СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа трудового и профессионально-трудового обучения по курсу "Цветоводство и декоративное садоводство" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа трудового и профессионально-трудового обучения по курсу "Цветоводство и декоративное садоводство" для обучающихся с умственной отсталостью 7 класс. ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа трудового и профессионально-трудового обучения по курсу "Цветоводство и декоративное садоводство" 7 класс»

ОГБОУ «Школа-интернат № 89»




РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО


на заседании МО учителей основной школы

Протокол от _ 2018г. № 1

Руководитель

___________ /Айзятуллова О.Н./

подпись



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УР


_________/Е.А. Клочкова/

подпись


___ ___________2018г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор

ОГБОУ «Школа-интернат № 89»

__________/Г.Н. Борисова/

подпись

Приказ

от ___ __________2018г. №____





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Наименование предмета: трудовое и профессионально-трудовое обучение

Класс:___7класс___________________________________________________

Количество часов всего: 245, в неделю 7 часов

Учитель: Белова Наталья Викторовна, высшее, высшая квалификацион-

( ФИО, образование, квалификационная категория)

ная категория













2018 – 2019 учебный год


Рабочая программа по предмету трудовое и профессионально-трудовое обучение разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального уровня:

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Под редакцией В.В. Воронковой.

Школьного уровня:

- адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости;

- положение о рабочих программах ОГБОУ «Школа-интернат № 89».
































Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Трудовое и профессионально-трудовое обучение»


Личностные результаты освоения курса «Трудовое и профессионально-трудовое обучение»:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования курса «Трудовое и профессионально-трудовое обучение»:

Минимальный уровень:

- знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

- представления об основных свойствах используемых материалов;

- знание правил хранения материалов;

- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

- владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (литье, пиление, строгание и т. д.);

- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе работы;

- представления о разных видах профильного труда (цветоводство и др.);

- понимание значения и ценности труда;

- понимание красоты труда и его результатов;

- заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

- понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

- выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

- организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

- осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

- выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

- определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

- экономное расходование материалов;

- планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

- знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.






Содержание учебного предмета «Трудовое и профессионально-трудовое обучение» 7 класс

Вводное занятие.


Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками

Петуния мелко и крупноцветковая, в том числе с махровыми цветками.

Сохранность махровости цветков.

Особенности плодов и семян петунии.

Практическая работа. Подготовка цветочных горшков для посадки петунии.

Практическая работа. Выбор и полив растений с махровыми цветками.

Практическая работа. Выкопка и пересадка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли (Расстановка цветочных горшков с растениями в комнатах).


Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады.

Однолетние цветковые растения, выращиваемые с помощью рассады (декоративные качества, биологические особенности).

Сроки созревания семян однолетних цветковых растений.

Подготовка цветковых растений к сбору семян. Приёмы сбора сухих плодов с семенами.

Практическая работа. Сбор созревших плодов на цветущих растениях.

Срезка цветущих верхушек для ускорения созревания семян (укладка в картонные коробки, установка в светлое, проветриваемое помещение для просушки).


Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте.

Лилия, выращиваемая в местных условиях: вид, характеристика. Продолжительность роста лилий на одном месте. Необходимость пересадки.

Приёмы выкопки и посадки луковиц.

Подготовка лунок под посадки. Расстояния между рядами и растениями при посадке.

Практическая работа. Пересадка красоднева. (Вскапывание почвы и внесение перегноя).

Практическая работа. Разметка рядков. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка.

Практическая работа. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: (подкапывание куста, выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца луковиц).

Практическая работа. Пересадка красоднева. (Легкое подсушивание луковиц. Удаление повреждённых чешуй. Намачивание луковиц перед посадкой. Посадка луковиц (донцем на песок, расправление корней, засыпка почвой, мульчирование торфом)).



Осенний уход за кустарниками.

Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки.

Приёмы ухода за кустарниками.

Инструменты для ухода за кустарниками. Правила безопасной работы с садовой пилой и ножницами.

Практическая работа. Вырезка сухих ветвей садовой пилой.


