Рабочая программа
учебного курса «Алгебра» в 10 Б классе.
базовый уровень
Автор - составитель
Рабочей программы:
Просвирнина Е.М.
учитель математики
Саранск 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897», письмом Министерства образования Республики Мордовия № 1718 от 12 апреля 2010 года «О разработке и утверждении рабочих программ».Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый)- программы по алгебре и началам математического анализа 10-11 классов (базовый) авторов Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, под редакцией А.Б.Жижченко
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
В связи с реальной необходимостью в наши дни большое значение приобрела проблема полноценной базовой математической подготовки учащихся. Учащиеся 10-11 классов определяют для себя значимость математики, ее роли в развитии общества в целом. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Интерес к вопросам обучения математики обусловлен жизненной необходимостью выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, требующие высокого уровня образования, связанного с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Особенность изучаемого курса состоит в формировании математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Использование в математике нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека: знакомство с методами познания действительности (понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач). Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Общая характеристика учебного предмета.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».
Базовый курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлением их практической значимости. При изучении вопросов анализа широко используются наглядные соображения. Уровень строгости изложения определяется с учётом общеобразовательной направленности изучения начал анализа и согласуется с уровнем строгости приложений изучаемого материала в смежных дисциплинах. Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.
Учащиеся систематически изучают тригонометрические, показательную и логарифмическую функции и их свойства, тождественные преобразования тригонометрических, показательных и логарифмических выражений и их применение к решению соответствующих уравнений и неравенств, знакомятся с основными понятиями, утверждениями, аппаратом математического анализа в объёме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи.
В базовом курсе содержание образования, представленное в старшей школе, развивается в следующих направлениях:
· систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
· развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
· систематизация и расширение сведений о функциях как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций;
⋅ совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
· развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
· совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
· формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
· овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
· развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
· воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы и календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: совершенствование навыков научного познания, развитие познавательной компетенции учащихся, совершенствование учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Принципы отбора содержания связаны с целями образования, логикой межпредметных и внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития различных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих и социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации непрерывно растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Алгебра и начала анализа» на базовом уровне отводится 102 часа в 10 классе из расчета 3 часов в неделю (с учётом 34 учебных недель).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс 102 часа
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе контрольные работы |
| Степень с действительным показателем | 12 | 1 |
| Степенная функция | 14 | 1 |
| Показательная функция | 12 | 1 |
| Логарифмическая функция | 19 | 1 |
| Тригонометрические формулы | 24 | 1 |
| Тригонометрические уравнения | 21 | 1 |
| Итого: | 102 | 6+2 (административные) |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Степень с действительным показателем (13ч)
Основное содержание раздела: Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем.
Основная цель – обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а так же их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
2. Степенная функция (12ч)
Основное содержание раздела: Степенная функция, её свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель – обобщить и систематизировать известные свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
3. Показательная функция (12ч)
Основное содержание раздела: Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель – изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений.
4. Логарифмическая функция (17ч)
Основное содержание раздела: Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, её свойства и график. Логарифмические уравнении. Логарифмические неравенства.
Основная цель – сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять её свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
5. Тригонометрические формулы (24ч)
Основное содержание раздела: Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и – α. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Основная цель – сформировать понятие синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a при а = 1, -1, 0.
