СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного (элективного) курса «Научные основы химии» 10-11 классы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного (элективного) курса «Научные основы химии» на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.).

Рабочая программа составлена на основе  программы элективного курса: «Научные основы химии» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования 10-11 класс(ы), утвержденного приказом МО СО №01-26/4814 от 10.07.2017 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного (элективного) курса «Научные основы химии» 10-11 классы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного (элективного) курса «Научные основы химии» 10-11 классы





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебный (элективный) курс «Научные основы химии» создан в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся и призван реализовать следующую функцию: расширить, углубить, дополнить изучение химии, входящей в предметную область «Естественные науки».

Учебный (элективный) курс «Научные основы химии» является обязательным для изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего образования, выбравшими предмет «Химия» как обязательный в соответствии с профилем.

Рабочая программа учебного (элективного) курса «Научные основы химии» на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.).

Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса: «Научные основы химии» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования 10-11 класс(ы), утвержденного приказом МО СО №01-26/4814 от 10.07.2017 г. (авторы курса: Карасева Т.В., Васильчикова О.А., Тюрина И.В.).

При реализации программы учебного (элективного) курса учтены требования:

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»,

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Программа учебного (элективного) курса обеспечивает:

- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

-общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предмета «Химия» и дает распределение учебных часов по содержательным компонентам и разделам. Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы.

Содержание Программы строится с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основные цели изучения учебного (элективного) курса «Научные основы химии» - системное и осознанное освоение химических знаний, овладение методами познания и исследования химических веществ, применения полученных знаний для понимания окружающего мира.

Основные задачи:

- формирование научного мировоззрения, химического мышления для понимания роли химии в познании природы и ее законов;

- создание условий для самостоятельного получения, переработки и применения химических знаний;

- развитие мотивации обучающихся к продолжению естественно-научного образования;

- формирование химической, экологической культуры обучающихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОГО (ЭЛЕКТИВНОГО) КУРСА


Содержание учебного (элективного) курса «Научные основы химии» представлено крупными разделами, начиная с органической химии и заканчивая систематизацией знаний по теоретическим основам общей и органической химии на основе ведущих законов и теорий химической науки. Разделы изучаются в представленной последовательности, т.к., это позволяет сформировать у обучающихся целостную систему химических знаний.

Программный материал отражает все современные запросы общества к химическому образованию – применение идей развивающего обучения химии, создание условий для межпредметной интеграции, использования возможностей предмета для социализации и индивидуального развития обучающихся.

Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством.

Программа предусматривает обеспечение углубленной подготовки обучающихся по химии. Программа предлагает более глубокое изучение ведущих идеи и теории химической науки. С помощью сравнительного обобщения общей и органической химии раскрываются особенности строения химических веществ, формируется понятие о взаимосвязи органических и неорганических соединений, химических реакций, использования единых методов получения и исследования химических веществ. Программа позволяет создать химическую картину окружающего мира, включающую компоненты живой и неживой природы.

Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и возрастной психологии и направлено на решение задач обобщения теоретических основ общей, неорганической химии и органической химии с опорой на фундаментальные понятия, законы и теории. Ведущую роль в раскрытие содержания принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе элементов, теории химического строения веществ.


Программа учебного (элективного) курса «Научные основы химии» представлена следующими содержательными компонентами:

Углеводороды;

Кислородсодержащие органические вещества. Азатсодержащие органические вещества;

Вещества живых клеток;

Высокомолекулярные органические вещества, волокна; Вещество;

Химическая реакция;

Комплексные соединения и кристаллогидраты; Классификация веществ и их свойства;

Сплавы и интерметаллиды; Многообразие органических веществ;

Познание и применение веществ и химических реакций.


Принципы и особенности содержания Программы:


Принцип систематичности и последовательности предполагает выделение в изучаемом материале ведущих идей и теорий, выстраивание логической системы курса и учебного материала внутри одной темы. Принцип системности и последовательности позволяет сохранить соотношение между теоретическими положениями и практической составляющей курса. Реализуется в последовательности теории, практики, контроля и самоконтроля учащихся.

Принцип непрерывности позволяет организовывать обучение с опорой на знания химии, полученные на уровнях начального общего и основного общего образования, а также на жизненный опыт обучающихся. Кроме того, большую роль играют знания, сформированные другими предметными областями.

Принцип доступности и индивидуализации строится на учете учебных возможностей обучающихся. Позволяет выбрать оптимально учебный материал, соответствующий возрастным, физическим, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся. Обучение химическому содержанию остается доступным, но позволяет умственно и интеллектуально развивать обучающихся.

Принцип вариативности в организации образовательной деятельности дает возможность для различных вариантов реализации теоретической и практической части курса, исходя из обеспеченности курса материально- техническим, информационным, методическим обеспечением, особенностями разных групп обучающихся в классе. Позволяет искать конструктивные пути организации учебной деятельности не только учителю, но и обучающимся.