Практическое повторение.

Осенние работы в цветнике.

Уход за комнатными растениями.


Самостоятельная работа.

Разметка рядков и подготовка лунок.

Посадка луковиц лилейного растения.


Вводное занятие.


Многолетние цветковые растения.

Характеристика, виды (декоративные качества, биологические особенности). Сравнение незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.) с зимующими. Характеристика канны.


Выкопка корневища канны.

Канна: строение растения, размножение (делением корневища и корневыми отпрысками)). Сроки выкопки, условия хранения корневища канны. Приёмы посадки канны.

Практическая работа. Подкапывание куста канны со всех сторон. Выкопка корневищ.

Осмотр куста. Удаление листьев. Срезка стеблей с оставлением пеньков. Укладка корневищ с комом земли в ящики (плотно друг к другу). Установка ящиков на хранение.


Ремонт садовой дорожки.

Садовая дорожка: устройство на различном основании (естественном грунте, щебенчатом и др.).

Виды повреждения.

Практическая работа. Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта. Определение размера выбоин.


Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений.

Уход за молодыми посадками: правила заготовки ёлочных веток, толщина слоя укрытия. Накопление снега зимой на укрытиях.

Практическая работа. Обламывание нижних ветвей туи, елей на растущих деревьях.

Укрытие рядков короткими ветвями.


Органические удобрения.

Удобрение: значение, виды (органические и минеральные), разница между видами.

Виды органического удобрения (навоз, торф, птичий помет, компост). Перегной: получение, назначение.

Приготовление компоста.

Органические удобрения, используемые в цветоводстве.

Упражнение. Определение вида органического удобрения.


Классификация цветковых культур.

Классификационные признаки цветкового растения (место выращивания, длительность жизненного цикла, декоративные качества, отношение к зимним холодам и др.).

Цветковые растения открытого и закрытого грунта, однолетние, двулетние и многолетние.

Однолетние цветковые растения (красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые).

Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.

Упражнение. Определение цветкового растения.


Практическое повторение.

Зимние работы в скверах или парке.

Накопление снега в цветнике.

Уход за комнатными растениями.


Самостоятельная работа.

Классификация цветковых растений, которые учащиеся выращивали в предыдущем году.



Вводное занятие.


Двулетние цветковые растения.

Двулетние цветковые растения: (особенности роста и развития, наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в цветочном оформлении).

Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития

(настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние.



Минеральные удобрения.

Минеральные удобрения: виды (азотное, калийное, фосфорное), внешние признаки, свойства (растворимость в воде). Хранение.

Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.), достоинства.

Различие видов минерального удобрения по цвету, структуре и растворимости в воде.

Смешивание минеральных удобрений с органическими: цель, использование в цветоводстве.

Экскурсия. Магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений.

Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения.

Упражнение. Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде.


Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады.

Рациональные приёмы обмолота, очистки и сортировки цветочных семян.

Практическая работа. Обмолот, очистка, сортировка семян.

Изготовление бумажных пакетов и расфасовка семян.

Виды цветника.

Цветник: виды, размещение.

Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного оформления. Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона.

Рабатки и бордюры: (формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений).

Групповая посадка: (формы, размеры, расположение, подбор цветковых растений).

Упражнение. Определение и вычерчивание вида цветника.


Размножение комнатных растений.

Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.).

Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Практическая работа. Размножение комнатных растений (Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы).

Практическая работа. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков.

Практическая работа. Устройство влажной камеры (путём укрытия ящиков плёнкой по каркасу. Установка камеры на светлое место.).

Практическая работа. Наблюдение и уход за укоренением черенков. Практическая работа. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укоренённых растений в горшки.


Посев семян однолетних цветковых растений.

Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.).

Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков.

Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. (Условия для получения равномерных всходов, особенности полива сеянцев).

Практическая работа. Посев семян однолетних цветковых растений (Подготовка ящиков для посевов. Набивка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении.)

Практическая работа. Посев семян однолетних цветковых растений (Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков.)

Практическая работа. Уход за всходами однолетних цветковых растений. (Сразу после всходов снижение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив - после подсыхания почвы в междурядья.).


Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях.

Характеристика крупноцветковой петунии.

Вегетативное размножение крупноцветковой петунии (как способ сохранения махровости цветков). Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии. Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях.

Практическая работа. Подготовка пикировочных ящиков к посадке петуний. (Заполнение ящиков: снизу смесью, сверху – крупнозернистым речным песком).

Практическая работа. Нарезка черенков (с двух – трех междоузлий). Посадка черенков в ящики для укоренения (Полив без попадания на листья и побеги. Установка пикировочных ящиков на светлое место).

Практическая работа. Пересадка укорененных растений петунии в цветочные горшки.


Подготовка корневища канны к высадке.

Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.

Практическая работа. Выемка из хранилища и установка под стеллажами теплицы ящиков с корневищами канн.


Практическое повторение.

Зимние работы в парке или сквере.

Накопление снега в цветниках.

Уход за комнатными растениями.

Снятие зимних укрытий на посадках многолетних цветковых растений.


Самостоятельная работа.

Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики.



Вводное занятие.


Размещение цветника.

Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: (целесообразность размещения, формы и размеры, подбор цветковых растений).

Способы разметки элементов цветочного оформления.

Практическая работа. Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте. Подбор цветковых растений для цветника.

Разметка круглой клумбы (с помощью двух колышков и веревки). Разметка прямоугольной или квадратной клумбы и рабатки (с помощью мерной ленты, колышков и веревки).

Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.


Выращивание рассады цветковых культур.

Однолетние цветковые растения, смена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (цинния, немезия, астра и др.).

Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условия для получения дружных всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.

Практическая работа. Выращивание рассады однолетних цветковых растений. (Подготовка посевных и пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении).

Практическая работа. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев цинии в пикировочные ящики.

Практическая работа. Посев семян астры. (Углубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в теплом месте.).

Практическая работа. Наблюдение и уход за всходами. (После всходов – снижение температуры и установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы).

Практическая работа. Пикировка рассады астры.

Практическая работа. Наблюдение и уход за всходами астры. (Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух или открытие парника сначала на день, а затем и на ночь).


Подращивание растений канны.

Канна – теплолюбивое многолетнее цветковое растение. Способы ускорения цветения канны. Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.

Практическая работа. Подращивание канны. (Подготовка цветочных горшков (размером не менее 16 см в диаметре) для посадки канн. Заполнение горшков смесью дерновой и перегнойной земли).

Практическая работа. Деление корневищ канн на части (с таким расчетом, чтобы в каждой деленке было по две-три почки). Посадка делёнок (в цветочные горшки, полив, установка горшков в теплице).

Практическая работа. Наблюденне и уход за канной (Периодический полив посадок. Вынос растений на открытый воздух перед высадкой).


Высадка растений в цветник.

Способы посадки разных цветковых растений. Место канны на клумбе. Размещение астр, циний и других однолетних цветковых растений в цветнике.

Способы разметки посадочных рядков. Расстояния между растениями при посадке.

Практическая работа. Вскапывание почвы в цветнике. Рыхление, выравнивание поверхности.

Практическая работа. Разметка посадочных рядков (маркером, а также с помощью веревки, колышков и мерной ленты).

Практическая работа. Высадка растений в цветник (Углубление посадочной бороздки. Полив рассады в ящиках. Посадка растений в лунки, полив.

Наблюдения за приживаемостью растений).


Практическое повторение.

Уход за кустарниками.

Весенние работы в цветнике.

Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.

Уход за комнатными растениями.


Самостоятельная работа.

Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветник.









Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Содержание тем

Количество часов

1

Вводное занятие.

8

2

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками.

10

3

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады.

10

4

Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте.

12

5

Осенний уход за кустарниками.

10

6

Практическое повторение.

41

7

Самостоятельная работа.

10

8

Многолетние цветковые растения.

6

9

Выкопка корневища канны.

6

10

Ремонт садовой дорожки.

6

11

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений.

4

12

Органические удобрения.

8

13

Классификация цветковых культур.

14

14

Двулетние цветковые растения.