6. Тригонометрические уравнения (20ч)
Основное содержание раздела: Уравнения cos x = a, sin x = a, tg x = a. Решение тригонометрических уравнений. Примеру решения простейших тригонометрических неравенств.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения, ознакомить с некоторыми приёмами решения тригонометрических уравнений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по «Алгебре» в 10 Б классе, 102 часа
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Количество часов | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля | Дата | Домашнее задание |
По плану | По факту |
1 | Степень с действительным показателем. | | 12 | | | | | |
1.1 | Уроки повторения. | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | Фронтальный | 04.09.18 | | |
1.1 | Уроки повторения. | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | Фронтальный | 05.09.18 | | |
1.2 | Входная контрольная работа | Урок проверки и коррекции знаний и умений | 1 | | Контрольная работа | 06.09.18 | | |
1.3 | Действительные числа. | Ознакомление с новым материалом. | 1 | Знать: определение действительного числа. Уметь: преобразовывать простейшие выражения, содержащие радикалы. Иметь представление о пределе последовательности | Фронтальный | 11.09.18 | | |
1.4 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | Комбинированный | 1 | Знать: определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Уметь: находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии с помощью предела. | Фронтальный | 12.09.18 | | |
1.5 | Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. | Комбинированный | 1 | Знать: формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Уметь: использовать эту формулу для решения задач, обращать бесконечную периодическую дробь в обыкновенную. | Фронтальный, индивидуальный. | 13.09.18 | | |
1.6 | Арифметический корень натуральной степени. | Комбинированный | 1 | Знать: определение арифметический корня натуральной степени и его свойства. Уметь: находить значения корня натуральной степени по известным формулам и правилам; преобразовывать выражения, содержащие корни натуральной степени по правилам преобразования буквенных выражений, освобождать знаменатель алгебраической дроби от иррациональности | Фронтальный, индивидуальный. | 18.09.18 | | |
1.7 | Свойства арифметического корня n-ой степени. | Комбинированный | 1 | Фронтальный. | 19.09.18 | | |
1.8 | Применение свойств арифметических корней для преобразования выражений. | Урок применения умений и знаний. | 1 | Проверочная работа. | 20.09.18 | | |
1.9 | Степень с рациональным показателем. | Комбинированный | 1 | Знать:: определения возрастания и убывание функций, точек максимума и минимума функций. Уметь:: находить экстремумы функций, периоды возрастания и убывания функций. | Фронтальный, индивидуальный. | 25.09.18 | | |
1.10 | Степень с действительным показателем. | Комбинированный | 1 | Фронтальный. | 26.09.18 | | |
1.11 | Обобщение по теме «Степень с действительным показателем» | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Фронтальный, индивидуальный. | 27.09.18 | | |
1.12 | Контрольная работа №2 по теме «Степень с действительным показателем». | Урок контроля знаний | 1 | | Контрольная работа | 02.09.18 | | |
2 | Степенная функция | | 14 | | | | | |
2.1 | Степенная функция. Свойства степенной функции. | Комбинированный | 1 | Иметь представление об ограниченности функции Уметь: схематически строить график степенной функции в зависимости | Фронтальный, индивидуальный. | 03.09.18 | | |
2.2 | График степенной функции. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индивидуальный. | 04.10.18 | | |
2.3 | Взаимно обратные функции. График степенной функции. | Ознакомление с новым материалом. Комбинированный | 1 | Знать: определ обратимой функции, что график и взаимно обратных функций симметричны относит прямой у = х Уметь: по графику узнавать обратимую функцию, строить график обратной к данной | Фронтальный, индивидуальный. | 09.10.18 | | |
2.5 | Дробно-линейная функция. Сложные функции | Комбинированный | 1 | Иметь представление о дробно-линейной функции Знать: определения равносильных уравнений, неравенств, систем Уметь: при решении уравнений выполнять преобразования, приводящие к уравнениям-следствиям | Индивидуальный. | 10.10.18 | | |
2.6 | Равносильные уравнения. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индивидуальный. | 11.10.18 | | |
2.7 | Равносильные неравенства. Равносильность систем. | Ознакомление с новым материалом. Комбинированный | 1 | Фронтальный. | 16.10.18 | | |
2.8 | Иррациональные уравнения. | Комбинированный | 1 | Знать:: основные способы решения иррациональных уравнений. Уметь:: решать иррациональные неравенства любой сложности. | Фронтальный, индивидуальный. | 17.10.18 | | |
2.9 | Решение систем уравнений. Иррациональные неравенства. | Урок применения умений и знаний. | 1 | Уметь:: находить корни иррациональных уравнений и систем уравнений, решать иррациональные неравенства | Фронтальный, индивидуальный. | 18.10.18 | | |
2.10 | Решение систем уравнений. Иррациональные неравенства. | Урок применения умений и знаний. | 1 | Уметь:: находить корни иррациональных уравнений и систем уравнений, решать иррациональные неравенства | Фронтальный, индивидуальный. | 23.10.18 | | |
2.11 | Обобщение по теме «Степенная функция» | Урок применения умений и знаний. | 1 | Уметь: демонстрировать теоретич и практические знания по теме | Фронтальный, индивидуальный. | 24.10.18 | | |
