действия: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Учащиеся должны знать традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Учащиеся должны уметь размечать рисунки для резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу используя безопасные приемы работы. |
-
| Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань) | | | | |
22 | Художественное ручное тиснение по фольге: материалы заготовок, инструменты для тиснения | Стр.117-122 | | | Виды резьбы |
23 | Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла) | | | | Виды орнаментов. Инструменты для ручной художественной резьбы |
24 | Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). ИОТ-41- 2015 | Стр.123-130 | Практическая работа | | Подготовка поверхности для лакирования. Окраска изделия |
25 | Изготовление изделия в технике просечного металла | | Практическая работа | | |
26 | Чеканка, история её возникновения, виды | Стр.131-137, вопрос №3 | | | Назначение профессий |
Технологии ремонтно-отделочных работ |
27 | Основы технологии малярных работ. | | | | Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях | Учащиеся должны воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | Учащиеся должны уметь сравнивать различные объекты; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) | Учащиеся должны уметь проводить несложные ремонтные штукатурные работы, работать инструментами для штукатурных работ, разрабатывать эскизы оформления стен декоративными элементами, изучать виды обоев, осуществлять подбор обоев по образцам, выполнять упражнения по наклейке образцов обоев |
-
| Виды красок и эмалей | Стр.138-143, вопрос №5 | | | |
28 | Основы технологии плиточных работ | | | | Виды и назначение штукатурных работ. Виды штукатурных растворов. Инструменты для штукатурных работ. Технология мелкого ремонта штукатурки |
-
| Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов | Стр.143-147, вопрос №6 | | | | | | |
Исследовательская и созидательная деятельность |
57 | Творческий проект | | | | Требования, предъявляемые при проектировании изделий | Учащиеся должны уметь воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность | Учащиеся должны уметь выбирать тему своего творческого проекта, выполнять оценку стоимости материалов, искать источники информации в книгах, журналах, сети Интернет, защитить свой проект |
58 | Этапы проектирования и конструирования | Стр.148-150 | | | Назначение текстового редактора. Формирование текстового документа |
59 | Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка) | | | | Методы конструирования |
60 | Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД) | Записи в тетра-ди | | | Технологическая карта проекта |
61 | Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием ПК, установление состава деталей | | | | .Графическая документация к проекту (чертёж, эскиз, рисунок) |
62 | Разработка чертежей деталей проектного изделия | | Практическая работа | | |
63 | Составление технологических карт изготовления деталей изделия | | Практическая работа | | |
64 | Изготовление деталей изделия, сборка изделия и его отделка. ИОТ-46- 2015 | Стр.150-157 | | | |
65 | Экономическая оценка стоимости выполнения проекта | | Практическая работа | | Анализ первоначальных идей проектирования и сравнение с конечным продуктом труда |
66 | Разработка варианта рекламы | | Практическая работа | | |
67 | Оформление проектных материалов | | | | | | | |
68 | Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание) | | | | | | | |
ИТО-ГО 68 | | | | | | | | |