Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Сальский аграрно-технический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
2022
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Протокол № ____ от «__»___20___г. Председатель:________ Кудрявцева Е.П. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе ______________________И.А. Хара «____»___________________ 20___г. |
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Протокол № ____ от «__»___20___г. Председатель:________ Кудрявцева Е.П. | УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе ______________________И.А. Хара «____»___________________ 20___г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.02.2018 № 69).
Организация – разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Сальский аграрно-технический колледж»
Разработчик:
Ромащенко Т.А. – преподаватель ГБПОУ РО «САТК»
Рецензент:
Калашникова Г.И. – преподаватель ГБПОУ РО «САТК»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины | 3 |
СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины Математика является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины.:
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК01, ЛР-1 | умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности |
ОК02 | быстрота и точность поиска, оптимальность и научность необходимой информации, а также обоснованность выбора применения современных технологий её обработки | знание основных понятий и методов теории комплексных чисел, линейной алгебры, математического анализа |
ОК03,ЛР-1, ЛР-4 | организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций; стремиться к самообразованию и повышению профессионального уровня | значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ |
ОК04, ЛР-1,ЛР-4, ЛР-10 | умело и эффективно работать в коллективе, соблюдать профессиональную этику | знание математических понятий и определений, способов доказательства математическими методами |
ОК 09 ЛР-1,ЛР 15 | умение рационально и корректно использовать информационные ресурсы в профессиональной и учебной деятельности | знание математического анализа информации, представленной различными способами, а также методов построения графиков различных процессов |
1.3 Распределение часов вариативной части учебной дисциплины
На изучение дисциплины «Математика» объем времени увеличен на 2 часа за счет часов вариативной части. Данный объем времени направлен на расширение и углубление имеющихся знаний и умений.
1.4 Компоненты образовательной программы, реализуемые в форме практической подготовки
№ п/п | Вид учебной деятельности | Наименование работы | У, ОК, ПК | Кол-во часов |
1 | Урок 29 Семинар | Роль математики в профессиональной деятельности | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09 | 2 |
Итого | 2 |
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | В том числе в форме практической подготовки |
Объем образовательной программы | 74 | 2 |
Самостоятельная работа | 6 | |
Учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 68 | 2 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 26 | 2 |
практические занятия | 34 | |
лабораторные занятия | | |
курсовая работа (проект) | | |
консультации | 2 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия комплексных чисел | 4 | |
Тема 1.1. Комплексные числа и действия над ними | Содержание учебного материала Определение комплексного числа в алгебраической форме, действия над ними. Геометрическое изображение комплексных чисел. Модуль и аргументы комплексного числа. Решение алгебраических уравнений. | 4 | ОК 01, ОК 02 ЛР 1 |
2 |
Практическое занятие № 1 «Решение задач с комплексными числами. Геометрическая интерпретация комплексного числа». | 2 |
Раздел 2. Элементы линейной алгебры | 20 | |
Тема 2.1. Матрицы и определители | Содержание учебного материала | 8 | ОК 02, ОК 05, ОК 11 |
Экономико-математические методы. Матричные модели. Матрицы и действия над ними. Определитель матрицы. | 2 |
Практическое занятие № 2 «Действия над матрицами». | 2 |
Практическое занятие № 3 «Определители второго и третьего порядков». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач Сложение и вычитание матриц, умножение матрицы на число, умножение матрицы на матрицу, транспонирование матриц, нахождение обратных матриц и определителей матриц. | 2 |
Тема 2.2. Методы решения систем линейных уравнений | Содержание учебного материала | 8 | ОК 03, ОК 04 ЛР 4 |
Метод Гаусса. Правило Крамера. Метод обратной матрицы. | 2 |
Практическое занятие № 4 «Метод Гаусса (метод исключения неизвестных)». | 2 |
Практическое занятие № 5 «Формулы Крамера (для систем линейных уравнений с тремя неизвестными)». | 2 |
Практическое занятие № 6 «Решение матричных уравнений». | 2 |
Тема 2.3. Моделирование и решение задач линейного программирования | Содержание учебного материала | 4 | ОК 09, ОК 11 |
Математические модели. Задачи на практическое применение математических моделей. Общая задача линейного программирования. Матричная форма записи. | 2 |
Практическое занятие № 7 «Графический метод решения задачи линейного программирования» | 2 |
Раздел 3. Введение в анализ | 4 | |
Тема 3.1. Функции многих переменных | Содержание учебного материала | 2 | ОК 09 ЛР 10 |
1. Функции двух и нескольких переменных, способы задания, символика, область определения. | 2 |
Тема 3.2. Пределы и непрерывность | Содержание учебного материала | 2 | ОК 04, ОК 05 |
Предел функции. Бесконечно малые функции. Метод эквивалентных бесконечно малых величин. Раскрытие неопределённости вида 0/0 и ∞/∞. Замечательные пределы. Непрерывность функции. | 2 |
Раздел 4. Дифференциальные исчисления | 4 | |
Тема 4.1. Производная и дифференциал | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02, ОК 03 |
Производная функции. Первый дифференциал функции, связь с приращением функции. Основные правила дифференцирования. Производные и дифференциалы высших порядков. Возрастание и убывание функций. Экстремумы функций. Частные производные функции нескольких переменных. Полный дифференциал. Частные производные высших порядков. | 2 |
Практическое занятие № 8 «Экстремум функции нескольких переменных». | 2 |
Раздел 5. Интегральное исчисление и дифференциальные уравнения | 34 | |
Тема 5.1. Неопределённый интеграл | Содержание учебного материала | 8 | ОК 03, ОК 11 ЛР 15 |
Первообразная функция и неопределённый интеграл. Основные правила неопределённого интегрирования. | 2 |
Практическое занятие № 9 «Нахождение неопределённого интеграла с помощью таблиц, а также используя его свойства». | 2 |