2.12 | Контрольная работа №3 по теме «Степенная функция». | Урок применения умений и знаний. | 1 | Уметь: применять теоретический материал при решении письменной работы | Контрольная работа | 25.10.18 | | |
3 | Показательная функция | | 12 | | | | | |
3.1 | Показательная функция, её свойства. | Ознакомление с новым материалом. | 1 | Знать: определение и свойства показательной функции.Уметь: строить гр показательной функ по точкам и схематично; использовать свойства показательной функц при решении упражнений | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.2 | График показательной функции. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.3 | Контрольная работа за 1 полугодие | Урок контроля знаний | 1 | | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.4 | Показательные уравнения. | Комбинированный | 1 | Знать: определ и вид показательных уравнений. Уметь: решать показательные уравн, используя тождеств преобраз-ия выражений на основе свойств степени, с помощью разложения на множители выражений, содержащих степени, применяя способ замены неизвестного. | | | | |
3.5 | Решение показательных уравнений. | Комбинированный Урок применения умений и знаний. | 1 | Самостоятельная работа. | | | |
3.6 | Решение показательных уравнений. | | 1 | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.7 | Решение показательных неравенств. | Комбинированный | 1 | Знать: определение и вид показательных неравенств. Уметь: решать показательные неравенства, используя тождественные преобразования выражений на основе свойств степени | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.8 | Решение показательных неравенств. | | 1 | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.9 | Системы показательных уравнений и неравенств. | Комбинированный | 1 | Знать: способы решения систем уравнений. Уметь: решать системы показательных уравнений. | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.10 | Системы показательных уравнений и неравенств. | | 1 | Знать: способы решения систем уравнений. Уметь: решать системы показательных уравнений. | Фронтальный, индивидуальный. | | | |
3.11 | Обобщение по теме «Показательная функция» | Урок применения умений и знаний. | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме. | Проверочная работа. | | | |
3.12 | Контрольная работа№4 по теме «Показательная функция». | Урок контроля знаний | 1 | Уметь: применять теоретический материал при решении письменной работы | Контрольная работа | | | |
4 | Логарифмическая функция | | 19 | | | | | |
4.1 | Логарифм числа. | Ознакомление с новым материалом. Комбинированный | 1 | Знать: определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество. Уметь: выполнять преобразование выражений, содержащих логарифмы | Фронтальный. | | | |
4.2 | Логарифм числа. | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.3 | Основные свойства логарифмов. | Комбинированный | 1 | Знать: свойства логарифмов. Уметь: применять свойства логарифмов при преобразовании выражений, содержащих логарифмы | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.4 | Основные свойства логарифмов. | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.5 | Применение свойств логарифмов для преобразования выражений. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.6 | Применение свойств логарифмов для преобразования выражений. | Комбинированный | | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.7 | Десятичные и натуральные логарифмы. | Комбинированный | 1 | Знать: обозначение десятичного и натурального логарифма. Уметь: применять формулу перехода в простейших случаях. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.8 | Десятичные и натуральные логарифмы. | Комбинированный | | | | | |
4.9 | Формулы перехода. | Комбинированный | 1 | Самостоятельная работа. | | | |
4.10 | Формулы перехода. | Комбинированный | | | | | |
4.11 | Логарифмическая функция, её свойства. | Ознакомление с новым материалом. | 1 | Знать: вид логарифмической функции, её основные свойства. Уметь: строить график логарифмической функции по точкам и схематично, использовать свойства логарифмической функции при решении задач. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.12 | График логарифмической функции. | Ознакомление с новым материалом. | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.13 | Логарифмические уравнения. | Комбинированный | 1 | Знать: определение и вид простейших логарифмических уравнений, основные приёмы решения Уметь: решать простейшие логарифмические уравнения | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.14 | Системы логарифмических уравнений. | Комбинированный | 1 | Самостоятельная работа. | | | |
4.15 | Системы логарифмических уравнений. | Комбинированный | | Самостоятельная работа. | | | |
4.16 | Логарифмические неравенства. | Комбинированный | 1 | Знать: определение и вид простейших логарифмических неравенств, основные приёмы решения Уметь: решать простейшие логарифмические неравенства | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.17 | Решение логарифмических неравенств. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
4.18 | Обобщение по теме «Логарифмическая функция» | Урок применения умений и знаний. | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме. | Проверочная работа. | | | |
4.19 | Контрольная работа № 5 по теме «Логарифмическая функция». | Урок контроля знаний | 1 | Уметь:: применять полученные знания и навыки | Контрольная работа | | | |
5 | Тригонометрические формулы. | | 24 | | | | | |