Принцип минимакса в организации образовательной деятельности позволяет обучающимся освоить обязательную часть реализуемой программы. Однако программа дает возможность развитию творчества, интеллекта учащихся через участие в проектной деятельности, в исследовательской деятельности, в решении задач повышенного уровня сложности.

Системно – деятельностный подход, реализуемый в Программе, позволяет формировать личностные, метапредметные и предметные результаты, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом в предметной области естественно-научного образования с учетом индивидуальных особенностей учащихся.


МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На уровне среднего общего образования учебный (элективный) курс «Научные основы химии» является обязательным для изучения и является одной из составляющих предметной области «Естественные науки».

Программа учебного (элективного) курса «Научные основы химии» рассчитана на 68 учебных часов, на изучение курса в каждом классе выделяется по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО (ЭЛЕКТИВНОГО) КУРС «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ»


Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного) курса «Научные основы химии» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.

Результаты изучения учебного (элективного) курса должны отражать: развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.


Планируемые личностные результаты

Личностные результаты включают

-формирование чувства гордости за вклад российских ученых химиков в развитие мировой химической науки;

-подготовка выбора индивидуальной образовательной траектории и профессиональной ориентации обучающихся;

-формирование умения управлять познавательной деятельностью;

-развитие способности к решению практических задач, умению находить способы взаимодействия с окружающими в учебной и внеурочной деятельности;

-формирование химической и экологической культуры;

-воспитание безопасного обращения с химическими веществами и стремления к здоровому образу жизни.


Планируемые метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные универсальные учебные действия

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия.

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Планируемые предметные результаты

В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса

«Научные основы химии» обучающийся научится:

-раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

-иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

-устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;

-анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;

-применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

-составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

-объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

-характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

-характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;

приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;

-определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;

-устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;

-устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

-устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;

-подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;

-определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;

-приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

-обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

-проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

-использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно- исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

-владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

-осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

-критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

-представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.


Обучающийся получит возможность научиться:

-формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

-самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

-интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;

описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;

-характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;

прогнозировать возможность протекания окислительно- восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 КЛАСС
  1. Углеводороды (14 часов)

  1. Органические вещества.

  2. Химическая связь в органических соединениях: σ– связь и π– связь.

  3. Номенклатура органических соединений: систематическая, тривиальная, рациональная. Общие принципы построения названий органических веществ, упражнения – составление формул по названиям и наоборот.

4. Алканы.

5. Циклоалканы.

6. Алкены.

7. Алкадиены. Каучуки.

8. Алкины.

9. Итоговое повторение темы «Непредельные углеводороды».

10. Арены. Бензол.

11. Стирол.

12. Природные источники углеводородов.

13. Генетическая связь углеводородов.

14. Итоговое повторение по теме «Углеводороды».

II. Кислородсодержащие органические вещества. Азотсодержащие органические вещества. (11 часов)

15. Одноатомные спирты.

16. Многоатомные спирты.

17. Фенол: особенности строения и свойства.

18. Альдегиды и кетоны.

19. Окислительно-восстановительные реакции с участием карбонилов.

20. Непредельные карбоновые кислоты.

21. Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ.

22. Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ и углеводородов.

23. Итоговое повторение по теме «Кислородсодержащие органические вещества».

24. Амины: строение и свойства.

25. Анилин. Ориентация в бензольном кольце.

III. Вещества живых клеток (6 часов)

26. Жиры.

27. Углеводы. Моносахариды.

28. Дисахариды.

29. Полисахариды.

30. Аминокислоты.

31. Белки.

IV Высокомолекулярные органические вещества, волокна (3 часа)

32. Искусственные полимеры. Синтетические полимеры.

33. Волокна

34. Обобщающее повторение

11 КЛАСС

V. Химический элемент (4 часа)

35. Строение атома. Периодический закон. Периодическая система элементов и структура электронной оболочки атомов.

36. Химические формулы и расчеты по ним. Задачи на нахождение химической формулы вещества.

37. Количество вещества. Число Авогадро.

38. Молярный объем газов. Газовые законы.

VI. Вещество (6 часов)

  1. Электроотрицательность химических элементов.
  2. Ионная связь. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой.
  3. Классификация ковалентной химической связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная).

  4. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Механизм образования и значение водородной связи для организации структур биополимеров.

  5. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.

  6. Итоговое занятие по теме «Вещество».

VII. Классификация химических реакций (10 часов)

  1. Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей.

  2. Реакции ионного обмена.

  3. Скорость химической реакции. Понятия «энтальпия», «энтропия», «энергия Гиббса».