8

15

Минеральные удобрения.

10

16

Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады.

6

17

Виды цветника.

10

18

Размножение комнатных растений.

8

19

Посев семян однолетних цветковых растений.

6

20

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях.

5

21

Подготовка корневища канны к высадке.

4

22

Размещение цветника.

10

23

Выращивание рассады цветковых культур.

14

24

Подращивание растений канны.

9

25

Высадка растений в цветник.

10


Итого

245






Календарно-тематическое планирование по трудовому и профессионально-трудовому обучению



Класс: 7


Учитель: Белова Н.В.


Количество часов за год:

всего: 245

в неделю: 7


Планирование составлено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

Учебник: нет















Календарно – тематическое планирование

«Трудовое и профессионально-трудовое обучение» 7 класс


урока

Дата

Тема урока

Количество

часов

Коррекционно-развивающая работа

план

факт

I четверть – 56 часов

1-2



Вводное занятие.

2

Развивать память, внимание, речь.

Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками – 10 часов.

3-4



5

6



Петуния мелко и крупноцветковая, в том числе с махровыми цветками.

Сохранность махровости цветков.

Особенности плодов и семян петунии.

2



1

1

Развивать кругозор уч-ся, память, внимание.

7-8



9-10



11-12



Практическая работа. Подготовка цветочных горшков для посадки петунии.

Практическая работа. Выбор и полив растений с махровыми цветками.

Практическая работа. Выкопка и пересадка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли (Расстановка цветочных горшков с растениями в комнатах).

2



2



2

Развивать память, внимание, координацию, точность движений.

Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады – 10 часов.

13-14





15-16

17-18



Однолетние цветковые растения, выращиваемые с помощью рассады (декоративные качества, биологические особенности).

Сроки созревания семян однолетних цветковых растений.

Подготовка цветковых растений к сбору семян. Приёмы сбора сухих плодов с семенами.

2





2

2

Развивать познавательную активность.

Развивать умение отвечать на вопросы.

19-20



21-22



Практическая работа. Сбор созревших плодов на цветущих растениях.

Практическая работа. Срезка цветущих верхушек для ускорения созревания семян (укладка в картонные коробки, установка в светлое, проветриваемое помещение для просушки).

2



2

Развивать кругозор уч-ся, внимание, память.

Развивать согласованные движения рук.

Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте – 12 часов.

23-24





25

26



Лилия, выращиваемая в местных условиях: вид, характеристика. Продолжительность роста лилий на одном месте. Необходимость пересадки.

Приёмы выкопки и посадки луковиц.

Подготовка лунок под посадки. Расстояния между рядами и растениями при посадке.

2





1

1

Развивать внимание, мыслительные операции: сравнение, обобщение.

Развивать графические навыки.

27-28



29-30



31-32







33-34



Практическая работа. Пересадка красоднева. (Вскапывание почвы и внесение перегноя).

Практическая работа. Разметка рядков. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка.

Практическая работа. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: (подкапывание куста, выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца луковиц).

Практическая работа. Пересадка красоднева.

(Легкое подсушивание луковиц. Удаление повреждённых чешуй. Намачивание луковиц перед посадкой. Посадка луковиц (донцем на песок, расправление корней, засыпка почвой, мульчирование торфом)).

2



2



2







2

Развивать память, внимание, мелкую моторику

Развивать скоординированность движений.

Осенний уход за кустарниками – 10 часов.

35-36



37-38

39-40



Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки.

Приёмы ухода за кустарниками.

Инструменты для ухода за кустарниками. Правила безопасной работы с садовой пилой и ножницами.

2



2

2

Развивать память, внимание, мыслительные операции: сравнение, обобщение.

41-44



Практическая работа. Вырезка сухих ветвей садовой пилой.

4

Развивать внимание, аккуратность в работе.

Практическое повторение – 10 часов.

45-48



Осенние работы в цветнике.

4

Развивать познавательную активность.

49-54



Уход за комнатными растениями.

6

Развивать мелкую моторику.

Самостоятельная работа – 2 часа.

55-56



Разметка рядков и подготовка лунок.