5.1 | Радианная мера угла. | Ознакомление с новым материалом. | 1 | Знать: определение радиана. Уметь: переводить радианную меру угла в градусы и обратно. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.2 | Поворот точки вокруг начала координат. | Ознакомление с новым материалом. | 1 | Знать: понятия «единичная окружность», поворот точки вокруг начала координат. Уметь: находить координаты точки единичной окружности, полученной поворотом P(1;0) на заданный угол, находить углы поворота точки P(1;0), чтобы получить точку с заданными координатами | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
.53 | Решение задач | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.4 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла. | Комбинированный | 1 | Знать: определение синуса, косинуса и тангенса угла, табличные значения Уметь: находить значения синуса, косинуса и тангенса угла по таблицам Брадиса и с помощью МК, решать уравнения sin x=0, sin x=1, sin x=-1, cos x=0, cos x=1, cos x=-1 | Самостоятельная работа. | | | |
5.5 | Решение простейших тригонометрических уравнений. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.6 | Знаки синуса, косинуса и тангенса. | Комбинированный | 1 | Знать: знаки синуса, косинуса и тангенса в различных четвертях. Уметь: определять знак числа sin, cos и tg при заданном значении | Индивидуальный. | | | |
5.7 | Формулы зависимости между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | Комбинированный | 1 | Знать: основное тригонометрическое тождество, зависимость между тангенсом и котангенсом. Уметь: применять формулы зависимости между синусом и косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла при решении задач | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.8 | Применение формул для вычисления значений синуса, косинуса, тангенса. | Комбинированный | 1 | Фронтальный. | | | |
5.9 | Тригонометрические тождества. | Урок применения умений и знаний. | 1 | Знать: определение тождества, способы доказательства тождеств. Уметь: применять изученные формулы при доказательстве тождеств. | Проверочная работа. | | | |
5.10 | Доказательство тождеств с использованием тригонометрических формул. | Комбинированный | 1 | Фронтальный.. | | | |
5.11 | Доказательство тождеств с использованием тригонометрических формул. | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.12 | Синус, косинус, тангенс углов α и -α | Комбинированный | 1 | Знать: формулы для вычисления синуса, косинуса, тангенса отрицательных углов. Уметь: находить значения синуса, косинуса и тангенса отрицат углов | Проверочная работа. | | | |
5.13 | Формулы сложения. | Комбинированный | 1 | Знать: формулы сложения для синуса и косинуса. Уметь: применять формулы сложения для синуса и косинуса при решении задач. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.14 | Преобразование тригонометрических выражений с помощью формул сложения. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.15 | Преобразование тригонометрических выражений с помощью формул сложения. | | 1 | Индивидуальный. | | | |
5.16 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. | Комбинированный Урок применения умений и знаний. | 1 | Знать: формулы двойного угла. Уметь: применять формулы двойного угла при решении задач. | Самостоятельная работа. | | | |
5.17 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. | | 1 | Иметь представление о формулах половин угла. Уметь: применять формулы индии15о угла, пользуясь справочным материалом. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.18 | Синус, косинус и тангенс половинного угла. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.19 | Формулы приведения. | Комбинированный | 1 | Знать: правила записи формул приведения. Уметь: применять формулы приведения при решении задач. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.20 | Решение задач | Урок применения умений и знаний. | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.21 | Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. | Комбинированный | 1 | Знать: формулы суммы и разности синусов, суммы и разности косинусов. Уметь: применять формулы суммы и разности при решении задач. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.22 | Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
5.23 | Обобщение по теме «Тригонометрические формулы» | Урок применения умений и знаний. | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме. | Проверочная работа. | | | |
5.24 | Контрольная работа №6 по теме «Тригонометрические формулы». | Урок контроля знаний | 1 | Уметь: обобщать и систематизировать знания по основным вопросам темы. | Контрольная работа | | | |
6 | Тригонометрические уравнения. | | 23 | | | | | |
6.1 | Понятие арккосинуса числа. | Ознакомление с новым материалом. | 1 | Знать: определение арккосинуса числа, формулу корней уравнения cos х = а, частные случаи. Уметь: применять формулы при решении простейших индии17ометриических уравнений вида cos х = а. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.2 | Уравнение cos x = a. | Комбинированный | 1 | Фронтальный. | | | |
6.3 | Решение уравнений вида cos x = a. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.4 | Уравнение sin x = a. | Комбинированный | 1 | Знать: определение арксинуса числа, формулу корней уравнения sin х = а, частные случаи. Уметь: применять формулы при решении простейших индии17ометриических уравнений вида sin х = а | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.5 | Решение задач | Урок применения умений и знаний. | 1 | Самостоятельная работа. | | | |