  4. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

  5. Тепловые эффекты химических реакций, закон Гесса. Расчеты по термохимическим уравнениям

  6. Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

  7. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

  8. Гидролиз органических и неорганических соединений.

  9. Электролиз расплавов и растворов веществ.

  10. Итоговое занятие по теме «Классификация химических реакций».

VIII. Кристаллогидраты (2 часа)

  1. Кристаллогидраты. Химические свойства. Получение и применение.

  2. Решение задач по теме: «Кристаллогидраты».

IX. Классификация веществ и их свойства (8 часов)

  1. Характеристика металлов главной подгруппы I группы.

  2. Характеристика неметаллов главной подгруппы II и III группы.

  3. Характеристика металлов – меди, хрома, железа.

  4. Характеристика неметаллов главных подгрупп IV - VII групп.

  5. Характеристика неметаллов главных подгрупп IV - VII групп.

  6. Химические свойства неорганических веществ различных классов.

  7. Взаимосвязь неорганических веществ.

  8. Решение задач по тем «Неорганические вещества».

X. Познание и применение веществ и химических реакций (4 часа)
  1. Общие научные принципы химического производства.

  2. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции.

  3. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

  4. Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тематическое планирование

Количество

часов

Форма

контроля


I. Углеводороды (14 часов)

1.1.

Предельные углеводороды

5 часов

Тестирование

1.2.

Непредельные углеводороды

4 часа

Тестирование

1.3.

Ароматические углеводороды

5 часов

Тестирование

II. Кислородсодержащие органические вещества. Азотсодержащие

органические вещества (11 часов)

2.1

Спирты

2 часа

Тестирование

2.2

Фенолы

1 час

Тестирование

2.3

Карбонильные соединения

2 часа

Тестирование

2.4

Карбоксильные соединения

4 часа

Тестирование

2.5

Амины

2 часа

Тестирование

III. Вещества живых клеток (6 часов)

3.1

Вещества живых клеток

6 часов

Тестирование

IV. Высокомолекулярные органические вещества, волокна (3 часа)

4.1.

Высокомолекулярные органические

вещества, волокна

3 часа

Проектная работа

V. Химический элемент (4 часа)

5.1

Химический элемент

4 часа

Тестирование

VI. Вещество (6 часов)

6.1

Вещество

6 часов


VII. Классификация химических реакций (10 часов)

7.1.

Химическая реакция

10 часов


VIII. Кристаллогидраты (2 часа)

8.1.

Кристаллогидраты

2 часа

Решение задач

IX. Классификация веществ и их свойства (8 часов)

9.1.

Классификация веществ и их свойства

8 часов

Тестирование

X. Познание и применение веществ и химических реакций (4 часа)

10.1.

Познание и применение веществ и химических реакций

4 часа

Решение

задач

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

68








ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс



п/п

Тема занятия

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Органические вещества.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3686e6f5

2

Химическая связь в органических соединениях: σ– связь и π– связь.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/0ce6fd4c

3

Номенклатура органических соединений: систематическая, тривиальная, рациональная. Общие принципы построения названий органических веществ, упражнения – составление формул по названиям и наоборот.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c212dd21

4

Алканы.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/25a14636


5

Циклоалканы.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/156730d2

6

Алкены.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/273b0a1e

7

Алкадиены. Каучуки.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/04298c0a

8

Алкины.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/68b6cc4c

9

Итоговое повторение темы «Непредельные углеводороды».

1


10

Арены. Бензол.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a92a7094

11

Стирол.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d5018a54

12

Природные источники углеводородов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/69b3398b

13

Генетическая связь углеводородов

1


14

Итоговое повторение по теме «Углеводороды».

1


15

Одноатомные спирты.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/df04c5cd

16

Многоатомные спирты.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ee4d84aa

17

Фенол: особенности строения и свойства.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/2ce726f8

18

Альдегиды и кетоны.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b139beaa

19

Окислительно-восстановительные реакции с участием карбонилов.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a393baa9

20

Непредельные карбоновые кислоты.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/83a08773

21

Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ.

1


22

Взаимосвязь кислородсодержащих органических веществ и углеводородов.

1


23

Итоговое повторение по теме «Кислородсодержащие органические вещества».

1


24

Амины: строение и свойства.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/efa7e6ca

25

Анилин. Ориентация в бензольном кольце.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/39cd21f1

26

Жиры.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a19c5b98

27

Углеводы. Моносахариды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b4bdda2d

28

Дисахариды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/eb0384e7

29

Полисахариды.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/72a04508

30

Аминокислоты.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d1773e80

31

Белки.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/429e9899

32

Искусственные полимеры. Синтетические полимеры.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/82242e0f

33

Волокна

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/5963a601

34

Обобщающее повторение

1






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

Строение атома.

Периодический закон.

Периодическая система элементов и структура электронной оболочки атомов.