Посадка луковиц лилейного растения.

1

Развивать самостоятельность, навыки самоконтроля.

II четверть – 54 часа

57-58




Вводное занятие

2

Развивать кругозор, коммуникативные навыки

Многолетние цветковые растения – 6 часов.

59-61



62-64



Многолетнее цветковое растение: характеристика, виды (декоративные качества, биологические особенности). Сравнение незимующих в открытом грунте растений (канн, георгинов, гладиолусов и др.) с зимующими. Характеристика канны.

3



3

Развивать кругозор уч-ся, память, внимание.

Развивать умение находить сходства и различия.

Выкопка корневища канны – 6 часов.

65-66



Канна: строение растения, размножение (делением корневища и корневыми отпрысками)). Сроки выкопки, условия хранения корневища канны. Приёмы посадки канны.

2

Развивать кругозор уч-ся, память. внимание.

67-70



Практическая работа. Подкапывание куста канны со всех сторон. Выкопка корневищ.

Практическая работа. Осмотр куста. Удаление листьев. Срезка стеблей с оставлением пеньков. Укладка корневищ с комом земли в ящики (плотно друг к другу). Установка ящиков на хранение.

4

Развивать мелкую моторику, содружественные движения рук, внимание, аккуратность в работе.

Ремонт садовой дорожки – 6 часов.

71-72



Садовая дорожка: устройство на различном основании (естественном грунте, щебенчатом и др.).

Виды повреждения.

2

Развивать кругозор уч-ся, внимание.

Повышать речевую активность

73-76



Практическая работа. Осмотр садовой дорожки. Определение вида ремонта. Определение размера выбоин.


4

Развивать глазомер, точность, дифференцированность движений.

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений – 4 часов.

77-78



Уход за молодыми посадками: правила заготовки ёлочных веток, толщина слоя укрытия. Накопление снега зимой на укрытиях.

2

Развивать познавательную активность, память, внимание

79-80



Практическая работа. Обламывание нижних ветвей туи, елей на растущих деревьях.

Практическая работа. Укрытие рядков короткими ветвями.


2

Развивать моторику, содружественные движения рук, внимание.

Органические удобрения – 8 часов.

81-86



Удобрение: значение, виды (органические и минеральные), разница между видами.

Виды органического удобрения (навоз, торф, птичий помет, компост). Перегной: получение, назначение.

Приготовление компоста.

Органические удобрения, используемые в цветоводстве.


6

Развивать память, внимание, мыслительные операции сравнения и обобщения.

87-88



Упражнение. Определение вида органического удобрения.

2

Развивать память, умение применять полученные знания на практике.

Классификация цветковых культур – 14 часов.

89-98



Классификационные признаки цветкового растения (место выращивания, длительность жизненного цикла, декоративные качества, отношение к зимним холодам и др.).

Цветковые растения открытого и закрытого грунта, однолетние, двулетние и многолетние.

Однолетние цветковые растения (красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся, плетистые, сухоцветы, ковровые).

Многолетние цветковые растения, зимующие и незимующие.



Развивать познавательную активность, внимание, память.

Развивать мыслительные операции сравнения, обобщения

99-102



Упражнение. Определение цветкового растения.

4

Развивать память, умение применять полученные знания на практике.

Практическое повторение – 6 часов.

103-104



Зимние работы в скверах или парке.

2

Развивать согласованность движений рук, самостоятельность.

105-106



Накопление снега в цветнике.

2

Развивать моторику, координацию движений.

107-108



Уход за комнатными растениями.

2

Развивать внимание, аккуратность в работе.

Самостоятельная работа – 2 часа.

109-110



Классификация цветковых растений, которые учащиеся выращивали в предыдущем году.

2

Развивать память, умение применять полученные знания на практике.

Развивать навыки самоконтроля.


III четверть – 68 часов

111-112



Вводное занятие

2

Развивать наблюдательность, коммуникативные навыки: умение задавать вопросы; 

Двулетние цветковые растения – 8 часов.