6.6 | Решение задач | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.7 | Уравнение tg x = a. | Комбинированный | 1 | Знать: определение арктангенса числа, формулу корней уравнения tg х = а. Уметь: применять формулу при решении простейших индии17ометриических уравнений вида tg х = а. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.8 | Решение уравнений вида tg x = a. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.9 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | Комбинированный | 1 | Уметь: решать простейшие тригонометрические уравнения, квадратные уравнения относительно одной из тригонометрич функций. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.10 | Однородные и линейные уравнения. | Комбинированный | 1 | Уметь: решать однородные и линейные тригонометрические уравнения. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.11 | Однородные и линейные уравнения | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.12 | Решение задач | Урок применения умений и знаний. | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.13 | Метод разложения на множители. | Комбинированный | 1 | Уметь: применять метод разложения на множители при решении тригонометрических уравнений. Иметь представление о методе замены неизвестного. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.14 | Метод разложения на множители. | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.15 | Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. | Комбинированный | 1 | Иметь представление о методе оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.16 | Системы тригонометрических уравнений. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.17 | Тригонометрические неравенства. | Комбинированный | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.18 | Тригонометрические неравенства. | | 1 | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.19 | Обобщение по теме «Тригонометрические уравнения» | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.20 | Контрольная работа №7 по теме «Тригонометрические уравнения». | Урок контроля знаний | 1 | Уметь: обобщать и систематизировать знания по основным вопросам темы. | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
6.21 | Обобщение материала за 10 класс | Урок обобщения и систематизации знаний | | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания | Фронтальный, индиивидуальный. | | | |
| | ИТОГО | 102 | | | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения математики на базовом уровне в старшей школе ученик должен
Знать:/понимать:
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
· идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
· значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
· универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
· различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
· роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
· вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь::
Числовые и буквенные выражения
· выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
· применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
· находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
· выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
· проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
· определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
· строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
· описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
· решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
· находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
· вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
· исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
· решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
· решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
· вычислять площадь криволинейной трапеции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
· решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
· доказывать несложные неравенства;
· решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
· изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
· находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
· решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
· вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по математике.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если:
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учебн. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровени / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин; под редакцией А.Б. Жижченко, - 4-е изд., - М.: Просвещение, 2011
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.И. Шабунин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, Р.Г. Газарян. Москва. Просвещение.2009
Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, О.Н. Доброва. Москва. Просвещение.2008
Книга для учителя. Изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе. Авторы: Н.Е. Фёдорова, М.В. Ткачёва. Москва. Просвещение.2008
Перечень оборудования
Классная доска
Персональный компьютер с выходом в интернет
LCD Проектор
Документкамера
Настенный экран
Набор чертежных инструментов для работы у доски
Информационное сопровождение:
Сайт ФИПИ;
www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.mathvaz.ru Дocье школьного учителя математики
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/
6