Практическое занятие № 10 «Методы замены переменной и интегрирования по частям». | 2 |
Практическое занятие № 11 «Интегрирование простейших рациональных дробей». | 2 |
Тема 5.2. Определённый интеграл | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 05 |
Задача нахождения площади криволинейной трапеции.. | 2 |
Определённый интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Основные свойства определённого интеграла | 2 |
Практическое занятие № 12 «Правила замены переменной и интегрирования по частям». | 2 |
Тема 5.3. Несобственный интеграл | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 09 ЛР 1, ЛР 4 |
Интегрирование неограниченных функций. Интегрирование по бесконечному промежутку. | 2 |
Практическое занятие № 13 «Вычисление несобственных интегралов. Исследование сходимости (расходимости) интегралов» | 2 |
Практическое занятие № 14 «Приложения интегрального исчисления» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Вычисление площади плоской фигуры, длины кривой, объёма и площади тел вращения. | 2 |
Тема 5.4. Дифференциальные уравнения | Содержание учебного материала | 12 | ОК 02, ОК 04 |
Примеры задач, приводящих к дифференциальным уравнениям. | 4 |
Роль математики в профессиональной деятельности |
Практическое занятие № 15 «Дифференциальные уравнения первого порядка и первой степени». | 2 |
Практическое занятие № 16 «Уравнения с разделяющимися переменными». | 2 |
Практическое занятие № 17 «Однородное дифференциальное уравнение» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Решение дифференциальных уравнений первого порядка и первой степени, уравнений с разделяющимися переменными, а также однородных дифференциальных уравнений. | 2 |
Консультации | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ОК 11 |
Экзамен | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ОК 11 |
Итого по дисциплине | 74 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете «Математика»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенды по математике;
- плакаты по математике;
- набор геометрических тел;
- циркуль;
- транспортир;
- угольник;
- подвижные модели по планиметрии;
- таблицы по стереометрии;
Методическое обеспечение: инструкционные карты по выполнению практических работ, справочная литература, средства контроля знаний и умений студентов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Пехлецкий И.Д. Математика: 2018 ОИЦ «Академия».
Дополнительные источники:
2. Григорьев С.Г., Задулина С.В. Математика: 2010 ОИЦ «Академия».
3.Омельченко В.П., Математика: учебное пособие/ Омельченко В.П., Курбатова Э.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005
4.Богомолов Н.В. «Практические занятия по высшей математике», - М., Высшая школа, 1999
5. Подольский В.А. и др. Сборник задач по математике для техникумов. – М.: Высшая школа, 1999
6.Валуцэ И.И. и др. Математика для техникумов на базе средней школы: учебное пособие – М.: Наука, 1990
7. Дадаян А.А. Математика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005
8.Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: в 2-х частях, учеб./Каченовский М.И. и др. под ред. Г.Н. Яковлева, - М.: Наука, 1987
9.Высшая математика для экономистов. Под ред. Н.Ш.Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2007
10.Спирина М.С. Дискретная математика: учеб. – М. Академия, 2006.
11.Гончарова Г.А., Мочалин А.А. Элементы дискретной математики: учебное пособие – М.: Форму: ИНФРА-М, 2003
12. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учебное пособие – М.: Высшая школа, 1998
13. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Москва «Высшая школа» 1998
Интернет-ресурсы:
http: //www.alleng ru /edu/
http: //www.metod-kopilka.ru/
http: //www.klyaksa.net/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, формируемые ОК, ПК и ЛР) | Критерии оценки | Методы оценки |
ОК01, ЛР-1, ЛР-4, ЛР-10 умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; | -умение решать алгебраические уравнения с комплексными числами; -умение решать задачи с комплексными числами; -умение геометрически интерпретировать комплексное число; -умение находить площадь криволинейной трапеции; -умение находить определённый интеграл используя основные свойства, правила замены переменной и интегрирования по частям; -умение вычислять несобственные интегралы; -умение исследовать сходимость (расходимость) интегралов, в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого экзамена. |
ОК02 Быстрота и точность поиска, оптимальность и научность необходимой информации, а также обоснованность выбора применения современных технологий её обработки; | -умение решать алгебраические уравнения с комплексными числами; -умение решать задачи с комплексными числами; -умение геометрически интерпретировать комплексное число; -умение составлять матрицы и выполнять действия над ними; -умение вычислять определитель матрицы; -умение решать задачи при помощи дифференциальных уравнений; -умение решать дифференциальные уравнения первого порядка и первой степени; -умение решать дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными; -умение решать однородные дифференциальные уравнения , в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого экзамена. |
ОК03, ЛР-1, ЛР-4, ЛР-10 организовывать самостоятельную работу при освоении профессиональных компетенций; стремиться к самообразованию и повышению профессионального уровня; | -умение решать системы линейных уравнений методом Гаусса, правилом Крамера и методом обратной матрицы; -умение находить неопределённый интеграл с помощью таблиц, а также используя его свойства; -умение вычислять неопределённый интеграл методом замены переменной и интегрирования по частям; -умение интегрировать простейшие рациональные дроби; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого экзамена |
ОК03, ЛР-1, ЛР-4, ЛР-10 умение обоснованно и адекватно применять методы и способы решения задач в профессиональной деятельности; | -знает, что представляет собой математическая модель; -знает, как практически применять математические модели при решении различных задач; -знает общую задачу линейного программирования; -знает матричную форму записи; -знает графический метод решения задачи линейного программирования; -умение вычислять несобственные интегралы; -умение исследовать сходимость (расходимость) интегралов, в том числе в форме практической подготовки | Оценка результатов выполнения практических ра-бот. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов самостоятельной работы. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов проведённого экзамена |