113-120



Двулетние цветковые растения: (особенности роста и развития, наиболее известные виды (маргаритки, анютины глазки, незабудка), использование в цветочном оформлении).

Сравнение цветковых растений с двулетним циклом развития (настоящие двулетники) и многолетних растений, выращиваемых как двулетние.

8

Развивать кругозор уч-ся, память, внимание.

Развивать память, внимание, мыслительные операции: сравнение, обобщение.

Минеральные удобрения – 10 часов.

121-124



Минеральные удобрения: виды (азотное, калийное, фосфорное), внешние признаки, свойства (растворимость в воде). Хранение.

Элементы питания для растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Комплексные минеральные удобрения: виды (аммофос, нитрофоска и др.), достоинства.

Различие видов минерального удобрения по цвету, структуре и растворимости в воде.

Смешивание минеральных удобрений с органическими: цель, использование в цветоводстве.

4

Развивать память, внимание, повышать речевую активность.

Развивать познавательную активность.

125-126



Экскурсия. Магазин. Ознакомление с ассортиментом минеральных удобрений.

2

Развивать внимание, кругозор уч-ся.

127-128



Лабораторная работа. Определение степени растворимости в воде образцов минерального удобрения.

2

Развивать познавательную активность.

129-130



Упражнение. Определение вида минерального удобрения по цвету и растворимости в воде.

2

Развивать память, умение применять полученные знания на практике.


Обмолот семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады – 5 часов.

131



Рациональные приёмы обмолота, очистки и сортировки цветочных семян.

1

Развивать память внимание, повышать речевую активность.

132-135



Практическая работа. Обмолот, очистка, сортировка семян.

Практическая работа. Изготовление бумажных пакетов и расфасовка семян.

4

Развивать координацию, точность движений, графические навыки.

Виды цветника – 10 часов.

136-140



Цветник: виды, размещение.

Клумба: формы, расположение, разновидности цветочного оформления. Клумба с заменой цветочных растений в течение сезона.

Рабатки и бордюры: (формы, размеры, размещение, подбор цветковых растений).

Групповая посадка: (формы, размеры, расположение, подбор цветковых растений).

5

Развивать кругозор уч-ся, память внимание, повышать речевую активность.

141-145



Упражнение. Определение и вычерчивание вида цветника.


5

Развивать графические навыки, навык разметки по линейке, глазомер, восприятие цвета.


Размножение комнатных растений – 8 часов.

146-148



Виды комнатного растения: с опадающими листьями и вечнозеленые. Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц и др.).

Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.


3

Развивать память, внимание, мыслительные операции: сравнение, обобщение.

149-153



Практическая работа. Размножение комнатных растений (Подготовка пикировочных ящиков. Заполнение ящиков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы).

Практическая работа. Нарезка черенков комнатных лиан, герани, бегонии и др. Посадка в ящики и полив черенков.

Практическая работа. Устройство влажной камеры (путём укрытия ящиков плёнкой по каркасу. Установка камеры на светлое место.).

Практическая работа. Наблюдение и уход за укоренением черенков.

Практическая работа. Подготовка цветочных горшков к пересадке растений. Пересадка укоренённых растений в горшки.


5

Развивать память внимание, точность, согласованность движений.

Развивать тщательность, аккуратность в работе.

Посев семян однолетних цветковых растений – 6 часов.

154-156



Однолетние цветковые растения, для выращивания которых требуется ранний посев семян (львиный зев, георгин однолетний, вербена, петуния, сальвия, флокс однолетний и др.).

Сроки посева семян. Состав почвенной смеси. Размер посевных ящиков.

Особенности посева семян некоторых из однолетних цветковых растений. (Условия для получения равномерных всходов, особенности полива сеянцев).


3

Развивать кругозор уч-ся, память, внимание.

Развивать графические навыки.

157-159



Практическая работа. Посев семян однолетних цветковых растений (Подготовка ящиков для посевов. Набивка посевных ящиков земляной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении.)

Практическая работа. Посев семян однолетних цветковых растений (Разметка посевных рядков маркером. Насыпка на дно рядка чистого речного песка. Раскладка, заделка песком или почвой, осторожный полив семян. Укрытие пленкой, установка в темное теплое место ящиков.)