1

http://school- collection.edu.ru/

2

Химические формулы и расчеты по ним. Задачи на нахождение химической формулы вещества.

1

http://school- collection.edu.ru/

3

Количество вещества. Число Авогадро.

1

http://school- collection.edu.ru/

4

Молярный объем газов. Газовые законы.

1

http://school- collection.edu.ru/

5

Электроотрицательность химических элементов. 1 http://school- collection.edu.ru/

6

Ионная связь. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой. 1 http://school- collection.edu.ru/

7

Классификация ковалентной химической связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная).

1

http://school- collection.edu.ru/

8

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Механизм образования и значение водородной связи для организации структур биополимеров.

1

http://school- collection.edu.ru/

9

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.

1

http://school- collection.edu.ru/

10

Итоговое занятие по теме «Вещество».

1


11

Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей.

1

http://school- collection.edu.ru/

12

Реакции ионного обмена.

1

http://school- collection.edu.ru/

13

Скорость химической реакции. Понятия «энтальпия», «энтропия», «энергия Гиббса».

1

http://school- collection.edu.ru/

14

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

1

http://school- collection.edu.ru/

15

Тепловые эффекты химических реакций, закон Гесса. Расчеты по термохимическим уравнениям

1

http://school- collection.edu.ru/

16

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

1

http://school- collection.edu.ru/

17

Коррозия металлов и способы защиты от нее.

1

http://school- collection.edu.ru/

18

Гидролиз органических и неорганических соединений.

1

http://school- collection.edu.ru/

19

Электролиз расплавов и растворов веществ.

1

http://school- collection.edu.ru/

20

Итоговое занятие по теме «Классификация химических реакций».

1


21

Кристаллогидраты. Химические свойства. Получение и применение.

1

http://school- collection.edu.ru/

22

Решение задач по теме «Кристаллогидраты».

1


23

Характеристика металлов главной подгруппы I группы.

1

http://school- collection.edu.ru/

24

Характеристика неметаллов главной подгруппы II и III группы.

1

http://school- collection.edu.ru/

25

Характеристика металлов – меди, хрома, железа.

1

http://school- collection.edu.ru/

26

Характеристика неметаллов главных подгрупп IV - VII групп.

1

http://school- collection.edu.ru/

27

Характеристика неметаллов главных подгрупп IV - VII групп.

1

http://school- collection.edu.ru/

28

Химические свойства неорганических веществ различных классов.

1

http://school- collection.edu.ru/

29

Взаимосвязь неорганических веществ.

1


30

Решение задач по тем «Неорганические вещества».

1


31

Общие научные принципы химического производства.

1

http://school- collection.edu.ru/

32

Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции.

1

http://school- collection.edu.ru/

33

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

1

http://school- collection.edu.ru/

34

Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

http://school- collection.edu.ru/

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Основная литература:

  1. Химия. 10 класс. Углубленный уровень. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е.,Теренин В.И., Дроздов А.А., Лунин В.В.; под ред. Лунина В.В.; М: Просвещение, 2020.

  2. Химия.11 класс.Углубленный уровень. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И., Дроздов А.А., Лунин В.В.; под ред. Лунина В.В.; М: Просвещение, 2021.

  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. — М.: Дрофа, 2020.

  4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2020.

  5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа, 2020.

  6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2019.

  7. Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. Органическая химия: вопросы, упражнения, задачи, тесты. Пособие для старшеклассников.- СПб: СМИО Пресс, 2018.

  8. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.



Дополнительная литература:

    1. В.В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Э.Ю. Керимов Рабочая
      программа и методические рекомендации к учебникам под ред. В. В. Лунина; Москва, «Просвещение» 2022.

    2. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г., Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

    3. ЕГЭ 2023. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2023.

    4. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2016. – 200с.

    5. Единый государственный экзамен 2024. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2024.

    6. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2015.

    7. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 2008.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school- collection.edu.ru/).

  2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

  3. Библиотека Московской электронной школы htps://uchebnik.mos.ru/catalogue

  4. Видеоуроки на сайте "Инфоурок" https://iu.ru/video-lessons/

  5. Библиотека видеоуроков по школьной программе на сайте
    "Internetурок" https://interneturok.ru/

  6. Онлайн-школа "Знайка" https://znaika.ru/

  7. Облачная платформа отображения верифицированного цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение». https://educont.ru/

  8. Новая школа. Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем
    предметам. https://educont.ru

  9. 9) Новый диск. Цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений. https://educont.ru/

  10. Облако знаний. Интерактивные уроки и цифровые домашние задания. https://www.imumk.ru/

  11. ЯКласс. Полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций. https://www.yaklass.ru/

  12. Uchi.ru. Интерактивная образовательная онлайн-платформа. https://uchi.ru





















10