Практическая работа. Уход за всходами однолетних цветковых растений. (Сразу после всходов снижение температуры, установка ящиков на светлое место. Полив - после подсыхания почвы в междурядья.).


3

Развивать память, умение применять полученные знания на практике.


Развивать глазомер, точность, дифференцированность движений.

Выращивание петунии крупноцветковой в комнатных условиях – 5 часов.

160-161



Характеристика крупноцветковой петунии.

Вегетативное размножение крупноцветковой петунии (как способ сохранения махровости цветков). Правила нарезки и условия укоренения черенков петунии. Уход за растениями. Пригодность петунии с бахромчатыми цветками для выращивания в комнатных условиях.


2

Развивать кругозор уч-ся, память, внимание.

162-164



Практическая работа. Подготовка пикировочных ящиков к посадке петуний. (Заполнение ящиков: снизу смесью, сверху – крупнозернистым речным песком).

Практическая работа. Нарезка черенков (с двух – трех междоузлий). Посадка черенков в ящики для укоренения (Полив без попадания на листья и побеги. Установка пикировочных ящиков на светлое место).

Практическая работа. Пересадка укорененных растений петунии в цветочные горшки.


3

Развивать внимание, аккуратность в работе.

Подготовка корневища канны к высадке – 4 часа.

165-166



Необходимость заблаговременной подготовки корневищ канн к высадке в открытый грунт.


2

Развивать память, внимание.

167-168



Практическая работа. Выемка из хранилища и установка под стеллажами теплицы ящиков с корневищами канн.

2

Развивать тщательность, аккуратность в работе.

Развивать коммуникативные навыки.


Практическое повторение – 8 часов.

169-170



Зимние работы в парке или сквере.

2

Развивать согласованность движений рук, самостоятельность.


171-172



Накопление снега в цветниках.

2

Развивать моторику, координацию движений.


173-174



Уход за комнатными растениями.

2

Развивать внимание, аккуратность в работе.

Развивать точность, дифференцированность движений.


175-176



Снятие зимних укрытий на посадках многолетних цветковых растений.

2

Развивать самостоятельность, аккуратность в работе.


Самостоятельная работа – 2 часа.

177-178



Черенкование комнатных растений. Посадка черенков в пикировочные ящики.


2

Развивать память, умение применять полученные знания на практике.

Развивать навыки самоконтроля.



IV четверть – 57 часов

179-180



Вводное занятие

2

Развивать кругозор уч-ся, память внимание, повышать речевую активность.

Размещение цветника – 10 часов.

181-184



Круглая клумба, рабатка, групповая посадка: (целесообразность размещения, формы и размеры, подбор цветковых растений).

Способы разметки элементов цветочного оформления.

4

Развивать кругозор уч-ся, память, внимание, мыслительные операции: сравнение, обобщение.

Развивать восприятие цвета.


185-190



Практическая работа. Осмотр мест размещения цветников. Выбор вида цветника, который целесообразно разместить в каждом конкретном месте. Подбор цветковых растений для цветника.

Разметка круглой клумбы (с помощью двух колышков и веревки). Разметка прямоугольной или квадратной клумбы и рабатки (с помощью мерной ленты, колышков и веревки).

Обозначение границ клумб и рабаток канавками или другим способом.

6

Развивать память, внимание.

Развивать умение работать в парах.

Развивать точность, согласованность движений рук.

Выращивание рассады цветковых культур – 12 часов.

191-194



Однолетние цветковые растения, смена которых высевают для получения рассады в более поздние сроки (цинния, немезия, астра и др.).

Выращивание рассады (с пикировкой и без нее). Условия для получения дружных всходов. Уход за растениями. Закалка растений перед высадкой в открытый грунт.

4

Развивать кругозор уч-ся, память внимание, повышать речевую активность.

195-202



Практическая работа. Выращивание рассады однолетних цветковых растений. (Подготовка посевных и пикировочных ящиков. Заполнение ящиков почвенной смесью. Полив почвы. Прогревание ящиков в теплом помещении).

Практическая работа. Разметка посевных рядков маркером. Разреженный посев цинии в пикировочные ящики.

Практическая работа. Посев семян астры. (Углубление рядков в посевных ящиках под посев. Раскладка и заделка песком семян астры. Осторожный полив посева. Размещение ящиков в теплом месте.).

Практическая работа. Наблюдение и уход за всходами. (После всходов – снижение температуры и установка на светлое место. Полив посева после подсыхания почвы).

Практическая работа. Пикировка рассады астры.

Практическая работа. Наблюдение и уход за всходами астры. (Вынос ящиков с рассадой на открытый воздух или открытие парника сначала на день, а затем и на ночь).

8

Развивать память, внимание.

Развивать умение применять полученные знания на практике.








Развивать тщательность, аккуратность в работе.

Развивать точность, дифференцированность движений рук.

Подращивание растений канны – 8 часов.

203-204



Канна – теплолюбивое многолетнее цветковое растение. Способы ускорения цветения канны. Деление корневищ и условия подращивания канн перед высадкой в открытый грунт.


2

Развивать кругозор уч-ся, внимание.

205-210



Практическая работа. Подращивание канны. (Подготовка цветочных горшков (размером не менее 16 см в диаметре) для посадки канн. Заполнение горшков смесью дерновой и перегнойной земли).

Практическая работа. Деление корневищ канн на части (с таким расчетом, чтобы в каждой деленке было по две-три почки). Посадка делёнок (в цветочные горшки, полив, установка горшков в теплице).

Практическая работа. Наблюденне и уход за канной (Периодический полив посадок. Вынос растений на открытый воздух перед высадкой).


6

Развивать координацию движений.

Высадка растений в цветник – 10 часов.

211-212



Способы посадки разных цветковых растений. Место канны на клумбе. Размещение астр, циний и других однолетних цветковых растений в цветнике.

Способы разметки посадочных рядков. Расстояния между растениями при посадке.

2

Развивать кругозор уч-ся, память внимание, повышать речевую активность.

213-220



Практическая работа. Вскапывание почвы в цветнике. Рыхление, выравнивание поверхности.

Практическая работа. Разметка посадочных рядков (маркером, а также с помощью веревки, колышков и мерной ленты).

Практическая работа. Высадка растений в цветник (Углубление посадочной бороздки. Полив рассады в ящиках. Посадка растений в лунки, полив.

Наблюдения за приживаемостью растений).

8

Развивать глазомер, точность, дифференцированность движений.




Развивать наблюдательность.



Практическое повторение – 11 часов.

221-222



Уход за кустарниками.

2

Развивать согласованность движений рук, самостоятельность.


223-226



Весенние работы в цветнике.

4

Развивать моторику, координацию движений.

Развивать аккуратность в работе

227-228



Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.

2

Развивать внимание, аккуратность в работе.

Развивать точность, дифференцированность движений.


229-231



Уход за комнатными растениями.

3

Развивать самостоятельность, аккуратность в работе.


Самостоятельная работа – 4 часа.

232-235



Определение места цветкового растения в цветнике. Разметка рядков под посадку. Высадка рассады в цветник.


4

Развивать память, внимание, самостоятельность в работе.

Развивать навыки самоконтроля.



Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методический комплекс

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.


Литература:

  1. Бердникова О.В., Борисова А.В. «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

  2. Бочкова И.Ю. Создаём красивый цветник: Принципы подбора растений. Основы проектирования: Учебное пособие.- М.: Фитон XXI, 2017.

  3. Быховец С.Л. «Энциклопедия комнатных растений» Минск « Харвест», 2003.

  4. Карпов А.А. «Энциклопедия цветовода-любителя». Ростов-на-Дону «Феникс»,2003.

  5. Кирман В.Г. Цветочное оформление в ландшафтном дизайне./ В.Г. Кирман. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

  6. Ковалёва Е.А. «Сельскохозяйственный труд: учебник для 5, 6, 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»/ Е.А. Ковалёва – М.: «Просвещение», 2007.

  7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1989.

  8. Чечина Л.А. «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.